Аномалии памяти. Феноменальная память. Амнезии



Аномалии памяти - нарушение памяти разной природы и степени тяжести. К аномалиям относят не только ослабление или потерю памяти, но и ее ненормальное обострение: Гипомнезия, или ослабление памяти, может иметь различное происхождение. Она может быть связана с возрастными изменениями, быть врожденной, или появиться как следствие какого-либо мозгового заболевания (травмы, инфекции, склероза мозговых сосудов и др.). Парамнезии (ложные узнавания) — особые состояния, когда человек испытывает ощущение «знакомства» при встрече с незнакомыми объектами. Это обманы памяти, связанные с изменениями состояния со­знания, хорошо известны в психиатрии и описаны как состояния «дежа вю». Другой аномалией памяти является амнезии (значительное снижение или отсутствие памяти). Различают несколько видов амнезий: ретроградная, антероградная, фиксационная, прогрессирующая и т. д. Например, ретроградная амнезия заключается в забывании событий, непосредственно предшествующих какому-то сильному воздействию на организм (удару, шоку и), при сохранении памяти о более далеких событиях. Особый тип аномалий памяти является гипермнезия — обострение памяти, резкое увеличение объема и прочности запоминания материала по сравнению со средними нормальными показателями.

Рассмотрим несколько подробнее описания и исследования феноменальной памяти. Несколько лет назад крупнейший современный математик и кибернетик фон Нейман сделал сенсационное сообщение. По его расчетам получилось, что в принципе человеческий мозг может вместить примерно 1020 единиц информации. В переводе на общепонятный язык это означает — каждый из нас может запомнить всю информацию, содержащуюся в миллионах томах крупнейшей в мире Библиотеки имени Ленина.

На первый взгляд, такое заявление, такие подсчеты кажутся фантастическими. Но обратимся к фактам, к фактам существования феноменальной памяти, поражающей воображение, кажущейся немыслимой. Они взяты из разных эпох, это разные люди, в разных ситуациях и запоминали они разное.

Историки утверждают, что Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат — до 30 000 человек. Этими же способностями обладал и персидский царь Кир. По имени и в лицо знал каждого из 20 000 жителей греческой столицы знаменитый Фемистокл. А Сенека был способен повторить 2000 несвязанных между собой совершенно отдельных слов, услышанных лишь раз.

Гениальный математик Леонард Эйлер поражал всех необыкновенной памятью на числа. Он помнил, например, шесть первых степеней всех чисел до ста. Академик А. Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Другой наш замечательный ученый академик С. А. Чаплыгин мог безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет пять назад случайно всего один раз. А великий русский шахматист Алехин мог играть по памяти «вслепую» с 30—40 партнерами.

Все это примеры памяти людей, так сказать, оставивших след в истории. Но и обыкновенные люди тоже регистрируют в течение жизни миллионы событий, впечатлений. И именно это накопление воспоминаний делает необъятным наше интеллектуальное богатство.

Человек прекрасно сохраняет в памяти и краски заходящего солнца в какой-то из вечеров, и едва заметные события жизни, и слова, и звуки — все, что оставляет след, что его трогает, все, что невольно отмечается и выбирается из океана быстротекущей жизни. Причем и здесь можно отметить множество удивительного.
Некто Э. Гаон заучил наизусть все 2500 книг, которые прочитал за свою жизнь. Мало того. Он мог, не задумываясь, вспомнить из них любой отрывок. Рассказывают, что кассир польского футбольного клуба «Гурник» Леопольд Хелд помнил не только все результаты, но и все подробности игр клуба.
Однажды во время телевизионной передачи комментатор спросил Хелда: «Чем кончился матч «Гурника» и «Одра» из Ополе четыре года назад?» Ответ последовал моментально: «Мы выиграли 4:0, встреча состоялась 18 августа, было 27 тысяч болельщиков, общая сумма дохода 235 тысяч злотых. Три гола забил Поль и один Цзолтисик».

50-летний житель Иокогамы Хидаки Тамойро знает наизусть число «пи» вплоть до 15151-го знака после запятой. Попробуйте написать: пи = 3,141... и так до 15151-го знака! Тамойро «вынимает» из своей памяти цифры группами по тысяче. Вся демонстрация числа «пи» занимает у него 3 часа 10 минут.
Правильность ответа контролируется на стоящей тут же ЭВМ, поэтому подлог или ошибка исключается.

Интересны случаи феноменальной образной памяти людей художественного склада.
Французскому рисовальщику Гюставу Доре (автору широко известных иллюстраций к книге Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль») издатель однажды поручил сделать рисунок с фотографии какого-то альпийского вида. Доре ушел, забыв взять с собой фотографию. На следующий день он принес совершенно точную копию. Известно также, что самый удачный портрет президента Линкольна нарисовал его провинциальный почитатель, неизвестный художник из штата Нью-Джерси. Восторженный поклонник видел президента всего один раз. Узнав об убийстве Линкольна, он был охвачен горем и нашел утешение, нарисовав по памяти портрет.
Русский художник Николай Николаевич Ге по памяти изобразил абсолютно точно комнату одного из петергофских дворцов. «Я в голове, в памяти принес домой весь фон картины «Петр I и Алексей» — с камином, с карнизами, с четырьмя картинами голландской школы, со стульями, с потолком и освещением.

Был всего один раз в этой комнате, и был умышленно один раз, чтобы не разбивать впечатления, которое я вынес»,— писал об этом художник.
Интересный случай из биографии замечательного русского пианиста и композитора Сергея Васильевича Рахманинова приводят многие авторы. Однажды к Танееву должен был приехать Глазунов, чтобы сыграть только что написанную пьесу. Любивший подшутить Танеев спрятал в другой комнате молодого Рахманинова — тогда студента консерватории. Через некоторое время, после того как Глазунов окончил играть, Танеев позвал Рахманинова. Юноша сел за рояль и к величайшему удивлению Глазунова повторил полностью его сочинение. Композитор был озадачен: откуда студент мог знать произведение — ноты автор никому не показывал.

Методы тренировки памяти

В психологии описано множество случаев, когда люди обладали так называемой феноменальной памятью - способностью к воспроизведению огромного (может быть, неограниченного) объема информации. Феноменальная память встречается не только у умственно отсталых людей (хотя, напомню, для них это явление наиболее характерно), но и у многих известных личностей в истории. Существуют легенды об уникальных возможностях памяти Юлия Цезаря и Наполеона, Моцарта и Гаусса, шахматиста Алехина и авантюриста графа Сен-Жермена. Один из самых ярких и изученных примеров - мнемонист С.Д. Шерешевский, книгу о котором написал известный российский психолог А.Р. Лурия. Психологи не обнаружили у Шерешевского никаких ограничений ни на объем запоминания, ни на время хранения информации. Например, Шерешевский с первого предъявления запомнил длинную строфу "Божественной комедии" Данте на незнакомом ему итальянском языке, которому легко повторил при неожиданной проверке ... через 15 лет. Не удивительно, что Шерешевского волновал вопрос, не как лучше запомнить, а как научится забывать.

Некоторые из обладавших феноменальной памятью людей использовали мнемонические приемы при запоминании. Шерешевский, например, демонстрируя в цирке свои удивительные способности, прибегал к приему размещения в пространстве вдоль по знакомой московской улице. (Любопытно, что однажды он ошибся: поставил названный ему предмет в тень и при воспроизведении, мысленно снова проходя по этой улице, он его не заметил.) Но обычно при феноменальном сохранении не производится никакая работа создания над подлежащим запоминанию материалом. Шотландский математик А. Эткин в 1933 г. дважды прочел список из 25 несвязных слов и ... без ошибок воспроизвел его 27 лет спустя! Известный музыковед И.И. Соллертинский мог пролистать книгу, а затем безошибочно воспроизвести текст любой страницы книги. Соллертинский даже не читал книгу, страницы текста которой воспроизводил. Ясно, что такое сохранение никакими мнемоническими приемами не объяснить. Вообще люди, обладающие феноменальной памятью, как правило, не осуществляют никаких преобразований информации. Когда на одном из публичных выступлений Шерешевскому предложили запомнить ряд цифр: 3, 6, 9, 12, 15 и т.д. до 57, он это сделал, даже не заметив простой последовательности чисел. "Если бы мне дали просто алфавит, я бы не заметил этого и стал бы честно заучивать", - признавался сам Шерешевский.

При феноменальной памяти знаки воспроизводятся без видимых усилий - с такой же легкостью, с какой мы, глядя на дом или дерево, без каких-либо осознанных усилий узнаем, что это именно дом, дерево. Проблема в том, что никто из нас не умеет осознанно впечатывать в память заучиваемую информацию. Мы умеем запоминать, но не знаем, как мы это умеем. Тем не менее, каждый из нас постоянно контролирует сознанием процесс запоминания: а вдруг ошибусь? а вдруг забуду что-то важное? Создается впечатление, что люди с феноменальной памятью отличаются, прежде всего, тем, что они способны, как дети, не ставить процесс сохранения и извлечения из памяти под контроль сознания.

Существуют различные мнемонические приемы, которые способствуют лучшему запоминанию информации и позволяют увеличить объем информации, запоминаемой с первого предъявления. Они направлены на то, что побуждают испытуемого искусственно изменять стимульный материал, но так, чтобы эти изменения, тем не менее, не приводили к ошибкам воспроизведения. Рассмотрим некоторые из этих приемов.
Создание образов при запоминании слов. При предъявлении первой пары слов создается зрительный образ - воображаемая ситуация, включающая оба эти слова. При предъявлении пары слов "щенок, велосипед" можно представить себе, например, веселого щенка, едущего на велосипеде и энергично крутящего педали. Пусть следующее слово будет "сигара" - теперь в воображаемой картинке щенок крутит педали с сигарой в зубах. Предъявляется новое слово "география": на багажнике велосипеда появляется учебник географии с картой мира на обложке. "Компьютер" - вся воображаемая картинка размещается на экране дисплея. "Снегурочка" - щенок немедленно приобретает длинную косу и серебреную шубу новогоднего персонажа. И т.д. Такой способ позволяет намного увеличить число запоминаемых слов. Обратите внимание: создание образов не мешает, а увеличивает объем подлежащего запоминанию материала. Например, построенный образ щенка, едущего на велосипеде, с равным успехом может быть применим к разным парам слов: "щенок - колесо", "собака - велосипед", "лапа - педаль" и т.п. Поэтому испытуемый все равно должен запомнить не только созданную им воображаемую картину, но и сами предъявленные ему слова.
Мысленное размещение предъявленных для запоминания объектов в пространстве. Допустим, вы сидите в аудитории и должны запомнить список слов. Постарайтесь разместить предметы, обозначаемые этими словами, в пространстве аудитории. Важное замечание: размещайте их в наиболее неожиданных местах так, чтобы при их воспроизведении, оглядывая аудиторию, вы бы могли их заметить (в парту, например, лучше ничего не класть). Итак, пусть вам предъявлено слово "бифштекс". (Записи на доске). Куда мы его положим? Например, подвесим к лампочке, чтобы он согревался. Следующее слово - "книга". Положим ее сверху на открытую дверь - пусть она упадет на того, кто дверь откроет. "Крокодил" - о, крокодил у нас будет лежать на подоконнике. "Самолет" поставим в угол. В другой угол мы поставим "кактус". А посередине между ними разместим "флейту" и т.п. Снова отметим увеличение объема запоминания при мысленном размещении стимульного материала в пространстве - теперь ведь надо запомнить не только сам стимульный материал, но и то, куда он размещен.
(Кстати, попробуйте вспомнить, не перечитывая, все 12 слов, упомянутых как предъявленные слова для запоминания при описании приемов создания образов и размещения предметов в пространстве. Удалось ли вспомнить хотя бы 10?)


Перекодирование. Проще всего использовать этот прием для запоминания большого числа двоичных цифр. Если вы умеете быстро переводить двоичные цифры (0 и 1) в восьмеричные, то запоминание 7-8 восьмеричных цифр приведет к запоминанию более двух десятков двоичных цифр. При запоминании ряда десятичных чисел их можно трактовать как известные вам даты, номера телефонов или квартир. Например, надо запомнить ряд цифр 4125073698. Перекодируем этот ряд, например, так: 41 - начало войны; 25 декабря - католическое Рождество, а 07 января - православное; 36 - это 6 в квадрате; 98 - это текущий год.
Подобное перекодирование можно осуществить при запоминании набора слов. Наверняка, вы до сих пор помните мнемоническое правило для запоминания семи цветов радуги: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан? (Есть аналогичные конструкции для запоминания семи нот музыкальной гаммы).

Повторение

Среди мнемонических приемов выделяется один, которым интуитивно пользуются почти все люди не только в экспериментальных условиях, но и в обычной жизни. Речь идет о повторении. Повторение - это перевод предъявленного для запоминания материала в собственную речь запоминающего, т.е. изменение материала, но такое, которое заведомо не нарушает воспроизведения. Повторение способствует лучшему воспроизведению, но, все же, оно не является самым эффективным приемом запоминания, поскольку само по себе многократное повторение, как уже отмечалось, способствует ускользанию текста из сознания.
     Фигура и фон при извлечении из памяти.

Герой известного рассказы А.П. Чехова долгое время вспоминал "лошадиную" фамилию, пока не вспомнил - Овсов. Но при этом ведь помнил, что другие варианты (Кобылин, Жеребцов, Лошадинин, Буланов и пр.) не подходят. Как всегда, Чехов точен в своем наблюдении. Все мы знаем, что одно забытое слово или забытая фамилия одного нашего знакомого переживается иначе, чем другое забытое слово или забытая фамилия другого знакомого. Мы зачастую помним больше, чем можем вспомнить. То, что мы осознанно извлекаем из памяти (фигура), всегда сопровождается еще чем-то, что нами отчетливо не осознается (фон).

      Попробуйте запомнить с одного прочтения список из 10 слов и затем, не глядя на текст, запишите на листе бумаги все запомненные вами слова в любом порядке (запись на доске):

курица волосы поступок новости соска
шишка тюрьма варенье брелок ворота
.

Не удивляйтесь, что вы запомнили семь или чуть больше слов (от пяти до девяти), - обычно так и бывает. Но маловероятно (хотя и возможно), что вы смогли записать все десять слов. Ваши попытки вспомнить оставшиеся не удаются? Вы чувствуете, что помните больше?

 Прочтите тогда список из 20 слов, который включает 10 уже известных вам слов и 10 новых слов. Припишите к тому, что вам уже удалось воспроизвести, те слова, которые вы узнали в этом списке как слова из предыдущего списка. В подавляющем большинстве случаев хотя бы одно слово удается приписать каждому! Будем надеяться, что вам тоже удается. Вот список для узнавания:

тюрьма копыто кувшин ворота башмак голубь
соска тупица груша варенье труба шишка курица
брелок баран засада новости волосы матрос поступок

Итак, большинству испытуемых удается узнать не воспроизведенные ранее слова из первого списка. Это значит, что они их помнили даже тогда, когда не смогли воспроизвести! Как раз то, что мы помним, но не воспроизводим, выступает в нашем сознании фоном к тому, что удается воспроизвести.
Известный исследователь памяти Г. Эббингауз создал своеобразный метод измерения объема того, что каким-то образом дано сознанию, но что, тем не менее, не воспроизводится, - метод сбережения. Как известно, длинный ряд знаков (чисел, букв, слогов, слов и пр.), намного превосходящий границу в семь знаков, испытуемый может заучить только после нескольких повторений. Однако спустя длительное время после заучивания испытуемый обычно не способен воспроизвести ни один из элементов ранее заученного ряда. Ничего удивительного, скажем мы, он его полностью забыл. Но так ли это? Эббингауз предлагает испытуемым повторно заучить этот же ряд. И выясняется, что для повторного заучивания якобы забытого ряда часто требуется существенно меньшее число предъявлений, чем в случае, если бы этот ряд ранее не заучивался. Пусть человек уверен, что он ничего не помнит, на самом деле он вполне может все же что-то хранить ("сберегать", по терминологии Эббингауз) в своей памяти. Даже когда наше сознание забывает, оно на самом деле помнит что-то из забытого, помнит то, что как бы не помнит.

Вот пример одного из исследований с помощью метода сбережения. Ребенку, которому в начале эксперимента было всего пять месяцев, каждый день в течение трех месяцев зачитывали вслух три отрывка на древнегреческом языке. Каждые следующие три месяца ему читали три новых отрывка. Так продолжалось до трехлетия малыша. Позднее он никогда не учил древнегреческий язык. В возрасте 8, 14 и 18 лет ему снова предъявлялась каждый раз разная часть этих отрывком для заучивания наизусть вместе с новыми ранее никогда им не слышанными текстами. В 8 лет он выучивал старые тексты на 30% быстрее новых, в 14 на 8%, хотя в 18 лет различий уже не было заметно.

 При изучении процесса запоминания можно обнаружить и эффекты последействия фигуры и фона. Еще самим Эббингаузом был установлен закон, ныне носящий его имя: число повторных предъявлений, необходимых для заучивания всего ряда, растет гораздо быстрее, чем объем предъявленного ряда. Например: за одно предъявление испытуемый правильно воспроизводит 6-7 бессмысленных слогов, однако для воспроизведения 12 слогов ему потребуется уже 16 предъявлений, а для 24 слогов - 44 предъявления; если испытуемый запоминает с одного предъявления 8 цифр, то для заучивания 9 цифр ему уже потребуется 3-4 предъявления. При этом (последействие фигуры) при последующих предъявлениях воспроизводятся, прежде всего, те знаки, которые уже были воспроизведены при предшествующем предъявлении. Но это также значит, что ранее не воспроизведенные знаки продолжают упорно не воспроизводится при последующих предъявлениях (последействие фона). Таким образом, закон Эббингауза является следствием как последействия фигуры, так и последействия фона.

 Пусть человек воспроизводит после одного предъявления ряд в 10-14 знаков. Какие-то знаки этого ряда он воспроизводит правильно, а какие-то пропусти, "не запомнит". После этого ему предъявляется следующий ряд, содержащий как новые знаки, так и знаки из предшествующего ряда (правильно воспроизведенные и пропущенные). Оказывается, что и в этом случае наблюдаются эффекты последействия фигуры и фона. Человек запомнит, прежде всего, те знаки, которые только что правильно воспроизводил (вероятность воспроизведения таких знаков больше вероятности воспроизведения новых знаков). Хуже всего он запомнит те знаки, которые только что забыл при предъявлении предшествующего ряда (вероятность воспроизведения пропущенных ранее знаков меньше вероятности воспроизведения новых знаков). Но вот что еще важно: если испытуемый не воспроизвел какой-то из знаков, а этот знак в следующем ряду ему не был предъявлен, то он гораздо чаще случайного ошибочно воспроизведет этот ранее пропущенный знак. Обратите внимание: для того чтобы повторно не воспроизвести какие-то знаки, их необходимо помнить, так как мозг автоматически должен опознать эти знаки как ранее пропущенные и только после этого повторить ошибку пропуска. Повторяется также и ошибка замены, когда вместо одного знака устойчиво воспроизводится другой.
Процесс извлечения из памяти весьма сходен с процессом восприятия. Из огромного количества сохраняемых в мозгу данных при воспоминании необходимо осознать только небольшую часть этих данных - фигуру, сохранив остальную информацию как плохо различаемый фон. Не удивительно, что основные факторы, влияющие на восприятие фигуры, влияют и на извлечение ее из памяти.

Выводы по теме – итак, мы дали определение памяти, описали строение памяти – виды, процессы, стадии, познакомились с методами исследования памяти, рассмотрели явления феноменальной памяти и методы тренировки памяти

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение памяти

2. Назовите основные виды памяти

3. Назовите уровни памяти

4. К чему сводятся методы тренировки памяти

 

Список литературы


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1487; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!