Социально-культурной деятельности



В зарубежных странах

Ключевыми понятиями, имеющими принципиальное значение для достаточно глубокого понимания сути и содержания социально-кудьтурной деятельности, являются, безусловно, следующие:

Социально-культурная деятельность в сфере досуга ~ многообразие занятии, обусловленных принципиальной неповторимостью, уникальностью и самобытностью личности человека, посвящающего им свое свободное время.

Культурное наследие - материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности государства и народов, проживающих на его территории.

Государственная культурная политика - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.

Свободное время - период времени, имеющийся в распоряжении отдельной личности после окончания работы и наполненный другими родами деятельности. Свободное время не может непосредственно отождествляться с досугом: любой имеет свободное время, но не каждая личность способна иметь досуг. Свободное время становится досугом лишь тогда, когда человек сознательно проводит его в какой-либо деятельности, имеющей определенную ценность и значение.

Досуг - центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики. Досуг способен объединить и игру, и отдых. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха. Игра же представляет собой не столько деятельность, сколько форму поведения (как, например, соревнование, исследование, поддразнивание, сочинительство).

Наличие большого количества государственных, частных и общественных объединений, из которых состоит организационная структура сферы культурно-досуговой деятельности в зарубежных странах, каковые осуществляют активную деятельность, направленную на обеспечение всех слоев населения разнообразными видами социокультурного, в том числе рекреационного, обслуживания, является доказательством признания социальной значимости досуга в общем процессе жизнедеятельности западного общества. Испытанным средством организации свободного времени в странах Запада считаются учреждения индустрии досуга различных типов, которые способны создавать условия для формирования культурной заинтересованности.

Сфера культурно-досуговой. деятельности индустриально развитых зарубежных стран условно делится на три сектора: коммерческий, государственный и волонтерский (добровольческий).

■    Коммерческий сектор охватывает большое количество фирм, компаний, предприятий, обществ, корпораций и полностью зависим от социально-культурных, досуговых потребностей личности. Главной особенностью сектора является непосредственная заинтересованность в получении прибыли. Поэтому его деятельность направлена на:

- содержание зрелищных и развлекательных заведений и учреждений (дискотек, театров, концертных залов, игорных домов, казино, ночных клубов, кабаре и т.д.);

- обслуживание личностей с ярко выраженным стремлением к самообразованию (содержание библиотек, музеев, картинных галерей);

- обслуживание всех видов туризма, в т.ч. и автомобильного, «престижных» видов спортивной деятельности (например, гольфа, тенниса, водного спорта, яхт-клубов);

- содержание ресторанов, кафе-клубов, баров (в Германии, Франции, США очень популярны т.н. «кафе-клубы», в которых функционально объединяются отдых и общение, игротека и учреждение общественного питания); - индустрия массового досуга и развлечений (финансирование рок-групп, проведение коммерческих фестивалей, конкурсов красоты и моды, создание и прокат фонозаписей, видеокассет, дисков и т.д.).

Важную роль в организации досуга играют разнообразные объединения, клубы и ассоциации, которые принадлежат к волонтерскому сектору.

Сектор характеризуется:

§ демократизмом в управлении;

§ определенной автономией по отношению к официальным властям;

§ ориентирован на получение прибыли.

В Англии и Японии, к примеру, получили распространение промышленные клубы, основной задачей деятельности которых является - популяризация своей фирмы и организация отдыха рабочих и служащих. В США такие учреждения-клубы возникают не только при фирмах или небольших предприятиях, но и при корпорациях. Корпорация «Уимси ентертеймент» (Калифорния) содержит 23 семейных центра при своих филиалах, которые находятся в Китае и Гонконге. В 1996 г. в Стоктоне (США) начал свою деятельность еще один семейный центр, располагающий зоной развлечений для детей и их родителей, сетью магазинов и предприятий общественного питания.

Значительное количество учреждений индустрии досуга и клубных объединений принадлежит государству. Государственный сектор обеспечивает рекреационные услуги на двух уровнях:

- федеральном (использование земель и вод в досуговых целях);

- местном (власти штатов, округов, графств обеспечивают квалифицированное руководство, разрабатывают досуговые программы, изыскивают источники финансирования). В распоряжении местных органов власти находятся земли, леса, парки, водоемы, здания.

В индустриально развитых странах сложилось несколько моделей управления и разработки культурной политики на государственном уровне: создание министерств культуры по типу Франции, передача функций государственного управления внешним независимым органам, организации, в которую входят известные деятели культуры (примеры подобного управления - Британский Совет искусств, Национальный фонд искусств в США и Австралийский Союз). Третья модель - это полная децентрализация управления культурой по образцу Бельгии и Германии.

За последние годы практика финансирования культуры и искусства претерпела существенные изменения. С начала 80-х годов целенаправленная политика в области культуры привела к увеличению вложений в Канаде, Франции, Англии. Но с начала 90-х годов бюджетные сокращение затронули, прежде всего, сферу культуры. Особое значение приобрели жесткий контроль в выборе приоритетов и оценка доходов от вложений. Постепенно складывалось мнение, что затраты на искусство - роскошь и истощение экономики. Лишь немногие страны, такие, как Нидерланды, адаптировались к новой экономической ситуации и избежали существенного сокращения ассигнований на культуру, выработав специфическую стратегию финансирования. Особенно сильно пострадал культурный сектор в странах бывшего соцлагеря, где культурная инфраструктура и механизм финансирования были разрушены. Даже такие известные коллективы, как Кировский балет и Большой театр в РФ, сократили свой бюджет до 20%.

Во всем мире отмечается тенденция найти новые источники финансирования - как общественные, так и частные, что позволит создать тотальную систему поддержки культуры. В последние годы возросла роль независимых, неправительственных источников финансирования, таких как корпорации, фонды, свободные ассоциации, а также некоммерческие объединения. Однако спонсорство и поддержка частных фондов дали повод для возникновения ложных надежа. В ряде стран, таких, как США и Великобритания, произошло заметное уменьшение ассигнований на культурный сектор. Так, США решили сократишь в 1996-1997 финансовом году бюджет на искусство на 40%. Ослабление участия государственных органов в регулировании культуры свидетельствовало о модификации системы государственного регулирования: государство во многих случаях отказывалось от прямого вмешательства в экономику индустрии досуга и культуры и переориентировалось на косвенное регулирование (через стимулирование частной благотворительности, прогнозирование конъюнктуры рекреационного рынка и т.п.).

В 80-х годах правительства, которые пытались переложить большую часть затрат на культуру на частный сектор, обнаружили, что спонсорство не готово поправить положение. Недоходные сферы культуры даже при спонсорской поддержке не в состоянии выжить без помощи государства.

Правительства некоторых государств работают над новыми финансовыми стратегиями, направленными на повышение роли культурного сектора. Среди них - фискальные меры, такие, как налоговые кредиты и налоговые льготы. Другие методы включают объединения общественных и частных вложений и соблюдение авторских прав. Еще один источник финансирования - лотереи. Так, проведенная в Великобритании национальная лотерея позволила восстановить финансирование до уровня начала 90-х годов.

Каждая из этих стратегий не является оптимальной. Необходима комбинация разных подходов в контексте учета особенностей каждой конкретной страны.

В бывших соцстранах только начинается внедрение новых моделей, которые предполагают подключение различных новых ресурсов. В этой ситуации становится важной роль частного, коммерческого сектора в поддержании активности в области культуры. Очевидно, что здесь нет готовых, заимствованных извне рецептов и моделей вложений. Культурная политика в этих странах должна ориентироваться не на моделирование экономики Запада, но на будущее информационное общество, в котором роль культуры возрастет.

В целом, увеличивается роль независимых фондов, сотрудничающих с правительствами, межправительственными организациями и транснациональными Образованиями.

90-е годы нашего века на первый план в шкале жизненных ценностей выдвинули интересное проведение досуга. В этот период досуг стал характеризоваться:

§ индивидуализацией (с одной стороны, это - стремление личности к индивидуальному самовыражению, самобытности, а с другой – ее стремление обособиться, чтобы реализовать свои интересы (соответственно, повысилась ценность индивидуальных форм досуговой деятельности);

§ приватизацией (досуг приблизился к месту жительства: домашние развлечения в области теле-, аудио-, видеопрограмм, компьютерных игр и Интернет). Перемещение досуга на дом привело к пассивности потребителя и его большей подверженности манипулированию с помощью средств коммуникации;

§ атомизацией (т.е. утратой социальных связей в результате того, что индивид для общения предпочитает персональный компьютер и общение с единомышленниками через Интернет);

§ усмирением, т.е. сброс отрицательных эмоций, снятие стресса при помощи различных видов досуговой деятельности игр, спорта, музыки и т.п. Это отнюдь не новая функция, но сегодня она актуализировалась.

Коммерческий сектор оперативно отреагирует на возникшие в области досуга и развлечений тенденции, и на начало XXI века специалисты прогнозируют:

§ распространение грандиозных электронных зрелищ, на открытом воздухе;

§ возвращение массовых развлечений по месту жительства;

§ расширение возможностей личного выбора.

Если попытаться соединить эти тенденции воедино, считает бывший директор Британского киноинститута Э.Смит, то можно получить основные направления развития индустрии досуга и развлечений на XXI век:

§ развитие кабельных сетей (точнее, новые возможности, которые кабельные сети смогут предоставлять потребителям);

§ развитые цифрового вешания (расширение возможностей цифрового телевидения, радио, цифровых носителей звукозаписи и т.п.);

§ внедрение систем виртуальной реальности в практику музеев, кинотеатров, досуговых развлекательных центров, для обучения и т.д.

Специалисты, занимающиеся вопросами изучения организованного досуга в развитых зарубежных странах, все чаще приходят к выводу, что существующая сегодня индустрия досуга и развлечений в большей степени отвечает интересам ее создателей и обслуживающего персонала, чем реальным нуждам потребителей.

Выходом из ситуации, считает Т. Гудейл, в XXI веке станет:

1. децентрализация досуговой деятельности и опора на местные власти;

2. резкое увеличение волонтерского сектора организации досуга.

И. Спрай также считает, что в XXI веке досуговая деятельность будет ориентироваться не на коммерческие формы, нуждающиеся в дорогом и сложном оборудовании, а на такие вилы досуга, где не требуется много затрат, но которые способствуют развитию творческого, начала. Она утверждает, что в культурно-досуговой деятельности важна не сама деятельность, не мероприятие, а саморазвитие. И здесь наиболее эффективной окажется деятельность добровольцев, чем коммерсантов и профессионалов.

Д. Данн, специалист Аризонского университета, в исследовании «Ресурсы досуга» отмечает, что планирование досуговой деятельности вплоть до 80-х годов осуществлялось в соответствии с мышлением 30-х годов: основная ставка делалась на молодежь, на неисчерпаемость энергетических и природных ресурсов, неограниченное увеличение личных доходов и государственного бюджета. На самом деле общество неуклонно стареет, рождаемость падает, усугубляется энергетический кризис, реальные доходы уменьшаются.

По этим причинам, считает Д. Данн, в XXI веке в сфере досуга произойдут следующие изменения:

1. все государства встанут перед необходимостью выбора – какие виды культурно-досуговой деятельности поддерживать и поощрять, а какие следует изменить;

2. сфера досуга будущего должна стать более эффективной и более экономной в части экономии ресурсов, особенно - финансовых;

3. характерной чертой организации досуга должен стать плюрализм, т.е. учет интересов всех слоев населения: представителей национальных меньшинств и людей с отклонениями в развитии, молодых и пожилых, богатых и бедных.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 408; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!