Культурная политика Европейского Союза



Впервые проблема объединения европейских стран публично обсуждалась на международном уровне 5 июня 1900 года в Париже, во время Конгресса политических наук, на котором было подчеркнуто, что идея Союза или Федерации европейских государств отнюдь не нова. Она возникла в те далекие времена, когда христианские народы, проживавшие на европейском континенте, вынуждены были объединяться перед угрозой нашествия мусульманских полков.

Проблема границ единой Европы с еще большей остротой возникла после первой мировой войны. В 1929 году Аристид Бриан, обращаясь к представителям 27 европейских стран, сформулировал три цели, к которым должны стремиться правительства и народы Европы:

1. разработка общеевропейской экономической стратегии;

2. развитие многоуровневого сотрудничества европейских стран;

3. борьба за мир через посредничество таких структур, как Лига Наций, и другие координационные политические объединения.

Однако этим инициативам А.Бриана не суждено было осуществиться из-за разразившегося в 30-е годы мирового экономического кризиса, способствовавшего возникновению во многих европейских странах автократических режимов.

Неизбежным следствием- Второй мировой войны стаза политика «холодной войны». Однако надежды европейцев на единую Европу с общим рынком товаров и людских ресурсов, на свободное перемещение культурных ценностей не умерли и в этот сложный период. Уже в августе 1949 года в Страсбурге прошла первая сессия Парламентской ассамблеи Европы, на которой обсуждались экономические перспективы развития и взаимодействия европейских стран в новых социокультурных условиях. В 1951 году благодаря созданию Европейского объединения угля и стали родилась так называемая «малая Европа», первое принципиально новое негосударственное объединение, имеющее общее экономическое, социальное и культурное пространство с общим рынком рабочей силы и товаров, способное гарантировать мир и стабильность в регионе. Предполагалось, что постепенно в это объединение войдут все европейские страны.

Лишь спустя четыре десятилетия идея создания единой Европы получила реальное воплощение в жизнь, 1 ноября 1993 года после подписания двенадцатью государствами Маастрихтского договора был создан Европейский Союз (ЕС). Спустя два года, I января 1995 года, благодаря вхождению в Союз Австрии, Финляндии и Швеции, он расширил свои границы до пятнадцати государств.

С 1989 года национальная культурная политика европейских стран, культурное сотрудничество и сама культурная ситуация в Европе претерпели существенные изменения, связанные с рядом основополагающих процессов и явлений. Среди них:

1. глобализация, под которой понимается универсальный характер общемировых процессов. Истоки глобализации связаны как с современным уровнем экономического развития европейских стран, так и с их стремлением к культурной идентичности, к поиску «регионального лица»;

2. значительные изменения в образе жизни, культурно - досуговой практике и культурном потреблении различных социальных слоев населения, происшедшие под влиянием научно - технической революции и внедрения в производство новых технологий;

3. изменение понятия «культурное наследие», придание этому понятию большего национального звучания;

4. опасность возрастающего влияния экономического фактора на культуру и искусство: «образ» городской и тональной среды и проблема создания новых рабочих мест, культурная дискриминация как следствие дискриминации; социокультурные истоки нетерпимости в обществе;

5. хрупкость института государственной власти и как следствие этого отсутствие стабильной основы для развития национальных культурных политик европейских стран. Причина этого явления кроется в сложной бюджетной ситуация, в которой находятся европейские страны;

6. рост числа партнеров в сфере, культурной политики на региональном, национальном и европейском уровне. Такими партнерами являются государства и крупные международные организации, города и регионы, индустрии культуры и средства массовой информации, неправительственные организации и фонды, творческие союзы и учреждения культуры.

Кроме прочего, переговоры, предшествовавшие подписанию Маастрихтского договора, проходили на фоне важных исторических перемен в странах Восточной Европы: падения Берлинской стены в ноябре 1989 года, распада СССР в декабре 1991 года и последовавшего за ним распада социалистического лагеря и, как следствие этого, окончания периода «холодной войны». Распад социалистического лагеря повлек за собой уничтожение таких прежде мощных структур, как Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и Варшавский военный пакт. Политическое, экономическое и социокультурное положение в странах Восточной Европы по-прежнему оставалось в этот период нестабильным. Однако уже с 1991 года начинаются первые переговорные контакты стран, входящих в Европейский Союз, с восточноевропейскими странами (Венгрией, Чехословакией, Польшей, а с 1993 года - Румынией и Болгарией). Переговорный процесс с государствами Прибалтики начался в декабре 1994 года и завершился в июне 1995 года. Подписанные соглашения не ограничивались только областью экономики, они предусматривали ведение двустороннего политического диалога по созданию единого рынка слуг и инвестиций, продовольственных и сельскохозяйственных товаров, действенных механизмов в решении проблем общеевропейского значения, а также по соблюдению международного права.

Сегодня большинство стран-членов Европейского Союза считает необходимым введение очередности для потенциальных кандидатов на вступление в Союз. Так, в Венгрии, Польше и Чехии развитие рыночных отношений идет более быстрыми темпами, чем в Болгарии, Румынии и Словакии, находящихся в состоянии глубокого экономического шока. Искусственное ускорение процесса принятия новых членов в Европейский Союз могло уничтожить экономику молодых демократических стран, не готовых конкурировать со старыми членами Союза.

На заседаниях Европейского Союза, состоявшихся в Копенгагене (нюнь, 1993), Корфу (июнь, 1994), Эссене (декабрь, 1994), рассматривались возможные пути дальнейшего расширения Союза. С этой целью в Эссене Страны Центральной Европы разработали документ под названием «Стратегия подготовки к членству в Союзе». Была также подготовлена так называемая «Белая книга», с помощью которой ставилась цель оказывать помощь странам, готовящимся к вступлению в Европейский Союз. Это был рекомендательный, но не обязывающий документ.

Культурная политика Европейского Союза определяется специальным параграфом Маастрихтского соглашения, а также положениями смежных с культурной сфер деятельности этой структуры - социальной, образовательной, правовой и др. Целенаправленная поддержка культуры осуществляется в рамках больших тематических программ, рассчитанных на несколько лет.

Яркий пример - программа охраны культурного наследия. Она преследует пять основных целей: распространение европейского культурного наследия, сбор сведений о способах охраны культурного наследия в европейских странах; облегчение доступа к культурному наследию: поддержка инноваций, образования и обмена групп профессионалов в этой сфере; развитие сотрудничества с соответствующими международными организациями и странами, не входящими в ЕС. Основной упор делается на международное сотрудничество и развитие информационных сетей, поддержку семинаров, конференций и программ обмена.

Некоторые страны, в первую очередь Великобритания, считают, что Союз не должен заниматься культурой настолько интенсивно, как это происходит сегодня: их сомнения на этот счет усиливаются, когда речь заходит о деньгах. Если относительно содержания и целей программ удается довольно быстро достичь взаимопонимания, то вопросы финансирования культурных программ обсуждаются долго, и мучительно.

В связи с этими трудностями некоторые члены ЕС и международные организации поднимают вопрос об отмене принципа единогласного принятия решений на совещании министров культуры и введении принципа квалифицированного большинства. Ибо ввиду грядущего увеличения числа стран-участниц право вето сделает практически невозможным осуществление Европейским Союзом культурной политики. Более всего это может затронуть интересы малых стран, последние еще не определились по данной проблеме. Не исключено, что скандинавским странам, например, придется опять объединяться уже внутри Европейского Союза.

В рамках ЕС присуждается несколько литературных премий. Цель учреждения премии - стимулировать ознакомление с литературами стран, входящих в Союз. Каждая страна имеет право представить на конкурс три оригинальных произведения и три перевода, опубликованных за последние три года.

Переводы могут быть и с языков стран, не входящих в ЕС. Конкурс двухступенчатый: сначала каждое жюри выделяет по шесть лучших произведений, из которых затем и определяется по одному победителю. Помимо отличительного знака победители получают по 20 тыс. экю. Эта премия дополняет программу поддержки переводов современной художественной литературы, которая также началась в 1990 году.

Кроме того, идея создания Европейского Союза предполагала выдвижение городов европейской культуры (или, как еще принято говорить, «культурной столицы Европы»). Проведение подобных мероприятий, связанных с широкомасштабными культурными инициативами, дает возможность его организаторам подчеркнуть национальные особенности характера, культуры, быта и традиций того или иного народа. Исходя из этой концепции, Европа мыслилась как «единое великое сообщество, масштабное, чем Европейское сообщество. Однако на практике речь идет только о западноевропейских странах, принявших активное участие в разработке новых культурных инициатив.

Главной задачей организаторов культурных мероприятий, приуроченных к выдвижению того или иного города европейской культуры, стало подчеркивание общности культурных традиций европейских народов, схожести исторического пути их развития, необходимости их сближения и культурного сотрудничества при уважении национальной культурной идентичности каждой нации и народности.

Процедура ежегодного выдвижения кандидатур на звание города европейской культуры была предложена министром культуры Греции М.Меркури еще в 1985 году. Согласно этой процедуре выбор того или иного города должен осуществляться за два года до проведения культурных мероприятий, требующих разработки их детального плана и значительных финансовых затрат. Было принято решение выдвигать кандидатуру того иди иного города, находящегося на территории европейских стран, по алфавитному принципу. В ряде случаев возможен отход от этого принципа по предварительному взаимному, соглашению сторон.

Выбор основных организаций и фондов, отвечающих за проведение и финансирование мероприятий, пророченных к празднованию города европейской культуры, остается за страной, победившей в конкурсе. Власти города, названного очередной культурной столицей Европы, отвечают за программу культурных мероприятий и их финансовое обеспечение. Определенные финансовые вливания город-победитель конкурса получает от Европейского Союза.

В 1998 году городом европейской культуры был выбран Стокгольм. В Стокгольме насчитывается самое большое число театров в Европе, около 60 музеев. Весной 1998 гола здесь был открыт Музей современного искусства и архитектуры, самый крупный из подобных музеев в Европе, созданный по проекту испанского архитектора Рафаэля Монео.

В министерстве культуры Швеции стремились использовать выбор Стокгольма в качестве города европейской культуры для расширения культурных связей Швеции с другими европейскими странами, а также дальнейшего развития процессов демократизации культуры. Основными темами культурной программы в Стокгольме стали:

- Стокгольм - центр международных культурных связей;

- город демократии;

- .город театров;

- город древних традиций;

- город богатой истории;

- город старинных обрядов и ритуалов;

- город, ориентированный на молодое поколение;

- город богатого народного творчества;

- город северного сияния;

- город-порт,

- город изобретателей

- экология города;

- световое решение городской среды;

- эстетическое решение городской среды.

В рамках богатой культурной программы проводятся мероприятия, посвященные литературе и театру для детей, дают свои спектакли зарубежные кукольные театры.

В 1995 году впервые возникла идея одновременного выдвижения на 2000 год 9 городов европейской культуры. Ими стали: Авиньон (Франция); Болонья (Италия), Прага (Чехия), Хельсинки (Финляндия). Берген (Норвегия), Брюссель (Бельгия), Рейкьявик (Исландия), Сантьяго-де-Компостела (Испания), Краков (Польша; в сотрудничестве с Нюрнбергом, Германия).

Организаторы культурных мероприятий приняли решение о закреплении за каждым из девяти вышеназванных городов определенной темы, которая должна быть раскрыта во время культурных мероприятий 2000 года. Под темой понимался «культурный автопортрет девяти европейских городов», то есть ставилась задача раскрыть их культурную специфику в прошлом настоящем и будущем.

В течение 1997 года в муниципалитетах девяти городов шли интенсивные консультации, посвященные разработке программ культурных мероприятий 2000 года. Для координации совместных действий выбран единый рабочий орган, в задачи которого входит контроль за деятельностью национальных организационных комитетов по проведению культурных программ 2000 года. Создание такого органа способствовало выработке единой стратегии действий.

Таким образом, проблемы Европейского Союза носят многоуровневый характер и далеко не исчерпываются вопросами экономики, решение которых имеет, однако, ключевое значение для состояния образования и культуры, обеспечения стабильности на европейском континенте.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 989; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!