Функции и свойства воображения



Воображение, в той или иной форме, «пронизывает» всю д-ть ч-ка. Ученые утверждают, что именно воображению мы обязаны всем, что составляет научно-технический прогресс. Поэтому так многочисленны функции воображения.

Познавательная функция заключается в том, что воображение способствует расширению и углублению знания. В качестве разновидностей познават. функции можно назвать, с одной стороны, генерализационную функцию, проявляющуюся в генерации многообразных эл-тов, ситуаций, возможностей, и, с другой, синтетическую функцию, заключающуюся в создании целостного новообразования (нового сочетания образов через их частичную трансформацию). Через создание новых образов происходят многие открытия и изобретения, поэтому воображение – непременный психологич. фактор поисковой творч.д-ти.

Функция предвосхищения (антиципирующая) – образы воображения яв-ся основой психич. состояния, направленного на то, что может или должно произойти, а также предварительной настройки в восприятии и действии. Благодаря образам воображения облегчается процесс предвосхищения рез-та обсуждаемого положения, последующего образа действия, поступка, а в речевом плане – облегчается мысленное построения фразы.

Регулирующая функция предполагает, что образы воображения приобретают побудительное значение, способствуют активности ч-ка в опред. направлении. Образы воображения, будучи связанными с потребностями, интересами и другими компонентами направленности личности, становятся одним из психологич. факторов творч. вдохновения.

Контрольно-корректирующая функция образов воображения заключается в том, что они позволяют исправлять ошибки и недочеты, а также совершенствовать методы и приемы выполняемой работы.

Функция эмоционального воздействия также может осущ-ся образами воображения. Яркие, отличающиеся чувственной живостью образы воображения влияют на эмоциональный фон

д-ти, стимулируют повыш. или пониж. настроения в ее процессе. Они могут, как сп-ть увлеченности работой, так и сдерживать трудовой или учебный процесс.

Свойства воображения.

Первичные свойства. Пространственно-временная структура воображения форм-ся самим субъектом, к-ый задаёт и внеш. её аспект, и внут.. Все х-ки объекта для субъекта изменяются произвольно. Пример: у персонажей большинства мультфильмов весьма очевидна «пульсация» пропорций и буквально «плавают» сравнительные размеры. То же - с временными х-ми. Воображаемый объект сущ-ет вне и над объективным временем, хотя носитель этого образа находится в его рамках. Качественная определённость образа воображения обусловлена только субъективно: предысторией, историей, настоящим носителя и его текущей активностью. Этот психич. продукт всегда субъективно обусловлен и не имеет объективного источника во время своего существования. Интенсивность воображения также прямо обусловлена психич. активностью своего носителя. Причём между энергетич. затратами и интенсивностью воображения сущ-ет обратное отношение: чем больше физ. траты организма, тем менее яркими яв-ся эти образы.

Вторичные свойства.Предметность - как наложение объект-для-субъекта на любой фон. Целостность всегда обеспечивается слипанием элементов, и это имеет своё название: агглютинация. Образ воображения абсолютно изменчив: без преобразования нет воображения. Виды трансформации в воображении: от акцентирования деталей до гиперболизации частей и целого. Обобщённость в воображении не имеет границ. Её особая форма - это типизация, или синтез сходных общих черт, выделенных у различных объектов. Т.е. выделение сходного у различных объектов по различным основаниям и объединение всего выделенного в рамках целого. Другая форма обобщения в воображении - схематизация, или выделение в отдельном общего и особенного («скелета»).

Особенные («третичные») свойства объединяют воображение с мышлением. Проблемность: образ воображения возникает там и тогда, где и когда есть субъективная неопределённость. Фазность воображения вариативна: от отсутствия (образ всплывает «сам по себе», как при представлении) до чёткой выраженности этапов, например, в творч. акте. Здесь всегда происходит накопление впечатлений, их переработка, безуспешные поиски подходящего (какого?) варианта, затем приходит внезапное озарение и начинается мучительный поиск внеш. формы.У ч-ка образ воображения часто оречевлён.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 652; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!