С.М. Линсетт и Р. Бендикс о социальной мобильности в индустриальном обществе
С.М. Липсет и Р.Бендикс считали, что социальная мобильность необходима для обеспечения стабильности и одновременно развития общества: открытый доступ к позициям элиты позволяет способным индивидам покидать низшие социальные уровни. Это помогает уменьшить вероятность революционных коллективных действий низших классов.
Т. Парсонс о социальной мобильности.
Т.Парсонс рассматривает социальную мобильность с позиции структурного функционализма. Социальные системы и подсистемы общества представляют собой открытые образования, находящиеся в ситуации постоянного взаимообмена, осуществляемого, в том числе, и на основе социальной мобильности. Социальная мобильность является необходимым условием нормального функционирования систем.
Тенденции социальной мобильности в современном индустриальном обществе.
Отметим несколько основных тенденций в изменениях социальной мобильности в современном обществе по сравнению с традиционным. Прежде всего, при измерениях межпоколенной мобильности в сфере занятости наблюдается значительное возрастание того параметра, который Сорокин назвал всеобщностью, т.е. увеличение числа индивидов, улучшивших свои социальные позиции в сравнении со своими отцами.
Если мы будем измерять вертикальную мобильность с точки зрения служебной карьеры, то окажется, что наибольшая часть мобильности наблюдается среди тех категорий занятости, которые являются примыкающими друг к другу или близкими по своему статусу. Кроме того, в этом процессе пока еще не последнюю роль играет такой канал мобильности, как семья.
|
|
Наиболее важным каналом мобильности становится институт образования.
Увеличивается скорость социальной мобильности.
Роль социальной мобильности в жизни общества.
1. В мобильном обществе индивиды могут распределяться в соответствии с их способностями и возможностями, независимо от положения, занимаемого их родителями.
2. Мобильность способствует экономическому процветанию и более быстрому социальному прогрессу.
3. Мобильность способствует социальной стабильности
Люмпены и маргиналы в социальной структуре общества. Маргинальность: сущность и специфика. Маргинальность и социальная мобильность. Маргиналы как социальная группа (безработные, мигранты). Андеркласс (люмпены) России. Его типичные группы и представители. Особенности формирования андеркласса в современных условиях.
Теория маргиналов и маргинальных общностей была выдвинута в первой четверти XX в. основателей Чикагской социологической школы (США) Парком.
Маркс рассматривал проблемы социального деклассирования и его последствий, а Вебер прямо сделал вывод о том, что движение общества начинается тогда, когда маргинальные слои организовываются в некую социальную силу (общность) и дают толчок социальным изменениям - революциям или реформам.
|
|
Маргинальность (Зборовский) — состояние социальных общностей или личностей, находящихся в силу сложившихся условий на грани двух или более культур, социальных миров и не принадлежащих полностью ни к одному из них. Маргинальный человек — это индивид без определенного социального положения, занимающий одновременно несколько взаимопротиворечащих социальных позиций.
Тощенко: Особое место занимают маргинальные слои в обществе, которые характеризуются признаками аномии. Например, утратив связь с прежней группой (выходцы из села), они долгое время не могут принять ценности и правила поведения городских жителей. К маргинальным группам можно отнести инвалидов, безработных, лиц без места жительства и определенных занятий.
Маргинальность и соц мобильность
Термин «социальная мобильность» введен в социологию П. А. Сорокиным, рассматривал ее как любое изменение социального положения.
Смена социальных позиций (статусов) требует от индивида (группы) немалых усилий. Адаптация к новым условиям сопряжена с радикальной перестройкой жизненных ориентации. Кроме того, и сама новая социальная среда имеет фильтры, осуществляя отбор «своих» и отторжение «чужих». Бывает так, что человек, потеряв свою социокультур среду, не может адаптироваться в новой. Тогда он как бы «застревает» между двумя социальными слоями, между двумя культурами. Пример: бывший научный работник, вынужденный зарабатывать на жизнь извозом или мелким предпринимательством, тяготится своим положением; для него новая среда — чужая.Маргинальность— понятие социально-психологическое. Это не только определенное промежуточное положение индивида в социальной структуре, но и его собственное самовосприятие, самоощущение. Маргинал — это тот, кто считает, что его нынешнее положение является временным или случайным.
|
|
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 691; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!