Глава 14. Социальное обеспечение 24 страница



250


ское патриотическое общество (1812 г.), Императорское человеколюбивое общество (1816 г.) включали в перечень своих попечительских задач предоставление "неимущим, кои могут работать, приличной работы, снабжая их материала­ми, собирая обработанные ими изделия и сбывая оные".

Решая эту проблему, благотворительные общества от­крывали различные заведения трудовой помощи, к кото­рым относились дома трудолюбия и работные дома, учеб­ные и производственные мастерские, профессиональные курсы, ремесленные школы и училища, посреднические бюро по трудоустройству и др. С филантропической дея­тельностью императрицы Марии Федоровны связано откры­тие многих детских учебно-воспитательных учреждений, среди которых были женские екатерининские училища в Петербурге (1798 г.) и Москве (1802 г.), воспитательные до­ма для глухонемых и слепых с преподаванием ремесел (1806 г.), военно-сиротское отделение Воспитательного дома (1807 г.), два училища для солдатских дочерей (1820 и 1823 гг.). Севастопольское и Николаевское училища для де­тей, нижних чинов морского ведомства (1826 г.) и др. В се­редине XIX в. под эгидой Ведомства учреждений императ­рицы Марии действовали более 360 социальных заведений, где получали благотворительную, в том числе трудовую, помощь свыше 60 тыс. нуждавшихся, обучалось различным профессиям 10 тысяч детей.

Возникшее в начале XIX в. Женское патриотическое общество учредило в 1816 г. 6 профессиональных школ для девочек из бедных семей в Петербурге и других городах. Позднее общество открыло целую группу мастерских и кур­сов для подготовки девочек к трудовой жизни. "Общество посещения бедных в Санкт-Петербурге", основанное по инициативе видного филантропа князя В. Ф. Одоевского и действовавшего в 1840—1855 гг., наряду с общими мерами благотворительной поддержки престарелых, больных, де­тей-сирот, считало одной из форм призрения именно тру­довую помощь. В этих целях обществом были открыты три

251


рукодельни. Из них в 1849—1853 гг. в рукодельне на Пет­роградской стороне ежедневно работало в среднем 42 жен­щины. Для воспитания и подготовки к труду девочек-сирот было учреждено четырехклассное училище.

В целом же в первой половине XIX в. трудовая по­мощь использовалась в ограниченных рамках, и благотво­рительные общества, конечно, были не в состоянии пре­вратить ее в действенный инструмент ликвидации безрабо­тицы и нищенства.

§ 2. Основные формы трудовой помощи во второй половине XV — начале XX в.

Новые черты организация социальной поддержки нуж­дающихся приобрела в результате крупных социально-по­литических и социально-экономических преобразований 60— 70-х гг. XIX в. Значительные изменения в управлении этой отраслью, децентрализация системы призрения, государ­ственное и общественное стимулирование благотворитель­ности, усиление внимания к предупреждению безработицы и обнищания и т. д., все это активизировало создание бла­готворительных заведений, основной функцией которых была трудовая помощь неимущим, малоимущим и другим

нуждающимся.

Либеральные реформы Александра II обусловили рост общественной и частной инициативы в сфере российского милосердия, на демократической волне 60—70-х гг. много­кратно увеличилась сеть благотворительных обществ, со­юзов и организаций. К тому же в пореформенный период, как и в предшествующее время, правительство не прини-' мало реальных мер по созданию государственной системы) трудовой помощи. Наоборот, официальные административ­ные органы государства во многом передали дело социаль-] ного призрения, в том числе трудовой помощи, в ведение

252


земского и городского самоуправления, благотворительных обществ, церковных попечительств и др.

Под их опекой в 90-е гг. действовали многие сотни со­циальных учреждений различного профиля и различного характера — земских, городских, сословных, обществен­ных и частных, церковных и пр. В сфере земских и городс­ких органов самоуправления функционировало около 7 тыс. заведений, где получали помощь в какой-либо форме свы­ше 1 млн бедных и немощных. Ведомство учреждений им­ператрицы Марии объединяло в эти годы около 700 об­ществ и заведений, Российское общество Красного Крес­та — 518, Попечительство о домах трудолюбия и работ­ных домах — 300, Императорское человеколюбивое /орще-ство — почти 200, Ведомство православного вероиспове­дания — свыше 3 тыс. попечительств, богаделен и приютов.

Именно благодаря деятельности земских и городских управ, благотворительных обществ и других общественных институтов трудовая помощь в конце XIX — начале XX в., хотя не оформилась в систему, но стала одним из направ­лений российской благотворительности и получила более широкое распространение как средство профилактики об­нищания и безработицы, а также трудового воспитания и перевоспитания людей социального "дна".

В эти годы заведения трудовой помощи стали постоян­ным звеном в сети социальных учреждений земских и го­родских органов самоуправления, многочисленных благотво­рительных обществ. Так, в 1908 г. из более чем 200 общего количества заведений Человеколюбивого общества 66 при­ходилось на учебно-воспитательные заведения для детей с их подготовкой к труду посредством обучения различным профессиям. Наряду с этим общество содержало 7 заведе­ний трудовой помощи, в том числе 4 швейные мастерские, в которых получали работу свыше 500 женщин.

При этом для подготовки детей к профессиональному труду Человеколюбивое общество учредило в своей струк-

253


туре специальное "Попечительство по воспитанию, тех­ническому и профессиональному образованию бедных де­тей". В 1908 г. кроме швейных мастерских в ведении Попе­чительства находились мастерская дамских нарядов, типог­рафия и переплетная мастерская, где обучались, соответ­ственно, швейному, типографско-наборному и переплетно­му ремеслам около 70 учеников.

Подъем благотворительного движения, массовое учреж­дение все новых и новых обществ, союзов, попечительств, видевших свою главную обязанность в социальном призре­нии нуждающихся; участие в этом сложном деле государ­ственных структур, органов земского и городского самоуп­равления, многих частных благотворителей, — все это по­ставило перед правительством задачу разработки законода­тельных основ организации общественного призрения, при­нятия мер по регулированию данной сферы жизни страны.

Этим объясняется подготовка правительственной комис­сией Устава об общественном призрении, который был ут­вержден Александром III и опубликован в 1892 г. В начале 1900-х гг. Устав был доработан и получил более совершен­ную редакцию. Среди многочисленных глав Устава были спе­циальные главы и статьи, посвященные организации тру­довой помощи. Уставом определялись ее формы, учрежде­ния, условия для различных категорий нуждающихся. Це­лый ряд положений Устава был посвящен работным домам. В нем указывалось, что работные дома создаются для пре­доставления неимущим возможности содержать себя соб­ственным трудом.

В работные дома принимались: 1) бедные и убогие люди, способные работать и добровольно пожелавшие трудиться в этом заведении; 2) не имеющие пристанища лица, на­правленные "на время или навсегда" по распоряжениям ме­стных властей; 3) "праздношатающиеся" элементы и про­фессиональные нищие, "присылаемые местной полицией". Таким образом, в работных домах предполагалось исполь­зовать как добровольный, так и принудительный труд.

254


 


В связи с этим действовавший с 40-х гг. XIX в. Москов­ский работный дом практически имел два отделения: для добровольно работающих бедняков и для доставленных по­лицией. В течение 1897 г., как видно из отчета учрежде­ния, в нем добровольно работали 3350 человек и почти 4 тысячи нищих по решению специальной комиссии были приведены полицией для принудительного труда. Добро­вольно трудившиеся призревались в Работном доме в сред­нем до 40 дней или до получения заработка в сумме 5 руб. Доставленные полицией содержались от одной недели до 6 месяцев. За год подопечные Работного дома провели в производственных мастерских 30 тыс. рабочих дней и на вне­шних работах — стройках, ремонте дорог, уборке мусора и пр. — 43 тыс. рабочих дней. Заработок призреваемых со­ставил 16 тыс. руб.

Позднее для оказания трудовой помощи нуждающимся на базе работного, дома в Москве был сформирован Дом трудолюбия. Что касается работного дома, то он приобрел характер исправительного заведения, где различные ра­боты использовались как наказание для уклоняющихся от честного труда. Такого рода работные дома действовали в Тамбове и Калуге.

Поскольку либеральная общественность выступала про­тив применения принудительного труда в качестве кара­тельной меры борьбы с нищенством и правонарушениями, Комитет попечительства о домах трудолюбия и работных домах в 1895—1896 гг. и других годах на своих заседаниях многократно обсуждал вопрос об организации работных до­мов. Наконец, в 1907 г. он был передан на рассмотрение Государственной думы, где так и не получил окончатель­ного решения. В целом работные дома, ввиду ограниченно­го использования труда как формы социальной помощи и нравственного воспитания, не получили сколько-нибудь значительного распространения в России.

Среди учреждений, в центре внимания которых нахо­дилась трудовая помощь нуждающимся или их подготовка

255


к труду, представляют значительный интерес и заслужи­вают положительной оценки дома трудолюбия. Первые по­пытки создания домов трудолюбия с целью подготовки к труду здоровых обедневших людей разных сословий и пре­доставления им известного заработка относятся к началу XIX в. Среди них можно назвать Дом трудолюбия Гаври-ловой в Петербурге (1804 г.), ряд заведений типа "Благо­творительного общества патриотических дам", открытых им после Отечественной войны 1812 г., "Дом трудолюбия и призрения неимущих" в Рязани (1821 г.), Москов-ский дом трудолюбия (1829 г.), Петербургский дом трудолюбия (1830 г.), Женская мастерская Демидова (1833 г.), а затем Демидовский дом призрения трудящихся.

В первой половине XIX в. аналогичные заведения были учреждены в Калуге, Коломне, Пензе, Тамбове. В этих за­ведениях дети из бедных семей и сироты получали началь­ное образование и трудовую профессию. Здоровые взрос­лые, пытавшиеся покончить с нищенством и бродяжниче­ством, на добровольных началах изучали ремесла и рабо­тали в различных производственных мастерских. Большин­ство этих домов трудолюбия в 50-гг. XIX в. превратились в закрытые профессиональные учебные заведения-училища для воспитания и обучения ремеслу детей-сирот и детей неимущих родителей.

Либеральная "оттепель" 60—70-х гг. и связанный с ней подъем благотворительного движения активизировали де­ятельность земских и городских самоуправленческих орга­нов, многочисленных светских и церковных попечительств по созданию домов трудолюбия, в которых трудовая по­мощь рассматривалась как их основная функция. В 1882 г. Андреевским церковно-приходским попечительством, воз­главлявшимся настоятелем Андреевского собора Иоанном Сергиевым (Кронштадтским), был открыт дом трудолюбия в Кронштадте.

Примечательно, что, определяя задачи попечительства, о. Иоанн сосредоточил внимание на роли трудовой помощи

256


в социальной реабилитации нуждающихся. "Церковное по­печительство, — заявил он, — главнейшим образом уч­реждено для уничтожения нищенства и попрошайничестш» в нашем городе, для искоренения лености, праздности, ту­неядства и нищеты для приискания работы бедным, для учреждения ремесленной школы для бедных детей, для ус­тройства рабочего дома". Создание дома трудолюбия стало одной из важных мер по реализации этой программы.

К 1910 г. по разнообразию форм трудовой помощи и ее объему Кронштадтский дом трудолюбия вошел в число наи­более значительных благотворительных заведений такого типа. При нем действовали пенькощипные мастерские, са­пожная мастерская, женская мастерская ручного труда, школа кройки и шитья, посредническое бюро по найму прислуги и др. Только за 1910 г. всеми видами работы было охвачено более 7 тыс. неимущих людей, получивших за свой труд определенный заработок.

При Петербургском 1-м доме трудолюбия, учрежден­ном в 1886 г., функционировали модная и белошвейная мас­терская для безработных женщин, школа кройки и шитья для девочек из бедных семей, детский приют с обучением грамоте и ремеслу. В сентябре 1886 г. на средства Еванге­лического общества был основан дом трудолюбия, ставший одним из видных заведений трудовой помощи в России. Ру­ководители дома организовали в нем столярную, слесар­ную, швейную, сапожную, картонажную, переплетную и другие мастерские.

За 25 лет в доме трудолюбия получили приют и трудо­вую помощь почти 7 тыс. безработных, в том числе около 4 тыс. ремесленников, более 800 рабочих-поденщиков. Оп­ределенная часть призреваемых приходилась на нищенству­ющих и бродяжничающих, которые видели в доме трудо­любия кратковременное пристанище. Достоинством дома трудолюбия при Евангелическом обществе являлось то, что его попечители и сотрудники не ограничивались предос­тавлением временной трудовой помощи, но вели постоян-

257


ную работу по нравственному перевоспитанию профессио­нальных нищих, их наставлению на путь честной трудовой жизни.

Благодаря усилиям органов самоуправления, благотво­рительных обществ и попечительств дома трудолюбия как учреждения трудовой помощи стали все более широко рас­пространяться в российских губерниях. К началу 90-х гг. XIX в. их сеть включала около 30 таких заведений.

В этих условиях возникла необходимость соединения и координации деятельности домов трудолюбия, обеспечения единства их целей, задач, уставных основ, а также оказа­ния им государственной и общественной поддержки финан­сами, кадрами и другими видами помощи. Предложения об этом поступали в правительство с мест от земских деяте­лей, советов благотворительных обществ, домов трудолю­бия.

Эти предложения явились той почвой, на которой воз­никла идея создания общероссийского Попечительства о домах трудолюбия и работных домах. Для разработки про­екта его организации многое сделала комиссия под предсе­дательством А. С. Танеева. В сентябре 1895 г. Никола­ем II был подписан указ об учреждении под покровитель­ством императрицы Александры Федоровны Попечитель­ства о домах трудолюбия и работных домах. Позднее эта благотворительная организация стала называться Попечи­тельством о трудовой помощи. В учредительном указе со­здание попечительства объяснялось стремлением облегчить участь неимущих путем предоставления им "честного тру­да как единственного залога счастливой и на христианских началах основанной жизни". Перед домами трудолюбия ста­вилась задача помогать бездомным, вышедшим из больниц, освобожденным из мест заключения, впавшим в крайнюю бедность и не имеющим заработка людям, путем обеспече­ния их работой и приютом. В соответствии с указом на По­печительство возлагалась обязанность оказывать домам тру-

258


долюбия необходимую поддержку в осуществлении трудо­вой помощи.

В организационном отношении руководство Попечитель­ством осуществлялось Комитетом во главе с императри­цей Александрой Федоровной. Вице-президент и 10 действи­тельных членов Комитета назначались императрицей. В об­ластях и губерниях, главным образом^ европейской части России действовали местные Попечительные общества о домах трудолюбия. Право считаться членами Попечитель­ства получали лица, сделавшие пожертвования или ока­завшие другую помощь обществу. Они делились на катего­рии в зависимости от суммы единовременного денежного пожертвования и размера ежегодного взноса. Источниками финансирования Попечительства стали проценты с непри­косновенного капитала в 600 тыс. руб., который был поло­жен на банковский счет общества Министерством внутрен­них дел. Деятельность Попечительства материально обес­печивалась также денежными доходами от других капита­лов, членских взносов, пожертвований и др.

Решая задачи организации трудовой помощи нуждаю­щимся, Попечительство руководствовалось положениями общероссийского Устава об общественном призрении. В этом документе был выделен специальный раздел, в котором оп­ределялось содержание деятельности Попечительства о трудовой помощи. Уставом предусматривалось, что для ока­зания "трудо-вспоможения" нуждающимся Попечительство принимает следующие меры:

Содействует пособиями и ссудами устройству и содер­жанию:

а) домов трудолюбия, а также справочных контор, сто­
ловых, ночлежных домов, яслей и других подобных учреж­
дений;

б) складов, базаров и выставок с продажей изделий и
снабжением материалами, орудиями производства и кре­
дитованием кустарей и мелких ремесленников;

в) учебных мастерских детских приютов.

259


Инструктирует указанные учреждения как об их наи­более рациональном устройстве, так и о методах наилуч­шей организации их деятельности, издает примерные ус­тавы, организует образцовые центральные заведения.

Во время неурожаев и других стихийных бедствий ус­траивает общественные работы, поддерживает кустарные промыслы и организует другие меры помощи.

Обеспечивает объединение учреждений трудовой по­мощи, содействует теоретической разработке связанных с ней вопросов.

На основе этих уставных положений Попечительство вело практическую работу по оказанию трудовой помощи нуждающимся. Прежде всего, усилиями центрального Ко­митета общества и местных попечительских организаций постоянно расширялась сеть домов трудолюбия. В 80-е гг. было открыто 9 домов трудолюбия. В 1890—1895 гг. стали функционировать еще 24 таких заведения. Вторая полови­на 90-х гг. ознаменовалась наибольшей активностью в со­здании учреждений трудовой помощи. В эти годы было ос­новано 35 домов трудолюбия. За 1901—1910 гг. их сеть уве­личилась еще на 21 заведение. В эти годы в России действо­вало в общей сложности 140 домов трудолюбия.

Вместе с детскими приютами трудолюбия, пунктами раздачи работы на дом, профессиональными училищами и ремесленными курсами, учебно-производственными мастер­скими местных попечительских обществ, посредническими бюро и конторами трудоустройства и др. в России, по дан­ным на 1912 г., работало около 700 заведений трудовой по­мощи. Известный в царской России специалист в области организации трудовой помощи и ее исследователь Г. Г. Швит-тау произвел классификацию домов трудолюбия. К первому типу относились дома с достаточно оборудованными произ­водственными мастерскими, где предоставлялась трудовая помощь здоровым квалифицированным рабочим, временно ставшим безработными.

260


Второй тип был представлен домами трудолюбия для не подготовленных к профессиональному труду и "слабо­сильных" людей, которым оказывалась временная трудо­вая помощь с целью получения ими определенного зара­ботка. Деятельность этих домов не вносила коренного из­менения в социальное положение призреваемых, но имен­но они составляли большинство действовавших тогда до­мов трудолюбия.

Однако, как свидетельствуют статистические материа­лы, в 1911—1912 гг. дома трудолюбия не были строго спе­циализированными. Их структура становилась все более мно­гозвенной за счет вспомогательных отделений. При них со­здавались не только производственные мастерские, *,учеб-но-профессиональные школы и курсы для способных к тру­ду, но и детские приюты трудолюбия, пункты по раздаче надомных работ, трудовые убежища, богадельни для не­трудоспособных и другие отделения. Правда, последние имели тенденцию к превращению в самостоятельные соци­альные заведения.

Своей благотворительной деятельностью дома трудо­любия охватывали лишь известную часть безработных, ни­щих, престарелых. Данные по 70 этим учреждениям сви­детельствуют, что в 1911 г. они оказали трудовую поддер­жку почти 200 тысячам нуждающихся. За год призреваемы­ми было отработано около 1,5 млн рабочих дней. Они рабо­тали в 240 мастерских указанных домов, в том числе в 42 швейных, 28 столярных, 19 переплетных. 17 сапожных, 16 слесарных, 6 ткацких и других мастерских. В них ис­пользовался труд квалифицированных рабочих, в силу раз­ных обстоятельств оказавшихся безработными. Они выпол­няли 40 видов производственных заказов.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 257; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!