Методика обучения дизайну в начальной школе Н.М.Сокольниковой



В методике рассматриваются теоретические основы развития художественно-творческой активности школьников в процессе их дизайнерской деятельности. Дизайнерская деятельность включает в себя три взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов:

       Дизайнерский – система знаний по дизайну как отрасли человеческой деятельности и ее результатах

       Психологический – особенности дизайнерского мышления

       Методико - педагогический – пути, формы, методы и приемы обучения умениям и навыкам дизайнерской деятельности и формирования на этой основе дизайнерского мышления.

       Для элементарной дизайнерской деятельности необходимо формировать дизайнерское мышление через специальную целенаправленную деятельность детей под руководством педагога: постановка задач, сообщения, методы, приемы, способы реализации задач по созданию отдельных предметов и гармонически целесообразной среды. Элементарное дизайнерское мышление на начальном этапе развития включает все основные черты, присущие мышлению профессионала.

При освоении дизайна в школе основное внимание обращается на изучение правил, приемов и средств композиции, цветоведения, основ формообразования, моделирования, макетирования и комплексного проектирования. Упражнения с двухмерным и трехмерным пространством закрепляют знания о композиции, а главное, развивают ощущение ритма, глубины, глубины пространства, движения и др.

Обучение основам дизайна должно осуществляться во взаимодействии с обучением изобразительной грамоте как средством выражения проектной идеи, художественного образа. Особое внимание при этом обращается на раздел «Цветоведение» и такие вопросы, как свойство цвета, его прикладные возможности в формировании предметной среды. Основы курса «Дизайн» включают в себя разделы «Пропедевтика» и «Моделирование», которое учат школьников определять структурные качества различных объектов, познавать закономерности создания знаков и простых геометрических структур, а также обучают видению эти форм в природной т предметной среде..

В начальной школе методика обучения дизайну направлена на овладение подсознательным ощущением формы, как одним из важнейших компонентов проектного мышления . На уроках рекомендуется чаще использовать сюжетную игру, которая помогает снять избыточную информационную нагрузку. Через игру ребенок более эмоционально и естественно решает учебную задачу, вначале он интуитивно продвигается к осознанию понятий проектно-художественного образа, а затем пытается самостоятельно или коллективно сформулировать его визуальные, пластические и конструктивные черты применительно к объектам живой и искусственной среды. Далее, трансформировав в своем воображении увиденные и изученные объекты, школьник находит черты сходства и единые принципы организации и строения этих объектов. Затем в различных визуальных формах реализует свои идеи.

В начальной школе своеобразие методического подхода к обучению дизайну в определенной мере раскрывается через систему упражнений и заданий, главная особенность которых – эксперимент с формой и материалами, знакомство с элементами цветоведения и композиции, моделирование изделий предметной среды на основе единства функции и формы, общих закономерностей формообразования.

 


Анализ методики преподавания изобразительного искусства Б.М.Неменского

Для учителя имеет равное значение детская художественная деятельность в области изображения, украшения, постройки, однако большая часть заданий ввиду современных школьных условий (часы, оборудование, материалы) посвящается изображению, как наиболее простой в организации деятельности. Желательно стремиться к равномерному распределению времени на каждый из трех видов деятельности и искать пути создания необходимых условий на уроке для полноценной работы ребят в декоративной и конструктивной деятельности.

Так как одна из ведущих задач — творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие его воображения, фантазии. В каждом задании, на каждом уроке детям дается возможность для простора фантазии, поощряется отход от шаблона, привнесение в каждую работу собственных образов. Важно «расковать» детей, высвободить их творческую энергию.

Полезно систематизировать все интересные находки по развитию детского воображения в процессе художественной деятельности на уроках для организации последующих коллективных и персональных выставок детских работ.

Целесообразно опробовать разные формы проведения таких обобщающих уроков (беседы, отчетные выставки с обсуждением работ и т. п.).

Предлагаемые темы и уроки, схожие с моей темой:

«Наследие предков - памятники архитектуры»

Урок посвящен знакомству с архитектурой родного города и села. Внимаие детей обращается на труд талантливых художников, архитекторов, строителей, котороые жили раньше нас, и донесли до нас свое понимание красоты. Памятники архитектура – это эстафета культуры, которую поколения передают друг другу. Поэтому ответственность за сохранение архитектура родного города или села несет перед людьми каждый человек, и в этом проявляется чувство патриотизма.

При просмотре слайдов желательно сопоставить архитектуру своего города с великими памятниками отечественной и мировой архитектуры. При этом основной акцент делается не на искусствоведческом анализе а на создании атмосферы радостных встреч с искусством

 

«Витрины на улицах»

От архитектуры прошлого переходим к внимательному знакомству с сегодняшней жизнью. Витрины – обязательные деталь современных городов . характер витрин, их оформления связаны не только с назначением магазина и характером улиц ,но и с уровнем художественной культуры всего горда. Витрины не только демонстрируют товары, которые можно купить она одновременно - украшение улицы, поэтому так важен характер ее оформления, зависящий от общего цветового и пространственного строя.

 

 «Парки, скверы, бульвары»

Цель урока - обратить внимание детей, на то, что зеленые островки природы в городах(парке, скверы ,бульвары)тоже проектируются художниками.

Художник продумывает и общий эмоциональный характер решения парка расположение деревьев, дорожек, газонов, клумб, фонтанов проектируется художником как целостный ансамбль, необходимо дать почувствовать характер конкретного парка.

Задание : проект детской площадки

«Фонари на улицах и в парках»                                        

Внимание обращается на образные решения фонарей в парковых аллеях и т.д. На слайдах демонстрируются разнообразные формы фонарей (прошлого и наст), прослеживаются ассоциативные связи с природными формами . По впечатления от просмотра слайдов и жизненным наблюдениям ребята фантазируют и продумывают образные формы фонарей для освещения детской площадки.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 3361; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!