Год. Подавление советскими танками пражских волнений. 7 страница



С.Абаншин: Окончание «холодной войны» привело к большим переменам в осмыслении западными учеными советской истории, в частности истории «национального вопроса» в СССР. Юрий Слезкин, Терри Мартин, Доминик Арель, Жульетт Кадьо – исследования этих и многих других историков и антропологов самым существенным образом видоизменили восприятие Западом советской национальной политики. К числу подобных исследований принадлежит вышедшая в 2005 г. книга Фрэнсин Хирш «Империя наций: Этнографическое знание и создание Советского Союза».Формула, которую Ф.Хирш предлагает для объяснения логики советской национальной политики в 1920 – 30-е гг., – state-sponsored evolutionism («поддерживаемое государством развитие»). Именно state-sponsored evolutionism объясняет, как считает автор «Империи наций», почему советская власть в 20-е годы поддерживала многочисленные национальные проекты, а в 30-е годы с ними же боролась, выстраивая централизованную и унифицированную структуру управления.Moscow Times: Советская нация: Говоря о Советском Союзе как об «империи наций» Хирш демонстрирует в своем исследовании, как этнографы бывшего царского режима объединились с Лениным, чтобы создать новое государство. Это была сказка о модернизированном, научно обоснованном государстве, которое навязывает категории, имена и программы этническим группам, а они мало что могут сказать в свою защиту. (…) Иногда внимание к национальностям уступало место более важным интересам, таким как экономика или оборона, но советское государство никогда не отказывалось от официального обязательства по созданию нации. Хирш достаточно подробно говорит о том, как советская «расовая наука» отличалась от нацистской. Тогда как последователи Гитлера видели в биологической расе непреложный, фундаментальный фактор, определяющий человеческие способности, советские этнографы представляли расу как продукт истории. Таким образом, в их понимании раса изменялась и развивалась. Все люди с их точки зрения способны к развитию. И особенно большие возможности для роста они получают в социалистическом обществе, где они со временем создадут мультикультурное общество – советский народ.

В состав какой российской губернии и в какие годы входил Крым? (См. Таврическая губерния). В какой период Карело-Финская ССР была 16-й советской республикой? Планировала ли добровольное присоединение к СССР Болгария? В какие годы столицей Украины был Харьков? Что вы знаете о Тифлисе и Эривани? Когда и почему столицей Литвы стал Вильнюс (вместо Каунаса)? Первоначально Киргизская АССР (образована 26 августа 1920 года) входила в состав РСФСР со столицей в Оренбурге; переименована она была в апреле 1925 г. в Казакскую АССР, – почему Казакскую, а не Казахскую? Первой столицей советского Узбекистана в 1924 году стал Самарканд. Почему в 1930 г. столицу перенесли в Ташкент? Столицей БССР перед Великой Отечественной войной вполне мог стать Могилёв. Чем не устраивал Минск?

Первой столицей провозглашенного в 1918 г. мусаватистского Азербайджана был не Баку, а Гянджа. Как получилось, что в 1926 году, когда в Советском Союзе была проведена первая перепись населения, среди учитываемых национальностей не было этнонима «азербайджанец», а в 30-е азербайджанцем оказался средневековый поэт Низами? Почему за какие-то 65 лет прошлого века азербайджанский алфавит изменялся восемь раз? (Айкарам НААПЕТЯН - Аналитический портал).

Передача о книге (Радио Свобода): Название для своей книги («Все это ваше – весь мир: советский послесталинский внутренний и международный туризм») Энн Горсач позаимствовала из «Звездного билета» Василия Аксенова. В этой повести старший брат говорит младшему: «Танцуйте и прыгайте в седлах, и ныряйте в глубины, и ползите вверх с альпенштоками. Не бойтесь ничего, все это ваше – весь мир». По мнению канадского историка, возникновение международного туризма в СССР, как и повесть Аксенова, были порождением хрущевской оттепели, когда был приоткрыт «железный занавес», и советские люди впервые познакомились с внешним миром. В главе «Эстония как советская заграница» Энн Горсач пишет, что еще до возникновения в СССР международного туризма страны Прибалтики были для советских людей эрзацем западной бытовой культуры. Здесь возникала иллюзия бегства от советской действительности. Бурно развивавшийся в 60-е годы внутренний, или национальный, туризм – все эти хождения за туманом и штурмы гор скалолазами – Горсач называет «сублимацией романической жажды свободы, порожденной политической оттепелью».

Тема для дискуссии: насколько разумным политическим решением была инициатива Н.С. Хрущёва о передаче Крыма из РСФСР в состав Украинской ССР? Возможный украинский отклик: Міф про те, як Хрущов Україні Крим «подарував».

Тема для дискуссии: сталинские депортации народов Советского Союза – преступление или нет? См. фильм «Хайтарма/Возвращение» депортации крымских татар). Сотрудники НКВД провели депортацию 18-20 мая 1944 года по решению Государственного комитета обороны, подписанному Сталиным. По разным данным, были депортированы от 183 до 188 тысяч крымских татар.

Тема для дискуссии. «Отрицание советской оккупации» преследуется УК Литвы. Согласны ли вы с такой трактовкой истории?

То, насколько болезненными и труднозаживающими могут быть раны национального достоинства, видно на примере неудачной шутки телеведущего Урганта, вызвавшей бурю возмущения и официальную отповедь (Из-за шутки Урганта разгорелся скандал).

Референдум 1 декабря 1991 года: более 90% жителей Украины высказались за независимость от СССР. Какие итоги голосования были в Крыму?

Тема для обсуждения. «Еврейский вопрос». А.Солженицын. «Двести лет вместе» - Jewniverse. На сайте собрана большая коллекция рецензий на эту спорную книгу.

Д.Арзютов, Особенности советской этнографии: Советская этнография в своей точке отсчета во многом обязана американской традиции культурной антропологии. Знаменитая Джезуповская экспедиция, где основным мозгом интеллектуалом был Франц Боас, привлекла на свою сторону множество российских коллег. В ту пору люди с неблагонадежной биографией Штернберг и Богораз оказались участниками этого грандиозного проекта. Не имея никакого особого образования в гуманитарных науках, они обрели полевой опыт, находясь в ссылке, и смогли перевести этот опыт на язык только формирующейся культурной антропологии. Оказавшись с этим багажом знаний в Петербурге, в частности в Музее антропологии и этнографии и в Ленинградском университете, они сумели создать значительную группу этнографов.

Экономика. Крым в 60-е годы XX века фактически был космической столицей СССР.

На Северном Кавказе в Терском конном заводе растили знаменитых чистокровных арабских жеребцов.

Какие советские (российские) регионы пострадали от распада Советского Союза наиболее сильно? Почему? Были ли такие, которые, напротив, от этого выиграли?

Цепи переделов. Какие фазы проходит то или иное производство? А.Паршев: «Есть в металлургии такое понятие: «передел». Можно сказать, что это что-то вроде технологической операции. Так, первый передел – получение чугуна из руды, второй – выплавка стали из чугуна, третий – обработка стали – прокатка, прессование, ковка, штамповка. Бывает и четвертый – волочение, нанесение защитных покрытий, производство метизов и некоторых готовых изделий. Если распространить это понятие «передела» дальше черной металлургии, то изготовление деталей машин – это пятый передел, сборка – шестой, может быть еще и какая-то окончательная обработка готового изделия».

Путешествия и переводы.Великолепные переводы блестящей плеяды грузинских поэтов (Паоло Яшвили, Тициан Табидзе, Галактион Табидзе, Вано Сараджишвили, Важа Пшавела, Симон Чиковани и др.) принадлежат Николаю Заболоцкому, Арсению Тарковскому, Олегу Чухонцеву, Борису Пастернаку (в том числе переводы пушкинского современника Николая Бараташвили), Белле Ахмадуллиной и т.д. Хотел их делать и Есенин (Леонидзе. Я вижу этого человека).

Эссе «Путешествия в Армению» О.Мандельштама и его стихотворный цикл «Армения» (см. С.С. Аверинцев. Вступ. статья: О.Э. Мандельштам).

Знаковые места и детали.

Тбилиси: тбилисская деталь – деревянные веранды по всему фасаду дома; проспект Руставели; тбилисский район Авлабар (место действия пьесы «Ханума»); река Кура; гора Мтацминда и Метехский замок. Почему в Грузии, – «стране виноградной лозы» – почти не было вытрезвителей? «Жил певчий дрозд» Отара Иоселиани. Мюзикл «Свадьба соек» (и ансамбль «Иверия»). Грузинские короткометражные комедии. Искромётное «Динамо» Тбилиси (Г.Нодия, Д.Кипиани, А.Чивадзе и др.). Рига: Домский собор; бальзам и брусчатка. Киев: Крещатик и цветущие каштаны. Одесса: камень-ракушечник; лоджии и галереи; Приморский бульвар; Дерибасовская улица; Потёмкинская лестница; одесский говор. Армения: Ереван (Ереван: память и забвение в организации пространства постсоветского города: Матенадаран расположен высоко на склоне холма, на вершине которого до начала 1960-х гг. возвышался громадный памятник Сталину. Позже на месте Сталина поставили статую Матери-Армении, которая так и не стала символом города. Интересно, что в начале 1980-х гг. столицы советских республик получили из Москвы постановление построить музеи Ленина либо на центральных площадях, либо на магистральных улицах, через которые проходили парады и демонстрации во время официальных советских праздников. Это был новый этап борьбы за пространство... Массовые митинги (конца 80-х) проходили на площади у Таманяновского здания (Театр оперы и балета), которое фактически преобразилось в Народный Дом, первоначально спланированный архитектором, где, по его замыслу, должны были проходить всенародные праздничные представления. Площадь (hraparak) и гласность (hrapurakaynut’un) этимологически близки друг другу); Арарат (интересно, что это один из главных символов Армении, хотя «телесно» находится на территории Турции); Эчмиадзин; Хачкары; Аревахач; Матенадаран; Григор Нарекаци; варенье из грецких орехов; абрикосы; армянский хлеб; тутовая водка, гранатовое вино и знаменитый армянский коньяк (любимый, например, Черчиллем); дома из туфа; маленькое село Чардахлы, давшее сразу двух маршалов – Баграмяна (Маршал Советского Союза) и Бабаджаняна (Маршал бронетанковых войск); дудук. Почему в Армении практически не было детских домов? Почему общественность Еревана протестовала против возведения памятника Анастасу Микояну? Почему в Армении не стоит говорить «Кофе по-турецки»? Почему Франция  признала факт геноцида армянского населения в Османской империи в 1915 году, хотя международный «вес» Турции куда внушительнее, чем Армении? Можно ли Грабар сравнить с Ивритом? Фильм Атома Эгояна «Календарь».

Старое Радио Подкаст. http://www.staroeradio.ru/audio/19308. Георгий ТОВСТОНОГОВ читает «Синий цвет» (Николоз Бараташвили, перевод Бориса Пастернака).

Игорь Терентьев. Тифлис:

Под барабан шарманка пѣла по грузински
Яблоками на ослах пахло солнце
В тѣни Давида лежал Головинскiй
При свѣтѣ холмов из бронзы

На голубей Кура в замостьях шипела
Трамвай выбивался в Европу из Майдана
Пробѣгала дѣвушка твердая как чурчхела
Наступал вечер во всѣх странах

Воздух темнѣл с быстротою облака
Ювелиры прятались в электирический запад
Яблоки на осликах
Ночью фруктовый запах

Завтра въ комнатѣ
Бѣлые подоконники
Наш<и> книги сонники наши
Помните………………………

(Терентьев 1921)

ВЛАДИМИР ЭРЛЬ. http://www.vavilon.ru/metatext/lestnica/helenukt.html В ЕРЕВАН!

Бдит народ сминая ветки
молча падает в траву
позади кричат соседки
говорят что в Ереване
темным полем длинным лесом
мчится всадник на коне
лезет мышка скачет крышка
Пушкин лает на луну.

Гоголь сумрачный приходит
он не низок не высок
на губах его кусок
на усах его капуста
для зубов торчит висок.

На полянке кулачок
гриб старушка и сверчок
небо блещет канделябром
опускается в подвал
достает большой аршин.
Летает жестяной диван
пылает дровяной сарай.

Пришел шутник и пошутил
потом за чаем задремал
к нему подходит Пушкин дикий
и говорит: айда в леса!

Прилетел орел и сник
прибежала цапля
булка
топчет козий переулок.

Пушкин едет в Ереван.

Грибоедов съел медведя
написал стихотворенье
и уехал в Ереван.

В лес пошел печальный конь
позади кричит огонь
светят звезды вдалеке
и мужик сидит на кулаке.

Он теперь мужик уехал
он теперь туда приехал
и уехал в Ереван.

(август 1968)

Венцлова Томас, «Вильнюс: город в Европе».

Какие города и почему входят в Золотое кольцо России.

Список храмов, упразднённых советской властью. Например, в статье «город Киров» сообщается о сносе в 1937 году Александро-Невского собора (1864) «на кирпич». Николо-Тропинская церковь (1660) в Ярославле (с которой связана смерть патриарха Никона) использовалась под общежитие, клуб, склад, деревоперерабатывающую фабрику.

Тема для обсуждения: имело ли бы позитивное значение для Армении её вхождение в состав России? Этот вопрос вполне разворачиваем в кейс или проект, поскольку задевает разные экономические, политические, социальные проблемы.

Первая советская экспедиция покорителей Эвереста тренировалась на Аккемской стене. Почему и где она находится?

Герой фильма «Живёт такой парень» (Л.Куравлёв) работал на Чуйском тракте. Где он находится?

Как жилось в советской Грузии | Русская семерка. По части промышленного производства Грузинская ССР давала Советскому Союзу не так много, зато грузины обеспечивали советских граждан всем необходимым по части праздников: цитрусовыми, вином, чаем, табаком, минеральной водой. Грузинская ССР, по данным экономиста Кеннана Эрика Скотта из Вашингтонского института, давала на советские прилавки 95% чая и 97% табака. Львиная доля цитрусовых (95%) также шла в регионы СССР из Грузии. В своем докладе в вашингтонском центре Вудро Вильсона Эрик Смит также отметил, что грузины сыграли значительную роль в формировании теневой экономики Советского Союза, формируя рынок позднего СССР по типу «конкуренции диаспор».

Написание эссе о «советском». Например, упомянутый выше короткометражный фильм «Три рубля» (сценарий Резо Габриадзе) содержит изрядное число советских «тегов» (одинаковые галстуки; книжная лотерея; побег от гаишника; отсутствие билетов на киносеанс; розыгрыш права вести «Москвич» и др.).

Г.Шпаликов, Весна в Москве:

Мимозу продают у магазина,

Голуби в небе – не знаю чьи,

И радужно сияют от бензина

Лиловые московские ручьи.

(Апрель 1956)

Материалы ВШЭ (рекомендуем): Социология личности, Социология науки, Социология религии, Социология образования, Социология медицины, Социология повседневных практик, Социология пространства и города, Социология спорта и т.д.

Форум: Исследования города: Где-то на берегу Камы на территории Мотовилихинских заводов под землей таится грандиозный артефакт, памятник эпохи индустриализма. Это усеченная чугунная пирамида с основанием 5×5 м и высотой 4 м. 630 т литого черного чугуна опираются на фундамент из каменных блоков. Мощным столбом фундамент уходит вниз на глубину 12 м, опускаясь далеко ниже уровня близкой реки. Подземная чугунная пирамида на каменном столбе — это шабот, или стул парового молота. Исполинский молот с ударом в 150 т был создан для проковки стальных болванок для пушечных стволов больших калибров. Когда-то он был самым мощным в мире. Его спроектировал и построил горный инженер Николай Воронцов, первый директор пермских пушечных заводов. В конце ХIX – начале XX в. каждый приезжающий издалека в Пермь считал своим долгом съездить в Мотовилиху и посмотреть на знаменитый молот. Больше смотреть было нечего. Вообще-то сооружение молота (а он был пущен в ход в 1875 г.) можно считать поворотным моментом в истории города. Поворотным и исторически, и символически. Тихий полусонный губернский центр, почти лишенный промышленности и в отличие от Екатеринбурга имевший только административное значение, под удары этого чудо-молота стал превращаться в индустриальный город и мало-помалу приобрел тот самый характер и облик, который имеет сейчас. В каком-то смысле уже тогда Пермь стала превращаться в Молотов, и ее формальное переименование в 1940 г. в символическом плане не выглядит случайным. Случаен, скорее, кстати подвернувшийся В.М. Молотов как повод для именования. Важно вот еще что. В рыхлой чиновничьей и мещанской среде пермского сообщества этот молот выковал пассионарную социальную группу – мотовилихинских рабочих...

В сравнительном исследовании Москвы Серебряного века, Осаки эпохи Мэйдзи и Чикаго Позолоченного века Рабл пишет, что «вторые метрополии» (термин, обозначающий чувство неполноценности и уязвленную гордость) часто придерживаются более изобретательной, плюралистической и прагматической политики, чем главные городские центры – Санкт-Петербург, Токио и Нью-Йорк.

Век ХХ и мир. А.Высоковский Архитектура разрухи. Неставшие среды Шестидесятых: С начала 50-х в мире начинают утверждаться ценности негородской жизни. Характерные примеры можно найти в Америке. Это всплеск интереса к таким писателям, как Торо, Лонгфелло, Мелвилл. Их идеи переживаются как вполне серьезно (А.Гинзбергом, Керуаком), так и иронически (как сделал в шутливой поэме математик Кэнделл). На фоне развернувшейся массовой субурбанизации известнейший инженер и архитектор Б.Фуллер создает проект гигантских полностью автономных структур, не нуждающихся в подключении к городским инфраструктурам. Более понятные, но столь же странные проекты делает Ф.Л.Райт. Но вернемся в Россию. Здесь в кон. 50-х – нач. 60-х годов в массовом сознании появляется новый романтический стереотип жизни в природе – не сельской, а именно в негородской. Возникает образ романтика-горожанина, покоряющего суровую природу, будь то первопроходец в тайге, геолог или моряк, альпинист или турист. Там на природе он чувствует себя привольно, живет по законам совести, а в городе бывает только наездами. В.Конецкий, полуписатель-полуморяк, пишет о буднях моря. Ю.Визбор в репортажах и песнях поет будни геологов и нефтяников. В.Аксенов изображает будни молодых врачей, попавших в глубинку. Р.Рождественскому, с акцентом Эдиты Пьехи, мнятся «голубые города, которых на карте нет». Талантливые кинематографисты Г.Шпаликов, А.Михалков-Кончаловский делают свои первые фильмы на такие же темы. Из частных воспоминаний известен тогдашний стиль поведения: явиться в город из дальних странствий, нагрянуть без предупреждения к «железным» друзьям, которые всегда ждут; при этом быть обязательно бородатым, в тертых джинсах и штормовке – с «запахом тумана и тайги». О таких ребятах распевали песни:

А ты улетающий в даль самолет

В сердце своем сбереги.

Под крылом самолета о чем-то поет

Зеленое море тайги.

Очевидно, что, кроме общемировой тенденции бегства горожан из города, в СССР имелись на то собственные, местные причины. В каком-то смысле старый город предал человека. Для слишком многих он стал местом средоточия репрессий, страха, недоверия. Стоит почитать воспоминания В.Каверина или Л.Чуковской об А.Ахматовой, чтобы понять, какой ужас внушали подворотни, пустые улицы, шаги на лестнице.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 250; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!