Школа как центр социального воспитания на Западе



Как уже было сказано выше, в большинстве стран Запада цензом социального (общинного) воспитания становится школа. И это, по всей вероятности, правильно, т к школьный период совпадает с периодом социального становления и созревания молодого человека. Это, с одной стороны, с другой, - в передовых странах школа способна координировать деятельность и других социокультурных учреждений, расположенных в зоне се действия, и распространять свое влияние на все слои населения. Особенно велика роль школы на периферии.

Правительственный документ «Америка 2000. стратегия образования» (1991 г.) предусматривает использовать школу как «центр, способный перестраивать развитие цивилизованного общества».

Н Японии в расходной части государственного бюджета вместо статьи «Школа» с 1978 гвведена статья «Школа, культура, спорт», предусматривающая затраты не только на школьные заведения, но и учреждения внешкольного образования и воспитания (библиотеки, музеи, центры досуга, спортивные сооружения и т.п.). Это позволяет японской школе стать центром повседневной жизни учащихся.

Политика «общинного воспитания» (США) предусматривает два основных подхода:

1. школа выступает поставщиком педагогических идей и услуг (увеличивается время пребывания детей в учебных заведениях - они остаются там и после учебных занятий; проводится педагогическое консультирование; организуются виды досуговой деятельности и т.п.);

2. школа становится координирующим центром усилий общественных и государственных учреждений округи по воспитанию школьников, что позволяет создать некую местную «педагогическую экологическую среду». К внешкольной воспитательной и образовательной работе подключаются местные библиотеки, музеи, университеты, предлагающие школьникам разнообразные образовательные программы. Члены ассоциации «Добровольцы в помощь школе» (США), насчитывающей более одного миллиона человек, работают в качестве руководителей детских кружков, репетиторов, помощников учителей и т. п.

Но, как уже говорилось, воспитательное воздействие школы распространяется не только на учащуюся молодежь, но и на другие слои населения, которые являются свидетелями и участниками (а то и организаторами) многих социокультурных мероприятий, проводимых как самой школой, так и совместно с другими учреждениями муниципалитета

Тесно сопряжена со школьной педагогикой внешкольная воспитательная и культурно-досуговая работа с детьми и подростками. Так,в США в рамках внешкольного воспитания создаются центры детскоготворчества, «академии юниоров», летние детские лагеря. Во Франции - школьные кооперативы, культурно-воспитательные центры («воспитательные города»). В Швеции - «дома свободного времени». В Германии - досугово-образовательные центры.

Этосвидетельствует о наличии хороших условий для проведения как воспитательной, так и культурно-досуговой работы среди подрастающего поколения

Добровольные объединения детей и молодежи и их роль в социальном воспитании

Важную роль в социальном воспитании подрастающего поколения на Западе играют различного рода неформальные добровольные объединения, организуемые как в учебных заведениях, так и за их пределами.

Прежде всего, речь идет о скаутском движении.

Возникшее в конце XIX - начале XX вв. в Великобритании, скаутское движение распространилось по всему миру. Оно объединяет молодежь от 8 до 18 лет и делится, в основном, на два направления бойскаутов (мальчики) и герлскаутов (девочки).

Школы скаутского воспитания прошли миллионы граждан западного мира. Основной задачей скаутских организаций является воспитание молодого человека во имя общего блага, привитие ему качеств лидера и умения ориентироваться в окружающей среде, находить выход из сложных жизненных ситуаций. Скаутское движение, объединяющее сегодня несколько десятков миллионов человек, переживает, по всей вероятности, не самые лучшие времена. Наблюдается некоторое снижение интереса молодежи к скаутским организациям Связано это, по всей вероятности, с нежеланием определенной части современной западной молодежи сковывать себя жесткими правилами жизни скаутских объединений. В последние годы наблюдается тенденция к упрощению некоторых сторон жизни скаутов. Так, например, появляются смешанные скаутские отряды.

Медленно идет возрождение скаутского движения и в России. Связано это с рядом причин идеологического, экономического и социально-психологического порядка. Основной причиной следу считать трудности переходного периода российской действительности. По всей вероятности, российское общество еще не готово к внедрению форм и методов, требующих значительных материальных финансовых затрат (необходимо обучение организаторов скаутских отрядов, требуется определенное лагерное оборудование, форма, средства на питание и т.д.). Имеет значение и позиция родителей, недоверчиво относящихся к такому нововведению, каким для нас является современное скаутское движение.

Особой популярностью у молодежи на Западе пользуются добровольные объединения по интересам, в том числе, волонтерской направленности. Эти объединения организуются, как правило, в школьных и высших учебных заведениях.

Школьные кооперативы во Франции (в них участвует пятая часть учащихся общеобразовательных школ) не только созданы клубы по интересам, организуют посещения музеев, театров, но и являются хорошей школой общественного воспитания. Кооператив действуют на началах самоуправления. Юные кооператоры знакомятся с процедурой выборов в органы власти различного уровня, принимают участие в дискуссиях.

Интересен опыт клубных объединений университетов США проанализированный молодой исследовательницей Ж.Г. Атаянц. Именно клубные объединения в силу ряда причин (сообщество сверстников, объединение по интересам) создают наиболее благоприятную среду социализации студентов, общении, проявлении творческой активностии. тем самым, способствуют «мягкому» вхождению молодого человека в социум - как вузовский, так и макросоциум.

В среднем, американский университет насчитывает, примерно, 225 студенческих объединений.На федеральном уровне внеаудиторная деятельность американских студентов координируется такими общенациональными организациями, как Совет по продвижению стандартов в высшем образовании США и Национальная ассоциация студенческой деятельности.

По направлению деятельности студенческие объединения можно классифицировать следующим образом:

o академические;

o религиозные;

o национально-культурные;

o политические;

o средства массовой информации;

o группы по социальным интересам;

o объединения социальной направленности;

o спортивные и рекреационные; клубы искусств и др.

Особое внимание в университетах США уделяется волонтерской, или добровольческой, деятельности студенческих клубов. На общенациональном уровне волонтерская деятельность рассматривается как один из реальных путей нравственного развития молодежи, воспитания гуманизма. На университетском уровне волонтерская деятельность определяется как ценностно-значимая и жизнеспособная альтернатива другим видам внеаудиторной деятельности студентов.

В процессе волонтерской деятельности осуществляется практическое сотрудничество университета и местной общины в решении социальных проблем. Выделяются несколько видов данного партнерства: университет - американский Красный Крест; университет - образовательные агентства общины; университет - средняя школа; университет - агентства общины, решающие проблемы специфических групп населения, университет - общины других районов.

В качестве основных направлений волонтерской деятельности выделяются следующие: сбор пожертвований; обслуживание реабилитационных центров, больниц, домов для бедных, для престарелых; наставничество в местных школах, обучение английскомуязыкуэмигрантов; уборка прилегающих к университету городских микрорайонов; помощь фермерам; ликвидация неграмотности; помощь трудным подросткам.

По мнению Ж.Г. Атаянц, волонтерскую деятельность следует рассматривать как высший уровень включения студентов в процесс социализации. В отличие от других клубных объединений волонтерские объединения решают не только проблемы досуга студенческой молодежи, но ряд других проблем, как самого студенчества, так и общества в целом. Это один из тех случаев, когда собственно социальная работа сливается с культурно-досуговой деятельностью и социальным воспитанием.

Молодежные формы досуга

Картина социального и социокультурного воспитания была бы неполной без рассмотрения проблемы культурного досуга молодежи за рубежом.

Обратимся здесь к опыту Франции, одной из типичных передовых стран западного мира.

Как показывают исследования культурных запросов, проведенные в этой стране, молодежь от 12 до 25 лет объединяют общие увлечения и взгляды, которые резко отличают ее от старшего поколения. Существует так называемая «молодежная культура», которая не ограничивается потреблением культурных товаров и услуг. Потребности молодых проявляются в особом отношении к культурно-художественному предложению. Молодые любят кино и рок, слушают одни и те же молодежные радиостанции, все больше увлекаются видеоиграми, проявляют заметный интерес к театру и национальному наследию, к классической музыке и танцу(балету). Для молодежи характерна общая потребность в досуге вне дома, в том числе культурном. Уровень активности молодежи намного выше уровня взрослых. Расхождения со взрослыми иногда настолько отчетливы, что некоторые виды культурных посещений представляются только сугубо молодежными; кино, дискотека или выступление рок-группы. Тяга молодых к внедомашнему отдыху и вообще к коллективному времяпрепровождению наглядно отражается в их ответах на вопрос о культурно-досуговых расходах, на это уходит большая часть средств, с явным предпочтением кинематографа.

Анализ участия молодежи в различных видах культурных посещений позволяет распределить их на три группы.

Первая включает посещения, практикуемые молодежью в массовом порядке кино, ярмарочные представления, дискотеки, парки отдыха и развлечений, соревнования и, в меньшей степени, рок-концерты. При этом частота посещений мероприятий такого уровня достаточно высока, не менее одного раза в месяц ходят в кино 21% молодых кинозрителей, не менее трех раз вгод идут на концерт рок-музыки 34% молодых посетителей таких концертов, 33% молодых людей, посещающих дискотеки, делают это, по крайней мере, десять раз в год.

Вторая группа, наоборот, объединяет малораспространенные виды посещений, концерты классической и джазовой музыки, танцевальные (балетные) и оперные спектакли.

Третья группа, которую можно назвать промежуточной, включает посещения менее чем одним представителем молодежи из трех театр, музеи и памятники.

Разумеется, интерес к тем или иным видам культурных занятий зависит в определенной степени от различных критериев (возраста, пола, места проживания - город или село и т.п.). Так, например, посещаемость танцевальных спектаклей, как классических, так и современных, среди девушек в два раза выше, чем среди юношей. Среди посетителей джазовых концертов большинство составляют мужчины.

Существуют три основных категории причин, препятствующих практике посещения тех или иных культурных мероприятий: слишком высокая цена, недостаточное предложение (в количестве или качестве) и отсутствие информации.

Но, конечно, не только эти причины препятствуют приобщению молодежи к культуре. Мы выделили бы, прежде всего, неразвитость культурных запросов определенной части молодых французов. Так, например, 15% из них никуда не ходят, кроме кино, и не хотят никуда ходить, 51% представителей этой группы заявляют, что их не привлекают даже рок-концерты, они любят спорт, видеоигры, телевизор, посещают места культурного отдыха, например, парки отдыха и развлечений.

Можно сказать, что приобщение молодых французов к высокой культуре и высокому искусству - одна из нерешенных проблем. Чтение серьезной литературы, в том числе и художественной, выходит за рамки досуговых предпочтений большей части молодежи. Такая же тенденция начинает проявляться и в России, считавшейся еще совсем недавно одной из самых «читающих» стран мира. Молодые любители художественной литературы Франции встречаются в литературных и философских салонах. Читатели-энтузиасты основательно готовятся к заранее назначенной теме разговора, запасаются стопкой книг, поля которых испещрены пометками.

Подобную цель преследуют завсегдатаи и других салонов, например, посетители философского салона Марка Сотз.

Философские кафе, литературные салоны, кружки поэзии, беседы о политике, ужины любителей истории - отнюдь не привилегия французской столицы. Они нашли своих приверженцев и в других городах - Дижоне, Ницце, Страсбурге.

Клубно-салонная мода Франции провозгласила новое отноше­ние к культуре. Сегодня человек хочет быть актером, творцом, а не простым зрителем и потребителем культуры.

Разумеется, клубно-салонные формы досуга охватывают элитарную часть молодежи, тем более, что эти салоны организуются по инициативе самих молодых людей. Но без внимания государства не оставлено и большинство молодых французов. Начиная с 1960 г. в стране получили распространение Дома молодежи и культуры, где молодые люди ориентируются на занятия в клубах по интересам, различные виды культуры и искусства. К концу 70-х гг. во Франции насчитывалось более 2 тыс. клубов по интересам и более 1 тыс. Домов молодежи и культуры. Популярны среди молодых французов и гак называемые Центры каникул и досуга, обеспечивающие полноценный отдых и воспитание учащихся в их свободное время.

Заслуживает внимания инициатива французских властей по созданию новых рабочих мест для молодежи в сфере культуры. В «законе Обри» (по имени главного разработчика), принятом в октябре 1997 г. подчеркивается, что развитие культурно-досутовой деятельности населения регионов требует привлечения в эти области квалифицированных специалистов - аниматоров (своеобразных посредников между учреждениями культуры и их потенциальной аудиторией). В законе указываются 5 приоритетных направлений по созданию новых рабочих мест: посредническая деятельность, художественно-творческая в ранге любительства, страхование в сфере культуры, пропаганда национально-культурных достижений и развитие новых технологий информационных систем.

В марте 1998 г Министерство культуры и средств массовой информации Франции подписало соглашение с Федерацией экомузеев и государственных музеев о создании в течение последующих 3-х лет 150 рабочих мест для молодых специалистов, которые должны были работать по линии связей с общественностью и заниматься развитием новых технологий информационных систем. «Закон Обри» определил и программу создания новых рабочих мест для молодежи в области библиотечного дела и пропаганды книги и чтения. Речь идет об обслуживании передвижных библиотек (так называемых «уличных библиотек» - функционируют с 1992 г.) в местах скопления людей (в парках и других зонах отдыха на природе). Молодые библиотекари выступают здесь в качестве посредников между потенциальными читателями и книжной продукцией. Впоследствии термин «книжный посредник» закрепился в употреблении, превратившись в должность.

Инициатива Министерства культуры Франции направлена на решение двух взаимосвязанных задач: социальной - смягчение проблемы безработицы среди молодых людей и культурологической - подготовкакадров, способных решать сложные социокультурные задачи.

Свидетельством непрерывного поиска в досуговой среде является появление в ряде западных стран (Швейцария, Германия, Франция) новой профессии - социокультурный аниматор. Одно из значений этой профессии заключается в придании досугово-рекреационной деятельности культурно-педагогической направленности. Досуграссматривается не только как средство развлечения и релаксации, но икак средство духовного и физического развития. Ярким примером социокультурного аниматорства является деятельность ряда независимых французских театров, в том числе, уличных, которые не ограничиваются традиционным показом спектаклей, а переходят к новым формам работы со зрителем. Вокруг содержания будущего спектакля (или после его показа) организуется серия культурно-просветительских мероприятий (беседы, обсуждения, выставки и т.п.), что несколько напоминает недавний опыт работы советских учрежде­ний культуры. Нередки случаи, когда местные жители, артисты любительских коллективов, становятся соавторами пьес (сценариев) театральных представлений документального характера. Население города привлекается к репетициям, участию в массовых сценах. Желающие могутпознакомиться с театральной техникой и т.п. Все этодает возможность не только лучше подготовиться к восприятию содержания пьесы, но и почувствовать себя одним из создателей спектакля.

Открытое взаимодействие театра с публикой дает, как правило, положительный художественно-эстетический, а самое главное - социальный эффект.

Отмечая позитивность зарубежного опыта в сфере досуга и воспитания, следует отметить, что молодежные проблемы в целом и организация досуга молодых людей в частности далеки от своего решения.

Причины кроются не столько в недостатке мастерства социокультурных работников и недостаточной разработанности соответствующих технологий, сколько в несовершенстве нравственно-психологических устоев жизни западного общества. Речь идет, прежде всего, о нравственной стороне проблемы - одной из основ социокультурной работы.

Коммерциализация сферы культуры, стремление получить максимальную прибыль приводит к однобокости зарубежного досуга - развлекательному уклону. Вред досуговой и воспитательной сферам приносит, бытующий на Западе, принцип «двойного стандарта» в оценке социополитических, экономических и культурных явлений. Действие этого принципа можно считать главной причиной проникновения негативных явлений и в сферу досуга, и в сферу социального воспитания. Распространители «культурных» услуг часто действуют исходя не изобщественной пользы «товара», а в зависимости от личной выгоды, получаемой в процессе его реализации.

Выход здесь один - нравственное совершенствование и самосовершенствование западного общества.

Политика передовых стран Запада направлена на то, чтобы сделать для каждого гражданина доступными пользование ценностями культуры, а также участие в различных ви­дах социально-творческой деятельности. По существу, социально-культурная работа охватывает все слои зарубежного общества, предоставляя каждому из его членов необходимый для нормальной жизнедеятельности минимум благ, в том числе и в сфере культуры.

Давая в целом высокую оценку деятельности зарубежных социокультурных учреждений и организаций, необходимо отмстить и ее нерешенные проблемы Особенно это видно, если в качестве критериев ее эффективности взять социальные показатели (непрекращающийся рост преступности, распространение наркомании и других общественных пороков, дороговизна многих видов культурной деятельности - от посещения кинотеатров и дискотек до гастролей эстрадных знаменитостей и т.п.). Невысок и уровень культуры значительной части молодежи. Молодежная проблема остается одной из самых трудных для всех без исключения стран Запада. Для своего решения она требует социально-экономических и комплекса социально-культурных мер - от решения проблем образования, устройства на работу до развития индустрии досуга и вовлечения молодежи в спортивные секции, объединения по интересам, волонтерскую деятельность, приобщения молодежи к высоким ценностям культуры. Здесь есть над чем поработать, как зарубежным, так и отечественным организаторам социально-культурной сферы

 

Раздел IV.Теоретические аспекты организации


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 753; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!