Постапокалиптика. Некоторые соображения к фильмам



Фильм «Колония». Решение отправиться к другой колонии, откликнувшись на посылаемые ею сигналы бедствия, в краткосрочной перспективе – ошибочно. Поскольку эта вылазка грозит гибелью участников экспедиции. Колония же испытывает серьёзный дефицит человеческих ресурсов. Не говоря уже о потребности в молодых и сильных мужчинах. Но в долгосрочной перспективе это решение верно. Поскольку единственный шанс на выживание колонии состоит в поиске других подобных сообществ и в объединении ресурсов и навыков.

Симпсономика

Суперфэн «Симпсонов» из НБА выбирает лучшие эпизоды сериала:

«Лимон Троянский», 24 серия 6-го сезона

«Когда я был мелким, – говорит Лопез, – я больше всего любил эпизод «Лимон Троянский». Самым классным в нем было впервые столкнуться с миром Шелбивилля (города-соперника Спрингфилда, расположенного неподалеку). В серии четко нарисована картина, каково быть мелким в Спрингфилде». Патриотические чувства Барта раскрываются через визуальные гэги (трава в Шелбивиле имеет несколько иной оттенок) и литературные ассоциации (жители Спрингфилда строят троянского коня, чтобы вернуть себе похищенное лимонное дерево). Но, как и в случае с большинством эпизодов из сериала, юмор в «Лимоне» не ограничивается отдельными шутками, а вплетается в ДНК каждой реплики. Лопез сразу же выдает те, которые помнит лучше всего: «Тупой, как лис», «Рокки VII: Месть Адриана», «Вы, дети Шелбивилля, не можете носить рюкзаки через плечо – это придумали мы, дети Спрингфилда».

«Замена учителя Лизы», 19 серия 2-го сезона

Возможно, это первый реально блестящий эпизод сериала, в создании которого принял участие Дастин Хоффман. Великий актер озвучил мистера Бергсторма – вдохновенного учителя, который знакомится с Лизой на занятиях. В титрах Хоффман обозначил себя как «Сэм Этик», что происходит от слова «семит». Не секрет, что Дастин является евреем. Серия замечательна тем, как в ней раскрываются характеры Лизы и Гомера. В финале серии мистер Бергсторм уезжает из Спрингфилда и говорит Лизе: «Когда тебе будет одиноко и не на кого положиться, это все, что тебе нужно знать». После этого он передает ей записку с надписью: «Ты – Лиза Симпсон». Это один из самых потрясающих моментов сериала. Именно его нужно показывать людям, которые по непонятным причинам думают, что «Симпсоны» – это полностью аморальный мультсериал.

Anna Kachkaeva. Похоже, не случайно эти качественные сериалы называют «умными») Опубликованы результаты исследования: http://psycnet.apa.org/psycarticles/2015-44293-001, которое вроде бы подтверждает, что смотрение сериалов типа «Безумцев» и «Западного крыла» – в отличие от документальных программ – повышает эмоциональный интеллект Александр Акопов Vyacheslav Murugov Igor Mishin вам должно быть интересно.

Примеры подхода к материалу фильма

Левченко Ян Сергеевич, FILM_RESEARCH_NEW_LEVCHENKO.doc:

Время и рассказ в кино. Темпоральная организация немого и звукового кино. «Гражданин Кейн»: субверсии экранного времени и его субъективные измерения. Вопросы: 1. Какие визуальные приемы Вы бы выделили в картине как наиболее существенные? 2. Как называется драматургический прием (а вслед за ним и отдельный жанр кино), примененный в интродукции (увертюре) фильма, гда коротко развертывается биография главного героя? Приведите примеры других известных Вам фильмов, где используется аналогичный прием? 3. Как соотносится физическое и повествовательное время в ГК? Попробуйте прокомментировать структуру повествовательного времени в фильме. Зачем это понадобилось Орсону Уэллсу? 4. Как бы вы охарактеризовали главного героя? В чем состоит его сложность? 5. Какие мотивы экранного действия обосновывают привычное, но достаточно странное название «ГРАЖДАНИН Кейн»? 6. Что же все-таки такое «розовый бутон»? Есть ли раскрытие этой загадки в фильме? Отличается ли Ваша интерпретация от той, что подразумевает Орсон Уэллс?
Пространственные модели в кино. Театральное пространство и предкамерное пространство. Дискурс как пространственная категория. «Веревка»Альфреда Хичкока как ящик Пандоры. Вопросы: 1. Опишите пространство, в котором происходит действие. Из скольких отделов оно состоит? Размыкается ли оно за свои пределы? Если да, то когда? 2. Сколько действующих лиц в картине? Какова последовательность их появления? 3. Опишите функции действующих лиц. Зачем все они нужны автору, исходя из построения сюжетной модели? 4. Какие детали пространства обращают на себя внимание? Являются ли они атрибутами каки-либо действующих лиц? 5. Являются ли какие-то вещи/предметы триггерами (пусковыми механизмами, моторами) сюжетной конструкции? 6. В чем мораль «Веревки»? Литература
  • Belton J. Hitchcock under Capricorn: Montage Entranced by Mise-en-Scene, Quarterly Review on Film Studies (1981). Vol. 6, No 4. http://dx.doi.org/10.1080/10509208109361094
  • Жежеленко М. Рогинский Б. Мир Альфреда Хичкока. М.: Новое Литературное Обозрение, 2008.
  • Трюффо Ф. Кинематограф по Хичкоку. М.: Эйзенштейн-Центр, 1996.
Психоанализ (в) кино. Онейрическая эстетика в европейском сюрреализме. Сон как метафора жизни, воплощенная в фильме. «Земляничная поляна» Ингмара Бергмана – путешествие сквозь поколения. Вопросы: 1. Что является причиной конфликта профессора Борга и других персонаженй фильма (Марианны, Эвальда, экономки мисс Агды и др.)? 2. Каково содержание первого сна профессора Борга? Какова его символика? 3. Чем различаются первый и второй сны профессора Борга? Проанализируйте структуру персонажей второго сна. 4. Каковы особенности и последствия автокатастрофы, в которую попадает профессор и его пассажиры? 5. Как в фильме совмещаются различные временные пласты? 6. В чем, по Бергману, проявляется кризис семейных отношений, характерный для сер. XX в.? 7. Как, с помощью чего Бергман диагностирует эгоизм персонажей? Как он проявляется в речи, поведении, атрибутах?
Жесты и взгляды в кино. Статическая камера и феноменология кадра. Крупный план лица – мелкая моторика или большая тайна? «Карманник» Робера Брессона – эксцентричная экранизация классики. Вопросы: 1. Что изменилось в сюжете и фабуле фильма по сравнению с литературным оригиналом? 2. О фильмах Брессона принято говорить, что камера в них преимущественно статична. Так ли это в «Карманнике»? Прокомментируйте свой ответ. 3. Охарактеризуйте игру актеров. Чем, на ваш взгляд, отличаются их мимика и жестикуляция? 4. Какие можно дать характеристики Мишелю и какое они находят визуальное воплощение в картине? 5. Почему, как вам кажется, Мишель не может пойти на контакт с миром? Что заменяет ему этот контакт? Только ли Мишель прибегает к такой замене? 6. Почему мотив денег (или их субституций) сопровождается в фильме возвышенной барочной музыкой Жана-Батиста Лулли?
Ассоциация против повествования. Разрыв традиций в послевоенном кино. В чем радикальность «новой волны» во Франции, Чехословакии и СССР? «На последнем дыхании» Жана-Люка Годара: ручная камера как новая антропология актера и зрителя. Вопросы: 1. В чем, на ваш взгляд, революционное значение этой картины, почему с нее принято вести отсчет «новой волны»? Поясните свой ответ как в индивидуальном, так и общекультурном (как вы его понимаете) аспекте. 2. Найдите в фильме аллегории символы и/или прямые выражения свободы. Почему эта категория так важна для Годара? Что он хочет выразить с ее помощью? К чему отсылает? 3. Признаки каких жанров комбинируются в картине, и чем Годар их дополняет? В чем его новация на уровне жанровой структуры? 4. В чем особеннность Мишеля Пуакара как героя повествования? Можно ли вообще называть его героем? 5. Из каких опорных событий строится сюжет картины? В чем особенности его построения? 6. Есть ли у Годара тоска по мировой культуре и если да, то в чем она выражается?
Экранизация человеческой субъективности. Хаос против порядка. Связь послевоенного кино с политической и литературной философией. «Восемь с половиной»Федерико Феллини – интеллектуальный «опыт-предел». Вопросы: 1. Где, когда происходит действие фильма? В чем особенности данного действия? Как вы могли бы пересказать историю (story) фильма? 2. В чем здесь проявляются признаки фильма о фильме или фильма в фильме? Какова задача такой конструкции? 3. Что мучает Гвидо Ансельми? 4. Охарактеризуйте отношения Гвидо с женщинами. Какие типы женщин окружают его? Что это может значить? 5. Какова роль детства в самоанализе Гвидо? Почему он обращается именно к этим образам? 6. Какова роль интерьеров в картине? Как они связаны а с настроением героев?
Жанр в кино. Правила игры и правила ее нарушения (игра с жанрами). Инструментарий иронии. «Хороший, плохой, злой» Серджо Леоне: остранение штампов. Вопросы: 1. Охарактеризуйте функции основных действующих лиц. Каков смысл их взаимного соотнесения? 2. Почему жанр называется спагетти-вестерном и в чем ирония как названия, так и самой сюжетной коллизии, авторского языка? 3. Почему фильм Леоне считается важнейшей вехой в истории вестерна? Что добавляет он к национальной идентичности, системе ценностей, политической составляющей вестерна? 4. Что происходит с моралью в этом фильме? Если ее нет, то почему? Если она есть, то в чем ее суть? 5. Как соотносится речь героев и применение оружия? Как выбор оружия влияет на развертывание сюжета?
Мораль как объект, насилие как язык описания. Этика авторского кино во второй половине XX века. Экологический дискурс в «Избавлении» Джона Бурмана (1972). Вопросы: 1. Какие социальные типы путешествуют по реке? Какой смысл именно в таком соотношении? 2. Как связаны в фильме проблемы антропологии и экологии? Зачем авторам понадобилась история с разливом реки, уничтожением города? 3. Каковы причины конфликтов путешественников с местными жителями и как эти конфликты развиваются? 4. Как вы понимаете смысл сцены, где слабоумный мальчик и Дрю разыгрывают мелодию «Dueling Banjo» Артура Смита по кличке «Гитарный буги»? 5. Какое значение для реализации основных идей фильма имеют раны, увечьяи другие визуализации телесных страданий? 6. Что можно сказать о цветовом и светом решении фильма? Связано ли оно с тематикой? 7. Меняются ли герои, пройдя испытание? Если да, то как?

Омельченко Дмитрий, 2, 3 к Социологическое кино.doc:

Рабигер Майкл – Режиссура документального кино и постпродакшн (https://bookmate.com/books/s6DExDoX)

Петр Штомпка – Визуальная социология. - Москва. Логос. 2007

Людмила Джулай – Документальный Иллюзион. Отечественный кинодокументализм. Опыты социального творчества. – Москва. Материк. 2005

М.В. Семина, А.О. Ганжа – Визуальная социология и развитие социологического воображения. – Журнал «Социологическое образование»

Романов П., Ярская-Смирнова Е. Делать знакомое неизвестным: этнографический метод в социологии // Социологический журнал. 1998. № 1–2.

Н.А. Агафонова – Общая теория кино и основы анализа фильма. – Минск. «Тесей». 2008


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 231; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!