Личность как субъект деятельности



Б.Г. Ананьев выделял в системе человеказнания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность. Понятие «индивид» это человек как единичное природное существо .Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, – «личность». В частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Понятие «личность» характеризует человека как социальное существо. В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер. Человек как индивид обладает определенными свойствами. Б.Г. Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил индивидуально-типические свойства – конституциональные, нейродинамические и билатеральные. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства – структуру органических потребностей и сенсомоторную организацию, которые также зависят от таких факторов, как половой деморфизм и возраст.

Следующее понятие, которое выделял Б.Г. Ананьев при изучении человека, – «субъект деятельности»-соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание – это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, – преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект – это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности. Итак, человек может рассматриваться, во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо.

Место житейских психологических знаний, психологии искусства, иррациональной психологии в психологии как учебном предмете.

Житейские психологические знания накапливаются и используются человеком в повседневной жизни. Как правило, они весьма конкретны и формируются в процессе жизни человека в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений. Их достоверность проверяется в личном опыте. В сущности, житейская психология — это обобщение повседневных психологических знаний человека.Источником житейской психологии является не только собственный опыт человека, но и опыт других людей. Важный критерий истинности знаний житейской психологии — их правдоподобность.Люди обмениваются такими знаниями друг с другом, передают их из поколения в поколение в течение всей человеческой истории. Содержание житейской психологии воплощается в народных обрядах, традициях, поверьях, в пословицах и поговорках, в афоризмах народной мудрости, в сказках и песнях.. Источником психологических знаний могут также служить различные произведения искусства: произведения художественной литературы, изобразительного и музыкального искусства, театра и кино. В них зафиксировано огромное количество человеческих судеб и реальных психологических проблем. Это своего рода «экспериментальные ситуации», которые создала сама жизнь или творческое воображение писателя, художника, музыканта, драматурга, режиссера. Такие ситуации трудно, а порой и невозможно воспроизвести в рамках научной психологии. Приоритетное значение в изображении человека в искусстве принадлежит, конечно, художественной литературе. Нем философ Вильгельм Дильтей считал, что хорошими психологами являются писатели, историки, актеры. Под иррациональной психологией понимается круг психологических знаний, недоступных объяснению научными и иными рациональными методами. Традиционно научному знанию противопоставляется религиозное знание. Наука и религия — два принципиально разных пути познания внутреннего душевного мира человека. Религиозное познание души основано на вере и сопереживании. Термином «религиозная психология» может быть обозначен круг психологических знаний, накопленных за многовековую историю в разных верованиях, религиях и философско-религиозных учениях: язычество, буддизм, христианство, ислам.Религиозно-психологические знания не нуждаются в объяснении, иррациональность, необъяснимость — их характерная черта.К иррациональной психологии относятся эзотерические знания, опирающиеся на некое тайное знание, недоступное для большинства людей. «Эзотерическое знание» буквально обозначает знание, доступное только для посвященных, для особого круга избранных.К эзотерическому познанию относятся астрология, йога, нумерология, хиромантия, а также мистические, философские подходы к человеку, нашедшие свое отражение в работах А. Бейли, Е. Блаватской, Р. Штайнера.Для такого типа познания характерно таинство методов, отсутствие возможности рационального объяснения на основе научных принципов.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 410; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!