Сходство и различия подходов Д. Винникотта и Х. Кохута (по Немировскому К., 2007)
Различия | Х. Кохут | Д. Винникотт |
Язык и модель | Научный язык Конструирование метапсихологии (модель самости) | Язык повествовательный или поэтический. Не пытался конструировать метапсихологию |
Эмпирическая база и клиническая практика | Нарциссические расстройства (пациенты со сформированной ядерной самостью) | Пограничные пациенты, психотики, дети, семьи, пары мать-ребенок |
Исходные теоретические схемы | Фрейд, Хартманн, Крис, Ловенстейн | Фрейд, Кляйн, Ференци, Балинт |
Нарциссизм | Первичный объектный нарциссизм, который трансформируется в юмор, мудрость и признание конечности жизни | Первичный объектный нарциссизм, преобразующийся в независимость и способность пребывать в одиночестве |
Характеристики самости | Связность, витальность, гармоничность | Истинная-ложная (адаптабельная) |
Функции окружения | Отражение, позволение идеализации и восприятия себя в виде другой части объекта (Альтер Эго) | Поддержка, руководство, презентация объекта |
Объект | Отражающий, идеализированный, близнецовый | Субъективный, переходный, объективный |
Последствия неспособности раннего окружения справиться со своими функциями | Дефицит. Один полюс самости чрезмерно развит, другой недоразвит | Травма. Замораживание ситуации развития. Образование ложной самости. |
Способность к анализу | Нарциссические расстройства невротического уровня | Пограничные, шизоидные, патологии анализируются, для психозов – терапия управлением |
|
|
4. Концепция Самости в работах Д. Штерна.
Даниель Штерн – доктор медицины, профессор психологии Женевского университета, профессор психиатрии Медицинского центра Корнельского университета. Психоаналитик, психотерапевт, психолог с тридцатилетним стажем исследовательской деятельности в области раннего развития, отец пятерых детей. Д. Штерн - один из ведущих исследователей в области психологии развития, в 1999 году был награжден премией З. Фрейда учрежденной правительством Австрии совместно с Ассоциацией психотерапевтов и присуждаемой за наиболее весомый вклад в развитие психотерапии.
В противоположность концепциям, берущим начало в структурной теории Фрейда, и представлению о том, что внутрипсихические структуры происходят от межличностных взаимодействий, Штерн делает акцент на внутреннем субъективном опыте младенца и на межличностном контексте. В его концепции центральная роль чувства собственного «Я», присутствующего в некоторой степени с самого рождения, «не может быть уменьшена или ослаблена проблемами развития Эго или Ид» (1985), так как, по мнению Штерна, «Я» — это первичный организующий принцип. Штерн опирается в своих разработках на обильный фактический материал из тщательно и весьма изобретательно построенных своих и чужих лабораторных экспериментов с младенцами и их матерями.
|
|
Во многих отношениях Штерн находился под влиянием трудов и воззрений Спитца, Боулби, Анны Фрейд и Малер и опирался на их работы. Он опирался на их представление о процессе развития — его последовательные фазы начинаются в те же переходные моменты развития; кроме того, он уделял огромное внимание взаимодействиям младенца с матерью (Тайсон).
Д. Штерн предложил модель возникновения ощущения себя, Самости происходящую из области межличностного взаимодействия матери и младенца, из мира интерсубъективности. Происхождение и развитие Самости, по Штерну, это всегда ощущение себя с Другим, Другой для младенца - это его кормилица, сиделка, как правило, это мать.
Штерн совмещает два подхода в исследовании: метод эмпатии и интроспекции разрабатываемый Х. Кохутом и его коллегами, и метод прямого наблюдения представленного в работах М. Маллер. Ребенок уже при рождении способен отличать себя от других, выделять мать среди остального окружения и вступать в диалог с матерью на самых ранних стадиях своего развития, проявлять ответные реакции на действие окружения (Штерн, 1985).
|
|
С рождения, то есть сразу после приобретения способности к символизации, у человека имеется превербальное (или довербальное) ощущение или чувство самости. Под самоощущением (самосознанием) Штерн понимает организованный субъективный опыт без непосредственного рефлексивного осознания самости, которое рассматривается как первично организующий и структурирующий принцип развития. Эта модель завершает становление независимой концепции развития самости (Хайгл-Эверс).
В описываемом подходе самосознание служит основным организующим принципом развития, что более приближено к подходам М. Малер и М. Кляйн, акцентирующие переживание младенца себя и других.
Для Штерна развитие самости с самого рождения представляет собой континуум, это развитие неразделимо связано с пережитыми отношениями. Он рассматривает четыре чувства самосознания, которые поэтапно формируясь, продолжают функционировать на протяжении всей жизни. Каждый вид самосознания продолжает развиваться и сосуществовать с другими. Таким образом, в развитии самости Штерн выделяет четыре ступени: «сознание появляющегося «я», которое формируется от момента рождения и до 2 месяцев; «сознание Ядерного «я» 2-6 месяцев; «сознание субъективного «я» 7-15 месяцев; и «сознание вербального «я», появляющееся в середине второго года жизни ребенка. Рассмотрим каждое из них.
|
|
Чувство проявляющегося «я» — от рождения до двух месяцев
Штерн отклоняет концепцию первичного состояния недифференцированности и неорганизованности. Развитие уже на протяжении первых двух месяцев жизни определяется врожденными способностями образовывать отношения и получать когнитивный и аффективный опыт (Тайсон).
С рождения и до второго месяца младенец живет в мире пробуждающейся Самости. Младенец переживает четко и ясно события, но воспринимает их по раздельности, не увязывая в общую картину, не связывая друг с другом, воспринимает внешние объекты как чувства, которые они в нем возбуждают. У него ребенка воспоминаний связанных с этими объектами, нет их названий и нет опыта взаимодействия с ними.
«Преобладающие в вас настроение и энергия могут прийти изнутри и тем самым изменить, по-новому окрасить все, что вы видите. Причина вашего настроения может оказаться снаружи, и тогда это «внешнее» проникает внутрь, отзывается внутри вас. Будучи взрослыми, мы часто переживаем моменты, когда внутренний и внешние миры влияют друг на друга, или даже полностью сливаются друг с другом, свободно перетекают один в другой. Например, внутренний мир обращается во внешний, когда кто-то в нашем присутствии делает нечто отвратительное. Внешнее становиться внутренним, когда во время прогулки солнечным утром на душе неожиданно становится легко и радостно. У взрослых такое частичное отсутствие границ, между внутренним и внешним, бывает лишь кратковременным, для маленьких детей это нормальное состояние…» (Дневник младенца).
Социальные способности ребенка проявляются в причудливой направленности на цель для осуществления социальных взаимодействий. Эти взаимодействия порождают аффекты, сенсомоторные действия, воспоминания. Способность связывать формируется очень быстро, и ребёнок ощущает появление организованности. Чувство появляющегося я является процессом, с которого начинается жизнь. Ощущение – это то, что появляется из сети установленных связей. Область, в которой действует сознание появляющегося Я, называется «областью появляющейся соотнесённости».
Постепенно, между различными переживаниями устанавливается связь, отдельные моменты начинают организовываться в большие структуры, запускается творческий процесс организованного переживания себя, которое Штерн назвал ощущением «ядра Самости». Ребенок начинает воспринимать желания и побуждения как свои собственные, появляется отчетливое ощущение собственного тела и его границ. Это происходит ко второму месяцу жизни. К этому же времени устанавливается переживания бытия с другим или «бытие вместе с другим регулирующим Самость».
Чувство коренного (ядерного) «я» (от двух до шести месяцев).
Между вторым и шестым месяцами младенец уже располагает базальным интегрированным ощущением себя самого и других («sense of a core self»). Оно содержит ощущение когерентности и отделенной от матери телесности; это означает контроль за собственными действиями, ощущение собственных аффектов, протяженности и партеров по взаимодействию; тогда же начинает формироваться память.
В этот период для малыша особое значение приобретают лица и глаза. Общение с матерью и отцом строятся на переживании прямой и глубокой связанности: чередование взглядов, мимики лица, вербальные послания от родителей в которых первостепенное значение имеет не смысловые конструкции, а ритм, интонации, дыхание, выражение лица. Ребенок развивает способность к интенсивной близости с другим человеком. Создается фундамент, невербальная основа, на которой затем будут строиться все социальные взаимодействия. Именно эта основа послужит и базой для развития речевой активности.
Штерн обозначает ряд способностей, которые позволяют младенцу открывать то, что он назвал инвариантами самости: ощущение причинности, когерентности, аффективности и истории самости. Он указывает на способность поддерживать довербальную память самого себя, которая существует вне времени. Возрастающая интеграция этих инвариантов самости происходит с помощью способности к абстрактной репрезентации и с помощью накопления этого повторяющегося опыта посредством эпизодической памяти в форме репрезентаций генерализованных взаимодействий (РГВ). Именно РГВ будут определять характер отношений с «другими» и отличается от классической концепции переноса. Они не являются смещением или проекцией с изолированных образов матери или отца определенных стереотипов отношений на фигуру в настоящем, например аналитика, это и не абстрактные репрезентации «самости» и «объекта» описанные у Э. Якобсон и О. Кернберга. РГВ - это обобщенные фантазии ребенка, а затем и взрослого, относительно ожиданий в отношениях с Другим сформированное из опыта отношений с фигурами из прошлого.
«Пережитый эпизод – в том виде, как он представлен в памяти, представляет собой единство, которое соединяет друг с другом различные атрибуты опыта. Отношения - это то, что царило в реальном происходящем. Если рассматривать их таким образом, то изменяющийся собственный опыт и регулирующая роль, которую играет партнер, связаны между собой не просто заученным способом. Они в большей степени окружены субъективным опытом именно того эпизода, в котором они воспринимаются в совокупности с другими атрибутами и сохраняются их отношения друг к другу. Важно запомнить, что репрезентации взаимодействий являются гибкой структурой, которая представляет собой среднее множества реальных событий и формирует прототип, стоящий за всей совокупностью событий. РГВ – это что то, что ни разу до этого не происходило именно в таком виде, но на него влияет все то, что в действительности однажды произошло» (1985).
В этом возрасте у ребенка появляется ощущение, что он сам активный деятель, что он может быть активным деятелем. Он инициирует или прекращает контакты с ближайшим окружением при помощи взгляда. Устанавливаются более четкие границы между внутренним и внешним миром, ребенок начинает различать ощущения голода, радость, боль это только его принадлежность, а речь и движения мамы не зависят от него. Возросшие двигательные способности дают возможность малышу отследить три элемента взаимодействия с внешним миром.
Ребенок переживает изменения своего состояния через Другого, - смена подгузников, кормление, купание. Телесные чувства, физическая интимность, контакт глаз создают ситуацию безопасности. Сохраняется ощущение раздельности, граница между собой и другим сохраняется, но развитие происходит при тесной соотнесенности с «регулирующим Самость другим». Таким образом, в этот период создается невербальная основа, на которой в последствии, как на фундаменте, будут строится все другие способы взаимодействия с внешним миром (1985).
Чувство субъективного «я» — (от 7-9 до 15 месяцев).
Между седьмым и девятым месяцами жизни ребенок познает интерсубъективность на довербальном уровне. Штерн различает три доречевые интерсубъективные формы познания: общий локус внимания, общие интенции и общие аффективные состояния через взаимное согласование аффектов.
В возрасте от 7 до 15 месяцев развивается субъективное переживание себя, которое скрыто от всех, но которое при желании можно разделить с другим. Появляется способность и возрастает потребность разделить свои внутренние переживания с кем-то, фокус развития смещается от регулирования внутренних ощущений другим к потребности разделить его в межличностном пространстве, складывается область интерсубъективной соотнесенности.
Природа соотнесенности в этом периоде значительно глубже, чем в предыдущем. Область интерсубъективной соотнесенности исходит из сознания, не вербализуясь. Субъективное сознание себя и других основывается на разных способностях, необходимых для формирования сознания центрального, ядерного Я. Эти способности включают в себя разделение фокуса внимания, направление намерений и мотивов на других и соответствующее их осуществление, умение замечать существование различных эмоциональных состояний у других и чувствовать, соответствуют ли они своему собственному состоянию.
Ребенок открывает, какие аспекты своего опыта он может разделить с другим, какие моменты этого опыта принимаются и одобряются, а какие отвергаются. Центральное место начинают занимать внутренние намерения и разделение внутреннего мира с другим. Решающее значение приобретает аффективная настройка, до какой степени мать и ребенок способны настраиваться на аффекты друг-друга. У ребенка появляется ощущение, что «я знаю, что ты знаешь, что со мной». Несоответствие между внутренними переживаниями и их интерпретацией матерью, может вызывать агрессию, которой раньше не было. Этот период развития по Штерну, соответствует наибольшей слитности между матерью и ребенком.
Чувство вербального «я» — (с 15-18 месяцев).
Между 15 и 18 месяцами жизни возникает вместе со способностью к символизации и овладением речью новая ступень организации «вербальная самость» с новыми возможностями межличностного отношения: самость становится объектом наблюдения и рефлексии, действия представлены символически в рамках временного исторического и динамического контекста, овладение речью ведет к новым отношениям между ребенком и родителями, с овладением речью связан кризис самопонимания: более ранний глобальный невербальный и амодальный опыт лишь отчасти может быть передан словами.
С момента освоения нового способа коммуникации с внешним миром у ребенка развивается способность к разыгрыванию на внутренней сцене различных событий, связанных с настоящим, прошлым и проецировать их в будущее. Появляется способность использовать знаки и символы, для обозначения других и себя. В его арсенале появляются местоимения «я», «мое», появляются способности к эмпатии, что говорит о том, что ребенок способен представить себя на месте другого. Формируется полоролевая идентификация и сознание своего объективного Я (1985).
Опыт, приобретенный в областях «появляющейся», «ядерной» и «интерсубъективной» соотнесенности, который продолжает накапливаться, несмотря на появление речи, может лишь частично быть передан в область вербальной соотнесенности. И, так как те события, которые находятся в области вербальной соотнесенности, являются «правдой по умолчанию», ощущения в других областях получаются отчужденными, они вообще могут исчезнуть из области переживаний. Тогда одним из последствий появления речи является раскол в переживании собственного Я, образуется пропасть между внутренними переживаниями и словами. Слова теперь становятся основной формой взаимодействия, основным способом передачи информации, соотнесения своего внутреннего мира и объективной реальности. Язык разделяет мысль и испытываемую эмоцию, он раскалывает богатые и сложные целостные переживания на относительно бедные отдельные составляющие. Нарушается простая целостность опыта, появляется две различные версии одного и того же события, глубоко переживаемая и основывающаяся на довербальном опыте и выражаемая словами. Иными словами, появляется тайная Самость, появляются те слои, уровни переживания себя, которые исключены из «официального» опыта речевого взаимодействия.
Это отдаление обеих форм интерперсонального опыта и знания о самости, пережитого и представленного вербально также имеет существенные последствия для значения, понимания и терапии раннего довербального травматичного опыта. Эти довербальные генерализованные репрезентации взаимодействий, если впоследствии они не будут трансформированы в символические репрезентации, продолжают действовать бессознательно. Другие символические образы себя вытесняются, так как они не соединимы с центральными саморепрезентациями.
Таким образом, с одной стороны, идентичность не может быть снабжена бессознательными саморепрезентациями, которые сохранены в генерализованных эпизодических воспоминаниях, но она может также строиться в виде контр-идентичности под влиянием вытеснения и по-другому переработанных защитой саморепрезентаций. Поэтому идентичность по отношению к бессознательному выступает как неидентичное.
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 901; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!