Социально - психологические теории личности



В настоящее время сложился целый ряд подходов к пониманию личности: 1) биологический; 2) социологический; 3) индивидуально-психологический; 4) социально-психологический и др. В соответствии с первым подходом развитие личности представляет собой развертывание генетической программы. По существу, это фатальный подход к личности, признание неизбежности судьбы человека.С точки зрения социологического подхода личность представляет собой продукт культурно-исторического развития. Основной недостаток данного подхода заключается в том, что при этом личность лишается активности, субъектности.С точки зрения индивидуально-психологического подхода на развитие личности оказывают влияние такие особенности, как конституция человека, тип нервной системы и т.д. Здесь важно различать близкие, но нетождественные понятия: «индивид», «человек», «личность». Индивид - понятие, которое изучается в рамках психогенетики,психофизики, дифференциальной психологии и других отраслей. Человек - понятие биосоциальное. И в психологическом, и в юридическом смысле оно шире понятия «личность». На Западе отрасль психологии, которая занимается изучением личности, называется персонологией. Дело в том, что по-английски личность - это персона.Этимология слова «личность» помогает разобраться в социально-психологической природе понятия. В русском языке слово «личность» означает личину, т.е. маску. Это обстоятельство подчеркивает типическое в личности, что позволяет говорить о ней как о социотипе, архетипе.Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности заключается в следующем:1) он объясняет механизмы социализации личности;2) раскрывает ее социально-психологическую структуру;3) позволяет диагностировать данную структуру характеристик личности и влиять на нее.Социально-психологическая структура личности включает: ментальность, ценностно-смысловую сферу, мотивационную сферу (направленность, жизненные цели, планы, жизненный путь), когнитивные характеристики (картины мира); «Я-характеристики» («Я-концепцию», «Я-образ», самоотношение, самооценку); локус контроля; социально-психологическую компетентность личности; статусно-ролевые характеристики личности; эмоциональные психические состояния, социальные чувства личности. Отечественные социально-психологические теории личности Психология отношенийА.Ф. Лазурского и В.Н. Мясищева. Лазурский разделял психику личности на эндопсихику (совокупность психических элементов и функций, «внутренний механизм человеческой личности») и экзопсихику, которая определяется отношением личности к внешним объектам, к среде. Фундаментом личности, являются отношения между личностью и окружающей средой и отношения между эндо– и экзопсихическими ее проявлениями. В.Н. Мясищев рассматривал человека как ансамбль общественных отношений; Теория установкиД. Н. Узнадзе основывается на том, что поведение субъекта вытекает из наличия у него потребностей и соответствующей ситуации, которые вызывают развитие у него установки особого состояния склонности, направленности, готовности к совершению определенных действий . Социально-психологические теории личности в западной психологии.Психоаналитические теории личности. В структуре личности З. Фрейд выделял три основные компонента:1) Ид или «Оно»;2) Эго или «Я»;3) Сверх-Эго или «Сверх-Я».Контролю сознания подвластно только «Сверх-Я», которое представляет собой законы социума и морали. «Сверх-Я» формируется в процессе жизни человека под влиянием традиций и законов общества, в котором живет человек. Уровень Эго или «Я» расположен в предсознании, где идет постоянный конфликт между «Сверх-Я» и «Оно», которое находиться в подсознании и представляет собой врожденный инстинкты и потребности тела.По Фрейду человек (личность) и общество обречены на конфронтацию и враждебность, вследствие плохо управляемых влечениях «Оно», которые идут в разрез с принципами морали общества.Согласно Фрейду, социальные отношения в обществе зависят от отношений ребенка с матерью (как амбивалентный источник положительных эмоций и запретов) и отцом (как с лидером).В основе развития цивилизации, по Фрейду, лежат инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос). К. Юнга придерживался мнения, что решающую роль асоциальной жизни личности играет коллективное бессознательное, которое существует в мыслях каждого отдельного индивида и одинаково для всех, чем обусловлено объединение людей в народы, нации, человечество.По мнению А. Адлера, стремление к превосходству и связанное с ним развитие общества, происходит в результате чувства той или иной органической неполноценности, присущей каждому человеку, которая направляет помыслы и действия людей на достижение цели. Агрессию Адлер рассматривал как средство для преодоления препятствий.Бихевиористский подход к пониманию личности.Бихевиористы низвели человека до уровня животного, из которого можно сделать все что угодно. Для объяснения поведения используются понятия стимула (S) и реакции (R), сознание и другие субъективные понятия отрицаются. В регуляции и управлении поведением лежат позитивные и негативные подкрепляющие стимулы.Гуманистический подход А. Маслоу смысл развития человека видит в актуализации его врожденной «основной природой», в который изначально включены не только биологические, но социальные свойства и потребности, например, система ценностей личности. Все потребности личности были выстроены Маслоу в иерархическую структуру. Самоактуализация, по Маслоу, обеспечивается в основном внутренним ростом личности, а не общество, социальные условия играют в этом процессе весьма ограниченную роль Понимание личности с точки зрения трансакционного анализа.Немецкий психолог Эрик Берн постулирует три возможных состояния «Я» человека: Родитель, Взрослый и Ребенок. Человек в процессе взаимодействия (трансакции) с другим в каждый момент времени обнаруживает одно из этих состояний. Понимание личности в рамках экзистенциальной психологии.Объектом исследования экзистенциалистов является человек как субъект и его субъективное переживание своего существования. Естественно, что психология и психотерапия XX в. не могли не подвергнуться воздействию этого учения. Представителями экзистенциальной психологии можно считать В.Дильтея, Э.Фромма, В.Франкла и др. Ф.Перлз считает гештальттерапию ветвью экзистенциальной психотерапии.

 

 

2. Периодизация зарубежной и отечественной социальной работы.

История СР за рубежом и в России имеет глубокие корни в развитии цивилизации. Ее начальный период относится к глубокой древности, к 25-22 вв. до н.э., когда в Древнем Египте в храмах осуществлялась бесплатная раздача хлеба. С принятием христианства как государственной религии Руси в конце Х в. отмечается переход от архаического периода помощи и взаимопомощи у восточных славян к периоду общественной (общинной и церковно-монастырской) благотворительности. В это же время (Х-ХIII вв.) в странах Западной Европы католическая церковь активно содействует образованию духовных учреждений и социальной профессионализации деятельности монашеских орденов.Монгольское нашествие не только более чем на два века задержало экономическое и культурное развитие русского государства, но и отразилось на уровне социального призрения. Так, если в странах Западной Европы в ХIII-ХV вв. активно процесс создания религиозных братств, оказывавших помощь больным и неимущим то на Руси в этот период отмечается появление первых закрытых благотворительных заведений (богаделен, приютов). В XVI-XVII вв. на Западе оформляется государственная система социальной помощи, отмеченная возрастанием роли государства и одновременным снижением активности христианской церкви. Так, в 1529 г. в Германии принимается Гамбургский устав о помощи бедным. В Англии В 1531 г. принимается закон о помощи бедным, в 1572 г. вводится общенациональный налог для оказания помощи неимущим. Особое развитие в странах Западной Европы получают работные исправительные дома для нищих и больных, ставящие своей целью всемерную изоляцию последних от общества.Совсем иной пример являет собою в этот период времени Россия - возникает особый церковно-государственный тип призрения, особенностью которого является паритетное участие церкви и государства в делах благотворительности. В странах Западной Европы фактически ликвидируется открытая система призрения, в России же длительное время сосуществуют обе системы: закрытая и открытая (в частности, легализуется институт нищенства). В ХVII в. получает развитие новое для общественного призрения явление - светская частная благотворительность Французская революция, впервые поставившая своей целью освобождение личности и признание ее «естественных», присущих от рождения прав. Постепенно уходит в прошлое система изоляции неимущих от общества, а каждое из европейских государств вносит свой вклад в дело защиты граждан. Так, в 1884 г. в Германии была введена система государственного социального страхования; во Франции в 1871 г. открываются особые благотворительные бюро, ставшие центрами общественной помощи; в Великобритании в 1878 г. была основана Армия спасения На Западе рубеж XIX/XX вв. являлся переходом к периоду социальной работы. В этот период начинается профессиональная подготовка кадров социальных работников Иной пример явил ХХ в. СССР. Новый период в истории отечественной социальной работы, охарактеризовался введением единой государственной системы социального обеспечения. В стране удалось ликвидировать безработицу создать систему пенсионного обеспечения, социального страхования, бесплатного медицинского обслуживания, льготного санаторно-курортного лечения. Новая страница в истории социальной работы была открыта после распада СССР в начале 1990-х гг., когда государство в силу экономических и политических трудностей было вынуждено изменить подход к делу социальной помощи населению и в условиях кризиса на первый план вышла необходимость подготовки кадров социальных работников. Так, в литературе выделяют пять периодов истории СР за рубежом:
1. Архаический период благотворительности (до образования в конце III тыс. – п/п II тыс. до н.э. первых рабовладельческих государств).2. Филантропический период (приблизительно до IV – V вв. н.э.).3. Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (до начала XVIв.).
4. Период государственной благотворительности (до рубежа XIX – XX вв.).
5. Период социальной работы (до настоящего времени).

В России периодизация истории СР имеет специфику:

1. Архаический период благотворительности (до образования Киевского княжества и крещения Руси в IX – Xв.).2. Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (Xнач.- XVI
3. Период церковно-государственной благотворительности (XVI – XVII вв).
4. Период государственной благотворительности (XVIII – нач. XX вв.).
5. Период социального планирования (1917-1991)/

6. Период социальной работы (с 1990 – х гг.).

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1406; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!