Понятие воображения. Фантазия



Воображение - это процесс построения новых образов путем переработки содержания и опыта.

В широком смысле – процесс оперирование образами.

Роль воображения:

1.Воображение – основа творчества, это движение общества вперед

2.Выводит человека за пределы существующей ситуации и напоминает ему о прошлом.

Функции воображения

1.Образное представление действительности.

2.Регуляция эмоционального состояния.

3.Регуляция поведения.

4.Формирование внутреннего плана действий.

5.Планирование и программирование действий.

Воображение связано с памятью и мышлением.

Физиологический механизм

Это сложная аналитико-синтетическая д-ть, в процессе к-ой актуализируются и перегруппируются нервн. связи в новые с-мы. Связан с подкоркой и гипатоламо-лимбической с-мой. Огромную роль в процессе воображения играет речь.

Сущность воображения – образы воображения не возникают из ничего, это всегда использование того, что уже было в опыте человека.

Этапы воображения – анализ, синтез.

Факторы, влияющие на воображение:

1.Богатство опыта.

2.Особенности нервной деятельности.

К чертам личности, связанными с воображением относятся:

1.Прозаичность – отсутствие высокой мечты, прикованность к повседневным мелочам.

2.Романтичность – богатое воображение, идеи, гипотезы, свойственна деятельным и волевым натурам.

3. Фантазерство – незаметное для себя искажение фактов, выдача желаемого за действительное.

Фантазия - поток псих. энергии или сов-ть образов и идей в бессознательном психич.,составляющие

д-ть воображения; следует отличать от мыслительного или познават. процессов вообще.

Фантазию следует понимать и причинно, и финально. Для причинного объяснения она есть такой симптом физиологич. или личного состояния, к-ый яв-ся рез-том предшествующих событий. Для финального объяснения фантазия есть символ, к-ый пытается обозначить или ухватить с помощью имеющегося материала опред. цель илинек-ую будущую линию психологич. развития. Т.к. активная фантазия составляет главный признак художественной д-ти духа, то художник есть не только изобразитель, но творец и, следовательно, воспитатель, потому что его творения имеют ценность символов, предначертывающих линии будущего развития. Фантазия толковалась Юнгом как изначально независимая от эго сознания, хотя и связанная с ним потенциально. Бессознательная фантазия яв-ся прямым рез-том действия архетипических структур (универсальные изначальные врожденные псих.структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и обнаруживаемые, как правило, в образах и мотивах сновидений). Юнг подразделял фантазии на активные и пассивные. Первые, характеризующие творч. д-ть, вызываются интуитивной установкой, направленной на восприятие бессознательных содержаний; пассивные фантазии яв-ся спонтанными и автономными проявлениями бессознательных комплексов. Юнг разработал метод активного воображения как способ ассимиляции значения фантазий. Важным в нем яв-ся необходимость не интерпретировать фантазию, а пережить ее. Как и сновидения, фантазии можно истолковывать. Фантазия, по мнению Юнга, имеет свое проявление и скрытое содержание, допускающее как редуктивную, так и синтетическую интерпретации. Фантазии не яв-ся вторичными, кодированными версиями эмоциональных или поведенческих проблем, поскольку аналитическая психология - это психология бессознательного, и бессознательное яв-ся изначальным динамическим фактором.

Виды воображения.

Воображение -это процесс построения новых образов путем переработки содержания и опыта.

В связи с особенностями и причинами возникновения различают:

1) непроизвольное

2) произволное воображение;

в связи с характерными особенностями воображаемых представлений, а также задач, которые ставятся перед произвольным воображением, различают:

3) воссоздающее,

4) творческое воображение

5) мечты человека.

Непроизвольное, или пассивное, воображение. Оно яв-ся самым простым видом воображения и состоит в возникновении и комбинировании представлений и их эл-тов в новые представления без определенного намерения со стороны ч-ка, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Часто наблюдается у детей младшего возраста. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно (персеверация), текут, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы. Непреднамеренное воображение имеет место и в состоянии бодрствования.

Произвольное, или активное, воображение. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде д-ти. Такое активное воображение развивается уже в детских играх, в которых дети берут на себя те или другие роли (летчика, машиниста поезда, доктора и т. д.). Необходимость отобразить наиболее правильно в игре выбранную роль и приводит к активной работе воображения. Дальнейшее развитие активного воображения происходит в процессе труда, особенно когда он требует самостоятельных, инициативных действий и творч. усилий: труд требует д-ти воображения, отчетливых представлений того предмета, к-ый должен быть сделан, и тех операций, к-ые при этом должны быть выполнены. Произвольное воображение, хотя и в несколько иной форме, имеет место в творч.д-ти. Здесь ч-к также ставит перед собой задачу, к-ая яв-ся исходным моментом для д-ти его воображения, но, поскольку продуктом этой д-ти яв-ся предметы того или другого искусства, воображение подчиняется требованиям, вытекающим из х-ра и особенностей данного вида искусства.

Воссоздающее воображение. Оно имеет место в тех случаях, когда ч-к по одному описанию должен представить себе предмет, к-ый никогда им раньше не воспринимался. По своей психологич. структуре воссоздающее воображение есть перевод второсигнальных раздражителей в первосигнальные образы. Воссоздающее воображение создает то, что есть, что сущ-ет, и так, как оно сущ-ет. Благодаря воссоздающему воображению ч-к может только по одному описанию представить себе и далекие страны, в к-ых он никогда не был, и давно прошедшие исторические события, и многие предметы, с к-ми он не имел случая сталкиваться в действительности. Громадный источник для воссоздающего воображения представляют произведения худ.лит-ры, позволяющие нам создавать живые конкретные образы многих важных яв-ий жизни, с к-ми мы не имели возможности познакомиться непосредственно.

Творческое воображение. Характерной особенностью этого вида воображения яв-ся создание новых образов в процессе творч.д-ти ч-ка, будет ли это искусство, наука или технич. д-ть.

Писатели, живописцы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах своего искусства, прибегают к творч. воображению. Науч. д-ть также нельзя представить себе как механическое познание тех или других яв-ий окр. мира. Научное исследование всегда связано с построением гипотез, оно немыслимо без творческого воображения.

 

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 885; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!