Система Самости Г.С. Салливана



 

Гарри Стак Салливан (1892-1949) был одним из первых психоаналитиков (американских), установивших центральную роль концепции самости в систематическом рассмотрении поведения.

Система самости — это результат переживания воспитательного процесса, основанный на нашей способности играть роли других. Она направлена на реализацию концепта «Я — хороший» и получение в связи с этим удовлетворения и минимизацию связанной с этим процессом тревоги. Система самости, по существу, является функциональной системой и может трансформироваться под воздействием опыта.

С точки зрения концепции динамизмов в процессе развития ребенка возникает важный вторичный динамизм, являющийся продуктом межличностного переживания, возникающего в результате столкновения тревоги и стремления к удовлетворению общих и зональных потребностей. Этот вторичный динамизм Г.С. Салливан назвал системой Самости. Данный динамизм охватывает все зоны взаимодействия и физиологические механизмы, имеющие большое значение с межличностной точки зрения. Он представляет собой структуру переживаний, направленную на эффективное сосуществование со значимым другим человеком и приобретающую важное значение для личности. Динамизм системы Самости формируется в результате давления социальной ответственности на мать, своими действиями способствующей реализации потребностей ребенка.

Динамизм — это «относительно устойчивый паттерн трансформации энергии, который характеризует организм как живое существо, периодически возникая на протяжении всей его жизни». Динамизмы представляют собой относительно устойчивые паттерны трансформации энергии, характеризующие межличностные взаимоотношения. Эти паттерны характеризуют собой функциональное взаимодействие людей, персонификации, человеческие знаки и различного рода абстракции, определяющие специфически человеческое существование.

Применительно к психиатрии Г. С. Салливан различал два основных типа динамизмов. Первый тип связан с многочисленными видами периодически возникающего напряжения, проявлениями которого служат интегративные, разъединяющие и изолирующие тенденции. Второй тип соотносится с процессами трансформации энергии, характерными для каждой зоны взаимодействия.

Примером динамизмов первого типа могут служить системы снижения тревоги и поддержания ощущения межличностной безопасности, в частности система Самости, а также желания, выражающие определенный вид напряжения, возникающего в области гениталий. Примером динамизмов второго типа могут служить напряжения зональных потребностей, в частности, оральный динамизм. Поведение человека всегда отражает действие динамизмов обоих типов, включающих в себя знаки и символы.

Т.е. динамизм - это относительно стабильный паттерн трансформации энергии, характеризующий повторяемость межличностных взаимоотношений - функциональное взаимодействие личности и персонификаций, личностных знаков, личностных абстракций и личностных атрибутов - что отличает нас, делая людьми.

В функциональном отношении активность системы Самости первоначально направлена на минимизацию напряжения тревоги или избежание ее. Она опосредованно защищает ребенка он неприятностей, подстерегающих его на пути реализации потребностей. Компоненты системы Самости проявляют функциональную активность по отношению к каждой появляющейся у человека потребности. Степень активности ее компонентов и частота проявлений системы Самости зависят от опыта прошлых переживаний конкретного человека. «Таким образом, система самости представляет собой структуру связанных с воспитанием переживаний, возникновение которых обусловливается необходимостью минимизировать появляющуюся тревогу или исключить ее совсем» (Интерперсональная теория в психиатрии).

Деятельность системы Самости начинается со структурирования переживания запрещающих жестов, осуществляемых матерью. Поскольку запрещающие жесты являются компонентами персонификации плохой матери, то можно полагать, что система Самости возникает в результате инкорпорации или интроекции плохой матери, или интроекции матери в целом.

Система Самости — это динамизм, играющий исключительно важную роль в понимании существа межличностных взаимоотношений. Она не является каким-то элементом психики, типа Сверх-Я. Для Салливана динамизм системы Самости носит объяснительный характер и помогает понять такой феномен, как персонификация Самости, представляющая то, что человек говорит, когда использует такие понятия, как «Я», «мне», «меня» (Лейбин).

Связь персонификации с персонифицируемым может носить комплексный, многосторонний характер и, следовательно, «персонификация не полностью совпадает с описанием персонифицирующей фигуры» (там же).

В действительности зарождение динамизма Самости далеко от персонификации Самости, представленной подчас первоначальными персонификациями Я-хороший, Я-плохой или не-Я. Совокупность этих персонификаций не является персонификацией Самости в той форме, которую взрослый человек демонстрирует, когда рассказывает о себе другим людям.

Принцип избежания. Итак, динамизмы предназначены для структурирования знания о взаимоотношениях. В отличие от остальных динамизмов система Самости предельно устойчива к изменениям, вызванным приобретением нового опыта. В свете такого понимания системы Самости Г.С. Салливан выдвинул еще один принцип, суть которого сводилась к тому, что «система Самости в силу собственной природы, — влияющих на нее факторов общественной среды, организации и функциональной направленности, — как правило, не подвержена влиянию приобретенного опыта, несовместимого с ее настоящей организацией и функциональной направленностью».

Системе Самости как бы присуща тенденция избегать выгод, которые можно извлечь из опыта. В основе системы Самости лежит именно данная тенденция, хотя она и не является абсолютной по своему характеру. Если мы будем рассчитывать на то, что в процессе работы системы Самости кто-то может извлекать пользу из приобретенного им опыта, то жизнь приобретет иррациональный характер и станет малоприятной. Это не означает, что система Самости тормозит развитие человека. Напротив, она способствует развитию личности и вносит коррективы в формирование ее отдельных свойств. Более того, под воздействием опыта она может изменяться в любую из структур личности. Однако это возможно лишь в том случае, если опыт является длительным и основательным.

Хотя развитие системы Самости идет в первоначально заданном направлении, тем не менее, она восприимчива к влиянию новых переживаний. Как всеобъемлющая структура переживаний, стоящая на защите самоуважения человека, система Самости присутствует во всех неадекватных, неэффективных проявлениях и занимает центральное место, как в любом личностном нарушении, так и в его коррекции. Вместе с тем приходится сталкиваться также с сопротивлением системы Самости изменениям, происходящим в результате приобретения опыта.

С системой Самости также связан такой процесс, который был назван Салливаном диссоциацией: невозможность возникновения сверхъестественных эмоций в силу того, что объект находится в бодрствующем состоянии. Диссоциацию легко принять за магическое действо, когда человек отделяет часть себя самого и как бы выбрасывает ее куда-то, где она пребывает на протяжении многих лет (Лейбин). Ее деятельность обусловливается поддержанием сознания в состоянии постоянной готовности и бдительности при участии процессов, препятствующих обнаружению лежащих на поверхности признаков того, что те или иные элементы жизнедеятельности человека осуществляются без его сознания. Наиболее яркие диссоциирующие компоненты системы Самости наблюдаются в навязчивом замещении жизненных проблем человека. При этом замещающие процессы выполняют функцию маскировки необычной уязвимости человека перед тревогой. Они свидетельствуют о действии механизма системы Самости, исключающего возможность выхода определенных процессов на уровень сознания.

Г.С. Салливан рассматривал систему Самости как результат переживания воспитательного процесса, одна часть которого содержит поощряющие элементы, а другая — тревогу разной степени выраженности. На ранних стадиях жизни ребенка тревога выступает также в качестве функционирования динамизма Самости, т.е. в функции переживания входят как воспоминание, так и предвосхищение. Структурированное в систему Самости неблагоприятное переживание связано с повышением уровня тревоги. Это означает, что элемент воспоминания обусловливает вмешательство динамизма Самости с целью предвосхищения и предупреждения тревоги.

В связи с подобным пониманием системы Самости Г.С. Салливан подчеркнул два момента:

1) в процессе своего развития ребенок открывает для себя существование недоступных для него вещей и ситуаций, в которых он бессилен и лишен содействия матери. Так, например, ребенок может плакать по поводу невозможности дотянуться до увиденной им в окне луны, но ни ему, ни его матери не под силу удовлетворить подобную потребность. В результате этого происходит постепенное формирование такого отношения к недосягаемым объектам, при котором эти объекты как бы не существуют вообще и не вызывают актуализацию потребностей. Подобное отношение отражает специфический процесс, играющий важную роль в жизни человека и названный Салливаном избирательным невниманием.

2) если родительское влияние не соответствует актуальным возможностям и потребностям ребенка, в структуре формирующихся персонификаций Я-плохой и не-Я могут возникать нарушения, сказывающиеся на дальнейшем процессе развития личности.

Избирательное невнимание отражает механизм, посредством которого человек закрывается от переживаний, воздействующих на те сферы, где у него наличествуют определенные проблемы. Истоки этого явления закладываются в детстве, а его действие осуществляется благодаря тем или иным защитным операциям.

Таким образом, Г.С. Салливан исходил из того, что связанная с информацией об окружающей среде новизна порождает силу, чувственным компонентом которой является страх. Избирательное невнимание служит защитой от различного рода страхов и тревог. Поскольку избирательное невнимание является результатом работы системы Самости, отсекающей полноценное наблюдение и анализ множества событий, то влияние этой системы на человека имеет уравновешивающее значение. Во всяком случае множество высокоинформативных наблюдений, не отличающихся пугающей новизной и разноплановостью, создают более полное представление человека о мире, в котором он живет. В этом отношении система Самости представляет собой, по образному выражению Г.С. Салливана, древо, каждая веточка которого символизирует тот или иной период развития.

 

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 485; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!