Глава 14. Социальное обеспечение 23 страница
Военнослужащие приобретали право на получение эмеритальных пенсий при условии, если они прослужили в военном ведомстве не менее 25 лет и состояли членами кассы не менее 20 лет. В зависимости от сроков службы и членского стажа размеры пенсий подразделялись на разряды.
С учетом выслуги лет и времени членства в эмеритальной кассе от утвержденных полных пенсионных окладов назначались пенсии военнослужащим. Пенсии за 25—30 лет службы, например, в зависимости от разрядов устанавливались в следующих размерах: 1-й разряд (20—25 лет членства в кассе) — 5/12 полного оклада, 2-й разряд (25— 30 лет) — 6/12 полного оклада, 3-й разряд (30—35 лет) — 7/12 полного оклада и 4-й разряд (35 и более лет) — полный оклад пенсии. Двадцатилетнее членство в эмеритальных кассах военных ведомств давало право военнослужа-
239
щим получать ее как дополнение к государственной пенсии.
Социальное призрение военнослужащих включало правительственные меры по оказанию помощи семьям "служивых людей". Одним из ранних законодательных актов такого рода является Государева грамота царя Алексея Михайловича от 31 марта 1649 г. Эта грамота запрещала местным властям выселять стрелецких, пушкарских и казачьих жен из домов их мужей, погибших на войне или взятых в плен противником. В 1650 г. был издан царский указ, согласно которому вдовы и дети убитых в ходе военных действий или умерших от ран, а также оказавшихся в плену наделялись поместьями, т. е. пожизненными земельными участками из расчета 7,5 десятин — вдовам и 3,5 десятины — детям.
|
|
Практика социальной помощи вдовам и детям погибших обогащалась и развивалась в петровское и в послепетровское время. В 1720 г. Петр I утвердил положение, согласно которому вдовам убитых и умерших воинов устанавливалось пособие в размере восьмой части годового жалованья мужа, а детям — в размере двенадцатой части. При этом женам до 40 лет назначалось единовременное годовое жалованье, а от 40 лет и выше — до их кончины или замужества. Детям выплата производилась: мальчикам — до 10 лет, девочкам — до 15 лет, при Екатерине II петровские нормы пенсионного обеспечения вдов были сохранены. Что касается детей, то выдача пособий мальчикам продлевалась до 12-летнего возраста и девушкам — до 20 лет. Царским указом 1799 г. право вдов на пенсии уже не ограничивалось определенным возрастом. Сиротам устанавливалась пенсия за погибшего отца-воина до совершеннолетия. Размеры пенсий были увеличены с восьмой и двенадцатой части до полного жалованья мужа или отца.
В эпоху Александра I попечение о вдовах и сиротах военнослужащих, умерших от ран, взял на себя Комитет по призрению раненых. Комитетом практиковались такие
|
|
240
формы призрения вдов и сирот, как назначение пенсий из инвалидного капитала и ходатайствования о них в военное министерство, выделение единовременных денежных пособий, определение сирот в учебные заведения. Так, в течение 1814—1825 гг. Комитет о раненых установил пенсии от своего ведомства 326 семьям, из государственной казны — 294 семьям. В это же время было выдано семьям военнослужащих 242 единовременных денежных пособия и направлены на учебу за счет Комитета более 140 детей. В николаевское время с 1825 по 1854 г. получили пенсии от Комитета свыше 2 тыс. семей убитых и умерших воинов, устроено в учебные заведения на государственные стипендии 813 сирот. Во второй половине XIX в. законы о предоставлении пенсий вдовам и детям в случае гибели их кормильцев, как офицеров, так и ряда "нижних чинов", продолжали действовать.
Примечательно, что довольно рано военное ведомство и сама армия стали брать на себя призрение части сирот военнослужащих. По петровским указам 1719 и 1721 гг. в гарнизонах создавались школы, где за счет армейского бюджета содержались и учились дети погибших "всякого чина" вплоть до офицерских детей недворянского сословия. В 1798 г. с учреждением Императорского Военно-сиротского дома все гарнизонные школы были преобразованы в его отделения. В марте 1801 г. функционировало 66 гарнизонных школ-отделений, в том числе в Петербурге и Москве — на 1500 мест, в Кронштадте, Риге и Ревеле — на 1000 мест, в Архангельске — на 700, в Киеве — на 600, в Казани — на 500 мест. Из общей сети военно-школьных отделений в 16 отделениях училось по 200—400 детей, в 41 отделении — по 50—150 детей. Всего в 66 школьных отделениях Императорского Военно-сиротского дома пользовались призрением и получали начальное образование 16 400 учащихся из семей военнослужащих.
|
|
Итак, исторический опыт организации социальной защиты военнослужащих России многогранен и противоре-
241
чив. Он включал в себя систему мер, предусматривавшую
высокий общественный статус, достойное материальное
содержание профессионального ядра Вооруженных сил,
создание законодательных основ карьерного движения, ус
тановление социальных льгот, гарантированное призрение
за счет государства по инвалидности и старости, государ
ственное пенсионное обеспечение. Однако оценка этого опы
та не может быть однозначно положительной. Реальное
положение военнослужащих досоветской России свидетель
ствует об их недостаточной социальной защищенности, что
было связано с всевластием высшего командного состава,
делением воинского состава на сословные группы с соот
ветствующими привилегиями для одних и ограничениями
для других. Законы дореволюционной России лишали офи
церов и других военнослужащих права на государственную
пенсию за проступки по службе, пребывание под судом,
дисциплинарное взыскание с занесением в послужной спи
сок, отрицательные аттестации исполнения служебных обя
занностей, причисление к "политически неблагонадежным".
Изучая этот богатый и в то же время неоднозначный
опыт в контексте современных проблем социальной защи
ты военнослужащих, важно творчески использовать остав
ленные нам предшествующими поколениями добрые тра
диции заботы государства и общества о защитниках Отече
ства и извлекать соответствующие уроки из тех элементов
организации призрения воинов, которые не выдержали суда
истории. •
|
|
Литература
1. Герасимов В. Государство обязано. Из истории пен
сий в мире и в России // Ветеран. 1992. № 33/34.
2. Социальное призрение в законодательных актах Пет
ра I // Российский журнал социальной работы. 1996. № 2.
3. Обзор деятельности Военного -министерства в Рос
сии. СПб., 1880.
4. Столетие Военного министерства. Т. II, III VIII СПб
1912.
5. Соловьев М. И. Исторические очерки устройства и
довольствия русских регулярных войск в первой половине
XIII в. СПб., 1900.
6. Штейн Л. Учение о военном быте как науке о госу
дарстве. СПб., 1905.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы основные формы социального призрения за
щитников Отечества в XVIII—XIX вв. ?
2. Российское законодательство XIX в. о государствен
ном пенсионном обеспечении военнослужащих.
242
Глава 13. Трудовая помощь
как направление социального призрения
§ 1. Становление и развитие трудовой помощи в XVI — первой половине XIX в.
Трудовая помощь как форма социальной поддержки нуждающихся известна еще со времен древней славянской общины и ранних политических межплеменных объединений восточных славян VII—VIII вв. В ее простейших видах она стала использоваться более широко в условиях Древнерусского государства. Часть обедневших от разорительных войн, пожаров и других стихийных бедствий дружинников, торговцев, ремесленников, крестьян получала возможность обеспечивать себя собственным трудом на строительстве городских крепостных сооружений, сборов и церквей, монастырских стен, что являлось одной их форм великокняжеской и церковно-монастырской благотворительности.
Другие впавшие в нужду и способные работать люди занимались сельскохозяйственным трудом на княжеских, боярских, монастырских землях, попадая в различного рода зависимость от их владельцев и становясь "рядовичами", "закупами", "наймитами", "холопами" и прочими неполноправными земледельцами. При этом экономические, бытовые, нравственные и другие причины обрекали определенный процент этих людей на нищенство.
С образованием и развитием российского централизованного государства трудовая помощь постепенно становится одним из звеньев государственного и общественного
244
призрения нуждающихся. Первые попытки использовать трудовую занятость для оказания помощи безработным беднякам и для борьбы с профессиональным нищенством предпринимаются в конце XV — начале XVI в. Известно, что в правление Ивана III (1462—1505 гг.) правительством была дана установка отделять "несчастных" нищих от здоровых "притворщиков" и принуждать последних обеспечивать себя трудом.
ч При активном участии Ивана IV (1533—1584 гг.) цер-ковно-земский собор в 1551 г. включил в свои решения главу 71 "О нищепитательстве" и главу 73 "О богадельнях, прокаженных, престарелых и других нищих". Эти главы представляют собой постановления Собора в связи с „целой группой вопросов, в которых Государь указывал на необходимость ликвидации или хотя бы сокращения нищенства. Они регламентировали порядок организации призрения в России.
В принятом сборнике постановлений, известном под названием "Стоглав", церковно-земский Собор 1551 г. особо отметил, что многие здоровые монахи и монахини занимаются нищенством, чем оказывают дурное влияние на жителей. Кроме того, ввиду увеличения количества желающих поживиться за счет милосердия, в богадельнях для "недужных и престарелых" оказалось немало молодых и здоровых мирских нищих. Собор высказался за то, чтобы царь повелел провести перепись нищих по всем городам, поместить больных и немощных в мужские и женские богадельни, обеспечить "пищею и одежею" и уходом.
Относительно здоровых нищих монахов и монахинь Собор постановил отсылать их в обители и занимать монастырской службой и трудом, "потому что они здравы и могут тружатися". Что касается мирских здоровых нищих, то в главе 73 Стоглава требовалось выселить их из богаделен и способных к труду определять к различным работам, чтобы они добывали пропитание собственным трудом. Как указывалось в решении Собора, "а здравые бы строи (т. е.
245
нищие) с женами по богадельням не жили..., а которые возмогут работати, и они бы тружалися".
В первые два года XVII в., когда тысячи пострадавших от неурожаев голодных людей искали спасения в Москве, по распоряжению царя Бориса Годунова были развернуты широкие строительные работы с целью предоставления заработка, и подобная мера была одной из форм трудовой помощи нуждающимся.
Заметной попыткой организации трудовой помощи для ослабления бедности и нищеты среди населения стал указ государя Федора Алексеевича 1682 г., в котором содержалось принципиальное установление строить больницы и богадельни для больных и бездомных нищих за счет "государевой казны" и одновременно охватывать работой здоровых и живущих нищенством людей, открывать школы и "дворы" по обучению "нищенских детей" грамматике, арифметике и другим наукам, а также различным ремеслам. В своем указе государь требовал прекратить поддержку работоспособных нищих, отказаться от безразборчивой подачи милостыни и тем самым заставить нищих, могущих обеспечивать себя собственным трудом, "хлеб свой заживать работой или каким-нибудь ремеслом к общенародной пользе".
13 февраля 1682 г. церковный Собор рассмотрел царское обращение, в котором вновь были поставлены вопросы о "разборе" бродяг и нищих, группировке последних по степени их способности к трудовому личному жизнеобеспечению. В обращении Федора Алексеевича церкви предлагалось устраивать в городах "пристанища" для немощных нищих. В то же время государь указывал на необходимость того, чтобы "ленивые, имеющие здравие телесное, пристали б к работе".
На основании этого обращения Собор 1682 г. принял постановление, в котором предложения государя квалифицировались как богоугодные и были этим церковным институтом полностью одобрены. Таким образом, эти документы содержали в зародышевом состоянии идею отказа от самой
246
«
распространенной формы благотворительности тех лет — раздачи милостыни всем нищим без различия и вместе с тем намечали меры по борьбе с нищенством, которые включали как социальное призрение убогих, больных и престарелых в богадельнях, так и охват трудоспособных нищих добровольными или даже принудительными работами. Подобные подходы к благотворительности по сравнению с предшествующим временем означали значительный шаг вперед на пути движения к более высокой ступени социального призрения.
Существенный вклад в дело формирования определенного подобия системы общероссийского государственного призрения связан с радикальными административными,' социально-экономическими и прочими реформами Петра Великого. В годы его царствования правительство принимает законодательные акты по осуществлению государственной политики, направленной на оказание социальной помощи нуждающимся, упорядочение частной благотворительности, создание сети светских учреждений призрения и др. Составным звеном этой политики являлся учет "просящих милостыню и вспоможение" с целью их классификации по категориям, отделение действительно нуждающихся от лженищих.
Уже с первых лет единовластного правления Петра I в его указах проявляется непримиримая позиция в отношении профессионального нищенства. В соответствии с петровским указом 1700 г. во всех губерниях предполагалось построить богадельни для старых и увечных, "кои работать не могут", а также выдавать "кормовые деньги" этой категории лиц до их кончины. Характерно, что указом предписывалось "молодым и здоровым кормовых денег не давать и от кормовых денег им отказать". Указами 1710 и 1712 гг. Государь обязал административные органы решительно принуждать работоспособных нищих к тому, чтобы "снискивать пропитание трудами".
247
В последующих указах 1713—1720 гг. Петр I неизменно подтверждал свое требование занимать здоровых нищих трудом. Для достижения этой цели, наряду с экономическими и другими методами, все более широко использовались меры репрессивного характера. Впервые задержанных трудоспособных нищих полагалось "бить нещадно ба-тожьем", отсылать работать за их "прокормление". За поимку во второй раз или в третий раз после телесного наказания мужчины отсылались на каторжные работы, а женщины в прядильные дома.
В Манифесте от 25 января 1721 г. о Регламенте духовной коллегии Петр I о возмущением отмечал, что "многие бездельники при совершенном здравии, за леностью своей пускаются на прошение милостыни и по миру ходят бесстыдно; и иные же в богадельни вселяются... и что еще меру превосходит бессовестие и бесчеловечие оных: младенцам своим очи ослепляют, руки скорчивают..., чтобы были милосердия достойные".
По заключению Государя, в России промышляют нищенством многие тысячи таких "ленивых прошаков", которые не только не производят хлеба, но, наоборот, путем нахальства и обмана отнимают хлеб у действительно нуждающихся. В этом документе Петр I вновь высказался за приобщение профессиональных нищих к труду принудительными мерами. По его мнению, ленивые здоровые нищие мужчины, не желающие работать и ведущие разгульный образ жизни, должны помещаться в специальные Смирительные дома, где они должны будут зарабатывать свое пропитание. Что касается подобного рода женщин, то для той же цели предусматривалась их отправка в Прядильные дома.
В то же время петровское законодательство поддерживало использование трудовой помощи для бедняков с ограниченной работоспособностью, призреваемых в монастырях, богадельнях, приютах. В государевом указе от 31 января 1724 г. этим заведениям рекомендовалось зани-
248
мать мужчин земледельческим трудом, а женщин прядильными и ткацкими работами. Изложенное выше свидетельствует, что в петровскую эпоху обеспечение трудовой занятости оказавшихся в нужде и нищенствующих лиц носило, главным образом, принудительный характер.
В царствование Екатерины II (1762—1796 гг.), пытавшейся решать некоторые вопросы внутренней политики в духе концепции "просвещенной монархии", карательная практика приобщения нищих к труду была смягчена. В организации трудовой помощи нуждающимся заметно возросло значение их подготовки к честной трудовой жизни, усилилось внимание к предупреждению бедности и нищенства среди детей. В трудовом воспитании видное место зайяли идеи просветителя и филантропа екатерининского времени И. И. Бецкого о формировании людей нового типа — трудолюбивых, гуманных, справедливых.
Попытки решения этих задач выразились в реформе Сухопутного и Морского кадетских корпусов в Петербурге; учреждении в столице художественного училища для мальчиков; Института благородных девиц, коммерческого училища в Москве, Московского и Петербургского воспитательных домов; открытии почти 100 народных училищ начального образования, что было известным шагом вперед в развитии просвещения. В структуру воспитательных учреждений входили мастерские по обучению различным ремеслам.
Новым явлением социальной политики правительства стал ряд мер по превращению трудовой помощи в одну из форм государственного и общественного призрения. Эта идея нашла воплощение, прежде всего в организации работных и смирительных домов. Они создавались на основании закона Екатерины II (1775 г.) "Учреждение о губерниях". Согласно этому закону специальным Приказам общественного призрения, действовавшим в сорока губерниях России, поручалось "установление и надзирание работных
249
домов для обоего пола"; "установление и надзирание смирительных домов для обоего же пола людей".
К первым правительственным указам о создании такого рода заведений относится указ 1775 г. московскому обер-полицмейстеру. В указе содержалось распоряжение: в целях содержания молодых "ленивцев", не желающих получать пропитание работой, "учредить работные дома", в которых использовать мужчин на разделке дикого камня для государственных и частных строек, а женщин занимать прядильными делами. В 80-е гг. XVIII в. работные дома были открыты в Петербурге, Красноярске и Иркутске.
Александровская и Николаевская эпохи практически ничего не изменили в отношении трудового начала в социальной работе. В организации государственного призрения правительство недостаточно уделяло внимания трудовой помощи нуждающимся. Попытки либеральных деятелей использовать труд в качестве источника улучшения материального положения работоспособных бедных людей и включить его в систему государственного призрении оказались безрезультатными.
Официальные государственные власти первой половины IX в. по-прежнему ориентировались на принудительные виды труда и культивировали его карательно-исправительную функцию. Государственная система "трудовспо-можения" так и не смогла родиться в условиях административно-бюрократического режима, жестко регламентировавшего сферу социального призрения, как и другие сферы жизни страны, и негативно воспринимавшего всякого рода общественные движения.
Не случайно ростки трудовой помощи нашли поддержку и были приняты в качестве формы социального призрения, главным образом, в благотворительных обществах и союзах. Уже возникшие в конце XVIII — начале XIX в. первые государственные, государственно-общественные и общественные благотворительные общества, в том числе Ведомство учреждений императрицы Марии (1797 г.). Жен-
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 279; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!