Частное финансирование культуры стран Запада



В настоящее время в большинстве ведущих стран Запада созданы специальные организации, ставящие своей целью содействовать развитию субсидирования банками, фондами, корпорациями сферы культуры и искусства. Так, в 1967 г. в США возник Коммерческий комитет по делам искусств. Комитет не занимается непосредственно финансированием учреждений культуры или отдельных творческих работников. Его задачами являются предоставление крупным коммерческим структурам аргументированных рекомендаций по субсидированию сферы культуры, организация получения субсидий, всяческое стимулирование развития корпоративной помощи.

Аналогичная организация «Совет но бизнесу и искусству» была создана в 1974 г. в Канаде. Совет определяет размер вкладов компаний в сферу культуры. Согласно предложению Совета, канадские компания должны регулярно отчислять учреждениям искусства около 0,24% своих доходов. В 1976 г. была создана Ассоциация коммерческого финансирования искусства в Великобритании, а в 1980 г. — Ассоциация по развитию промышленного и коммерческого меценатства во Франции.

В последние годы все чаще поднимается вопрос об экономической значимости сферы культуры. Этой проблеме, в частности, был посвящен специальный раздел доклада «Государственное и частное финансирование искусства», представленного на рассмотрение парламента Великобритании. Доклад основан на результатах исследования, проводимого в течение двух лет Комитетом по образованию, науке и искусству и охватившего свыше 200 лиц и организаций, связанных с искусством.

Исследователи практически всех без исключения стран Европы, США, Канады и Японии подчеркивают важнейшую роль культуры в развитии туризма. Именно культурное наследие Великобритании ежегодно привлекает в эту страну свыше 12 млн. иностранных туристов. По данным проведенного в конце 70-х гг. опроса иностранных туристов, около 70% из них посетили Великобританию с целью ознакомления с ее культурой.

Развитие туризма, в том числе культурного, оказывает существенное воздействие на рост доходов и занятости в других сферах хозяйства. Например, проведение Эдинбургского фестиваля ежегодно приносит доход, составляющий по равным подсчетам от 4 до 28 млн. фунтов стерлингов (с учетом роста спроса на потребительские товары и услуги).

Даже в такой, казалось бы, небогатой историческим культурным наследием стране, как Канада, ясно осознали, что иностранцев в этой стране привлекают не только красоты природы, но и культурные мероприятия - фестивали, конкурсы, выставки и т. д.

Общий объем поступлений от иностранного туризма в последние годы значительно возрос. В связи с этим субсидии в сфере культуры должны рассматриваться как капиталовложения, направляемые в значительной мере и на развитие туризма.

Ряд исследователей указывает на значительную роль культуры и искусства в стимулировании экономического развития отдельных городских районов и даже целых городов. Наиболее удачным примером, с точки зрения измеряемого экономического влияния учреждений культуры и искусства, является возвращение населения в пришедшие в упадок центры в связи с резким ростом предложений культурных услуг в этих районах.

Ряд находившихся в упадке городов был преображен благодаря развитию культурной деятельности. Одним из самых ярких примеров этого является американский город Питсбург.

Предприниматели используют сферу культуры и искусства для создания благоприятной обстановки развития бизнеса не только впрямую, но и косвенным образом. К примеру, фирма «ИБМ» субсидировала выставки китайского искусства и экспонатов Дрезденской галереи, ежедневно привлекавшие около 6,5 тыс. посетителей, что хотя бы частично было связано с планами расширения рынка американских счетных машин в Китае и Германии.

Финансирование значительных культурных мероприятий, как и ставшее уже традиционным финансирование крупных спортивных состязаний, означает для бизнеса существенное расширение продажи потребительских товаров. Эта же цель - оживление торговли - породила практику развития культурных услуг в крупных торговых центрах, получивших в настоящее время значительное развитие во многих странах.

Так, французские специалисты отмечают тенденцию создания в крупных магазинах своеобразных «культурных ареалов», в которых покупателям предоставляется возможность посмотреть фильм, спектакль, шоу, выставку или же самим принять участие в танцах, спортивных мероприятиях или же попробовать свои силы в художественном творчестве.

«Культура становится товарной и может принести пользу торговле» - таков основной вывод представителей маркетинга.

В числе факторов быстрого роста субсидий на культуру и искусство, выделяемых бизнесом, безусловно, немалую роль играют налоговые льготы на эти инвестиции.

В странах Запада существует дифференциация системы налоговых льгот и по видам оказываемой поддержки (дары, коммерческое финансирование и т. д.). Правительства таких стран, как США, Канада, Италия, Франция и др., уделяют все больше внимания разработке программ поощрения через налоговые льготы частных субсидий культуре. В США государство (через Конгресс) определяет и постоянно регулирует разветвленную, многоступенчатую систему налогов, устанавливая приоритеты на вклады в культуру для частных лиц и корпораций, путем снижения процентного обложения с дохода.

Существует, однако, целый ряд факторов расширения субсидирования бизнесом сферы культуры и искусства, не связанных непосредственно с получением дополнительных доходов. Механизм поступления основной части средств бизнеса в различные сферы некоммерческой художественной практики определяется специфическим сочетанием благотворительности и выгоды: чем больше общественный интерес к тому или иному художественному предприятию, тем выгоднее благотворительность (даже при достаточно высоких налоговых, ставках) для определенного круга вкладчиков, т. к. она создает им необходимую общественную репутацию, что играет немаловажную роль в их собственном бизнесе (это и один из видов рекламы).

В условиях оперного бума, захватившего практически все американское общество, деловая Америка пытается активно использовать престиж оперы в своих целях. Наиболее наглядно это выражается в одноразовом финансировании мероприятий двух типов: роскошных оперных балов и концертов вокалистов-суперзвезд. Именно эти события в опере привлекают сейчас самое широкое общественное внимание, а балы постепенно становятся не просто богатыми развлечениями, но насыщаются актуальным содержанием, связанным с важнейшими политическими событиями в стране и ее регионах.

Финансирование бизнесом сферы культуры и искусства происходит в различных формах. Основные из них: патронаж корпораций, индивидуальные пожертвования и деловое (коммерческое) финансирование. В первых двух случаях финансирование происходит в виде частных даров без непосредственного расчета па получение взамен прямых или косвенных выгод. При деловом финансировании средства выделяются только при условии получения от субсидируемых учреждений каких-либо определенных услуг, связанных обычно с рекламой, маркетингом и т. д. Данный вид субсидирования отражает чисто коммерческие отношения между бизнесом и сферой культуры, не учитывая косвенные виды помощи (предоставление помещений для учреждений культуры, оборудование и т. д.).

Исследователи подчеркивают, что в целом промышленные фирмы в большей степени и в большем объеме - по сравнению с непромышленными компаниями (страховыми, торговыми, транспортными компаниями, коммерческими банками и т. д.) - участвуют в субсидировании сферы культуры и искусства.

Отмечается также целый ряд положительных моментов, связанных с участием частного сектора в финансировании искусства. Он обладает определенными преимуществами перед государственными учреждениями:

- быстрее отзывается на действительные нужды и потребности населения;

- более оперативно реагирует на происходящие в обществе изменения;

- ему в меньшей степени присущ догматизм.

Финансовая и организационная помощь частного сектора не распространяется на те творческие организации, которые перестали отражать реальные интересы общества и не пользуются популярностью у публики.

Ряд исследователей констатирует, что на выбор сферы субсидирования влияет природа бизнеса (сфера деятельности компаний). Эта тенденция особенно отчетливо прослеживается на примере субсидирования научных исследований и образования. В свою очередь, будучи одним из оперативных источников финансирования исследовательских работ, фонды имеют возможность заказывать темы финансируемым ими отдельным научным и учебным заведениям и их группам, а также контролировать конечный результат исследований.

Еще недавно помещение денег в произведения искусства считалось безусловно целесообразным. Специалистами было зафиксировано, что некоторые картины, мебель, произведения декоративного искусства с течением времени значительно подняли свою художественную репутацию, а вместе с тем и стоимость.

Многочисленные общества, инвестирующие капиталы в изобразительное искусство, соответственно их ориентации можно поделить на три группы:

1. Объединения, рассматривающие покупку произведений искусства как способ выгодного помещения части состояния;

2. Общества, стремящиеся заработать капитал путем продажи и перепродажи художественных ценностей;

3. Общества, создавшие специальные фонды инвестиций в искусство.

Среди организаций, получающих прибыль от покупки и перепродажи художественных произведений, — общество «Артемис», основанное Брюссельским банком Ламбср в конце 60-х гг. Его деятельность заключается в приобретении произведений музейного качества и перепродажа их музеям.

К группе обществ, создавших фонды капиталовложений в произведения искусства, принадлежит французское общество Инвестар». Официальная цель его деятельности определялась как участие в охране французского художественного наследия посредством приобретения произведений современных французских художников или мастеров, принадлежащих к парижской школе. Особенность политики этого общества составляло вето на перепродажу купленных произведений, входивших в коллекцию «Инвестара», в течение 5 лет.

Эти примеры показывают неоднозначность альянса финансистов с искусством.

Специалисты разных стран и разных профессий, занимающиеся вопросами финансирования сферы культуры, единодушно пришли к выводу, что быстрый рост субсидий корпораций связан с развитием коммерческого финансирования. Другими словами, бизнес находит возможности выгодного помещения капитала в этой области. Предприниматели при этом традиционно исходят из соображений оптимизации развития производства, или по крайней мере, повышения организационной эффективности, а не из чувства социальной ответственности.

Несмотря на значительность выделяемых частным секторам средств, их недостаточно для созда­ния прочной финансовой базы профессиональных некоммерческих творческих учреждений. Кроме того, эти источники не являются стабильными. Финансовая поддержка часто носит случайный характер и в любой момент может прекратиться. Так, к примеру, несмотря на увеличение частных пожертвований на нужды искусства в США, нестабильность этого источника финансирования и быстрый рост расходов привели к возникновению у многих некоммерческих учреждений культуры значительного финансового дефицита.

Нехватка средств и неуверенность в завтрашнем дне сказываются на художественном уровне театральных постановок. Театры не рискуют ставить пьесы авторов, отдавая предпочтение пользующимся успехом развлекательным постановкам. Возрастает количество спектаклей с небольшим числом действующих лиц, что увеличивает безработицу среди актеров, и без того достигшую огромных размеров.

Специалисты во всех областях культуры и экономики единодушно призывают стремиться к возможно большему количеству разнообразных источников финансирования, как общественных, так и частных (индивидуальные средства, средства корпораций, пожертвования и т. д.). Общественные фонды должны направляться на цели культурной политики, основывающейся на принципах культурного плюрализма, культурной демократии, восстановления географического и социального баланса в развитии различных регионов, а также для поддержания экспериментов в области культуры, для сохранения национального наследия и т. д. Деятельность по вложению общественных средств в культуру должна находиться под широким контролем экспертов.

Следует выделить четыре модели сотрудничества между правительством и частным сектором в финансовой поддержке культуры:

§ правительство как лидер;

§ частный сектор как лидер;

§ естественное разделение труда;

§ партнерство.

Модель первая - «правительство как лидер» - не имеет, по мнению специалистов, много шансов, так как, во-первых, большинство корпораций очень амбициозны в культурном отношении, так как хотят играть главную роль. Во-вторых, правительственные решения по бюрократическим причинам не всегда достаточно компетентны и профессиональны.

Вторая модель - «частный сектор как лидер», принятая в Великобритании и Франции, - также неудовлетворительна, так как корпорации будут вкладывать деньги лишь в престижные учреждения, мероприятия, имена и памятники, расположенные в столицах.

Наиболее оптимально и желанно, считают специалисты, одновременное сосуществование двух последних моделей сотрудничества правительства с частным сектором: «партнерство» и «естественное разделение».

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 650; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!