Долин Антон - Ларc фон Триер: Контрольные работы.



Ю.Тынянов. Поэтика кино.

Олег Аронсон. Метакино.

Делёз. Переговоры (кино и др.).

А.Соколов, Монтаж - Media-Shoot - Кино и фото искусство.

А.Плахов. Режиссеры настоящего Том 1: Визионеры и мегаломаны:

Альмодовар. Режиссер описывает общество тотального господства мультимедиа и рекламы. Визуальная среда, в которую помещает Альмодовар своих героев, содержит полный перечень объектов унифицированного мира. Назовем ключевые: лифты, бары, дискотеки, уличные витрины, такси, ванные и туалеты, кухни, афиши, фотографии, комиксы, журналы и газеты, телефоны, телевизоры, видеомагнитофоны… Столь же устойчиво переходит из картины в картину и перечень субъектов. Среди мужчин чаще других встречаются журналисты, писатели, полицейские, врачи, футболисты, почтальоны, матадоры, санитары, таксисты. Женщина обычно предстает в роли домашней хозяйки, актрисы, манекенщицы и проститутки (Альмодовар «розового» периода позволяет ей также освоить профессии воспитательницы детдома, юриста, телерепортерши и бульварной писательницы). Особую категорию этого мира составляют трансвеститы и транссексуалы... В статье В. Зимина вводится понятие «трансгрессивная мужественность». Автор вспоминает: Фрейд писал о том, что психоанализ не в силах разгадать загадку женственности. Альмодовар пытается показать, «как его герои-мужчины приближаются к этой тайне при помощи трансгрессии, т. е. выхода за пределы своего „естественного состояния“» (В. Зимин. Проблема нарушения границ между полами и поколениями на материале фильма «Все о моей матери». Московский психотерапевтический журнал, № 1, 2004)... В Испании красный цвет означает все самое главное: огонь, кровь, любовь, страсть, смерть.

Ван Сент. Подростки (в фильме «Слон») существуют в том же ритме, что в обычной школьной жизни: сплетни, учеба, футбол. Но при этом их мир столь же загадочен для нас, как какая-нибудь инопланетная жизнь, в которой возможны самые невероятные мутации.

Вонг Кар Вай. Движущиеся лестницы — не просто типичная деталь, но структурная образующая пейзажа Гонконга, где господствует вертикаль холмов и небоскребов, а пространство представляет собой словно бы один сплошной мол с бесчисленными магазинчиками, барами, музыкальными автоматами и неоновыми надписями. Этот пейзаж стал главным брендовым открытием Вонга Кар Вая... Тони Люн и Мэгги Чун («Любовное настроение») до самого конца думали, что играют комедию про еду: их самые интимные сцены вдвоем сопровождаются поеданием лапши в соседней забегаловке. Действие этого фильма происходит в 1962 году в гонконгском доходном доме, перенаселенном эмигрантами из Шанхая (такими были в те годы и родители Вонга). Даже вполне обеспеченные главные герои — журналист, редактор крупной газеты и секретарша солидной туристической фирмы — живут, по сути дела, в коммуналках, где снимают комнаты, и каждый их шаг виден на просвет... «2046» анонсировался как science fiction, но получился в итоге не постановочно-футурологическим, а интимно-философским. Он продолжает основной мотив «Любовного настроения». Тот же Тони Люн играет сердцееда-писателя, который возвращается на «поезде времени» из 2046-го (год, когда Гонконг должен окончательно стать частью Китая) в 1966-й, 68-й, 69-й… «Мой совет режиссерам: работайте с хорошо прописанным сценарием».

Гринуэй. Вот уже многие годы Гринуэй маниакально регистрирует различные объекты (мельницы, лестницы или людей, выпавших из окон), составляет художественные алфавиты, каталоги, карты и графики. В картах его восхищает то, что вы можете одновременно видеть прошлое, настоящее и будущее: где вы были, где вы сейчас и где вы окажетесь.

Херцог. В моменты крайнего отчаянья наступает тишина: в «Агирре» она означает, что кто-то должен умереть на плоту, потому что индейцы прячутся в ветвях, и птицы поэтому замолкают. Но и «Каспар Хаузер» открывается вопросом: «Разве вы не слышите этот ужасный крик вокруг нас, который люди называют тишиной?»... «Большинство моих фильмов проистекает из пейзажей, — говорит Херцог, — подобно тому как Бергман, чьи многие произведения мне не нравятся, всегда исходит из человеческого лица». Долина с тысячью ветряных мельниц в «Знаках жизни», море трав в «Загадке Каспара Хаузера», восход и заход солнца в «Носферату» — всюду присутствует пейзажный мотив, реальный или воображаемый, он становится исходным импульсом, вокруг которого затем выстраивается весь фильм. А «Фата Моргана» (1971) — это чистая сюрреалистическая «экранизация» африканской пустыни... «Деревья стоят страдая, и птицы полны страдания. Я не думаю, что они поют, они только кричат от боли»... «Для меня важно без передышки делать кино. Хотя я снял много фильмов и не считал их, все они всегда присутствуют внутри меня, в моей голове. этом отношении я похож на аборигенов некоторых африканских племен, которые умеют считать только до десяти, но им достаточно бросить взгляд на стадо из шестисот голов, чтобы заметить, что кого-то недостает. Или как мать целой оравы детей, которая знает точно, кого не хватает в вагоне, куда она их поместила»... «Современный человек привык к образам насилия, и его реакции на него ослаблены — по отношению не только к экрану, но и к самой жизни. фильме, снятом скрытой камерой, видно, как люди, покупавшие что-то на станции, не заметили ничего особенного в том, что двое мальчишек грубо волокут маленького ребенка».

Коппола.  Это кино («Молодость без молодости»), больше связанное с поэзией и метафорой, чем с нарративом. Я не стремился сделать фильм, понятный всем на сто процентов. Я хотел доставить удовольствие зрителям другим способом — через музыку, изображение, через игру актеров. А кто захочет до конца разобраться, пусть посмотрит это кино еще раз. Я бы предложил прокатчикам приглашать зрителей смотреть картину второй раз бесплатно.

Коэны. В Миннеаполисе, на родине Коэнов, живет некий Джерри Ландегар (фильм «Фарго») — менеджер по продаже автомобилей в компании своего тестя. Двухэтажный дом в тихом районе города, жена или строгает морковь, или уставится в телевизор, сын-троечник норовит сбежать с домашнего обеда в «Макдоналдс», рутинное мужское развлечение — хоккей. И то сказать, живут эти люди в ледяной стране, ходят — что мужчины, что женщины — в утепленных ботах и куртках с капюшонами, а если в шляпах, то со смешными клапанами для ушей, каждый владелец машины долго и тщательно прочищает заиндевевшее ветровое стекло. Здесь и в помине нет голливудского лоска и блеска, здесь живут унылой трудовой жизнью, хотя и снабженной всеми достижениями цивилизации... Действие фильма «Старикам тут не место», поставленного по роману лауреата Пулицеровской премии Кормана Маккарти, происходит в конце 1970-х годов, когда в Америке, охваченной постиндустриализацией и вьетнамским синдромом, поменялся характер преступности — на смену прежним злодеям, жившим по «понятиям», пришли беспредельщики. Если с первыми можно было бороться, то справиться со вторыми не в силах даже шериф Эд Том Белл (Томми Ли Джонс) — живое воплощение общественного блага, порядка, справедливости и целесообразности. Закон, всегда побеждающий и в этом жанре, и вообще в американской ментальности, в американском мифе, здесь проигрывает. И зло уходит ненаказанным, как это случается в самых жестоких фильмах Сэма Пекинпа.

Линч. «Неважно, откуда пошел замысел фильма — от «высокого» или «низкого». «Синий бархат» родился от цветового ощущения: красный рот, зеленые глаза, пронзительный свет, что-то от Эдварда Хоппера. «Малхолланд Драйв» начался с мини-сериала, а «Внутренняя империя» — с разработки к моему вебсайту. Только потом осознаешь, что лежит в основе, которая обрастает магией и преобразуется в совсем другую форму».

Махмалбаф. Махмалбаф считает, что пережил наиболее травматический момент своей жизни в семнадцатилетнем возрасте. Будучи арестован шахской секретной полицией Савак, он обнаружил, что «не может рассчитывать даже на малейшую помощь людей, ради которых он положил свою голову в пасть льва»... «Разносчик», состоящий из трех новелл-притч, хотя и разрабатывает знакомую проблематику отчуждения и одиночества, отличается совершенно оригинальной интонацией и антизападной философией. Сардонический тон присущ всем трем новеллам, живописующим рождение, жизнь и смерть. Ребенок, которого родители подбрасывают в богатую семью, в итоге оказывается в доме для дефективных детей. И однако горечь философских парадоксов уравновешена в мире Махмалбафа неиссякающим жизнелюбием и человеколюбием. «Велосипедист» (1987) обозначил поворотный пункт в карьере Махмалбафа и остается одним из его немеркнущих шедевров. Как и другие иранские кинематографисты, режиссер вдохновлялся итальянским неореализмом и даже в название фильма ввел ассоциацию с «Похитителями велосипедов». Как и фильм Де Сики, «Велосипедист», смонтированный в ритме стаккато, визуально структурирован вокруг выгородок и проемов, напоминающих о том, что герой находится в ловушке. Кроме того, здесь тоже есть пара отец-сын в их отчаянных усилиях выжить, есть и мотив потери невинности.

Оливейра. Он с самого начала рассматривал кино как синтез всех артистических форм и компонентов — изображения, слова, звука и музыки. Даже в названиях его фильмов («Слово и утопия», «Письмо», «Говорящий фильм») подчеркивается особая роль слова. Рэндел Джонсон, автор монографии об Оливейре, называет его кинематографические произведения «палимпсестами», которые находятся в постоянном диалоге с существующими текстами. Фильмы Оливейры не подчиняются принятым законам кинозрелища — ни по метражу, явно превышающему норму, ни по статичному, почти неподвижному способу существования камеры, ни по манере актерской игры. Исполнители нередко с застывшим, жестким взглядом декламируют длиннющие монологи, глядя прямо в объектив. Это качество, которое у другого режиссера расценили бы как неумелость или старомодность, Оливейре прощают, рассматривают как часть его метода. Ведь он сам говорит: «фильм завершается только в голове у зрителя». По мысли Оливейры, существование человека происходит в постоянном, отлаженном балансировании между добром и злом, причем зло необходимо для познания мира столь же остро, как и добро.

Поланский. На «Пианисте» Поланский столкнулся с типичным случаем трагического опыта, который сопротивляется прямой художественной интерпретации. Обходные же пути оказываются гораздо эффективнее. Истерия юной лондонской косметички из «Отвращения», добровольно заточившей себя в квартире, иллюстрирует трагическое мировоззрение Поланского гораздо сильнее, чем судьба едва не замученного пианиста. Как раз потому, что в «Отвращении» работает жанр, а значит, действуют законы отстранения.

Игра на основе фильма

«Расщепление фильма»:

Цель игры: реактивация и формирование знаний (естественнонаучных, гуманитарных и т.д.).

Задачи. Объяснение теоретической и технической стороны киноэпизодов. Культурологический и социологический анализ.

Играют команды. После просмотра фрагмента (обсуждаемого, «картографируемого» каждой командой по ходу его демонстрации по той системе, которую команда сама для себя определяет) фильма они составляют и представляют список «идей, вещей, инноваций и т.д.», в этом фрагменте обнаруженных.

Такую игру можно проводить, например, на летних школах Нанограда, в которых участвуют не только продвинутые школьники, но и замечательные специалисты, могущие «жюрить» игру и прокомментировать отдельные эпизоды фильма (Богданов, Ахмедзянов и др.).

Пример. «Тринадцать друзей Оушена»Стивена Содерберга:

«Минута + Событие» (число эпизодов не только может быть значительно больше – команда сама решает, что она смогла «увидеть» в том или ином эпизоде или кадре):

16. Производство игральных костей для казино.

17. Встраиваемое в подошву приспособление, изменяющее ЭКГ (для соответствия показателей уровню предполагаемого стресса, например, при неожиданно крупном выигрыше). Автоматы, принимающие только электронные чипы. Рулетка и вмонтированный в ботинок инфракрасный сканер (подсоединённый к микрокомпьютеру на теле человека), рассчитывающий, диапазон выпадения шарика. Выставка достижений игорного бизнеса. Пит-босс казино. Спецификация охранных устройств. Система слежения за игроками «Греко». Основана на искусственном интеллекте; изучает степень расширения зрачков, алгоритм игры и т.д. Мощность – экобайты (миллионы террабайт).

26. Магнетрон должен вызвать самоблокировку системы. Затем – её перезагрузку. «Если под зданием проложить туннель, то при вызванном прохождением поезда резонансе здание превратится в камертон».

27. «Необходим план эвакуации». «В кабинете Бэнка установим сейсмограф».

35. Нагнетание газа в номер постояльца-эксперта.

38. Ризотто. Сычуаньская кухня. Шиитаки в темпуре.

41. Очки для проверки чистоты.

42. Завод в Мексике.

44. «Оптимизаторы пробили смазочные блоки и «лупят» по стенам туннеля». Сплавы различной плотности. Смена поляризации.

46. Картина на стене. Бриллианты от Тиффани (караты). Охраняемая витрина.

49. Нет единого плана здания.

Фильм как генератор сюжетов

Дивергент

Дивергент. Действие фильма «Дивергент» происходит в футуристическом Чикаго, где общество разделено на пять фракций: «Эрудиция», «Дружелюбие», «Искренность», «Отречение» и «Бесстрашие».Искренность (Candor, Правдолюбие) – была сформирована теми, кто обвинял двуличие и обман в неисправностях человеческой природы. Поэтому их символ представляет собой весы в кругу. Цвета фракции: чёрный и белый. Соперничают с Дружелюбием, так как считают, что они двуличны. Эрудиция (Erudite, Эрудиция) – единственная фракция, посвящённая знаниям, интеллекту, любознательности и проницательности. Она была создана для тех, кто обвинял невежество в войне, которая произошла в прошлом, заставляя их разделиться на фракции в первую очередь. Большинство членов носят очки, несмотря на то, что зрение их безупречно. Каждый член должен носить по крайней мере один предмет из синей одежды. Соперничают с Отречением. Лидер: Джанин Мэттьюс. Дружелюбие (Amity, Товарищество) – эта фракция посвящена миролюбию, доброте, щедрости и нейтралитету. Дружелюбие было сформировано теми, кто обвинял войны и борьбу как недостатки человеческой природы. Члены этой фракции носят красную и жёлтую одежду. Бесстрашие (Dauntless, Лихость) – эта фракция посвящена храбрости и устранению страха. Она была создана для тех, кто обвинял трусость во всех недостатках человеческой природы. Они отличаются от других фракций тем, что у них чёрная одежда, татуировки и пирсинг. 5 лидеров (их должно быть нечётное число). Отречение (Abnegation, Альтруизм) – фракция, посвящённая самоотверженности. Одежда вся серая и простая. Единственное допустимое украшение – часы. См. Дивергент (роман).

Fortification. Defensive wall.

Formidable fortresses – 20 imposing castles - Rough Guides.

Задача – обнаружить «ментальный горизонт описываемого общества» (Ле Гофф); изучить ареал его «повседневности»; представить сценарии развития (или упадка); «каталогизировать» сюжеты; «выпарить» социальное.

Цитаты из книги (в скобках – замечания по поводу фразы. Ниже этого абзаца – исторические сюжеты, «активированные» текстом):

«В моем доме всего одно зеркало» (Но разве его не достаточно, чтобы порождать эффект взгляда на себя глазами другого? То есть заботы о «правильном себе» для этого анонимного «судии»?). «Другие фракции отмечают дни рождения, но не мы». «На правдолюбе черный костюм с белым галстуком – стандартная униформа Правдолюбия». (В плюралистическом современном мире «правда» (как нечто единственное) стала проблематичной. Этот мир насыщен альтернативами. А споры ведутся вокруг ценностных парадигм, а не «фактической» правды) «По мере того как мы приближаемся к центру города, промежутки между домами становятся все более узкими, а дороги – ровными». «Я ни разу не ездила на поезде, хотя они не переставали ходить и рельсы проложены повсюду. На поездах ездят только лихачи». «Пять лет назад добровольцы-рабочие из Альтруизма заменили покрытие на некоторых дорогах. Они начали с центра города и шли к окраинам, пока не кончились материалы. Дороги рядом с моим домом по-прежнему потрескавшиеся и неровные, и ездить по ним небезопасно. Впрочем, у нас все равно нет машины». (Для строительства дорог достаточно альтруизма? Или не помешает и немного профессионализма? Можно ли уже здесь констатировать упадок технологий?) «Здание Верхних ступеней – самое старое из трех городских школ: Нижних ступеней, Средних ступеней и Верхних ступеней. Как и окружающие дома, оно построено из стекла и стали». «В коридорах тесно, хотя свет из окон создает иллюзию простора; в нашем возрасте это единственное место, где фракции смешиваются». «Эрудиция издает враждебные отчеты об Альтруизме, и это начало влиять на отношения в школе». «Отец называет лихачей бузотерами. Они покрыты пирсингом и татуировками и носят черную одежду. Их главная задача – охранять ограду вокруг нашего города. От чего – я не знаю». «Распорядители – в основном добровольцы-альтруисты, хотя в одной из проверочных комнат сидит эрудит, а в другой – лихач, чтобы проверять альтруистов, потому что правила запрещают проверку членами собственной фракции. В правилах также говорится, что мы не можем подготовиться к тесту, поэтому я не знаю, чего ожидать». «Рядом со столовой выстроились в ряд десять комнат. Они используются только для проверки склонностей». «Мое любопытство – ошибка, предательство ценностей Альтруизма». «Жить без фракции – значит не просто жить в нищете и убожестве, это значит быть отвергнутым обществом, лишенным самого главного в жизни: коллектива». «Обычно симуляция развивается линейно и выделяет одну фракцию, исключая остальные». (Линейные сценарии годятся лишь для очень простых моделей) «Ты выказала равную склонность к Альтруизму, Лихости и Эрудиции. Люди, которые получают подобный результат… – она оглядывается через плечо, как будто ожидает кого-то увидеть, – называются… дивергентами». «На улицах рядом с домами я вижу следы желтых линий. Они больше не нужны, ведь у нас так мало машин. Светофоры тоже не нужны, но они еще висят над дорогой, угрожая свалиться в любой момент». «Реновация медленно продвигается по городу, лоскутному одеялу новых, чистых зданий и старых, крошащихся. Большинство новых зданий стоит рядом с болотом, которое в прежние времена было озером. Добровольная организация Альтруизма, в которой работает мать, отвечает за большинство этих реноваций». «Сразу за сектором Альтруизма начинается полоса остовов зданий и разбитых тротуаров, по которой я сейчас и иду. Местами дорога совершенно развалилась, обнажив канализационные системы и пустые тоннели, которые надо старательно обходить; местами так сильно воняет нечистотами и мусором, что приходится зажимать нос. Здесь живут бесфракционники. Они не сумели завершить инициацию и вступить в фракцию, которую выбрали, и потому живут в нищете, выполняя работу, на которую никто другой не согласен. Они работают дворниками, строителями и сборщиками мусора, ткут материю, водят поезда и автобусы. В обмен на свой труд они получают пищу и одежду, но, как говорит моя мать, ни того ни другого им не хватает». «Я подхожу к своей улице на пять минут раньше, чем обычно, если верить наручным часам – единственному украшению, дозволенному Альтруизмом, и то лишь потому, что они практичны». (В чём практичность часов, если сам ход дня не кажется столь уж дифференцированным и требующим синхронизации) «Дома на моей улице все одного размера и формы. Они построены из серого бетона, с редкими окнами – экономичные кубики без лишней чепухи. Газоны заросли росичкой, а почтовые ящики сделаны из тусклого металла. Кому-то подобный пейзаж покажется мрачным, но меня простота успокаивает. Причина простоты – не презрение к уникальности, как иногда толкуют другие фракции. Все – наши дома, одежда, прически – должно помогать нам забывать о себе и защищать нас от тщеславия, жадности и зависти, которые всего лишь варианты эгоизма». «Мы с Калебом работаем молча. Я готовлю горох на плите. Он размораживает четыре куска курицы. Большая часть нашей еды замороженная или консервированная, потому что фермы в наши дни далеко. Мать однажды сказала, что давным-давно некоторые люди не покупали генетически измененные продукты, потому что считали их ненатуральными. У нас не осталось выбора». «Городом управляет совет из пятидесяти человек, все до единого – представители Альтруизма, поскольку наша фракция считается неподкупной из-за своей приверженности бескорыстию... Так заведено с самого начала Великого Мира, когда были образованы фракции. Я думаю, система держится на нашем страхе того, что может произойти в случае ее краха, – войны». (Неподкупность и бескорыстие – не одно и то же. Неподкупность – черта скорее институционального плана, чем личного. Страх не может сам по себе длиться очень долго. Страх – это инструмент культуры) «Рожденные в Альтруизме редко решаются покинуть его. Если это все же случается, то запоминается надолго». «Тот, кто ценит знание превыше всего, неминуемо жаждет власти». «Я ни за что не стану курить – сигареты тесно связаны с тщеславием, – но когда мы подъезжаем, толпа правдолюбов курит перед зданием». «Вместо лифта мы поднимаемся по лестнице, беспрекословно повинуясь отцу». «Размеренный топот и однородность толпы заставляют поверить, что я могу это выбрать. Влиться в общественный разум Альтруизма, неизменно направленный вовне». «Не все члены фракций пришли на Церемонию выбора, но достаточно, чтобы толпа казалась огромной». «В чашах содержатся символы фракций: серые камни Альтруизма, вода Эрудиции, земля Товарищества, горящие угли Лихости и стекло Правдолюбия». «Трудясь бок о бок, эти пять фракций живут в мире уже много лет, и каждая вносит вклад в свой сектор общества. Альтруизм удовлетворяет потребность в бескорыстных лидерах в правительстве; Правдолюбие обеспечивает надежными и честными лидерами в юриспруденции; Эрудиция поставляет образованных учителей и исследователей; Товарищество дает понимающих воспитателей и сиделок; Лихость гарантирует защиту от внутренних и внешних угроз. Но влияние каждой фракции не ограничено этими областями. Мы даем друг другу намного больше, чем можно описать словами. В своих фракциях мы находим смысл, находим цель, находим жизнь. Я думаю о лозунге, который прочла в учебнике истории фракций: «Фракция превыше крови». Мы принадлежим своим фракциям больше, чем семьям. Правильно ли это?». «Впредь его будут считать предателем. Семья лихачей сможет навестить его в новой фракции через полторы недели, в День посещений, но не станет этого делать, потому что он ее отверг». «Я все время потратила на размышления, какую фракцию выбрать, и ни разу не задумалась, что случится, если я выберу Лихость». «Я давным-давно не бегала. Альтруизм не одобряет ничего, что делается исключительно для собственного удовольствия». «Новое место, новое имя. Здесь я смогу родиться заново». «Стены сложены из камня, как и потолочные скосы, и в результате кажется, будто я погружаюсь в самое сердце земли. Тоннель освещен через большие промежутки, так что в темных переходах между тусклыми лампами я боюсь, что заблудилась». ««Яма» – самое подходящее название. Это подземная пещера, такая огромная, что я не вижу противоположной стороны со дна, на котором стою. Неровные каменные стены возвышаются над головой на несколько этажей. В них высечены ниши для еды, одежды, припасов и отдыха. Соединяют их узкие тропинки и лестницы, вырезанные из камня. Перил, чтобы люди не падали, нет». «Перед глазами вспыхивает воспоминание об упорядоченных улицах Альтруизма: колонна людей справа проходит мимо колонны людей слева; скупые улыбки, склоненные головы и тишина». «Мы с Кристиной находим почти пустой стол на краю комнаты, и я оказываюсь между ней и Четыре. Посередине стола стоит тарелка с незнакомой едой: круглые куски мяса между круглыми ломтями хлеба». «Отец говорит, что те, кто стремится к власти и добивается ее, живут в вечном страхе ее потерять. Вот почему мы должны вручать власть тем, кто к ней не стремится». (Вкус к власти порождает само пространство власти. Наивно думать, что обладание властью ничего не «страгивает» в характере человека) «Вы должны приходить в учебный класс к восьми утра каждый день. Обучение ведется без выходных с восьми до шести, с перерывом на обед. После шести вы вольны делать все, что хотите. У вас также будет немного свободного времени между ступенями инициации». (Время досуга в «Дивергенте» очень блёкло) «Я буду скучать по матери, отцу и Калебу, по вечернему камину и перестуку маминых спиц». (Спицы как аналог чёток) «Первое, чему вы сегодня научитесь, – стрелять из пистолета. Второе – побеждать в схватке». «Инициация разделена на три ступени. Мы будем измерять ваш прогресс и ранжировать вас по успехам на каждой ступени. Ступени имеют разный вес при определении вашего заключительного ранга, поэтому возможно, хоть и сложно, кардинально улучшить ранг со временем». «До сих пор я всего несколько раз видела, как люди целуются». «Наши имена написаны на доске в алфавитном порядке. Вдоль одной из стен через трехфутовые интервалы висят выцветшие черные боксерские груши». (Алфавитный порядок – брешь для всех остальных порядков, всех прочих алфавитов) «Дома мы с матерью забирали почти одинаковые стопки одежды примерно раз в полгода. Легко распределять ресурсы, когда все получают одно и то же, но в лагере Лихости намного больше разнообразия. Каждый лихач получает несколько талонов, чтобы потратить в течение месяца, и платье стоит один такой талон». «Я брожу по комнате, разглядывая картины на стенах. В наши дни художники сохранились только в Товариществе. Альтруисты считают искусство непрактичным, а любование им – временем, которое можно потратить на службу людям, и потому я видела произведения искусства в учебниках, но никогда не бывала в украшенных комнатах». «Я знаю, что, если сделаю татуировку, это вобьет еще один клин между мной и семьей, который я никогда не смогу вытащить».

Китай. Экзамены.Кэцзюй – система кэцзюй просуществовала (с перебоями) 1300 лет: от создания в 605 г. (династия Суй) и до 1905 года (закат династии Цин, за год до рождения Пуи). Её существование было неотъемлемой частью жизни империи. По мнению Бенджамина Элмана, после 1400 года и вплоть до 1905-го она являлась центральным элементом в культурной истории Китая. Около 1100 (дин. Северная Сун) в Китае распространилась практика серийного печатания карманных шпаргалок для использования на экзаменах. Шпаргалка эпохи Цин могла представлять собой мелко исписанную исподнюю рубашку (поскольку экзаменующимся предоставлялись изолированные друг от друга кельи). Шэньши, буквально – «учёные мужи, носящие широкий пояс» (символ власти в древности) – одно из четырех официальных сословий (воины, земледельцы, ремесленники и торговцы) императорского Китая.Говоров Ю.Л.История стран Азии и Африки в средние века: Правящий класс старого Китая отличается рядом особенностей: 1. Разделенностью на титулованную знать и бюрократическое чиновничество – шэньши; 2. Принципиальной открытостью чиновничье-бюрократического аппарата для его пополнения из непривилегированных сословий простонародья: сдачей экзаменов на получение ученой степени (система кэцзю), дающей право занимать должность в госаппарате, либо покупкой ученой степени или покупкойдолжности (она в три раза дороже степени) низового и среднего уровня; 3. Сословной стабильностьюбюрократического аппарата, на 2/3 состоявшего из детей и внуков шеньши; 4. Делением шеньши на две категории – чиновников и неслужилых. Особенность Китая – большая часть правящего класса «не правит». Неслужилые шэньши, своего рода китайская интеллигенция, использовали свой высокий социальный статус для занятия негосударственных, но высокооплачиваемых должностей уездных судей и общинных учителей, руководителей ополчений и общественных работ; 5. Конкуренцией за государственные должности в связи с «перепроизводством» шэньши и узаконением протежирования, именуемого «родственной тенью»; 6. Сосредоточениему шэньши не только исполнительной политической власти и распоряжения ресурсами государства (составляя 2% населения, они получали 20-25% национального дохода), но и идеологической власти. Шэньши управляли Китаем как формально (чиновничество), так и неформально (неслужилые). Обе страты шэньши олицетворяли две подсистемы управления обществом, причем обе они базировались на конфуцианских канонах; 7. Ученое сословие нестабильно и дифференцировано. Подавляющая часть шэньши имела низший ранг сюцая (около 80%). Противоречия между стратами шэньши (малооплачиваемыми сюцаями и «продвинутыми мужами» цзиньши, чиновной и неслужилой частями сословия) носили чисто конкурентный характер. Китайский шэньши существенно отличается от европейского интеллигента-интеллектуала: интеллигент в той или иной степени оппозиционен по отношению к государству и церкви; шэньши – защитник и олицетворение государства: он может выступать только против конкретных пороков в практике государственного управления, тем самым в конечном счете укрепляя государство. Шэньши предвосхитили «карамзинский» взгляд на мир, в соответствии с которым «для благоденствия империи нужны 25 хороших губернаторов». Васильев Л.С. История религий Востока. СИСТЕМА ЭКЗАМЕНОВ И СОСЛОВИЕ ШЭНЬШИ:Каждый, кто проникал в слой шэньши, тем более получал хотя бы одну ученую степень, приобретал социальные и весьма ощутимые материальные привилегии. Поэтому шэньши были богатыми людьми, преимущественно землевладельцами (деньги в Китае почти всегда вкладывались в приобретение земель). Регулярное естественное обновление слоя шэньши за счет упорных, способных и честолюбивых новых его членов способствовало тому, что ключевые позиции в китайской империи обычно оказывались в руках действительно понаторевших в своем деле ученых-конфуцианцев, для которых незыблемость существующего строя была гарантией их личного успеха и процветания. К.Сыроежкин – Таинства Китайской бюрократии: чем шэньши отличаются от ганьбу: Если в традиционном Китае шэньши теоретически мог стать любой желающий, прошедший специальный государственный экзамен – достаточно сложный даже для сегодняшнего дня, то в республиканском, и особенно народном Китае преобладающим принципом при подборе управленцев стали не знания, а классовая принадлежность, а в последующем – слепая вера в правоту идей, высказанных вождем или вышестоящим начальством. Так традиционный институт шэньши трансформировался в институт ганьбу.

Интеллектуалы: знатоки каляма, факихи, индийские брахманы, буддийские монахи, египетские писцы, российские интеллигенты (см. Г.Любарский, Предательство клерков Бауман, Фуко).

Индия. Система каст. Варны: брахманы – жрецы, учёные, подвижники: кшатрии – воины, правители; вайшьи – земледельцы, ремесленники, торговцы; шудры – слуги, наёмные рабочие (касты гончаров, кузнецов, плотников, столяров, ткачей, маслоделов, винокуров, каменщиков, цирюльников, музыкантов, кожевников, мясников, мусорщиков и многих других. Члены этих каст занимаются наследственной профессией или ремеслом). Двиджа (дваждырождённые) – термин в индуизме для членов трёх высших варн (брахманы, кшатрии и вайшьи), прошедших (в возрасте 8 – 12 лет) обряд упанаяна. В традиционном индуистском обществе упанаяна символизирует второе рождение и даёт право участвовать в ритуалах. Хотар (жрец, занимающийся декламацией гимнов Ригведы). Агнихотра (жрец, совершающий обрядовые действия при жертвоприношении, сопровождая их чтением яджусов, но чаще – ведийский ритуал). Ашвамедха – жертвоприношение коня (один из самых важных и ярких ритуалов). Гархапатья – своего родв «вечный огонь». Огонь домохозяина (грихастха), переходящий от отца к сыну; переезжал вместе с семьёй. Династия Нанда (основатель династии Нанда происходил из шудр. Династия Нанда – первые индийские цари, которые построили империю. Империя имела хорошо организованную администрацию, службу сбора налогов, строила каналы, проводила орошение. Сверг империю царь Чандрагупта в 321 до н. э., основавший династию Маурьев). В 325 г. до н.э. Александр Македонский, оставив в завоеванной стране подчиненных правителей и свои немногочисленные гарнизоны, ушел из Индии. Уже вскоре после его ухода индийцы начали борьбу против завоевателей. Ее возглавил полководец Чандрагупта. В 317 году до н. э. греко-македонские войска были изгнаны из Индии. По преданию, Чандрагупта был незнатного происхождения и принадлежал к презираемой касте шудр. Он выдвинулся на службе царя Магадхи Дханы Нанды, последнего представителя династии Нандов. Пав в немилость, бежал в Пенджаб, где встречался с Александром Македонским, которого и уговорил пойти войной на нандского царя.

М.Бухарин, И.Ладынин и др., История Древнего Востока (учебное пособие): Индийская традиция объясняет успехи Чандрагупты умом его советника Чанакьи, которому, под именем Каутильи, приписывается составление «Артхашастры» – знаменитого трактата о политической мудрости и основах управления идеальным государством. Заключив союз с вождем горного племени абисаров, Чандрагупта совершил с ним совместный поход в долину Ганга. Огромное войско Дханананды было разгромлено, Паталипутра – столица Магадхи – осаждена и взята. В период между 315 и 312 гг. до н. э. произошла коронация Чандрагупты Маурья. При Ашоке держава Маурьев достигла наибольшего расцвета. И в настоящее время национальным гербом Индии является изображение львов, украшавшее одну из колонн, установленных во время его правления. Ашока Маурья зафиксировал основы своей новой политики в особых эдиктах, высеченных на скалах, камнях, специально установленных для этого столбах. Эдикты содержат нормы благочестивого поведения, которым должны были следовать и царь, и все прочие жители его страны.В одном из эдиктов, высеченном на скале, было сказано: «Пусть устраиваются праздники, но они имеют мало смысла. Лишь те праздники приносят большой плод, которые являются моральными праздниками. Хорошее отношение к рабам и слугам, уважение к учителям, непричинение вреда живым существам – в этом и заключается смысл морального праздника».

Н.Гусева, Эти поразительные индийцы: Даже войны не смешивали каст, так как были касты, из числа которых – и только из их числа – правители набирали свой армии, и были касты, члены которых не имели и не должны были брать в руки оружие. Сложившийся в глубокой древности образ жизни кастового общества зафиксировался в религиозных канонах – в законах дхармы. Даже одежда, несмотря на все кажущееся ее однообразие, разная у разных каст и заметно отличает члена высокой касты от члена низкой. Одни обертывают бедра широкой полосой ткани, ниспадающей до лодыжек, у других она не должна прикрывать колени, женщины одних каст должны драпировать свое тело в полосу ткани не меньше семи или девяти метров, тогда как женщины других не должны употреблять на сари ткань длиннее четырех-пяти метров, одним предписано носить определенный тип украшений, другим он запрещен, одни могли пользоваться зонтом, другие не имели на это права и т. д. и т. п. Тип жилья, пищи, даже сосудов для ее приготовления – все определено, все предписано, все изучено с детства членом каждой касты. Вот почему в Индии трудно выдать себя за члена другой касты – самозванство будет немедленно разоблачено.

История Древнего Востока - Крыжановский О.П: Порой брахманы так нищали, что нанимались пастухами, земледельцами, ремесленниками, врачами, просто слугами в шудров, которые обогащались на торговле внутри варн и параллельно с ними начали возникать мелкие эндогамные коллективы - джати, которые историки считают или переходной формой от варны к средневековой касты... Английский историк так описал роль касты в жизни индийца: «Каста указывает, как следует принимать роды и освящать человеческое существо сразу после его появления на свет, как кормить грудью, пить, есть и справлять нужду, как умываться, стирать, наносить знаки, накладывать грим, одеваться и украшать себя, как сидеть, вставать и кланяться, как двигаться, делать визиты, путешествовать, разговаривать, читать, слушать и думать, петь, работать, отдыхать, воевать».

Европа. Рыцарское сословие. Дворянское сословие. Насколько «пористы» (доступны для вхождения) эти страты? Сословия.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 247; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!