О ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПАХ АКТЕРСКОЙ ДИКТОРСКОЙ РЕЧИ РЕКЛАМОВЕЩАТЕЛЯ



 

Известно, что в любом авторском рекламном тексте, а мы имеем в виду добротный, умный текст настоящего писателя и поэта, есть подтекст и иногда даже не один. Исторических примеров много, – здесь, например, и многоликая трактовка канонического текста теоремы Пифагора, а также многократное прочтение мифа о происхождении и сущности двадцати знаков Зодиака в версии Рамаян и в версии древнего Египта.

Лучше всего об этом говорит известный нейропсихолог, профессор МГУ А.Р. Лурия.

Герменевтика– это наука, изучающая скрытые, вторые и третьи тексты в «обычных», на первый взгляд, текстах. А.Р. Лурия в главе XIII своей посмертной книги, в разделе «Понимание смысла (подтекста)» именно раскрывает механизм герменевтического анализа текста (стр. 358). А.Р. Лурия пишет, что искусство таких больших актеров-чтецов, как Кочарян , Андронников, Журавлев, и заключается в том, что, используя (Соответствующие средства, – «звучащие» паузы, «стреляющие» фонемы, интонации, жесты, мимику и пантомимику, большие мастера доносить до зрителей и слушателей не только внешнее формальное значение сообщения, но его внутренние подтекстовые планы. Иногда мастеру удается передать и те мотивы, которые стоят за поступками автора и героев произведения. Для иллюстрации приведем ниже два примера герменевтического анализа текстов классиков нашей изящной поэзии.

 

О КРУГОВОМ ОБРАЗЕ ВРЕМЕНИ У РАЗНЫХ ПОЭТОВ КАК ВЫРАЗИТЕЛЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ПРУЖИНЫ ИЛИ МАЯТНИКА

 

Еще с древних времен в мифах и сказках разных народов мира мы можем ясно различить образ круга (кольца). В русском народном костюме, на подолах рубах, на передниках и на полотенцах вышивали круговые календари – «месяца». Древний земледельческий календарь состоял из шести лепестков и шести ростков внутри круга. Это 12 месяцев, а условные значки снаружи – важнейшие вехи годичного круга полевых работ. Например, 2 мая – «Борис-Глеб – сею хлеб», 31 мая – «Придет Федот – земля примется за свой род». Подобные месяцесловы на Руси были повсюду. Известно, что и в древних индийских памятниках олицетворением Картины Мира была модель Колеса Сенсерин-Хурде (Колесо Жизни) со многими символическими спицами. Круговым календарем является и знаменитый канонический набор знаков Зодиака.

Хронотоп, или круговое время, стало непременным художественным образом многих поэтов. Идея возвращения, или времени-веретена, проходит лейтмотивом через многие литературные памятники нашей литературы.

О круговом времени в русской поэзии необходимо сказать особо. Мифологема круга, проявляемая как сакральная, ритуальная лексика, пестрит оборотами: «шапка по кругу», «чаша по кругу». То же мы наблюдаем и в церковно-славянской лексике, – знаменитые церковные круги (круговые структуры): «Праздничный круг«, «годовой круг», «Венец», обход храма во время пасхи.

В текстах сказок мы также имеем: «Влезал-вылезал» (круговой процесс).

Интересен тот факт, что когда стихотворное творчество исторически стало персонифицировано, то отношение того или иного поэта ко времени, в первую очередь, проецируется на его внутрисущностные психофизиологические качества:

– у интравертов – проявляется маятниковая структура личности. «Круг, – это хорошо, время круговое – это хорошо. Рок, судьба, фатально предопределено и властью и временем, да и поделать-то с этим ничего нельзя, да и не надо. Время, – это хорошо, оно во мне, и мне это нужно, оно концентрирует меня»; «Мне спокойно и тихо»;

– у экстравертов – проявляется пружинная структура личности. Круг, – проклятье, это цепи, круг надо преодолеть и вырваться из того круга цепей, вспомните М.Ю. Лермонтова или Е. Баратынского – «На что вы, дни?»). Так например, М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Сон» сумел добиться максимальной образности этого плана (В. Соловьев говорит, что поэт Лермонтов – это колдун)... «В полдневный жар»... Композиционно в сон поэта вложен сон мертвеца, а в его сон в свою очередь вложен сон женщины – это знаменитый циклический хронотоп. Образ узника цепей времени налицо. Роспись лексики идет по спирали, все глаголы здесь в прошедшем времени. М.Ю. Лермонтов был большим мастером построения смысловых рядов при описании мертвецов и живых. Здесь у него смысловое движение образа налицо:

– мертвец – жар, свинец, кровь, скелет; – живой, – поэзия, цветы, разговор, бог, желтое солнце, желтый песок, черная рана, красная кровь, дым, идущий от раны. Образ времени вырисовывается из слов: полдень, жар, долина, глубокая рана, кровь по капле, солнце, пир. «Из свинца в золото» – это уже алхимический смысловой ряд.

– Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Ночь» (поэту лишь 16 лет), но уже четко даются ему круги времени. При постоянном возвращении к греческой философии мы видим у поэта одну из форм подачи «вечности».

Круг времени как благословенная благодать вечного возвращения, – это дань философии Ницше: – Андрей Белый «Вечность»; оптимизм; весны будут для нас вечно, и это благодать; мы крылаты; все хорошо (Архаическая лексика налицо: всадник, меч, щит); образ вечности – это блаженство:

– Александр Блок «Дали и дни бесследны» (здесь, даются глагольные структуры в будущем времени; существительные: косы, кони...)

– У А.С. Пушкина каждое третье слово, глагол, – это основа семантики текста.

Примечательно и то, что применяется поэтами и Космический Хронотоп типа: «Опять и опять», «и снова отлетел» (В. Брюсов). Интересна и идея движущегося смысла в тексте (А. Блок, С. Есенин).

В самом общем случае для актера, несущего рекламу, необходимо знать две закономерности:

– полный цикл обработки одного фрагмента информации в мозгу человека длится не более четверти секунды;

– русская речь напевна, и ее ход интонации идет плавными проссодическими дугами, в такт дыхания и в такт шага ноги.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 225; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!