Мета-программа стремления «К» и «ОТ»



Проанализируем такой сложный психологический механизм, как стремление человека к достижению чего-либо. В данном случае все люди располагаются между двумя крайними полюсами. Одни будут ближе к полюсу стремления «К» чему – то (так называемая мотивация достижения успеха), а другие – ближе к полюсу стремления «ОТ» (мотивация избегания неудачи). И таким людям нужно «показывать» товар как бы с разных сторон. Стремящиеся «К» лучше воспринимают те преимущества, которые они приобретут, купив этот товар или воспользовавшись определенной услугой. А стремящиеся «ОТ» прежде всего оценивают, что они могут избежать, приобретя этот товар, от чего избавятся или чего с ними не случится, когда они станут владельцами. Одно и то же торговое предложение важно формулировать на разных «языках», ориентируясь на разный тип.

Мета-программа «Возможности-действия».

Люди действия любят порядок и определенность в действиях, они склонны следовать проверенным рецептам и не экспериментировать с тем, что и так хорошо работает. Выбирая что-либо, такой человек прежде всего останавливает свое внимание на том, насколько точна инструкция, как что делать, насколько прост и безопасен этот товар. Для людей возможностей традиционная последовательность операций и шагов скучна, и они, прежде всего, интересуются новыми возможностями, которые перед ними открываются. Они постоянно стремятся изобрести наилучший путь делания чего-либо, любят внедряться в новую область и экспериментировать.

В рекламе бульонных кубиков «Knorr» в большей степени использована мета-программа «К» и «ОТ» и в меньшей степени –«Возможности-действия». Обратите внимание, как в рекламном ролике с актером Вячеславом Невинным буквально по шагам показана последовательность приготовления супа с помощью кубиков, что за чем и как следует делать? То есть выбрана ориентация на людей, во-первых, стремящихся «К» и, во-вторых, предпочитающих процедуры. Помните: «И в конце добавьте немного зелени»? Другой ролик с уставшей и замотанной женщиной, которая мечется около большой кастрюли, в конце концов усаживается за столом, когда дети уже заснули, так и не дождавшись супа? В этом варианте не показывается, как можно использовать бульонные кубики, акцент в ролике сделан не на «процедурников», а скорее на людей «возможностей». «Кнорр – вкусен и скорр!». Зрительный ряд ролика показывает, каких проблем можно избежать, если воспользоваться кубиком то есть у зрителей включается мета-программа «ОТ».

В данной статье мы рассмотрели различные варианты использования лингвистической части NLP. Как словами «попадать» в систему восприятия клиента, как с помощью слов «отторжения» или «приглашения» вызывать у клиента нужные рекламисту ассоциации, как использовать привычный способ мышления клиента, его мета-программы. Разумеется, это только часть возможностей использования нейролингвистического программирования в рекламе. И если Вы верите в то, что слова:

- вызывают зрительные образы

- вызывают эмоции и чувства и

- заставляют события происходить,

то рекламный бизнес – это Ваш Бизнес.

П. Буков, Г. Сартан

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ В РЕКЛАМЕ[125][1]

 

Один из самых сильных ударов кризисы наносят по рекламе, поражая ее только-только сформировавшийся рынок. Для того чтобы быть успешными, рекламистам приходится снова и снова доказывать клиентам эффективность своих услуг. Количество заказов уменьшается, растут цены. Возрастают требования к рекламному продукту, увеличивается количество критериев его оценки производителями и потребителями. Растет роль психологической составляющей рекламного сообщения. Ведь именно этот критерий нередко оказывает решающее воздействие на аудиторию. И поэтому невольно возникает вопрос: кто и по каким законам формирует влияние рекламного продукта?

С точки зрения практической психологии суть рекламы – программирование людей на выполнение определенных действий. Механизм прост – рекламное сообщение индуцирует у зрителя положительные эмоции, которые связываются с образом товара. Покупатель видит товар в магазине, у него активизируются «посеянные» рекламой приятные чувства, на волне которых и происходит таинство покупки. Всем давно известно, что хорошая реклама действует подсознательно, а отнюдь не методом логического убеждения. Ее язык – это мифы, символы, образы. Поэтому производить и оценивать рекламный продукт необходимо не только логически, но и интуитивно, опираясь на свои чувства: «беру – не беру», «нравится – не нравится», «мое – не мое». Однако как объяснить то, что одни рекламные компании имеют бешеный успех, а другие с треском проваливаются, оставляя тяжелое ощущение утраты выброшенных денег?

В данной публикации предпринимается попытка чуть-чуть систематизировать тот бескрайний океан опыта, накопленного за последнее время, коротко осветить несколько психологических моделей и подходов в создании рекламного продукта и предложить подходы к обучению и экспертизе продукта в области, где нет единой «системы координат», нет традиционных институтов подготовки специалистов, единых правил и критериев. Представленные технологии, прошли проверку временем, применяются в ведущих рекламных российских компаниях.

Итак. Опишем создание рекламного продукта по ступеням. Прежде всего, важно определить логический уровень рекламного сообщения – насколько высоко оно располагается на оси от конкретного к абстрактному, от материального к духовному. Известно утверждение: люди покупают не товар, а решение собственных проблем. Покупается не памперс, а сухость кожи; не мыло «Сэйфгард», а защита для всей семьи; не кубики «Магги», а семейное счастье. Интересно, что иногда и сама проблема бывает целиком создана при помощи рекламы. Сколько мифов о страшной опасности – бактериях, перхоти, запахе изо рта – были щедро профинансированы из кошелька покупателя. Их цель – создать конфликт между «Я» и «сверх Я» клиента. И уравновесить этот комплекс неполноценности можно, лишь купив товар.

Итак, каковы же уровни влияния рекламного сообщения? Передвигаемся вверх по вертикали: от обыденности и повседневности до высоких идей, до уровня смыслов (используется адаптированная модель логических уровней, заимствованная из нейролингвистического программирования).

Уровень окружения– ответ на вопрос «Где?», «Когда?» Рекламисту предстоит сделать выбор места, времени. Им может быть и бразильский карнавал, и олимпийские игры, и поход Чингисхана, и многое другое. Окружение – рамка, в которой подается рекламное сообщение.

Уровень поведения:«Что я делаю, сделаю?» Рекламное сообщение направлено на решение конкретной бытовой проблемы: помыть посуду холодной водой, утолить голод, отстирать пятно. Рекламный образ должен дать высвободиться инстинкту: страха, голода, секса.

Уровень способностей– еще более высокий уровень: «Что нового я приобретаю, какие качества появляются?» Бульонные кубики дают возможность хорошо готовить, рекламируемый порошок – чисто стирать, жевательная резинка – успешно управлять подчиненными. На этом уровне звучит ответ на вопрос «Как?»

Уровень ценностей:«Во имя чего? Для чего именно?» Мыло дает безопасность от бактерий, гигиенические средства –уверенность в себе, бритвенные лезвия превращают бритье в удовольствие. Активно эксплуатируются известные ценности: профессиональный успех, привлекательность и красота, здоровье и процветание, счастье родных и близких. Для производителя рекламы очень важно накрепко связать, их с продуктом, направив стремление к ценности в русло покупки товара. «Счастье – в шоколаде “Кэдбери”».

Уровень самоидентификации– рекламная идея восходит к потребностям в обретении сущности. Это ответ на вопрос «Кто я?»– «В кино они крутые герои. Будь собой».

Так настоящие мужчины и неотразимые женщины, пользующиеся в рекламных роликах успехом у противоположного пола, покупают те или иные товары. Достаточно купить то же самое, чтобы приблизится к сформированному масс-медиа образу «сверх-Я». «Нужно лишь пользоваться определенным тоником – и все девушки Ваши, а Вы мужчина с большой буквы. А чтобы почувствовать себя путешественником, покорителем бескрайних просторов, нужно лишь курить сигареты определенного сорта», – нашептывают создатели рекламы. Сообщения предусматривают стандартный набор самоидентификаций. «Я – конформист (бунтарь). Я – романтик (прагматик) Я – муж (жена). Я – босс (подчиненный) и т.д.». Чем выше логический уровень рекламы, тем больше она не только привлекает внимание, но и вовлекает, трогает, включает потребителя.

И, наконец, самый высокий уровень – Миссия, место духовности, смыслов, высоких идей. Это уровень, на который нечасто поднимается реклама. Ведь затронуть категории типа: Родина, Бог, Любовь довольно сложно, к тому же у многих на этом уровне переживания попросту невербализуемы.

Упражнение на отработку навыка выстраивания рекламного сообщения по логическим уровням может быть следующим: «Вы рекламируете продукцию Московского хлебокомбината. Постройте сообщение по логическим уровням». Пример: «В Москве издавна кушали только свежий, душистый хлеб (окружение и поведение). Вкусно и сытно обедать с хорошим хлебом! (способности). Где в крепкой, дружной семье здоровые дети – там украшает стол каунасский хлеб (ценности). У доброго хозяина, у хорошей хозяйки, знающей толк в хлебе, есть отличный выбор – каунасский! (сущность). Вкус хлеба, голос матери, запах леса – это наша Родина! Московский хлеб – для вас с любовью и заботой (духовность)».

Обыкновенная сухая информация влетает потребителю в одно ухо, а вылетает в другое, не запоминаясь и не вовлекая эмоционально. Для людей не главное знать, им хочется видеть, слышать, чувствовать. Часто само наличие истории, насыщенной динамикой сюжета, яркими красками, множеством звуков отодвигает на второй план ее содержание (зачем же тогда люди смотрят «Санта-Барбару»). Пример: «Люди не нашли в Альпах золото, зато они нашли там вкусный шоколад», – гласит телевизионный клип. С точки зрения логики полная бессмыслица: откуда в Альпах шоколад? Там растет какао? Там расположены кондитерские фабрики? Однако зритель видит горные пейзажи, симпатичных персонажей, слышит веселую музыку, и от клипа остается вид Альп да слоган: «Шоколад – золото!».

Часто рекламная история эксплуатирует научный миф. Ее обычный сценарий: благодаря новому открытию ученых (показывают ученых в белых халатах, лаборатории, приборы) – суперэффективному компоненту (триклозану, хлоринолу с флюористатом, керамидам – название должно быть обязательно научным и непонятным) новый товар во много раз эффективнее всего, что было раньше (опытные эксперты подтверждают это графиками, схемами и диаграммами).

Для фиксации рекламы нужна история, где можно сопереживать герою, сжиться с ним. Герой во многом определяет успешность и достоверность рекламной истории, так как он – фигура идентификации, с ним потребитель отождествляет себя, своих близких, знакомых. Малейшая фальшь – даже в деталях, и реклама, не попадая в подсознание, задерживается сознательными фильтрами, что снижает до нуля ее эффективность. Внутренний голос зрителя говорит: «Не верю! Это не я, ко мне не имеет отношения». Вот школьный автобус везет детей в школу. Вот хозяйка вещает с кухни, по размерам и оснащению больше напоминающей центр управления космическими полетами. С пакета молока смотрит простая деревенская бабушка, проводящая целые дни в уходе за скотиной, о чем свидетельствует ее накрахмаленный кружевной воротничок, модная прическа и золотые очки. Звучит с экрана фраза студента: «Эта жевательная резинка напоминает мне классическую музыку!». Ни один нормальный студент так не скажет.

Вызывают доверие хорошо знакомые образы (Энергичная женщина – «Комет», типаж тещи и свекрови одновременно, низвергшая рафинированную тетю Асю). Либо это образы мечты, «сверх Я» (путешественник «Кэмел», настоящий мужчина, респектабельный бизнесмен, приглашающий свою даму в ресторан «Три пескаря»).

Героев и их действия в рекламных историях можно разделить в соответствии с выделенными К.-Г. Юнгом общими для мифов персонажами. В каждом мифе положено быть Герою – он должен бороться со Злом. А если Зла поблизости нет, то нужно совершать путешествие – идти за тридевять земель и сражаться. В результате битвы Герой обычно спасает Жертву. Жертва же, похищенная и притесняемая Злом (Кощеем, Черномором...), смиренно сидит и ждет спасения. В структуре мифа есть еще один персонаж – Помощник, своего рода серый кардинал (или серый волк, Конек-Горбунок), помогающий Герою в решающую минуту. Примеры использования этой технологии легко найти в известных рекламных историях. Вот водитель с мужественным обветренным лицом, говорящий о своем автомобиле: «Он никогда не подведет, в трудную минуту я надеюсь на него!». Здесь товар – Помощник. Или мыло (зубная паста) героически и победоносно поражает бактерии (кариес), спасая симпатичного малыша. Сразу находим товар в доспехах Героя, поверженное Зло и беззащитную Жертву.

Есть много примеров, когда в рекламном сообщении одновременно присутствуют две истории – одна для сознания, другая – для подсознания. Это еще более усиливает эффект косвенного внушения.

Итак, мы выделили несколько важных составляющих успешного рекламного сообщения: люди покупают решение проблем, донесенное в образной и яркой истории с достоверным рекламным героем, построенной в соответствии с юнгеанской моделью мифа.

Кроме героев и истории, огромную роль в рекламе, несомненно, играет текст сообщения. В процессе создания рекламных текстов успешно применяются формулы из практики недирективного гипноза (М. Эриксон). Грамматические конструкции, используемые для наведения транса – своего рода ключики, открывающие доступ в подсознание. Вот коротко примеры анализа нескольких рекламных текстов. «Те, кто дорог Вам, достойны лучшего. Поэтому не соглашайтесь ни на что, кроме “Орбит”». Первое предложение – банальность, которую вряд ли кто оспорит. Второе предложение соединено с первым по смыслу посредством слова «поэтому». Мы видим довольно жесткую причинно-следственную цепочку (она может быть еле уловимой, если вместо «поэтому» использовать союз «и», может быть мягче, если употребить «вероятно», «возможно»). Иногда в качестве банальности, на которую опирается второе предложение, может выступать всего одно – два слова: «Стоматологи доказали», «Установлено». Широко используется эффект неопределенности, недосказанности, либо, наоборот, прямая директивная команда: «Тампакс! Радуйся жизни». «Забудьте о перхоти, пусть Ваши волосы будут красивыми!», – здесь к директивной команде добавляется образ будущего, – «Новый шампунь Тимотэй – Вы откроете для себя всю силу природы». Применяются слова, имеющие прямой и переносный смысл: «Волосы будут выглядеть блестяще», «Заведи любимую!» (по поводу покупки автомашины). Одновременно идет сообщение для сознания и подсознания.

Подробнее эти и другие технологии рассматриваются на тренинге по подготовке рекламных работников. Его суть, помимо постижения психологических моделей и анализа талантливых образцов, еще и в активизации креативного мышления рекламиста. Этот эффект достигается посредством определенных упражнений. Например, участникам тренинга дается задание написать сценарий клипа в виде истории с узнаваемыми героями, построенный в соответствии с упомянутой моделью. Если в истории будут присутствовать элементы юмора, пародии, шутки – это только добавит заинтересованных зрителей. Кроме того, тренинг служит для решения конкретных задач участников и обмена профессиональными секретами для различных видов рекламы.

Л.Н. Хромов

 

ИСКУССТВО РЕКЛАМЫ ГЛАЗАМИ ПСИХОФИЗИОЛОГА[126][1]

 

СЕМИОТИКА ИСКУССТВА РЕКЛАМЫ

 

Работа с рекламными текстами всегда предполагала, и предполагает глубинное знание законов парного клирингового общения покупателя и рынка. В настоящее время этими проблемами в различных странах мира занимается психофизиологическая семиотика. В любой торговой фирме имеются специалисты по психолингвистике и нейрофизиологии.

Разрабатываемый психологами метод психофизиологической семиотики основан в первую очередь на известных закономерностях в области психолингвистики и нейро-лингвистического программирования личности. Именно на этих двух научных современных дисциплинах сформированы семиотические и психофизиологические предпосылки создания в недалеком будущем единых правил создания рекламного текста того или иного плана. Учет критериев и ограничений психофизиологической семиотики при рекламной деятельности, и в первую очередь при работе над исходным текстом или уже при готовой продукции, позволит выполнять всю подготовительную работу по рекламе в самые сжатые сроки, или, как говорится, «без слез и без мучений».

Известно, что в состоянии обычного гомеостаза человек действует по определенным правилам, т.е. алгоритмически, или, как говорят психологи, по гештальт-стереотипам.

Психофизиологическая семиотика является разделом психолингвистики, и ее основным предметом является изучение онтологического слоя языка человека как системы коммуникации. Этот раздел психолингвистики рассматривает наш живой язык как вполне сложившуюся историческую систему коммуникации людей друг с другом. Для нашего случая эта система «покупатель – продавец». Психофизиологическая семиотика старается вскрыть и понять взаимосвязанные психофизиологические сущностные механизмы церебрального уровня.

Особый теоретический, да и практический, интерес представляют следующие вопросы, рассматриваемые этой наукой:

· как работает творческий гений автора добротного текста произведения;

· как чувствует и понимает авторский текст читатель-покупатель;

· как отражается общая картина мира в головном мозге автора текста и потенциального покупателя;

· как реально протекают процессы восприятия, запоминания, понимания рекламы, а также и воспроизведения или порождения своей версии покупателем в стихотворном виде или прозаическом;

· в каких органических взаимосвязях находятся компоненты этих психофизиологических процессов;

· какие «языки» мозга участвуют в данных процессах обработки рекламной продукции;

· какова система алгоритмических правил умственных действий человека при восприятии рекламы, особенно в условиях эмоционального стресса;

· какова роль интонации и просодических элементов речевого потока рекламодателя, например, по радио или TV;

· как действует и координируется единый контур «эмоциональная сфера – легкие – малый круг кровообращения – сердце – голосовой аппарат диктора»;

· как в устной дикторской речи отражается эмоциональное состояние человека и актерские характерологические черты: ощущения, настроения, состояния – именно от этого зависит, западет или не западет в душу покупателя эта реклама;

· каким образом можно определить эмоциональную напряженность и тяжесть труда диктора по объективным показателям речевой деятельности.

В настоящее время развитие семиотики и психофизиологии позволяет использовать для ответов на выше поставленные вопросы новейшие сведения о сущностях механизмов работы головного мозга человека. Анализ и синтез эмоционально окрашенной речи рекламного диктора-мастера представляет собой уникальный полигон для использования этих сведений при обучении молодых менеджерских кадров. Особую роль приобретает здесь актерская имитация ситуаций эмоционального стресса, выявление допустимых перегрузок нервной системы, когда диктор находится на грани потери самоконтроля. Здесь же возникает проблема создания эталонных показателей определения скрытого неподдельного состояния тревоги, страха за свое здоровье в случаях хронических перегрузок. Зачастую мы видим и слышим, как неэффективна реклама, когда она осуществляется больным диктором. Разрабатываемый автором настоящей книги метод основан в первую очередь на известных закономерностях в области психолингвистики и НЛП. Именно на этих двух науках сформированы семиотические и психофизиологические предпосылки создания единых и безусловно щадящих правил освоения актерского драматургического текста того или иного автора рекламной продукции.

С этих позиций в первую очередь актуально, например, рассмотреть концепции генетических матричных структур головного мозга как основы «сверхпамяти» человека. Это на практике поможет более продуктивно осуществлять рекламную деятельность любого уровня.

Из доступной литературы известно, что головной мозг человека представляет собой комплекс сложнейших иерархических систем физиологических механизмов, обрабатывающих информацию, поступающую извне на основе принципа фундаментальной теории отражения и законов, открытых трудами отечественных ученых – Павловым И.П., Сеченовым И.М., Анохиным П.К. и др.

Каждый уровень мозговой иерархии синтезирует и анализирует поступающую в него информацию не просто сплошным валом, а фильтруя ее относительно имеющихся в наличии биологически значимых иконических механизмов оперативной памяти и генетичеких матричных структур гностических (понимательных) зон мозга. Все peaлизуется на основе двух основных видов кодов: дискретно-речевом и непрерывно-образном. У любого человека в арсенале интеллекта имеются в наличии стереотипные сценарии и речевого (вербального), и образного поведения. Принципиально то, что если для животных характерна только детерминистская отражательная (репродуктивная) схема восприятия и обработки поступающей информации и реализация итогового решения в поведении, то для человека – это продуктивная (активная) схема восприятия. Продуктивное восприятие человека – это система реализации перцептивных гипотез, и они создаются на симбиозе как детерминистских установок, программ умственных действий, так и установок вероятностного прогнозирования, сочетающихся с активно-продуктивной функцией коры больших полушарий головного мозга.

Деятельность головного мозга человека основана на реализации принципа наименьшего усилия и экономии биоэнергозатрат всеми физиологическими механизмами (известная закономерность Зифа). Этому также способствует и сама базисная организация биоэнергетики головного мозга, которая основана на интенсивном питании коры кислородом.

Известно также, что наш мозг может работать и как консолидированный на решение одной сверхзадачи комплекса (академик Анохин П.К. – концепция функциональной системы), и как множество локальных децентрализованных механизмов с собственными субконтурами обработки поступающей информации различной модальности (зрительной, слуховой, кинестезической, вкусовой, запаховой). Так, например, существуют люди, способные одновременно и музицировать, и писать, и читать вслух заученные стихотворения, и тут же, воспринимая на слух поток цифр, производить с ними арифметические действия (феномен Ю. Горного, В. Мессинга).

Исследования последних лет подтвердили гипотезу о том, что человек наделен от рождения вполне конкретным матричным алфавитом иконических субзнаков модуляции пространства внешнего мира. Эту концепцию архитипических знаков основал К. Юнг. Матричные структуры выходных блоков зрительного анализатора, например, предпочитают воспринимать, в первую очередь, геометрические структуры типа: крест, круг и квадрат (впервые на их иконическое значение обратил внимание в 1920 г. художник Казимир Малевич). Этот врожденный механизм позволяет нам всем осуществлять семантическую обработку наиболее биологически значимой информации молниеносно и всегда подсознательно. Механизм этот в эволюции создавался в целях биологической защиты по принципу «на выживание». На основе этого примарного алфавита иконических знаков внутри нас формируется персонифицированный внутренний мир основополагающих понятий типа: вертикаль, свет, край, граница, полет, падение, тьма, смерть, жизнь, небо, земля, покой, воля, время, пространство, круг, колесо, циркуль, квадрат, окно, движение, примирение, семья, мы, я и т.п. Все это рельефно, зримо и ярко зафиксировано в древнеегипетских арканах тарота.

Именно с помощью входных семантических фильтров (эталонов) иконической памяти зрительного анализатора и понятийных гностических зон головного мозга происходит мягкая гармоническая модуляция (рассечение, расчленение и анализ) пространства восприятия любого запечатленного на сетчатке глаза «кадра» показа внешнего мира. Этот факт говорит за то, что уже в сфере наших ощущений и подпорогового отражения и осознания картины мира, т.е. в сфере перцептивной психофизической деятельности, имеется своя, вполне регистрируемая и приемлемая для индивида знаковая система (язык) с ярко выраженной семантикой. Об этом толково в свое время писали Гик и Хэмбидж, занимаясь практикой анализа архитектурных канонов древних цивилизаций. Эти исследователи пытались реконструировать по законам модуляции пространства некоторые разрушенные памятники древней культуры, используя учение древних мудрецов «О единой динамической симметрии». Оказалось, что иконические знаки древней символики, а именно, крест, круг и квадрат, по существу являются полным исходным набором «инструментов» для гармонического деления и модуляции пространства восприятия форм объектов внешнего мира. Причем рассекающий модуль при этом может быть любой. Необъятные возможности этого инструментария нашего мозга позволяют создавать практически неограниченные ряды пространственных композиций на базе единой исходной моды (темы). Так например, Гик рекламирует в качестве универсума «динамические» прямоугольники: V2, V3, V5, V52, V1.618..., 1, 618..., (1,618) и т.д. По Гику, этот ряд у древних мудрецов, посвященных в магию чисел, считался священным. До наших современников сохранилась лишь голимая символика. Как ни странно, но и А.С. Пушкин также специально занимался изучением древних (персидских) геометрических сечений. Так например, наш великий поэт провел модуляцию арабских цифр, которую столь изящно подхватило наше почтовое ведомство в виде индексов регионов страны, которую мы теперь видим на конвертах. В своих поисках А.С. Пушкин натолкнулся на символическую триаду: крест, круг, квадрат и воплотил эту символику в гениальной онегинской строфе. Читать об этом можно у Турбина В.Н. – очень интересно и полезно.

Поразительно, что отечественный исследователь И. Цукерман в эксперименте показал наличие анизотропии сетчатки глаза, оказалось, что палочки и колбочки в сетчатке выстелены не монотонным слоем, а сгущены в центре в виде креста. Таким образом, человек, органично воспринимая вертикаль, говорит себе: «это хорошо», «это мое». Эта же «икона» отлично описана польским нейрофизиологом Ежи Конорски в его монографии «Интегративная деятельность мозга». Таким образом, все, что мы видим, или все, что нам показывают в виде рекламы, человек интуитивно оценивает через целую систему фильтров нормального человеческого восприятия, которое формировалось в эволюции миллионы лет. И все, что патологично, ненормально, мы отвергаем сразу же. Например, когда артист В. Леонтьев катается по сцене и притом орет, как зверь лесной, – то это нормальный человек не принимает!

В этой же связи необходимо отметить, что в задачу психофизиологической семиотики входит также и изучение перцептивных механизмов с целью выявления относительно конечного алфавита перцептивных знаков зрительной, слуховой и речевой модальности. Оптимальная формальная матрица, создаваемая нами для диагностики состояний потенциального покупателя, потребляющего рекламу, должна быть в первую очередь изоморфна «оригиналу» биологического навыка восприятия, реализуемого постоянно внутри нас самих. Логико-семантическое представление о деятельности человека при восприятии существенно расширяется и углубляется матричным (табличным) набором критериев и ограничений (см. таблицу), естественным нам в соответствии с принципами психофизиологической семиотики.

Учет этих критериев и ограничений при рекламной деятельности, и в первую очередь при работе над исходным текстом или собственно рекламой, позволяет выполнить всю черновую подготовительную работу в самые сжатые сроки.

Известно, что в нормальном состоянии человек действует по определенным правилам (алгоритмически). Покупатель после прочтения текста того или иного маркетингового центра должен уметь синтезировать образ своей будущей покупки. Это означает, что человек не только должен механически знать потребительские свойства товара, но и воссоздать тезаурус (словарь) рекламирующей фирмы или диктора, его манеру говорить, петь, двигаться по рекламной сцене, а также имитировать ощущения, настроения и состояния потребителя, вплоть до стресс-ситуаций. А рекламирующий товар диктор или актер на TV должен уметь воспроизводить и алгоритмы умственных действий своего рекламируемого героя. В самом общем концептуальном виде диктору или актеру рекламовещателю необходимо в первую очередь создать образ и имидж, учитывая органически заложенные в нем структуры и функции, с учетом нормативных закономерностей общения людей друг с другом.

Теперь мы можем и более подробно раскрыть содержательную часть семи критериев, изложенных в таблице.

 

Таблица 1

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 346; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!