Новые концепции в сфере социокультурного развития стран Балтии



Основу культурной политики современной Балтии составляет концепция «приватизированной культуры».

Во главе культурной жизни стран Балтии находятся министерства культуры, чьи основные функции сводятся к следующему:

§ менеджмент (руководство институциональной структурой);

§ законотворческая деятельность (создание законопроектов и представление их на рассмотрение);

§ финансирование (различные способы, уровни и направления);

§ информация (ее сбор и распространение с целью формирования общественного мнения).

В каждом муниципалитете есть департамент культуры, которой руководит региональной культурой, определяя стратегию ее развития и распределяя средства.

Статистические данные последних лет свидетельствуют о том, что частный сектор в культуре стран Балтии все более расширяется. Однако в то же время государства продолжают оказывать посильную помощь нуждающимся: представители творческой молодежи, деятели культуры старшего поколения получают ежемесячные гранты (в Литве, например, - в размере 665 лотов, что составляет 186 долларов США). Более значительные суммы получают лауреаты Приза Балтийской Ассамблеи. Некоторые творческие работники, особенно молодежь, стараются установить контакты с зарубежными менеджерами, ищут гранты и рынки сбыта для своих произведений. Международное признание практически всегда означает популярность и привилегии на родине.

Культура стран Балтии достаточно сложно интегрируется в рыночные отношения. Исследование, проведенное литовским Министерством статистики в 1996 году, показало, что средняя литовская семья не вкладывает денег в искусство и не рассматривает его как источник дохода. Член такой семьи тратит в месяц в среднем 274,70 литов (68,8 долларов США), и только 0,43% этой суммы, или 1,19 лига (0,3 доллара США), предназначено на образование, рекреацию и развлечения. Из этих денег (1,19 лита) большая часть (0,28 лита или 0,07 доллара США) расходуется на оплату теле-и радиопередач.

Все эти трудности не мешают культурной индустрии, стран Балтии наращивать объемы производства, после того, как в 1992-1994 годы она пережила спад. Так, например, издательское дело в Литве в значительной степени приватизировано, хотя и получает значительную материальную поддержку от государства (главным образом на издание книг по отечественной истории, культурному наследию и литературе) а разного рода фондов (например, Фонд «Открытого общества» - «Открытая литовская книга», Фонд представительства стран Европейского Союза, оказывающий помощь в издании национальной беллетристики). Многие издательства делают деньги на популярных у публики детективах, фантастике и любовных романах. Издательство «Тито Альба» - это пример прибыльного предприятия, выпускающего современную литературу (более 25 наименований в год).

В последние годы наблюдается увеличение количества журналов и падение тиражей, особенно это касается изданий, посвященных культуре. Так, например, наиболее известные еженедельные издания «Muzu Malunas» и «Siaures Atenai» сегодня выходят как приложение к национальным газетам, остальных поддерживает государство (в том числе и из бюджета союза художников) или они получают гранты из-за рубежа, но и это не избавляет от финансовых проблем.

За последние несколько лет, появление частных телеканалов и радиостанций существенно изменили облик прибалтийских средств массовой информации. Представление о массовой культуре сформировалось в советские времена, этим термином было принято обозначать всю западную культуру, которая «угрожает» существованию национальной культуры. Однако такое противопоставление «западной массовой» и «национальной уникальной» культур неизбежно ведет к искаженной интерпретация современного культурного контекста. Между тем массовая культура является неотъемлемой частью досуговой сферы. В этом своем качестве она получила широкое распространение в современной Балтии. Это, прежде всего, «бум» аудио- и видеопродукции, компьютерных игр, литературы из серии «Помоги себе сам», детективов латиноамериканских сериалов и т.п. Сюда же можно отнести тотальное влияние масс-медиа, особенно радио и телевидения, поставлявших развлекательные программы для всех групп населения. В наибольшей степени ему подвержена молодежь, на которую рассчитан копируемый западный стиль поведения, одежды, сленг. В странах Балтии формируется и своя отечественная модификация музыкальной масскультуры: смесь евробита восьмидесятых, русской популярной музыки и традиционных национальных мелодий. Такого рода музыка пользуется в странах Балтии огромной популярностью. В общем и целом здесь можно встретить разнообразные образчики массовой культуры, начиная от голливудской кино-опродукции и немецкой поп-музыки и кончая продукцией российской культурной индустрии и масс-медиа.

Границы между «уникальной национальной культурой» и рыночной массовой культурой все более стираются. Подтверждением может служить участие популярных кино - и театральных актеров в примитивной семейной саге «Gimines», производство и показ которого на литовском телевидение спонсируют производители продуктов питания. Широкое распространение массовой культуры имеет свои последствия. Первое - это стирание региональных, национальных и даже европейских границ. Второе – превращение высокопрофессионального искусства в «алтарное».

В период борьбы за восстановление национальной государственности в обществах стран Балтии было широко распространено мнение, что . обретение национальной независимости - это средство избавления от всех проблем, в том числе и в области культуры. Однако, со временем стало ясно, что идеологическое содержание национальных культур с их национальными сантиментами устарело: оно не успевало за развитием экономики стран с европейски ориентированной стратегией политического курса. Культура стран Балтии стала терять динамизм и открытость. Чувствовалось отсутствие новых идей (так, например, «Саюдис»  предлагал вернуться к ценностям предвоенной Литвы, сменившая его реформированная коммунистическая партия - к культурной политике Литовской ССР в обновленном варианте). В культурной жизни стран Балтии царил экономический и институциональный хаос. Это было время «кризиса культуры и морали», когда борьба с экономическими трудностями вытеснила культуру в маргинальные области социальной жизни. С развитием рыночных отношений общество все более отдавало предпочтение материальным ценностям.

Будущее прибалтийской культуры зависит не в последнюю очередь от развития экономики. Если таковое будет успешным, то в странах сформируется средний класс, основной потребитель услуг и продукции сферы культуры.

Другой важнейшей задачей является разработка новой национальной культурной политики, и в первую очередь - невмешательство в творческий процесс.

Еще одной очень важной задачей является создание новых законодательств по культуре. Пока эти функции выполняют правительственные постановления, регулирующие вопросы социального обеспечения работников, культуры и систему государственной поддержки культуры. Сегодня, подготовлен целый ряд новых или обновленных законопроектов: так. Министерство культуры Литвы предложило в законодательном порядке отчислять 3% годового дохода от продажи алкоголя на нужды культуры, обсуждается также возможность отмены налога на добавленную стоимость для галерей и отдельных художников (пока таким налогом не облагаются услуги в сфере культуры, продажа продукции традиционных ремесел, реставрация и консервация объектов культуры и преподавательская деятельность в сфере искусства).

Новые тенденции в финансировании культуры предполагают поддержку наиболее массовых культурных мероприятий, а также образования в сфере культуры и разного рода интернациональных акций. Приоритетными направлениями в развитии культуры стран Балтии выступают:

- организация культурных свободных экономических зон в старых кварталах городов;

- создание Фонда инвестиций в культуру;

- развитие туризма, ориентированного на культурные центры;

- обеспечение специальных условий для развития бизнеса в-7 городах являющиеся памятниками истории;

- создание благоприятных условий для выделения займов культуре частными банками;

- совершенствование рынка антиквариата.

Все эти меры должны обеспечить «союз культуры и экономики» (как в государственном, так и в частном секторах) при концентрации совместных усилий на отдельных участках, освобождение аппаратов национальных Министерств культуры от рутинной работы, чтобы они могли заниматься разработкой общей стратегии культурной политики.

Возрастающее значение интернациональных контактов и проектов, особенно популярных у молодежи, внесет в жизнь прибалтийской культуры необходимый космополитизм, позволит ей освободиться от «национальной скорлупы», пребывание в которой ведет к самоизоляции. Другое важное направление развития прибалтийской культуры - превращение Вильнюса, Таллинна, Риги в. ведущие культурные центры, направляющие и организующие культурную жизнь провинций, распространение ,культурного маркетинга (с использованием Интернет); что позволит всем желающим получить самый широкий доступ к культуре.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 627; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!