Постсоциалистические страны Центральной и Восточной Европы



Учреждения культуры и система ценностей в процессе перемен.

Наиболее существенные изменения в культуре постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы произошли не в институциональной сфере, они коснулись, прежде всего, системы ценностей. Существенно изменились принципиальные характеристики ценностной ориентации: монизм и иерархичность ценностей социалистического периода сменились плюрализмом и свободой выбора, макросоциальные ценности уступили место микросоциальным и, наконец, в результате деидеологизации и демифологизации системы ценностей, материальное в ней стало превалировать над идеальным. Трансформация основных параметров системы ценностей - это начало нового этапа социокультурного развития стран - Центральной и Восточной Европы, отмеченного доминированием таких приоритетов, как законность, семья, свобода, общение. Результатом либерализации во всех постсоциалистических странах, в частности, явились деидеологизацня культуры, освобождение творческих союзов и отдельных деятелей культуры от жесткого государственного контроля, полная свобода творчества, плюрализм художественных форм, проникновение рыночных отношений в культурную индустрию.

Однако столь же неизбежным следствием либерализации; типичным для всех посттоталитарных обществ, является и проблема массовой культуры, которая выразилась, прежде всего, в широкомасштабной инвазии западной, особенно американской, культурной продукции. Так, в ситуации, когда объемы легальной дистрибуции растут с каждым годом, а нелегальные копии голливудской «продукции» расходятся в огромных количествах, перспективы национального кинопроизводства весьма печальны. Кроме того, развлекательное кино (детективы, эротика, триллеры) вытесняют с экранов интеллектуальные фильмы.

Другой важной проблемой является падение потребительского спроса на культуру и культурную продукцию. Это, прежде всего, выражается в падении посещаемости музеев, театров, художественных галерей и т.п. Социологические исследования и статистические данные показывают, что при общем увеличении количества музеев и театров в странах Центральной и Восточной Европы, все меньше людей переступает их порог. Если неизменный рост числа музеев и театров является следствием возросшей свободы творческого самовыражения, падение интереса к ним - только результат трансформации традиционной системы ценностей и показатель падения жизненного уровня населения. Каждая из стран региона столкнулась со специфическими проблемами, но есть и нечто, что их объединяет. Это, прежде всего, изменение отношений между государством и отдельной личностью. Речь идет о, имеющем место, стремлении совместить несовместимое: сохранить государственный патернализм в условиях буржуазной демократии. Отношение к государству подавляющего большинства людей в постсоциалистических странах можно было бы сравнить с отношением подростка к родителям: с одной стороны, он стремится освободиться от них, а, с другой, - ожидает и даже требует помощи и опеки. Постепенно сходит на нет и финансовая поддержка культуры теми учреждениями, которые в начале 90-х годов активно помогали издательствам, театрам и пр.

Есть еще одна важная тенденция, более или менее характерная для всех постсоциалистических стран. С одной стороны, стремление к глобализации с ее интеграцией, предполагающей создание единой системы коммуникаций, производство новых информационных технологий, совместное решение экологических проблем, обеспечение прав человека и т.д. С другой - глобализация подчас воспринимается как вестернизация, несущая тотальный китч в культуре, как непосредственная угроза национальным традициям и национальной самобытности. Такая позиция свойственна представителям этнонационализма, которые, порицая западную цивилизацию, противопоставляют ей высшую духовность и самобытную культуру своих народов, настаивая на их моральном превосходстве над декадентской цивилизацией Запада.

В постсоциалистических странах Центральной и Восточной Европы бытуют две точки зрения на взаимосвязь культуры и рынка. Согласно первой, рынок является главным механизмом, регулирующим функционирование сектора культуры. Вторая представляет дифференцированный подход к культуре; подразумевающий ее защиту от излишнего радикализма рынка.

Анализ развития последних пяти лет показывает, что хорошие результаты достигнуты теми странами, где имел место прогресс реструктурирования культурной жизни и развитии новой культурной политики.

Согласно Институту мировых экономических исследований в Будапеште, страны Центральной и Восточной Европы представляется возможным разделить на 3 группы.

Первая группа включает Польшу, Венгрию, Чехию и Словению. В этих странах реформы имеют значительное развитие.

Вторая группа: Словакия, Россия, Болгария, Хорватия, Румыния,Литва, Латвия, Эстония. Несмотря на радикальный характер реформ, эти страны имеют значительно меньший прогресс в рыночной экономике, чем первая группа. Значительные экономические и социокультурные трудности перед вступлением в Европейский Союз испытывают Словакия, Болгария и Румыния. Словакия заплатила слишком большую цену за независимость от Чехии. Ее пока что нерентабельная экономика в новых рыночных условиях постоянно дает сбои. Проблемы Болгарии напрямую связаны с внезапным разрывом экономических связей с бывшим СССР, торговый оборот, с которым составлял 60% от общего числа внешнеторгового баланса страны. Доля частного сектора в болгарской промышленности по-прежнему невелика. Падение национального валового продукта идет на фоне инфляции (более 100% в 1996 г.). Во многом, сходная ситуация отмечалась и в Румынии, где инфляция была еще выше (150% в 1995г.).

Третья группа включает Беларусь, Украину, Молдову, которые только начинают реформировать свою плановую экономику в сторону рыночной.

Необходимо провести различие между экономическими и культурными реформами. Факт различия делает невозможным механическое приложение готовых моделей в культурной сфере, хотя это возможно в сфере экономической. Культурная жизнь каждого государства или нации имеет фундаментальный отличительный момент по сравнению с другими странами и нациями. Нельзя забывать, что как бы ни было сильно желание стандартизировать культурную политику согласно западноевропейским моделям, всегда останутся специфические черты и отличия, определяющие специфику, традиций, формирующих культурную жизнь и культурные потребности.

Рынок, его особенности и практические последствия действия рыночных механизмов в различных областях культуры все еще недостаточно изучены. Так называемая культурная индустрия (производство фильмов, книг, аудио- и видеозаписей и т.п.) не только хорошо вписалась в рынок, но и имеет обширные связи внутри стран и за их рубежами. Правда, экономические трудности 90-х-годов, девальвация национальных валют привели к удорожанию продукции культурной индустрии. Она стала малодоступной для потребителя. Однако, в то же время в постсоциалистических странах Центральной и Восточной Европы, как и во всем мире, изменилась структура потребления в сфере культуры: упала популярность у зрителя таких публичных видов искусства, как театр и кино, и, на первое место вышли индивидуальные формы проведения досуга (компьютерные игры, телевидение, видео и т.п.). Рост потребления репродуктивных видов продукция культурной индустрии (видео- и аудиокассет, компакт-дисков, программного обеспечения, аппаратного оборудования и т.д.) с неизбежностью привел к увеличению объемов производства.

Одна из серьезнейших проблем в постсоциалистических странах Центральной и Восточной Европы сегодня - борьба с пиратством в сфере звуко- и видеозаписи и телевидения. О важности проблемы свидетельствует тот факт, что продуктивность черного рынка в этих странах подчас превышает объемы лицензированной продукции. Законы об авторском праве, изменения в уголовном кодексе стран, а также ратификации международных соглашений в этой области - все это шаги, призванные защитить интеллектуальную собственность.

Новая модель кинопроизводства предполагает комбинированное финансирование, когда наряду с государственными субсидиями задействуются и средства частных инвесторов. Однако пока кинопроизводство, требующее больших вложений, находится в состоянии стагнации.

Днстрибъюторская сеть находится целиком в частных руках, и дистрибьюторские фирмы наводнили страны зарубежной кинопродукцией на любой вкус, однако кинотеатры, подавляющее большинство которых все еще остается в государственной собственности, пустуют, сокращается число кинозалов. За небольшим исключением все они являются убыточными.

Электронные масс-медиа, часть из которых приватизирована, существуют, в основном, за счет рекламы. Однако рынок рекламы в постсоциалистических странах Центральной и Восточной Европы делает всего лишь свои первые шаги. Тем более, что частным средствам массовой информации приходится соперничать в этой сфере с монополистами - государственными теле- и радиоканалами. Национальное телевидение фактически продолжает оставаться монополистом. Для частных телевизионных каналов производство собственных новостных программ или программ, посвященных культуре, слишком дорого. Они предпочитают покупать дешевую зарубежную продукцию сомнительного качества, да и ту, подчас, эксплуатируют нелегально. Официально лицензированных телевизионных каналов немного.

Книгоиздание в постсоциалистических странах Центральной и Восточной Европы почти полностью приватизировано. Система распространения книг находится в основном в руках частных фирм. В отношениях между книгоиздателями и дистрибьюторами существует определенная напряженность, обусловленная тем, что последние пытаются диктовать ассортимент изданий, дизайн, цены и т.п.

Если такие области культуры, как книгоиздательство, кинопроизводство или выпуск аудио- и видеопродукции в значительной мере приватизированы, то другие, будучи творчески самостоятельными, в финансовом отношении все чаще зависимы от государства театры, оркестры, библиотеки не могут перейти на самофинансирование. Их субсидирует государство, а также муниципальные органы и частный капитал. Однако и этих денег очень часто хватает лишь на зарплату и социальные программы. Отсутствие рыночных реформ и засилье анахронизмов создают хаос в культуре, приводят к падению общественной значимости подобных учреждений культуры.

Нехватка средств отражается на репертуаре театров, на настроениях артистов и сотрудников музеев и библиотек, испытывающих ностальгию по прошлому, предъявляющих непомерные требования к государству. Есть случаи переквалификации актеров и других творческих работников в связи с их низким социальным статусом. У музеев и галерей те же проблемы, что и у театров: недостаточное бюджетное финансирование, отсутствие средств на выставки и прочие формы профессиональной активности.

Несколько лучше обстоят дела в изобразительном искусстве. Проникновение нового типа отношений в эту область не только открыло более широкие перспективы для художников, но и способствовало появлению новых профессий: менеджер в сфере культуры, куратор и т.п. Но и здесь имеется масса проблем, особенно во взаимоотношениях между государственными структурами, отдельными авторами и художественными организациями. Прежде всего, бросается в глаза отсутствие национальных исследований в этой области, а попытки механически использовать зарубежный опыт не дали результатов, так как при этом не учитывалось наличие двух противоположных позиций - «рыночной», и «плановой» - в культуре.

Еще одна проблема, притягивающая внимание специалистов, - быстрое распространение западной массовой культуры. Культурологи называют несколько причин этого явления, среди них отсутствие дифференциации потребления в сфере культуры, интерес потребителя к до сих пор недоступным неизвестным формам культуры, столь непохожим на такие знакомые идеологические клише социалистического реализма, и, наконец, доступность формы и содержания такого рода культурной продукции для широкой публики. Если раньше массовая культура в постсоциалистических странах Центральной и Восточной. Европы была представлена главным образом зарубежными образцами, то теперь их все чаще замещают национальные аналоги. Это объясняется, с одной стороны, заинтересованностью такого рода продукцией продюсеров и дистрибьюторов, а с другой, - компенсаторной функцией массовой культуры. Она как ничто другое помогает обывателю забыть о безрадостной действительности времен социального и экономического кризиса.

Трудности перехода к рыночной экономике и демократии объясняются национальными стереотипами мышления. В обществе постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы все еще, сильны эгалитаристские и патерналистские настроения, которые выражаются, в частности, в неприятии общественный сознанием существования богатых и бедных, а также непоколебимой уверенности граждан в том, что государство обязано позаботиться о каждом из них. Подавляющее большинство интеллектуалов не желает переоценивать свой профессиональный статус в соответствии с требованиями рыночной экономики.

Переоценка ценностей идет в условиях, когда, с одной стороны, сильно влияние исторического и культурного наследия и традиционная мораль, а, с другой, - стремление воспринять европейские культурные ценности. Процесс характеризуется оживлением интереса к религии, западной культуре и всему опыту создания процветающего демократического общества. Конечно, наиболее четко эти тенденции прослеживаются в больших городах, в молодежной среде. Люди старшего поколения, а также живущие в провинции, более консервативны.

Таким образом, трудности в развитии культуры постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы обусловлены следующими причинами:

- отсутствие надлежащего законодательства

- отсутствие рабочей стратегии развития индустрии культуры;

- недостаточное инвестирование;

- колебания все еще ограниченного рынка;

- негативное влияние рыночных отношений на качество культурной продукции;

- недостаточный контроль за инвазией низкопробных, зарубежных культурных стереотипов;

- ограниченный национальный культурный рынок.

В ситуации свободного проникновения на рынок всемирных масс-медиа, а также продуктов культурной Индустрии, постсоциалистические страны Центральной и Восточной Европы с их ограниченными финансовыми ресурсами и неразвитым рынком должны постараться найти специфическую нишу на мировом рынке. Эта ниша может быть занята самобытным национальным фольклором, всемерно известными музыкантами, деятелями театра и т.п.

Прогнозируя развитие культуры в постсоциалистических странах Центральной и Восточной Европы, можно сказать, что оно неразрывно связано с экономической ситуацией в этих, странах. В условиях, когда дальнейшие сокращения ассигнований на культуру вполне реальны, ее будущее целиком зависит от:

- наличия или отсутствия общественного мнения в поддержку культуры;

- сроков создания надлежащей инфраструктуры и экономических условий для развития подлинного рынка культуры;

- характера будущей государственной культурной политики.

Создание полноценного рынка культуры обусловлено наличием в социальной структуре той или иной страны сильного среднего класса, который является основным потребителем, в том числе и культурной продукции. Однако в последние годы экономические трудности угрожают существованию среднего класса, а это может фатально сказаться на будущем рынка культуры. Кроме того, существует необходимость в создании специализированных учебных центров для подготовки профессиональных дилеров в сфере искусства, менеджеров и специалистов в области экономики культуры. Усилия, предпринимаемые в этом направлении до сих пор, были спорадическими и малоэффективными.

Одной только, стабилизации экономики совершенно недостаточно для преодоления кризиса культуры.

Основными отрицательными характеристиками проводимой в различных постсоциалистических странах Центральной и Восточной Европы культурной политики являются:

- отсутствие общей стратегии и логики в осуществлении государственной культурной политики;

- отсутствие гласности: общественность находится в неведении относительно целее и результатов культурной политики, а также распределения и использования средств;

- отсутствие системы мониторинга условий и тенденций культурной жизни;

- пренебрежение общественным мнением как культурным и политическим механизмом;

- отсутствие повой теории финансирования культуры в условиях экономического кризиса и перехода к рыночной экономике, когда материальная поддержка культуры неизменно уменьшается;

- отсутствие, учета этнических, социальных, религиозных, национальных, возрастных особенностей населения.

Однако культурная политика этих стран имела и свои положительные черты:

- это, прежде всего; появление частных культурных организаций, альтернативных профессиональных ассоциаций, фондов, религиозных объединений. Их возникновение стало лучшим свидетельством плюрализма культурной политики, который сам по себе является важнейшим условием дальнейшего развития культуры;

- избавление культуры от патернализма, администрирования, тенденциозности, столь характерных для прежнего режима;

- начало европеизации культурной политики; очевидно, что новые законодательства в сфере культуры должны быть ориентированы на западноевропейские образцы. Многие страны подписали Европейскую культурную конвенцию, что позволило им принимать участие в разного рода программах Европейского Союза и Совета Европы;

- гарантии публичного, обсуждения различных точек зрения на реформу культуры;

- укрепление связей между государственными учреждениями и муниципалитетами, а также координация действий всех социальных институтов, имеющих отношение к культуре;

- преодоление традиции фаворитизма по отношению к государственным учреждениям культуры в ущерб частным;

- выработка новых подходов к государственному финансированию культуры, основанных на принципах, не противоречащих ключевым понятиям рыночной экономики: инициатива, риск, ответственность, конкуренция;

- развитие институциональных предпосылок функционирования культуры;

- участие этих стран в процессе интеграции европейских культур при одновременном сохранении их культурной идентичности.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1638; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!