Этнокультурная специфика США и тенденции развития региональной культуры



Климатические условия, географическое местоположение той или иной страны, религиозные и этнонациональные традиции и обычаи обусловливают специфику свободного времяпрепровождения различных народов. И если в соответствии со сложившимися этническими стереотипами представить себе досуг среднестатистического француза или японца сравнительно легко, то гораздо сложнее охарактеризовать досуг и рекреацию американца - слишком различны психолого-поведенческие стереотипы, способы общения, религиозные и этнические традиции народов, составляющих население США.

На первый взгляд, американец живет в обществе массового производства-потребления, и американская массовая культура - это, прежде всего, культура стандартных массовых ценностей и массового производства предметов стандартного массового досуга

Массовая культура - прямое порождение другого феномена - так называемой теории «американской исключительности», которая распространяется на все сферы жизнедеятельности американцев. Идея об исключительности стала зарождаться с открытия Америки: само название Новый Свет (антитеза Старому Свету) стало символом для предприимчивых, но незнатных людей и гонимых из Европы протестантов, видевших свое переселение как исход израильтян из Египта.

Таким образом, особенность исторического развития США предопределила специфику американской культуры, впервые давшей личности свободу и независимость от основных регулятивных принципов (Священного Писания или общеобязательной идеологии). На практике это означало независимость от авторитетов, опору на собственные суждения, чувство личной ответственности. Другими словами, в недрах американской культуры формировался индивидуализм, понимаемый как уникальность личности и высшая ценность интересов отдельного человека. Черты разнообразия, допустимые в рамках американской культуры, ограничивались правовыми нормами и внутренними нравственными принципами.

Миф об Америке как стране исключительных возможностей не одно десятилетие поддерживался политиками и средствами массовой информации. В предвыборной речи президент Е.Клинтон назвал США конца XX века «страной осуществленной мечты», «государством, где самый производительный труд породил наиболее развитый и рациональный досуг». Безусловно, эти высказывания носят, прежде всего, политический характер и отражают американские стереотипы «мы лучше всех умеем отдыхать», «у нас лучшая в мире индустрия досуга». Тем не менее, за ними стоит констатация принципиально важных социальных явлений Америки 90-х годов: увеличение доли свободного времени в общем бюджете времени, постоянное улучшение качества организации сферы отдыха и досуга, укрупнение межотраслевых рекреационных комплексов. Таким образом, отдых и досуг для современных американцев — отнюдь не роскошь, а, скорее, жизненный принцип (так, по данным японского Центра развития досуга за 1995 год 20,8% американцев отдают предпочтение досугу, и еще 43,7% считают, что работа и досуг одинаково важны).


Отдых, интересы и развлечения американцев определяются в основном относительно высоким уровнем жизни, местом проживания, традициями национальных общин. Городские жители крупных мегаполисов и пригородов имеют в своем распоряжении многочисленные театры, музеи, картинные галереи, библиотеки, симфонические оркестры, множество кинотеатров, дискотек, клубов, оздоровительных и спортивных центров. Сегодня практически во всех крупных городах США сложились многочисленные общины по этническому и расовому признаку со своей субкультурой, школами, магазинами, клубами Многочисленными массовыми национальными увлечениями американцев являются туризм, парусный и водно-моторный спорт, охота, рыбная ловля, наблюдения за флорой и фауной.

В сельской местности живет 1/4 граждан США, считающих именно себя воплощением «настоящего американского духа». Сельским жителям присуща любовь к природе, увлечение садоводством, склонность к ремеслам и приверженность национальным культурным традициям. Весь Средний Запад, запад и юг Америки проникнуты так называемой «сельской культурой», для которой характерен интерес к музыке в стиле «кантри», увлечение ковбойскими фильмами, что находит отражение порой даже в стиле одежды.

Тем не менее, не все так однозначно в культурной жизни Америки конца XX века. По-прежнему массовая культура и телекультура составляют центр культурной жизни страны и детерминируют тенденции коммерциализации, приватизации досуга и, к сожалению, как отмечают некоторые специалисты, деинтеллектуализации общества: за последнее десятилетие понятие культуры, которое раньше распространялось на серьезную литературу и искусство, значительно сузилось, и к культурной элите США стали причислять кумиров масс - А.Шварценеггера, С.Сталлоне, Мадонну. Популярная американская культура, ориентированная на молодых, пронизана секс-символами, а не любовью. Индустрия развлечений, выпускающая на поток фильмы и музыку, предлагает чаще всего грубый чувственный мир (книга Мадонны, видеоклипы, рок-музыка). Однако на рубеже XXI века американские социологи отмечают зарождение новых тенденций в обществе, которые, вполне вероятно, могут уже в ближайшем будущем изменить социокультурную ситуацию в стране.

Источник этих изменений социологи видят в назревающем конфликте двух поколений: поколения бума рождаемости - «бэби-бумерс» (те, кому сейчас за 40) и поколения спада рождаемости - «бэби-бастерс» (те, кому сейчас за 20). Старшее поколение появилось в пору расцвета благосостояния среднего класса. Молодое поколение в большинстве случаев выросло в неполных семьях (и это является причиной того, что они достаточно ответственно относятся к созданию собственной семьи и своему здоровью). Главное, что отличает современную американскую молодежь конца 90-х - прагматичность, неидеологичность, техническая подготовленность и активность в действиях, выражающаяся в различных стилях поведения, часто противоположных.

Так, стиль «яппи» отличает деловитость, устремленность к материальному благополучию и карьере. Если 20 лет назад американцы, мечтавшие переделать общество, стремились попасть в правительство, то сегодняшние честолюбивые американцы создают свои собственные организации и руководствуются лозунгом «Не говори, а просто делай», целеустремленно ищут пути реализации своих проектов: создают новые фонды.

Другой стиль - «грандж» («грязный»), являясь по преимуществу стилем белой молодежи, внешне напоминает безобидных хиппи, однако по сути своей является выражением культуры киберпанков. Суть новой контркультуры - страстное увлечение новейшей техникой, сочетающееся с презрением к традиционному ее использованию, и реальным героем ее выступает студент университета, который в 1988 году парализовал компьютерным вирусом сеть Интернет.

Характерной чертой молодого поколения является его пестрый национальный состав: среди них большой процент не только афроамериканцев, но и натурализованных американцев - выходцев из Азии и стран Латинской Америки.

В 60-80-е годы увеличился поток иммигрантов из стран «третьего мира», Восточной Европы, резко возрос состав испаноязычного населения страны и т.д.

Новых иммигрантов побудило двинуться в Америку то же, что и их предшественников, а именно: желание избежать нищеты, преследований, мечта жить, в свободном обществе. Этот свежий прилив иммигрантов доказывает, что остаются привлекательными те американские ценности и идеалы, которые были заложены при основании государства.

Артур Шлезйнг, автор книги «Разъединение Америки», утверждает: Соединенные Штаты избежали разъединения многонационального общества, создав совершенно новую национальную самобытность. Целью Америки было не сохранение старых культур, а рождение новой американской культуры. Явление, когда люди разных национальностей, говорящие на разных языках, разных вероисповеданий, живут в одном государстве, довольно распространено, а этнические и расовые конфликты - одно из самых болезненных явлений нашего времени. Советский Союз, Югославия. Эфиопия пережили этнический кризис. И даже такие цивилизованные страны, как Великобритания, Франция, Бельгия и Испания сталкиваются сейчас с напряженностью в этнических отношениях. По словам М.Тэтчер, «ни одной другой стране (кроме США) не удалось столь успешно соединить людей разных рас и национальностей в одной культуре». Именно здесь представители разных рас и народов - англичане, шведы, немцы, французы, датчане - сплавились в новую расу людей - американцев.

В то же время новая американская нация строилась во многом по английской модели, заимствовав язык, идеи, идеалы, общественные институты. Плавильный котел вместил в основном лишь белых эмигрантов, оставив в стороне черных, желтых, коричневых американцев. Но в XX веке благодаря новым иммиграционным и другим законам американское общество, американская культура приняли в себя не белые группы населения, выходцев не европейского происхождения. Большая часть американских национальных меньшинств XXI века считают себя, прежде всего американцами, а возрастающее многообразие американского населения делает первоочередным вопрос об объединяющих нацию идеалах и общей культуре.

Становление и развитие индустрии досуга в США

Движение за организацию досуга в США насчитывает свыше 150 лет и берет свое начало из движения помощи бедным - так называемые общественные клубы первоначально устраивались на заброшенных площадках, позднее они стали центрами воспитания и досуга и обеспечили деятельность по организации свободного времени.

Постепенное повышение на протяжении этого времени уровня жизни американских рабочих способствовало увеличению покупательной способности, увеличению количества свободного времени и возвышению потребностей и досуговых интересов. Традиционные формы организации досуга стали дополняться новыми социально-культурными учреждениями: в конце XIX века появились коммерческие аттракционы и разнообразные формы игрового оборудования, чрезвычайно популярным видом развлечений стаи цирк (передвижные цирки-шапито демонстрировали свои представления в больших и малых городах различных штатов страны). Последнее десятилетие XIX века стало известно как «век колеса», поскольку увлечение велосипедным спортом охватило представителей практически всех слоев общества.

В это же время активно развивались муниципальные парки - 14 американских городов создали условия для руководства общественным досугом. В парках создавались отдельные площадки, спортивные залы, клубы драматического и танцевального искусства. Организовывались уже не просто мероприятия, а целые развлекательные программы. Концепция «парки для народа» приобрела общенациональный характер, в результате чего каждый муниципалитет стал организовывать общественные программы досуга. Таким образом, американцы получили реальную возможность реализовывать свое право на досуг, который к началу XX века объективно стал важной сферой жизнедеятельности практически любого человека независимо от его социального положения.

Организация досуга в США первой трети XX века характеризуется развитием тенденций, которые стали определяющими в формировании специфической американской модели социально-культурной деятельности.

Речь в первую очередь идет об организации досугового обслуживания различных социальных групп американского общества.

Инициативу в разработке программ досуга для детей, а также семейного досуга взяла на себя церковь. С ее помощью в начале XX века стати функционировать бесплатные государственные школы, вокруг которых создавались игровые площадки. Однако работа этих площадок не распространялась на выходные, праздничные и каникулярные дни, в которые дети были по-прежнему предоставлены сами себе. Поэтому, в США стали активно создаваться детские лагеря, получило широкое распространение движение скаутов, общественная ценность которого состояла не только в том, что оно способствовало гармоничному развитию самих детей, но и в том, что они осуществляли специальные программы для бедных, страдающих физическими и умственными недостатками. Создание детских лагерей в дальнейшем послужило развитию туристского движения.

20-е годы XX века в США характеризовались также возникновением общественных центров - комплексных учреждений досуга, представляющих собой сочетание музея, библиотеки, лекционного зала, комнат для любительских занятий школьников. Общественные центры налаживали активные связи со школами - лекции, демонстрации фильмов, учебные Экскурсии и предоставление школам своих музейных коллекций, разнообразные курсы в занятия по интересам. С 1930-х годов стали появляться так называемые «парковые школы» — кооперации школ и парков, используемые, в том числе, как средства массовых развлечений.

Таким образам, к первой четверти XX века сложилась дифференцированная система досугового обслуживания различных социальных групп американского общества, что в дальнейшем предопределило развитие как специфических досуговых субкультур, так и своеобразие инфраструктуры индустрии досуга.

«Великая депрессия» 30-х годов пагубно отразилась на всех сферах жизни американцев. Естественно, сфера культуры и досуга не стала исключением: высокий процент безработицы, резкое снижение доходов населения повлекли уменьшение затрат муниципалитетов на финансирование культурно-досуговых программ. Ситуации кризиса обусловила необходимость принятия ряда мер Администрацией президента принципу «любая работа лучше, чем ее отсутствие», начали активно развиваться парки, досуговые и культурные центры.

В годы второй, мировой войны около 12 тыс. офицеров отдела специального обслуживания и приблизительно столько же добровольцев из Армии спасения, Католической общины - и других волонтерских обществ занимались организацией досуга военнослужащих и рабочих оборонной промышленности. После окончания войны многие организаторы досуга. не оставили свою работу и в гражданской жизни, спектр досуговых услуг начал расширяться.

50-е годы для США стали десятилетием, «культурного взрыва». Экономическое, процветание страны, обусловило увеличение досуговых программ и систем организации досуга, существующих за счет налогов, таким образом, значительно расширился государственный сектор. Расширение экономических возможностей способствовало расширению спектра досуговых программ. Среди молодежных программ преобладала их направленность на физическое развитие; нации - проведенное в 1954 г. обследование американской молодежи выявило чрезвычайно низкий (по сравнению с их английскими сверстниками) уровень физической подготовленности. Первоочередной задачей стала пропаганда и развитие активного досуга, традиционных и нетрадиционных видов спорта, туризма.

Увеличился интерес к занятию ремеслами в свободное время, чему в немалой степени способствовали широкая, доступность отдельного жилья и появление телевидения: телереклама в значительной степени определила формирование эстетических потребностей целого поколения, для которого обустройство, собственного жилья и проблема досуга превратились в первостепенную задачу. Это способствовало расширению сети культурных и художественных центров, музеев.

В этот период проблемы досуга стали приобретать интернациональный характер - широкое распространение получили международные конференции и заграничные поездки организаторов досуга для учебы и обмена опытом. В 1956 г. была организована Международная ассоциация досуга, и ее первый конгресс состоялся в Филадельфии.

60-е годы в истории развития рекреационной сферы США характеризуются наращиванием новых тенденций, отражающих изменения между рабочим временем и временем досуга. Американские социологи (Дяс Кейнс, Дэк Оуэн) определили период 60-х годов как момент выбора, когда каждый человек сопоставил для себя преимущества увеличения досуга с преимуществом увеличения дохода. В первое послевоенное десятилетие американцы предпочитали доход свободному времени, однако, постепенное снижение уровня цен на рекреационном рынке все более смещало акцент в пользу увеличения досуга. Рост свободного времени в США (примерно на 1/3 в послевоенный период), а также перестройка самого фонда свободного времени (его концентрация в конце недели, в отпускные периоды, праздничные дни) послужили стимулом для расширения рекреационной деятельности.

Характерной чертой развития рекреационных отраслей США в 60-е годы стало дальнейшее расширение спроса на услуги сферы отдыха и усложнение ее материально-технической базы.

В середине 60-х годов рост популярности автомобиля, обусловил развитие автоотдыха, привел к расширению трейлерных парков и кемпингов, спортивных и рекреационных лагерей. Спрос на загородные виды отдыха привел к тому, что многие семьи брали в аренду, или покупали различные средства автоотдыха (пикапы, грузовые кэмперы, дома-прицепы).

Ослабление интереса американцев в 60-х годах к развлекательным зонам отдыха заставило их владельцев искать новые формы привлечения посетителей с учетом интересов и вкусов различных возрастных групп. При сокращении числа парков со стандартным набором развлечений стало увеличиваться число тематических парков отдыха. Новые тематические парки («Диснейленд» во Флориде, «Волшебная гора» в Калифорнии, «Лайон кантри сафари» в Техасе и др.), несмотря на достаточно высокую входную плату, привлекали огромное количество посетителей вследствие особенностей организации праздничных представлений, построенных на большом количестве массовых сцен.

Особая роль в организации досуга населения принадлежала учреждениям культуры: кинотеатрам (в том числе на открытых площадках), хореографическим и балетным школам, художественным и хоровым студиям, театральным коллективам, симфоническим оркестрам. Однако работа оперных, театральных и музыкальных коллективов характеризовалась неустойчивостью из-за недостатка финансовых средств, в то время как киноиндустрия уверенно становилась одной из крупнейших отраслей экономики: «Борьба за кинорынок, - писал американский экономист Б.Селигмен, - привела к созданию гигантских переплетающихся между собой корпораций, сложная структура которых была аналогична структуре финансовых и автомобильных корпораций».

60-е годы в истории США ознаменовались также другими поворотными событиями - Америка столкнулась с так называемым «молодежным бунтом». Это было время концертов Элвиса Престли, рок-н-ролла и «сексуальной революции», повлекших возникновение специфических молодежных ценностей и моделей поведения. В результате молодежная культура в целом и культурно-досуговая политика в частности стали рассматриваться как составная часть стратегии всего социального развития. Государственные институты, политические и общественные организации стали обращать повышенное внимание на социально-экономическое положение, политическую и нравственную зрелость молодежи. Стратегическое изменение молодежной политики означало, что речь идет не столько о расходах на конкретные молодежные программы, сколько об инвестициях в молодое поколение в целом.

Таким образом, к 60-м годам сложились все условия для дальнейшего качественного скачка в развитии индустрии досуга:

§ с одной стороны, возникло осознание того, что будущее любого общества зависит от уровня культурной среды, от эффективности организации молодежного воспитания, труда и досуга;

§ с другой стороны, взаимная интеграция рекреационных отраслей достигла чрезвычайно высокой стадии.

Катализатором процессов концентрации в сфере досуга и отдыха послужил научно-технический прогресс: сдвиги в материально-технической базе сферы услуг и расширение спроса создали возможности для усиления влияния крупных фирм. В результате чего переход предприятий сферы обслуживания досуга на новую техническую базу был неразрывно связан с укрупнением масштабов деятельности предприятии, высокой степенью стандартизации и унификации оказываемых потребителю услуг.

Перспективы расширения спроса и увеличения доходов предприятий по обслуживанию отдыха и досуга привлекли в рекреационную сферу промышленные, транспортные, страховые фирмы и банки, т.е. отрасли, не находящиеся в. прямой связи со сферой рекреации. Так, довольно высокая степень вовлеченности в сферу обслуживания досуга нефтеперерабатывающей, химической, резиновой отраслей объяснялась популярностью среди населения всевозможных средств автооотдыха, а текстильной и кожевенной промышленности - потребностями в продукции спортивного и культурно-массового назначения (одежда, обувь и т.п.).

Таким образом, к началу 70-х годов в рамках рекреационной сферы образовались особые межотраслевые рекреационные комплексы (МРК) - по типу агропромышленного, космического или машиностроительного. МРК включали ряд отраслей, ориентированных на создание потребительских благ, предназначенных для какого-либо определенного вида отдыха (иными словами - производство как материальных, так и нематериальных благ).

Важная отличительная черта МРК - тесное взаимодействие крупного и малого бизнеса. В США 80% производственных единиц составляет сфера малого бизнеса. Высокий процент этих предприятий обусловлен тем обстоятельством, что мода на рекреационные услуги и блага переменчива, а мелкие и средние компании имеют преимущества перед мощными конкурентами - они более маневренны и более оперативно реагируют на смену спроса.

Таким образом, развитие индустрии досуга в. США учитывало, с одной стороны, социальную значимость проблем отдыха, требования по охране и использованию природы в целях рекреации, а с другой стороны, что вполне естественно, - соблюдало экономические интересы монополий рекреационной сферы. Государственные затраты на сферу досуга также были направлены на обеспечение благоприятных условий для функционирования предприятий частных фирм.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1033; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!