Год. Подавление советскими танками пражских волнений. 2 страница



Все больше россиян положительно относятся к Сталину – «Левада-центр». Эта тема стала инструментом решения политических задач, считает оппозиция. VEDOMOSTI.RU

Top of Form

Bottom of Form

Общественное мнение. (Цель этого исследования 1989 года состояла в том, чтобы изучить отношение преподавателей и студентов к идее обновления общества). Имя Н.Хрущева было тесно привязано к понятию волюнтаризма, а содержание деятельности выброшено из учебников и книг по истории. В последнее время средства массовой информации приподняли завесу неведения об этом периоде жизни страны. Однако это сделано в большей мере по отношению к личности Хрущева, а не его конкретных дел. Это породило противоречие: сам Хрущев назван респондентами в числе наиболее прогрессивных деятелей в истории страны, деятельность же его оценена нашими современниками негативно.

Борис Дубин - Конец века. Относительно “событий века” есть возможность сравнить материалы трех опросов ВЦИОМ 1989 – 1999 гг. Если брать крупнейшие события века в оценках 1989 г., то общие точки для всего российского населения здесь – это Вторая мировая война и чернобыльская катастрофа: они не только очень важны, но и в равной степени значимы для всех социально-демографических групп. Значение же остальных важных событий (за исключением смерти Ленина и полета Гагарина, которые чаще всего актуальны для наименее образованной и наиболее пожилой группы) явно задавали в 1989 г. самые образованные респонденты: они заметно чаще других отмечали такие события, как Октябрьская революция, репрессии 1930-х гг., начало перестройки, Первый съезд народных депутатов СССР, ХХ съезд партии и провозглашенный им конец культа личности, а далее нэп, столыпинские реформы, Февральская революция. “Значимое” здесь отсылало к ключевым точкам исторического пути страны – тогда еще Советского Союза, “начатого” в октябре 1917 г.; далее выделялись либо отклонения от “подлинно социалистического курса” (“извращение истинных идей революции”), либо символы некой иной, “альтернативной” траектории развития России, возможности (и иллюзии) которой живо обсуждались в прессе конца 80-х гг. опять-таки продемократически ориентированными фракциями тогдашнего образованного слоя. Десять лет спустя, в 1999 г., общие события, равно значимые для всех категорий россиян, – это та же Вторая мировая, тот же Чернобыль плюс полет Гагарина. Из остальных наиболее существенных позиций более образованные респонденты задают теперь лишь значимость революции (как и прежде), распада СССР и социалистического лагеря, а также перестройки. Фактически вся символика “иного” пути за пределами данной траектории, приведшей к развалу и уходу с исторической сцены прежней “могущественной”, “великой” державы, стерлась, подвергалась переоценке и потеряла прежнее значение – вместе с авторитетом вчерашней группы держателей наиболее значимых символов и смыслов. Соответственно, в перечне событий и составленном из них сценарии на первый план выдвинулась семантика тяжелых для страны, прежде всего – военных, испытаний (так, чеченская война 1994 – 1996 гг., но особенно 1999 – 2000 гг., вновь актуализировала значимость давних афганских событий). Так что сегодня и “перестройка” оказывается в несколько новом, существенно более “негативном” смысловом контексте, связываясь уже не с возможными новыми началами и альтернативными путями развития, а с крахом прежнего государственного целого (представая теперь как бы “началом конца”).

Тема для дискуссии. Скандальная и неожиданная ситуация в ходе телевизионного проекта РТР «Имя Россия» 2008 года, когда фактически только вмешательство канала предотвратило победу в нём Иосифа Сталина.

Задание. Составить Mind Map (Интеллект-карту), посвящённую отношению к Сталину разных групп (возрастных, имущественных и др.) современного населения России.

142-146, I

Шагаловский Гоголь.

О, хитросплетения взятки! Мы должны сделать вид, что ничего не произошло, но при этом твёрдо знать, что именно произошло. И что для другого произошло то же самое, что и для меня. Я делаю вид, что не вижу, что Я что-то даю. И что Ты берёшь это. Ты делаешь вид, что видишь то, что Я это «не вижу». А Я – что вижу то, что Ты это видишь. В советском бюрократическом синтаксисе трудно понять, где ставить «кавычки». Иногда они вырастают у слова, как жабры, пока ещё длится фраза.

Сценарии

Андрей Зорин, «Кормя двуглавого орла». Водка. Национальный продукт №1 - ПОЛИТ.РУ. Культурные коды, социальные стратегии и литературные сценарии. РИЧАРД УОРТМАН (Николай II и образ самодержавия). Виктор Живов Лекция "Русский грех и русское спасение". Борис Успенский (роль дуальных моделей в динамике русской культуры). Б.Успенский. Свадьба Лжедмитрия.

 А.И. Солженицын, «Архипелаг ГУЛАГ» (том 1, начало):

«Это – резкий ночной звонок или грубый стук в дверь. Это – бравый вход невытираемых сапог бодрствующих оперативников. Это – за спинами их напуганный прибитый понятой. (А зачем этот понятой? – думать не смеют жертвы, не помнят оперативники, но положено по инструкции, и надо ему всю ночь просидеть, а к утру расписаться. И для выхваченного из постели понятого это тоже мука: ночь за ночью ходить и помогать арестовывать своих соседей и знакомых). Традиционный арест – это еще сборы дрожащими руками для уводимого: смены белья, куска мыла, какой-то еды, и никто не знает, что надо, что можно и как лучше одеть, а оперативники торопят и обрывают: «Ничего не надо. Там накормят. Там тепло». (Всё лгут. А торопят – для страху.) Традиционный арест – это еще потом, после увода взятого бедняги, многочасовое хозяйничанье в квартире жесткой чужой подавляющей силы. <...> Так представляем мы себе арест. <...> Аресты имеют классификацию по разным признакам: ночные и дневные; домашние, служебные, путевые; первичные и повторные; расчлененные и групповые. <...> Нет-нет, аресты очень разнообразны по форме. Ирма Мендель, венгерка, достала как-то в Коминтерне (1926 год) два билета в Большой Театр, в первые ряды. Следователь Клегель ухаживал за ней, и она его пригласила. Очень нежно они провели весь спектакль, а после этого он повез ее... прямо на Лубянку».

Как происходили аресты и допросы в КГБ? - TheQuestion. Меня повезли меня в мою квартиру. Впереди сидел следователь, а я сзади, зажатая между гбшниками. Друзей не пустили, они своим ходом поехали. Следователь Михаил Михайлович Сыщиков оборачивается ко мне: «Мария Ильинична, вы, – пауза, – мы едем производить обыск в вашей квартире, вы проходите по делу такому-то…». Пауза; и я думаю, как подозреваемой или как свидетель? Он снова с театральной паузой – «…в качестве свидетеля».

Популярное - Михаил Гефтер, Тренировка по истории - Михаил Гефтер.

Кто он, Сталин, – сценарист насилия? Скорей дозировщик и импровизатор. Как дозировщик он гениален! Возьми 1938 год. Им же развернутый террор выходит из-под контроля, но Сталин тут как тут. На знаменитом январском пленуме 1939 года, где он сам избавляет свой народ от ежовщины. И Жданов – да, тот самый проклинаемый Жданов! – выступает с докладом, который страна перечитывала, как новое Евангелие… Ни одному кумиру либералов сегодня не снится популярность, какая была у Жданова после доклада. Там были и такие слова, например, что надо подходить к человеку «с оптимистической гипотезой», что перегибы – дело врагов и карьеристов, делающих карьеру на трупах. Кульминации в истерической разрядке все это достигло, когда Жданов зачитывал справку: дана такому-то в том, что по состоянию здоровья он не может быть врагом народа. И подпись: райпсих Октябрьского района имярек! Сталин всегда дозировал задачи в рамках сверхцели внутри тайного сценария своей нужности. В 1930 году «ликвидация кулачества» была побочным мотивом главной задачи: скрутить середняка. Оседлать непокорного, воинственного, экономически независимого середняка, позволяющего себе решать, как быть с хлебом, – осмеливаясь диктовать его, Сталина, государству свою политику! Оседлать – и отобрать хлеб... Заметьте, тот же сценарий: допустив процесс, дойдя до пика – повернуть его вспять за счет энергии самого же процесса! Деятели сталинской нормализации оказываются агентурой Гитлера и пятой колонной фашизма, а он, Сталин, опять Вызволитель: страны и целой Европы! Каждая новая беда поднимает Сталина, закрепляя его жизнь в этой оболочке Вождя и Спасителя – у края гибели).

Лекции Алексея Миллера на Полит.ру. Возьмем Андерсона. Понимание нации как воображенного сообщества означает, что в какой-то момент какая-то группа людей или несколько групп людей воображают себе проект нации. Дальше составляется видение того, кто входит или не входит в нацию, по каким признакам люди входят туда, какая территория является национальной территорией, какое политическое устройство должно быть у этой нации. Все эти вещи получают какое-то распространение в общественном сознании и так или иначе реализуются или не реализуются... В «Былом и думах» Герцен описывает, как он подростком слушает разговор отца с гостем. Гость – француз, генерал. Из разговора становится понятно, что этот генерал в войну 1812 года сражался в русской армии, и мальчик спрашивает: «А как же так, вы – против своих?». Отец ему отвечает: «Ты, сынок, ничего не понял: наш гость сражался в армии нашего императора за права своего короля, – то есть Бурбона, – против узурпатора». Это типичная династическая логика XVIII века. А подросток Герцен уже откуда-то нахватался этой национальной идеи, что как же вы «против своих».

Lotmaniana Tartuensia: О Лотмане: Мемуары: Вл. А. Успенский.

Дважды в истории России случалось, что предполагаемый император отказывался принять царствование. Оба раза это имело катастрофические последствия. И оба раза виновен был предшествующий правитель. Кстати, оба раза этот предшествующий правитель был старшим братом отказавшегося. Второй раз это случилось в марте 1917 г., когда Николай II передал престол своему брату Михаилу. Михаил, как известно, отказался принять престол. Последствия этого также известны. Вина Николая заключалась в том, что формула манифеста об отречении «мы передаем наследие брату нашему великому князю Михаилу Александровичу» незаконна: царь никому не мог передать наследия, а мог только отречься. В этом случае новым императором автоматически делался его сын Алексей, при котором, ввиду его малолетства, учреждалось регентство. Точно так же, уже в наше время, Казанник не мог отречься от своего места в Верховном Совете СССР в пользу Ельцина, а мог только отречься безусловно, а тогда уже это место автоматически переходило к Ельцину как к следующему по числу набранных голосов. Вину Николая разделяют принявшие отречение А.И. Гучков и В.В. Шульгин, составлявшие депутацию временного комитета Государственной думы. Они настолько хотели и настолько спешили получить отречение, что не придали значения юридической правильности документа. К тому же именно Михаила они и хотели сделать регентом. Выходило, казалось бы, что нет никакой разницы и даже получается еще лучше. Вышла большая разница и получилось много хуже. Процессуальные нарушения почти всегда кажутся несущественными, почти всегда удобны и почти всегда, хотя бы в исторической перспективе, мстят. А первый раз отказ принять царствование произошел за сто без малого лет до второго отказа, в конце 1825 года, когда после смерти Александра I отказался стать императором его брат Константин. Только тогда открылось, что имеется манифест Александра об устранении Константина от наследования – но манифест настолько тайный, что не был известен даже Константину и Николаю (хотя и отвечал желаниям Константина). Возникшее междуцарствие привело к выступлению декабристов, которому трудно было бы осуществиться в других условиях. Последствия этого выступления были ужасны для России. Казнь пятерых декабристов (а надобно помнить, что при Александре казней не было вовсе), жестокие наказания остальным, а также возникшее и с готовностью укоренившееся в простом народе убеждение, что все дворяне – предатели (ведь в заговоре был замешан цвет российского дворянства!) – все это раскололо общество и в конечном счете привело к убийству в 1881 г. сына того, кто в 1826 г. повелел повесить. События 14 декабря тяжко отразились как на характере нового императора, так и на характере его правления. Россия погрузилась во мглу, хотя и более прозрачную, чем в 1917 г. Вот что писал автор знаменитого «Тарантаса» граф В.А. Соллогуб: «По мнению людей истинно просвещенных и искренне преданных своей родине, как в то время, так и позже, это восстание затормозило на десятки лет развитие России, несмотря на полный благородства и самоотвержения характер заговорщиков». По-видимому, декабристы не понимали, что в случае неуспеха восстания пострадают не только они, но и вся Россия.

См. Lotmaniana Tartuensia: Главная страница - Ruthenia.

Нэпманы:

И. Ильф, Е.Петров. Золотой теленок (Полная версия). М., 1994// http://www.twirpx.com/file/211997/

И. Ильф, Е.Петров. Двенадцать стульев (Полный вариант, с комментариями М.Одесского и Д. Фельдмана) // http://www.twirpx.com/file/1021087/

Павлюченков Н.А. Россия нэповская. М.: Новый хронограф, 2002. http://www.twirpx.com/file/617995/

Одесский М.П., Фельдман Д.М. Легенда о Великом Комбинаторе, или Почему в Шанхае ничего не случилось // Двенадцать стульев / И. Ильф, Е. Петров. М., 2000. http://www.twirpx.com/file/1021087/

Орлов И.Б. Образ нэпмана в массовом сознании 20-х годов: мифы и реальность // Новый Исторический вестник. № 6. 2002. С. 29 – 41. publications.hse.ru/articles/71782483

Эмигранты:

Родионова_Судьба творческого человека в эмиграции.pdf (http://www.hse.ru/org/persons/67225#teaching):

Русская школа как мощный адаптационный институт. Создание системы, выработка концепции русского начального и среднего образования за границей. Проблема сохранения «русскости» – русской национальной идентичности в инокультурном окружении. Проблемы эмигрантского детства. Взросление детей в изгнании и проблемы самоидентификации нового поколения. «Поколение выкидышей» (В.Варшавский). «Жизнь как бы сбоку мира и истории». Конфликт отцов и детей. Деятельность В.В.Зеньковского. Условия деятельности русских учебных заведений в различных странах, достижения и неудачи. Воскресно-четверговые школы. Приюты и интернаты. Роль русского учителя в развитии национальной школы в изгнании. Судьбы выдающихся педагогов: А.Л. Бем, В.В. Зеньковский, С.И. Гессен.

Париж – центр русских художников. Авангард в эмиграции (Д.Бурлюк, М.Шагал, Х. Сутин, О.Цадкин, В.Кандинский). Влияние русского авангарда на западноевропейский. Творчество П.Н.Филонова, М.Шагала, В.Кандинского и К.Малевича как часть мировой культуры. Отход от стилизма и формотворчества авангардистского искусства к модернизированному классицизму. «Парижская школа» и русские мотивы в творчестве М.Шагала. «Культ берёзки» (Ф.Степун). Реалистическая школа живописи как предмет национальной гордости и символ «русскости». Д.Стеллецкий и возрождение русской иконы и иконописи за рубежом. Деятельность мирискусников: А.Бенуа, Л.Бакст, М.Добужинский, М.Ларионов, Н.Гончарова. Успех русских художников за рубежом. Два друга – две судьбы : 10 А.Яковлев и В.Шухаев.

Роль и вклад женщин в культурную жизнь Русского Зарубежья. Служительницы Талии и Мельпомены М.Кшесинская, Л. Лопухова, Т.Карсавина, Н.Тихонова, О.Хохлова, О.Чехова, В. Комиссаржевская, Е.Рощина-Инсарова. Русские музы гениев: Л. Лопухова, О.Хохлова, Ел.Дьяконова (Гала), Эльза Триоле, М.Кудашова. Красавицы Серебряного века в эмиграции: Саломея Андроникова, О.Спесивцева, О.Судейкина. Маргинальность женской литературы в эмиграции. Литераторы и публицисты: З.Гиппиус, Н.Берберова, И.Одоевцева. З.Шаховская, А.Даманская, Ю.Сазонова-Слонимская, Е.Бакунина.

Русская музыкальная культура за рубежом (С.Рахманинов, С.Прокофьев, Н.Гречанинов, И.Стравинский). Ф.Шаляпин – живой бог русской музыки. А.Вяльцева и Алла Баянова – исполнительницы русских романсов. «Курский соловей» – Н.Плевицкая. Хор донских казаков С.Жарова. Традиции «русских сезонов». (М.Фокин, В.Нижингский, А.Павлова, С.Лифарь, Г.Баланчин). Русский балет – основа всемирного возрождения балетного искусства и создания национальных балетных школ. Русские театры за рубежом. «Летучая мышь» Н.Балиева.

Источники. 1. Берберова Н. Курсив мой. М., 1996 2. Борис Поплавский в оценках и воспоминаниях современников. / Под ред. Л. Аллена. Спб.- Дюссельдорф. 1993. 3. Бунин и Кузнецова. Искусство невозможного. Дневники, письма. М., 2006. 4. Варшавский В.С. Незамеченное поколение. Нью-Йорк.1956. 5. Гессен И.В. Годы изгнания. Жизненный отчёт. Париж, 1979. 6. Гуль.Р. Я унёс Россию. Апология эмиграции. Т.1-3. М.,2001. 7. Дальние берега. Портреты писателей эмиграции. Мемуары./ Сост. В. Крейд. М., 1994. 8. Иванов Г. Петербургские зимы. СПб., 2000. 9. Ильина Н. Дороги и судьбы. М., 1985. 10. Кривошеина Н.А. Четыре трети нашей жизни. М., 1999. 11. Одоевцева И. На берегах Сены. М., 1998. 12. Терапиано Ю. Литературная жизнь русского Парижа за полвека. Париж-Нью-Йорк. 1987. 13. Тэффи. Моя летопись. М., 2005. 14. Ходасевич В. Некрополь. Спб., 2001. 15. Шаховская З. Таков мой век. М., 2006. 6 16. Эренбург. И. Люди, годы, жизнь. Кн. 1-7. М., 2005. 18. Яновский В. Поля Елисейские. М., 2000.

Сценарии инакомыслия:

Родионова_Стратегии выживания советского человека.pdf (темы из программы):

«Гомо советикус» в пространстве повседневности эпохи застоя. Картина мира и система ценностей человека эпохи застоя. Трансформация идеала и стиль жизни. Двоемыслие. Тотальный дефицит. Диссидентство. Контроль КГБ, стукачество: «Мой дом – моя чужбина» (А. Зиновьев). Блат и фарцовка. Несуны и лишние люди. «Мы – дети страшных лет России, безвременье вливало водку в нас» (Высоцкий): «Питие определяет сознание» – искусство пьяного диалога как попытка нащупать общую мировоззренческую платформу. Анекдотическое осмысление действительности. Всеобщий цинизм. Самиздат. Стройотряды и отщепенцы. БАМ – комсомольская стройка. «Стихия приблатнённой культуры».

Kirill Ospovat. Н.Я. Мандельштам о разговорах в условиях террора, Anna Nemzer: Люди не разговаривали, а только рассказывали, рассказов же хватало на короткий срок. Как в моем поколении, так и в поколении Мандельштама мысль иссякла слишком рано. Пунин говорил: «Я не вытягиваю за Мандельштамом». Он был умный человек, но резко остановленный. Шкловский, Тынянов, Эйхенбаум, Гуковский, цвет литературоведенья двадцатых годов, – о чем с ними можно было говорить? Они пересказывали то, о чем написали в книгах, и на живую речь не реагировали. Большинство людей, с которыми мы сталкивались, бурно самоутверждались.

Gleb Smirnoff:

КУРЕНИЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ ARS MORIENDI [из воспоминаний о Бродском]

«...Оба вытянули сигареты (он какие-то из светлой пачки), но и на этот раз, выложив зажигалку на стол, мол всё на местах, не сразу закурил, а немного покрутил сигарету в руках. Я тем временем с наслаждением затянулся своей самокруткой Old Holborn. Английский табак «пахнет черносливом», как правильно заметил один литературный герой.

В пять часов вечера я разрешаю себе выкурить первую. Косые лучи солнца: в таком плотном маслянистом свете дым особенно красив.

– Любопытно. Как объяснить разницу между дымом, который идёт с кончика сигареты и тем, который выдыхаете? – спросил я, «не зная что начать». Он, без малейшей заминки:


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 363; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!