Инфернальность повседневного.



 

 

Указательный палец – всегда в центре.

Сервилизм номенклатуры → «Загнивание элит» (по Парето) → Неспособность противостоять опрометчивому (возможно, роковому) решению → Ввод войск в Афганистан, «сухой закон» и т.д. Фотография, как хохломской поднос, расцвечена яркими завитками лакейства.

 

 

Когда понятно о чем идет речь без пояснений. Интересно, как без всяких уточняющих вопросов, Жутовский понимает, что именно «решил» Неизвестный. Есть мысли, которые даже не будучи сказанными вслух, отчетливо звучат, как рифма будней. Которые объединяют и сближают. Какие мысли вьются около глаз в разные времена? Что думают, глядя друг на друга, «враги народа» или безработные Великой депрессии, ждущие бесплатной похлëбки?

 

«Наша грязь» и «наша чистота».

Мэри Дуглас исследовала антропологическую двойчатку «чистота-грязь» в традиционных обществах. Советский культурный опыт вновь сделал ее актуальной.

 

 

Фотография становится метафорой.

Этими фотографиями Ю.Роста мы маркировали темы хрущëвской «Оттепели» и брежневских «Заморозков».

 

От гугукающего младенца до идеологии речи.

На картинке – родители, прогуливающиеся с детскими колясками. Если представить этот сюжет в его сегодняшнем воплощении, что в нем выглядело бы иначе? Детские коляски! Они были бы разных моделей, цветов и форм. Здесь они однотипны. Значит, мы имеем дело с централизованной, сериальной, не рассматривающей покупателя как индивидуальность индустрией. Притом, речь идет о мощной индустрии. Это экономика задаваемых, а не испрашиваемых форм, экономика «одобренных стереотипов». Очевидно, что нельзя вывести человека из потребительского оборота (когда существенна обратная связь), не осуществив цензуру речевого оборота (индивидуальный потребительский акт следует за индивидуальными актами социальной речи). Высокая степень индустриальной стереотипизации соседствует с фиксацией социальной речи (которая отчуждается от индивида и сводится к «архиву правильных высказываний»). То есть речь оказывается одинаково смоделированной, «не раскрашенной» индивидуально.

 

Инсталляции И.Кабакова.

Почему инсталляция? Она, сродни метафоре или буайбесу, объединяет морского чëрта и апельсиновую корочку. Здесь слово обретает вещественную весомость (а слово – ось советской культуры). Здесь несомненно присутствие напористой детскости (а советский человек зачастую доверчив и инфантилен).

 

     Когда речь идет о Новейшей истории, хорошо использовать фотографии различных персонажей. Лучше, чтобы это были самые разные люди. Можно устроить викторину, где они предстают не в тривиальном контексте (конечно, в продвинутом классе). То есть традиционный визуальный ряд желательно дополнить не столь ожидаемым. Смысл этого приема в том, что человек (и герой, и зритель) «отлипает» от привычных сценариев, а значит, появляется возможность и для высвобождения речи из жестких и спрямленных контекстов. Крупный изъян нашей школы – в потворстве контекстному (а не конкретному) мышлению. Это мышление случайных ориентиров (вроде маршрута бровей у Марии Ивановны). Мышление угадывания и выгадывания. В этом примере мы видим Черчилля, Набокова и Мисиму.

Кондализа Райс и Лиля Брик

ХРОНОТОПЫ

Год. Берлинская стена

 Кубинская революция.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 292; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!