Год. Подавление советскими танками пражских волнений. 6 страница



См. Важнейшие исследования по истории советской повседневности/ Аннотации к работам.

Дети Системы. Советолог Джулиан Фюрст о советских хиппи. LENTA.RU. Vladimir Wiedemann. «Советское общественное пространство было открыто для переименований, реинтерпретаций, тогда как на Западе все было брендировано – например, кафе имели свою официальную интерпретацию, которую хотели сохранить хозяева. В СССР же кафе – это несколько столиков и больше ничего. Почему для хиппи могли существовать кафе «Аромат» на Цветном или «Октябрь» на Арбате? Потому что они были пустыми по смыслу. Это места, открытые для людей, желавших совместно вложить в них свой смысл и сделать из них свое место».

Город и место. Ленинград: Сайгон. Мастерская – Виталий Аронзон: «Уличная культура» и кафе «Сайгон». CLUB.BERKOVICH-ZAMETKI.COM. Чхая о «Сайгоне», документально-игровой фильм, Ленфильм,1992. Чхая о Сайгоне, документально-игровой фильм, Ленфильм 1992 Режиссёр: Витухновский Владимир Сц.: Витухновский В. Оператор Сидорин В., Некрасов С ... В. Кривулин, М. Петренко, Б. Пон. VIDEOBOX.TV

Расцвет и закат «Сайгона». Вспоминают завсегдатаи ленинградского кафе. WWW.SVOBODA.ORG. Arkady Geller. Юлия написала: «Прежде всего, это были люди, которые не интересовались своим продвижением по социальной лестнице. Отказывались от социального статуса. Это было крайне важно». Экая фронда. Но неправда идеологическая. Так же, как и то, что приходили не за кофе. Во первых в Ленинграде 60-х-70-х годов было всего два места, где варили приличный кофе – Сайгон и угол Пестеля и Литейного. Не пить кофе мы могли только если в карманах было совсем пусто. Много из тогдашних завсегдатаев стали вполне статусными людьми. В науке, музыке, медицине, литературе, фарцовке... Да, кто-то сидел в Сайгоне днями, но немногие. Для большинства было только место общения, место разговоров, начала и конца романов. Там были не только артисты, рок-музыканты и поэты. Сайгон лежал на пути от Публички к Кировской ветке метро. Народ, занимающийся наукой, после закрытия Публички в 10 вечера, успевал по пути домой зайти в Сайгон за чашкой кофе и разговором. Иногда домой не добирались – компанией со знакомыми полузнакомыми и незнакомыми барышнями перемещались к кому-нибудь, захватив пару бутылок по пути. Начало и конец романов... Кира Миллер написал про проституток и бандитов в Сайгоне тех лет. Не помню. Думаю, что не было. Любовь за деньги – не статус Сайгона при все простоте тогдашних нравов сайгоновской публики. Ну, а бандитам там (про таких мы как-то тогда еще и не слышали) вообще нечего было делать в Сайгоне. Социальная среда не располагала.Top of Form

Bottom of Form

Топография террора. Москва (http://topos.memo.ru/#14/55.7610/37.6283/main). Отношения человека и советского государства на карте города. TOPOS.MEMO.RU:

Шарашки. Александр Солженицын, «В круге первом»: «Вы спрашиваете, что такое шарашка? Шарашку придумал, если хотите, Данте. Он разрывался – куда ему поместить античных мудрецов? Долг христианина повелевал кинуть этих язычников в ад. Но совесть возрожденца не могла примириться, чтобы светлоумных мужей смешать с прочими грешниками и обречь телесным пыткам. И Данте придумал для них в аду особое место».

Неофициальный термин «шарага» (или шарашка) был придуман самими заключенными, и «родовым» выражением для него является фразеологизм «шарашкина контора» (давший также название книге Губера, где соединены рассказы, посвященные деревне, совхозу, мужику). Шарашки стали решением проблемы в недостатке квалифицированных кадров в разных отраслях промышленности в результате кампаний по борьбе с «вредительством» в 1928–30 гг. (Шахтинское дело, Дело промпартии). В них с 1930 по 1953 год труд осужденных инженеров-«вредителей» использовался в интересах промышленности (по большей части – военной). В системе НКВД СССР шарашки существовали под названием спецтюрем и были объединены в Особое техническое бюро, или 4-йспецотдел НКВД–МВД СССР. С течением времени понятие «шарашки» эволюционирует и под ним понимается уже не только труд заключённых специалистов, но и тех инженеров, которые на добровольной основе согласились работать на государство, её оборонную промышленность в ограничением своих свобод. В этом смысле примечателен случай так называемых «немецких шарашек», контингент которых составляли немецкие инженеры, рекрутированные агентами МГБ из послевоенной Германии. Одной из таких шарашек был НИИ-160. По сравнению с обитателями обычных шарашек, у немецких специалистов были ещё большие привилегии. Во-первых, формально они не были заключёнными. Из Германии им разрешалось переезжать со своими семьями и перевозить мебель, они имели ежемесячный оклад за свою работу (превышающий оклад вольного инженера среднестатистического КБ или НИИ). Но при этом находиились под постоянным наблюдением вольнонаемных, имели право передвигаться только в присутсвии конвоиров, а их контракт, заключенный на один год завершился лишь по истечении шестилетнего срока, со смертью Сталина. Позднее данный формат организации труда учёных перерос в имя нарицательное и Сколково, например, воспринимается как «шарашка 21-го века».

Top of Form

Москва. Памятник Дзержинскому: замечателен, разумеется, не сам памятник (своего рода «Антипушкин»), а атака на него в ночь на 22 августа 1991 г. (Хронотоп «Лубянка»).

Для Окуджавы незаменим Арбат.

А.Захаров, Социально-культурный феномен «Арбата»: Арбат – центральный столичный район и живая реликвия – имеет как бы несколько запоминающихся, не похожих ликов: Арбат времен Ивана IV и Д.Пожарского; Арбат после пожара 1812 года – времен Пушкина и декабристов; Арбат А.Герцена и братьев Аксаковых; Арбат А.Белого, С.Есенина, М.Булгакова; Арбат А.Рыбакова и Б.Окуджавы. Но подлинная жизнь арбатской (или арбатизированной) культуры, как мы ее понимаем, начинается вместе с перестройкой, когда Арбат облюбовали для своих тусовок «неформалы». То, что раньше находилось в подполье, с шумом и весельем вырвалось на простор: самиздат, художники-авангардисты, народные витии и агитаторы, фарцовщики, хиппи, поп-музыканты, торговцы порнографией, непризнанные поэты и множество других экзотических фигур. По степени демократизма и обилию театрализации, разнообразных карнавальных приемов Арбат оказался сродни майской революции 1968 года в Париже... Нужно иметь очень крепкие нервы, чтобы спокойно вынести царящее здесь возбуждение. «Too crowededl» («толкотня», «давка») – лепечут иностранцы. Примечательно отсутствие «боязни касания».

Георгий Кнабе – о судьбе Арбата и советской культуре. Георгий Кнабе в лекции-прогулке рассказывает об Арбате и о судьбах его жителей: чаще всего это истории знакомых Кнабе, которые, однако, дают очень ясное представление о советской культуре 1930-х годов. ARZAMAS.ACADEMY

И.Ничипоров, «Московский текст» в русской поэзии ХХ в.: Для лирического «я» Цветаевой именно встреча с бронзовой фигурой Пушкина явилась первым опытом прикосновения к московскому хронотопу. «Памятник-Пушкин» стал для нее «первой встречей с черным и белым», «первой пространственной мерой», вытянувшейся впоследствии в линию целого жизненного пути, «версту всей пушкинской жизни и наших детских хрестоматий». В изображении Цветаевой московский мир, созвучный духу пушкинской простоты и свободы, оживает и, подобно самой героине, погружается в напряженное осмысление ликов родной культуры: «… Прогулка была такая долгая, что каждый раз мы с бульваром забывали, какое у него лицо, и каждый раз лицо было новое, хотя такое же черное. Памятник Пушкина я любила за черноту…»... Процесс постепенного уничтожения старого арбатского мира, начавшийся в первой половине 1960-х гг. со строительства Калининского проспекта, продолжившийся в 70-е сносом домов в арбатских переулках, завершился в 80-е гг. проектом «пешеходного» Арбата, выветрившим культурную ауру этого места, превращенного в длинный торговый ряд…

Задание. Отыскать «аурические», символические места в разных городах мира.

Где хронотоп, там и архетип! Или нет? «Колхозный архетип» – председатель Михаила Ульянова в фильме «Председатель».

Задание. Примеры хронотопов уже приводились. Но вот незадача! Большинство из них сегодня уже не «работают» (как хронотопы). Метро уже не просвящает и не посвящает (в «подземное рыцарство»). Оно – перевозит. Любопытный кейс – поиск современных хронотопов. Ведь и ребёнок сумеет объяснить, почему в кино нужен попкорн, а в театре шоколадка – преступление. Итак, что сегодня? Скайп? Съёмная квартира? Спа салон?

Раньше футбол был семейным походом. Сегодня это уже не так. Что изменилось?

Что в хронотопе? Илья Утехин «Очерки коммунального быта». Коммунальная квартира (КК) – сложная композиция публичного и личного пространства. Конфорки газовых плит могут быть закреплены за определёнными жильцами. До проведения газа были дровяные плиты со «стоянками» для личных примусов. Протянутая верёвка предполагает совместное использование. Освещаются КК весьма скудно. Их коридоры часто загромождены старым хламом. Пространства общего пользования исключительно функциональны. Общие предметы: стремянка, ёршик для унитаза и т.п. Писаные правила нередко замещаются негласными конвенциями. Приватное пространство активно членится мебелью. «Функции печи и красного угла крестьянской избы в КК взяли на себя телевизор и застеклённая полка комода, где хранятся наиболее ценные вещи» (С.Бойм). Как правило, в комнатах есть коврики и серванты. Рациональный механизм поведения в КК, на самом деле, коренится в закреплённом обычае. Ритуализованные формы очередей: уборки, стирки, мытья и т.д. Многие формы поведения обитателей КК производны от установок, характерных для «культур бедности» или deprivation societies, описанных Джорджем Фостером с помощью образа «Ограниченного Блага» (поскольку ресурсы «сочтены» и ограничены, то бонусы для одних оборачиваются издержками для других). Фетиш «справедливого» распределения расходов. Отсюда – частые конфликты из-за электроэнергии (например, из-за наличия у кого-нибудь электрического утюга) и даже спичек. В ванной комнате нередко используются «свои» деревянные решётки для душа (а в уборной – свои стульчаки для унитаза). Жители КК являются друг другу одновременно своими и чужими. Широк перечень возможных взаимных услуг (сидение с ребёнком, мытьё посуды, мелкие беспроцентные займы и т.п.). Личная жизнь и повседневные привычки индивида не рассматриваются в официальном советском дискурсе как сугубо его приватное дело. «Прозрачность» быта КК всё делает явным: от приготовляемой пищи до дефицитных вещей (вроде кофемолки). Пространство КК сценично: всё, что может нести информацию, может использоваться в КК для намеренного сообщения информации. В поведении жильцов КК выделяются четыре типа поведения, связанных с собственностью и завистью (включая чувство ревностной охраны владений как коррелята завистиз). Этим типам соответствуют четыре категории: ХВАСТОВСТВО, СКРОМНОСТЬ, РАЗДЕЛЕНИЕ, КРАЖА. В КК обычно приветствуют соседей, когда их видят первый раз в течение дня. Приветствие ограничивается вербальной формулой и не включает рукопожатий между мужчинами. Наиболее явным выражением конфликта между соседями является отказ здороваться друг с другом. В словесных стычках рациональность аргументов не является приоритетной. В классическую эпоху КК в квартирах избирался так называемый «квартуполномоченный», следящий за поддержанием порядка и представляющий квартиру перед домоуправлением. Существуют специфические разновидности краж. Например, подмена (хороших вещей на плохие). Практикуется жанр устных и письменных жалоб. Излюбленным жанром коммунальных сообществ является сплетня. Период 1930-х гг. обычно вспоминают как время организованного, несмотря на тесноту, коммунального быта со строгим порядком. Чистые лестницы и забота дворников («хозяев» двора – ночное дежурство дворников было отменено в 50-е годы) об их состоянии, безопасность дворов и закрытые на ключ ворота и входные двери парадных представляли собой предмет ностальгии. Одна из «коммунальных» мифологем: «раньше жили в тесноте, да не в обиде». «Инвентарь» коммунального быта: счёткик (прибор для подсчёта расхода электроэнергии), протечки и засоры, и т.д.

Проект. Опыт микроэссе на социальную тематику. Пример:

Хронотоп – композиция пространств. По большому счёту, хронотоп – это память (их определения совпадают). А значит, хронотоп может раскрыться (как непроявленное для профана место) только через личное участие. Хронотоп подсказывает и нашёптывает, но без личной энергии и свободы – он ничто. Парадокс в том, что советское социальное пространство оказывается сложным и дифференцированным. Порождающим (конечно, не во всякие времена) хронотопы. А стало быть, порождающим память. Ровно поэтому советская история осуществима как опыт понимания. Несмотря на то, что родовым её свойством является ложь. Российский социальный «мир» однороднее, беспамятнее и бестелеснее. Хронотопы в нём рассасываются, как корни молочных зубов, оставляя лишь гладкие лунки. А вылезают, отряхиваются, набирают силу «острова сакральности». Поэтому так страшно важна для них граница, её вылизывание и её блюдение. Хронотоп не печётся о границе. Он захвачен собой, как глухарь на току. Здесь нет насмешки. Иногда нужно уметь отвлечься от всего, что вовне, чтобы в тебе могло состояться важное сообщение. Хронотоп – «место прибытия» для себя самого. А наши мэрии, комитеты и службы – «места отправления» (как церкви). Для хронотопа нужно располагать «своим» временем, а не анонимным. Хронотоп – это «Династия» и «Мемориал». А Дума или Первый канал – капища. Я вижу, как «хронотопизация» нашего общества 80-х – 90-х сменилась его сакрализацией. Хронотоп может деформироваться и перерождаться, и тогда расистские речёвки на футбольном матче становятся «уместны».

Режутся всё новые резцы сакрального. Новорождённые границы точны и надёжны, как стрелки на брючине офицера. Все последние «арт-скандалы» разворачивались на «Границах». Пляска «Пусси» у самых клыков «умилённого смирения». Украинский флаг на московской высотке. Роскошное хулиганство группы «Война» на мосту (ещё к тому же и разводном, – Понтифик рыдает). Что граничнее двери и ФСБ? Что граничнее места, которое мечтало бы обзавестись своей дверцей в каждом доме? Или хотя бы глазком в каждой двери. Преступление Павленского – предложить акцию вместо требы. Когда вырождается дискурс, остаются жесты (не путать с обильной жестикуляцией). В своём первом интервью из судебного зала Павленский замечательно сказал «Я не думал об этом» на вопрос о возможных последствиях для него его акции. Это ведь одна из главных тем Мераба Мамардашвили! Об опасности «разрешения» всякого действия лишь через раздумье. Когда раздумье оказывается отсрочкой действия. А постепенно становится просто отсрочкой. Суррогатом «времени, которое у меня ещё есть». Разве не стало у нас сегодня само размышление главным запретом на мнение (мысль)? «А Вы хорошо подумали?» «Вы задумались о возможных последствиях?» «Его поступок легко объясним. Ему ведь не нужно думать о судьбе нашей Родины и о нашем народе!» «Посидите здесь, подумайте над своим поведением». Павленский поступает, как человек, у которого мало времени. Он говорит слова, которые нельзя взять назад.

Кстати, акция Павленского блестяща. Каждый, кто (как я) имеет отношение к преподаванию, это оценит. Поскольку знает то же, что и я. Бывает, ты долго готовишься к некому важному («критическому») уроку, предусматриваешь, казалось бы, всё, подходишь к этой акции издалека... А акции-то как раз и не происходит. Что-то не срастается, и весь напор летит в тартарары. Что остаётся? Делать «покерфейс», ощущая кожей позор. Акция – это очень сложно. Это сердцевина современного искусства. И современного общества.

160-177, I

СССР на стройке.

Тема: «Стройки».

Демьян Бедный, «Темпы»:

От Турксиба, от всех Волховстроев,

От Днепростроев,

От Волгостроев,

Ангаростроев,

Магнитостроев,

От Кузнецкстроев,

Тракторостроев,

От гигантских Сельмашей,

От всего, что крепит мощь республики нашей,

...эта сволочь мечтает

От всего нас отбросить назад.

Сахалинский тоннель – незавершённое строительство тоннельного перехода через Татарский пролив, одна из строек ГУЛАГа. См. Неосуществлённые в СССР проекты (Трансполярная магистраль, Главный Туркменский канал ( Сталинский план преобразования природы), Кречет – скафандр для Луны, Базис Норд и др.).

В какого рода злоумышлениях могли, на ваш взгляд, обвиняться «вредители» в нефтяной промышленности? См. Нефть России : Нефтяники-'вредители'.

Советские республики

Производства, места, персоны и т.п.

Терри Мартин, «Империя „положительной деятельности“. Нации и национализм в СССР в 1923-1939 гг.»: «В случае Советского Союза, власти которого предполагали оказать поддержку всем нерусским народам, основную тяжесть дискриминации несли на себе только русские. И Бухарин заявил об этом без обиняков: „Мы в качестве бывшей великодержавной нации должны идти наперерез националистическим стремлениям [нерусских народов) и поставить себя в неравное положение в смысле еще больших уступок национальным течениям. Только при такой политике, когда мы себя искусственно поставим в положение, более низкое по сравнению с другими, только этой ценой мы сможем купить себе настоящее доверие прежде угнетенных наций“. Сталин, более восприимчивый к чувствам русских, упрекал Бухарина за грубую откровенность его заявления, но не оспаривал его смысла. Советская политика и впрямь требовала от русских жертв в области национальной политики: нерусским республикам были переданы территории, населенные русским большинством; русские были вынуждены согласиться на амбициозные программы позитивной дискриминации, которые проводились в интересах нерусских народов; русских призывали учить языки национальных меньшинств и наконец, традиционная русская культура была осуждена как культура угнетателей».

Эмиль Паин: Советский Союз был своеобразной империей, сущность и цели которой менялись в разные периоды. Ее начальный этап (первые 15 лет) гарвардский историк Терри Мартин назвал «империей позитивных действий» (the Affirmative Action Empire). Такой империей, которая не только не препятствовала становлению национальных автономий, но и сама их конструировала, помогая создавать и письменную культуру некоторых народов. Вместе с тем уже сам процесс конструирования так называемых «социалистических наций и народностей» в 1920-х – нач. 1930-х гг. был насильственным. Административные границы зачастую рассекали единые этнические массивы или произвольно объединяли разные народы без их согласия в составе союзных и автономных республик. Многие вооруженные конфликты на Кавказе в конце XX века стали прямым следствием такого конструирования. А уж в конце 1930-х и особенно в 1940-х гг. Советский Союз проявил себя как классическая репрессивная империя. В наибольшей мере он проявил себя в этом качестве на Северном Кавказе и в прилегающих к нему районах юга России. Именно оттуда в 1943–44 гг. были депортированы в Казахстан (по данным архивов НКВД) около 700 тыс. человек (чеченцы, ингуши, калмыки и др.). Число погибших в ходе депортации, по оценкам общества «Мемориал», превысило 100 тыс. человек.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 255; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!