Средневековая цеховая система.



Жак Ле Гофф. Средневековье как «момент творения современного общества, цивилизации, умирающей или мертвой в своих традиционных крестьянских формах, но живой в созданных ею основах наших социальных и ментальных структур. Он породил город, нацию, государство, университеты, машины и мельницы, часы и время, книгу, вилку, белье, личность, сознание и, наконец, революцию».«Конфликт Времени церкви и Времени купцов». «Время Библии и первоначального христианства – это время теологическое». «Сфера технологий предлагает купцу новое, исчисляемое время, то есть линейное и предсказуемое, в противовес времени природной среды, вечно возвращающемуся и непредсказуемому... В гибкости времени, не исключающей неумолимости сроков, кроются доходы и потери, прибыльные и убыточные возможности...».См. «Другое Средневековье». Тело, Пространство, Власть (Средневековый мир воображаемого: «Похоже, что внутри традиционных индоевропейских систем, на основании которых определяется значимость пространства, средневековый человек оппозиции лево-право (разумеется, остающейся, ведь на Страшном суде Бог определит праведников по правую руку, а грешников – по левую) предпочел оппозицию верх/низ и оппозицию внутренний/внешний»). (Каковы дихотомии в мире «Дивергента?).

Фердинанд Теннис. В работе «Община и общество. (Теорема философии культуры)» (1881) ввел диспозицию двух типов социальных связей – «общины» (Gemeinschaft) и «общества» (Gesellschaft). Она связана с наличием двух типов воли: «сущностной» (Wesenwille) и «избирательной» (Kurwille).

Ц.Тодоров, «Завоевание Америки. Проблема другого».

Культурология XX век энциклопедия. В двух томах.

Формулы культуры. Рим – «хлеба и зрелищ». Возрождение и Реформация – «дворец, собор, костер». Русская культура – «икона и топор» (Д. Биллингтон). Японская – «хризантема и меч» (Р. Бенедикт). Филиппинская – «сампагита (местный цветок), крест и доллар» (И.В. Подберезский). Марков Б. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры.

Клише и предрассудки. «Легенда о «тёмных» веках».

Идентичность. Проблема идентичности, механизмы идентификации.

События | InLiberty (http://www.inliberty.ru/events): В разные исторические эпохи люди по-разному думали о себе – когда-то главной для них была принадлежность к семье и племени, потом к территории (я живу тут) и религии (я – католик), потом к нации (я – русский) и стране (я – гражданин США), сословию (я – дворянин) и идеологии (я – анархист), культуре потребления (я езжу на скутере) и профессии (я – экономист).Что лежит в основе различных типов самоидентификации?

Практики инициации. Социальный «транзит» (переход в другие «отсеки» социума). Чем «социальный транзит» отличен от «социальных лифтов»? Насколько жёсток конфликт между привычными ценностями, нормами, языком, повседневными практиками и теми ценностями и практиками, которые артикулирует новая среда (страта)? Как он преодолевается? Близки ли фракции чайна-таунам и гетто?

Каков экзистенциальный статус человека в «Дивергенте»?

Изгои – «внутренний разрыв» мира «Дивергента». Какими ещё разрывами испещрён этот мир? Схватываются ли эти разрывы обитателями этого мира?

Изгои, вероятно, «поставляются» всеми фракциями. Но тогда именно их среда обладает самым взрывным и непредсказуемым «материалом». Почему же они так беспомощны?

Мир «Дивергента» очень линеен (даже компьютерные симуляции реальности). Единственный раз осуществляемый выбор. Фатальное (не позволяющее «вернуться) изгойство. Но ведь только «возвращения» и способны вплеснуть в общество новые краски и смыслы. Культурные практики должны скрещиваться, смешиваться, паразитировать друг на друге.

Выбор, осуществляемый человеком в этом мире, казалось бы овеществляет его свободную волю. Но на практике мы видим череду манипуляций, симуляторов, предписаний.

Проблема выбора. М.Фуко, лекция «Безумие и общество»: «...Моя цель состоит не в том, чтобы узнать, что утверждается и превозносится в том или ином обществе или некой системе мышления, но в том, чтобы изучать то, что в них отвергается и исключается». Выбор важен не только как акт принятия, но и как акт отказа.

Процедура теста в фильме семантически довольна бледная. Церемония выбора, напротив, обладает семантической плотностью. Как и повседневные практики фракции «Бесстрашных». Где ещё возникают семантические «сгущения»? В теме «заоградного» мира? В теме изгоев?

Мир «Дивергента» почти бессобытиен. Прошлое анемично, «отрезано» от настоящего. Но что изучают «эрудиты», о чём пишут в газетах в столь информационно вялом и однообразном мире? «Бесстрашные» пестуют отвагу, но лишь в горизонте «возможных» (а не действительных) угроз. Как подкрепляется этот страх? Как водворяется в сознании отсутствующий (до поры?) враг? Ведь очевидно, что «фигура страха» важна для этого общества. Иначе зачем ограда?

«Экономика растраты». Потлачи. Карнавалы. Где казино и бары? Или дуэли и ристалища? Или гримасы ярости и боли и лязг средневековых казней? Где состязания фракций? Достаточным для поддержания жизни общества является лишь избыточный уровень энергии. Многие вещи в обществе делаются только при избытке, излишке, забвении нормы. Но избыток нужно избывать. Во что?

Всякий мир должен знать, для чего он существует (или это не так?). Каковы «предельные» цели в мире «Дивергента»?

Как и чем поддерживается порядок в «Дивергенте»? Должно ли общество (такое общество и общество вообще) располагать своими «Духом законов» Монтескье, «Общественным договором» Руссо или «Философией права» Гегеля? Каковы способы преодоления формальных требований (как, например, в «спонтанных» (на деле – всегда освоенных культурой) актах прощения)? Справедливость – вещь, требующая обсуждения. Но в «Дивергенте» не принято обсуждать. Разделение (вернее, их изоляция) фракций примитивизирует пространство разговора.

Пространства коммуникации – каковы они? Например, пространство рынка. Рынок выковывает индивидуального субъекта. Его отсутствие оставляет субъекта лишённым той «социальной машины», которая делает видимыми для этого субъекта следствия принимаемых им решений. Рынок (понимаемый широко, – мы ведь можем говорить и о рынке символических ценностей, рынке статусов, рынке стилей жизни) – превосходной механизм обратной связи (значит, и механизм обучения). Рынок заставляет субъекта высказать свои потребности, суметь оценить («взвесить») их, принять решение (сделать выбор) в пёстром гвалте рыночного изобилия. То есть заставляет «оформлять» свою индивидуальность. Рынок – место, где экономические отношения становятся по-настоящему общественными.

Трапеза. Практика совместных трапез во фратриях. Трапеза – насыщенное символическим и семантическим содержанием место. Так, христианская трапеза «сжигает» сословную разделённость через «разделение хлеба» (через приобщение к Целостности). «Бесстрашные» в столовой также садятся там, где хотят, но трапеза не «растворяет» оболочки власти. Субординация продолжает действовать.

Шифры тела. Рукопожатие, объятие, поцелуй, поклон, хлопок по плечу, пожатье плеч. Какова «социальная пластика» тела в «Дивергенте»? Не становится ли в нём тело лишь кроссвордом, требующим букв, а не интуиции и этоса?

Какова технология экономического обмена фракций своими услугами?

Контроль. Надзор. Общество «Дивергента» пронизано надзором или располагает лакунами приватного пространства? Ему известна цензура? А самоцензура? И если самоцензура в нём повсеместна, то как воспитывается этот «присмотр» за собой? О чём здесь предпочитают не говорить? В чём не спешат признаваться? Обычны ль здесь домыслы и слухи?

Вердикт. Мир «Дивергента» непоследователен, «неполон», рыхл.

Стимбой (Steamboy):

Стимпанк.

Аляска (Русская Америка).

Ткацкая фабрика.

Моноколесо.

Дирижабль.

Лондонская Всемирная выставка.

Опыты с высоким давлением.

Стивенсон (Роберт Стефенсон).

Паровозы и пароходы.

Манчестер.

Стальной алхимик:

Создавая вымышленную вселенную для сериала, Аракава использовала исторические материалы о Европе эпохи Промышленной революции; её поразило отличие в культуре, одежде и быте той эры и Японии наших дней. В особенности её заинтересовала Великобритания того времени. Мир «Стального алхимика» выполнен в антураже начала XX века. В аниме и манге присутствуют автомобили, поезда, радиотехника, телефонная связь, танки, но при этом отсутствует авиация, однако развита технология создания механических протезов-автоброни. В этом мире также распространена алхимия в качестве естественной науки.

Аниме. Fullmetal Alchemist - Мир фантастики: Мир «Цельнометаллического алхимика» построен по канонам популярного у японских аниматоров паропанка. По техническому развитию он приблизительно соответствует началу «нашего» двадцатого века, за одним исключением: здесь действуют законы алхимии.

 

Виндария:

Действие разворачивается в двух фантастических королевствах – гипертрофированно-пасторальном Ита и гипертрофированно-техногенном Паро. Техническое развитие Паро находится на уровне 20-40 годов XX века, у Ита есть транспортные средства вроде мотоциклов на неизвестном принципе, огромные воздушные шары и холодное оружие. Между ними расположена долина с гигантским деревом, у которого есть собственное имя – Виндария (оно олицетворяет для героев пантеистически понимаемое божество), и Призрачный лес. Мир сотрясают природные катастрофы, одна из которых делает реки Паро не пригодными для питья, и воду Паро вынуждено закупать у Ита. Это становится причиной конфликта между странами.

Ситуация напоминает территориальные конфликты кочующих и оседлых племён.

 

Аватар: Легенда о Корре


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 271; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!