Упражнения для тренировки и разграничения понятий «Звук-буква», в использовании знаний алфавита.
1) Соотнеси схемы и слова с учетом ударения, кол-ва и последовательности звуков.
2) В тексте подчеркните слова, в которых количество звуков совпадает с количеством букв.
3) Составьте рассказ, используя приведенные ниже слова, а затем выпишите из него те слова, в которых букв больше, чем звуков.
4) Найди слова, где 2 стоящих рядом звука гласные
5) Сколько звуков [а] и букв а в предложении.
6) Выберете среди слов, приведенных ниже слова со звуком [л’]: лиса, лук.
Упражнения в использовании знаний алфавита:
1.Называние букв алфавита в 1)установленном порядке, 2)в разбивку.
2.Игра, состоящая в том, что каждый ученик называет возможно большее количество имен, предметов на заданную букву.
3. Чтение сложносокращенных слов, аббревиатур: СССР, ВВС, АТС.
4.Запись по памяти в алфавитном порядке: 1)названий учебных предметов, 2)дней недели, месяцев, 3)городов, государств, 4)фамилий учащихся.
Виды звукового анализа в начальных классах. Методика проведения
По полноте анализа: полный и частичный
По форме проведения: устный и письменный
Задача анализа: установить соотношение между звучащим и написанным.
По Жедек:
1.Собственно звуковой анализ – нет обращения к буквам
Цель: - развить фонетические способности;
- научить последовательно вычленять звуки в слове
Алгоритм:
1) Произнеси и послушай слово
2) Найди ударный слог, произнеси по слогам
3) Протяни 1ый зв в полном слове, назови и охарактеризуй его.
|
|
4) Обозначь звук условным знаком(небуквенным)
5) Протяни, выдели 2ой звук в составе слова, охарактеризуй и обозначь и т.д.
2.Звукобуквенный:
· Фонетико-графический– показывает слоговой принцип русской графики. Отражается в правилах передачи на письме тверд. и мягк.согл. зв и звука Й.
Слова для такого анализа должны быть без орфограмм, включать разные способы обозначения мягкости(Е,Ё,Ю,Я ,И /Ь) согл. на письме и звука Й(Й / е,ё,ю,я)
· Фонетико-орфографический –нацелен на развитие орфографической зоркости и освоение правил правописания. Особенности: ученик характеризует звуки и объясняет их позицию(гласн. по отношению к ударению), (согл. перед какими зв. находится). Если есть ситуация выбора буквы, тогда напротив зв. ставится ? – наличие орф., которую нужно решить.
Типичные недостатки в постановке обучения фонетики и их следствия, пути совершенствования работы.
Звук –невидим, летуч и часто не воспринимается школьником как материальная единица, поэтому, при фонетической работе, дети часто отождествляют слово и объект, который оно обозначает или тяготеют к написанному.
Причины фон. ошибок:
· Трудности оперирования звучащим словом
|
|
· Неумелая организация обучения фонетики(не выделяется звучащее слово, неосознание уч-ся способов анализа, некачественный отбор зв. состава члов для зв. анализа
Следствия:
· Не развитый фонематический слух
· Смешение понятий «звук» и «буква»
· Несформированная орф. зоркость
Работа:
1. Нужно разводить языковую и внеязыковую реальность
2. Развивать фонематический слух
3. Наблюдать над артикуляцией звуков
4. Качественно отбирать материал для звукового анализа
5. Предъявление на слух
6. Обучать вычленению зв. в составе слова
7. использовать карточек с условными значками для звукового анализа, чтобы обеспечить деятельностную основу.
8. Вводить транскрипционную запись на поздних этапах, в сравнении с слого-звуковой схемой
Грамматическое и антиграмматическое направление направления в методике изучения орфографии.
В МО были разногласия по вопросам:
· Какие впечатления(зрительные или слуховые) эффективнее в обуч. правопис.
· Нужны ли правила
Грамматическое -ведущее, разрабатывает идею правописания сознательным путём, т.е. на основе орфографической теории(правил). Основоположник - Ломоносов, впервые научно сказал о связи правописания и произношения, о необходимости учета морфологического принципа, который обеспечивает осмысление. Приверженцы направления: Буслаев, Грот, Ушинский.
|
|
Считалось, что письмо должно быть чистым, красивым, грамотным. Упражнения для обучения: списывание, диктовка с языковым анализом, изложение, сочинение. Избегание механической работы.
Основные принципы обучения:
1) Опора на произношение
2) Осознанность
3) Опора на значимые элементы языка – морфемы, слова, текст
4) Формирование автоматически грамотного письма
Антиграмматическое –сторонники механических приёмов обуч. орфографии.
Шереметевский: орфография – искусство графическое = зрительные впечатления = метод обуч. – списывание с «корневым изучением слов», а диктовки только регистрируют ошибки. Правила бесполезны, т.к. не обеспечивают грамотного письма. Развивать нужно: орф. зоркость, каллиграфию, рисование, ручные работы.
Из Германиипришел опытЛая и Меймана, приём списывания с правильного текста(зрительные впечатления и движения руки). Основано на теории работы различных анализаторов:
Дистервег = слуховое восприятие = письмо под диктовку, проговаривание.
Борман = зрительное восприятие = списывание с готовых образцов.
Сейчас методика опирается на правила и действия различных анализаторов.
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1456; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!