Социально - психологическая диагностика личности



Соц. Пед должен иметь четкие представления об объекте изучения, видеть социально-психологическое явление, уметь подобрать адекватную диагностическую методику и грамотно в процедурном отношении провести диагностику. Это общее положение абсолютно верно и для диагностики социально-психологических характеристик личности Ментальность - важнейшая социально-психологическая характеристика личности. Она проявляется в социальных представлениях, ценностно-смысловой сфере, мотивационной сфере, направленности, жизненном пути и целях личности. Ценностно-смысловая сфера человека неотделима от ментальности. Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная напрямом ранжировании списка ценностей. Различают два класса ценностей:- терминальные - ценности цели;- инструментальные - ценности средства Для определения направленности личности широко используется ориентационная анкета Б. М. Басса. Методика предельных смыслов используется в качестве качественно-количественного анализа особенностей содержательно смысловой структуры мировоззрения..В данной методике испытуемому предлагают ответить на вопрос: зачем люди занимаются какой-либо деятельностью? Тест смысложизненных ориентации является адаптированнойверсией теста «цель в жизни» Д. Крамбо и Л. Махолика. Методика «Осознанность жизненных целей» состоит из двухшкал - шкалы А «Отношение к жизни» и шкалы Б «Структуриро-ванность свободного времени». Последняя показывает, как глубина и осознанность жизненных целей человека проявляются через структуру свободного времени Методика Б.Додонова позволяет диагностировать 10 видов эмоциональных направленностей личности: альтруистическая, коммуникативная, глорическая, праксическая , пугническая, романтическая, гностическая. эстетическая Для измерения мотивации достижения используется тест А. Мехрабиана, а также другие методики, в том числе М.Ш. Магомед-Эминова. Данные методики применяются для диагностики мотивов стремления к успеху и избегания неудач. При этом оценивается ,какой из этих двух мотивов доминирует. Для измерения мотивации аффиляции - стремления к принятию (СП) и страха отвержения (СО), - как правило, применяют тестА. Мехрабиана и его модификации М. Ш. Магомед-Эминова. Исследование мотивационной сферы производится и с помощью теста юмористических фраз (А. Г. Шмелева и В. С. Бабина). Для исследования интересов и профессиональной ориентацииличности используется «Карта интересов» и «Дифференциально-диагностический опросник» (Е. А. Климов). В целях изучения направленности личности нередко также практикуется применение методики «Незаконченные предложения». Самооценка личности изучается с помощью различных шкал в том числе шкалы личностного дифференциала. Важное значение имеет диагностика уверенности в себе как устойчивого позитивного отношения личности к собственным навыкам, умениям и способ-ностям (А. Фарелл и др.). Диагностика социально-психологической компетентности личностиозначает ее осведомленность о социально-психологических явлениях, коммуникации, познании и интеракции (влиянии).Методика (КОС-1) предназначена для выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности (умение четко и быстро устанавливать деловые и личные контакты, влиять на людейИмеется масса популярных, нестандартизированных тестов, например: «Общение», «Уровень коммуникабельности», «Умение слушать», и т.д. Они предназначеныдля изучения коммуникативной компетентности'. Но в научных целях данные методики неприменимы. Исключение составляет экс-пресс-тест на самоконтроль в общении или тесты М.Снайдера. Данная методика позволяет оценить, в какой степени человек контролирует себя в общении с другими людьми  Одной из составляющих социально-психологической компетентности личности является наблюдательность..Для диагностики психологической наблюдательности применяют следующие методики: «Поведенческий портрет»; «Список личностных черт» (А. М. Эткинд); «Рисунок эмоций» (В. А. Лабунская);«Диагностические игры»; «Экспертный опрос».Социально-психологическая диагностикастатусно-ролевых характеристик личностиТрадиционная методика изучения статуса личности - социо-метрический тест, предложенный Дж. Морено (1934). Суть этой методики заключается в том, что на основании выборов членов группы определяется индивидуальный (лидер), предпочитаемый иизолированный статусы. А. Штангель в своей книге «Язык тела» приводит различные характеристики осанки и походки человека. Непринужденная осанка - свидетельство свободы от какого-либо ограничивающего принуждения. Вялая осанка - символ покорности, смирения, угодничества и т п.Жесты также выступают в качестве способа изучения статусно-ролевых характеристик личности. Одной из методик изучения статусно-ролевых характеристикличности является стилистический анализ речи. В стиле речи выражены специфика профессии человека, его ценности. Различают несколько стилей речи: обиходно-бытовой, художественный, деловой,научный, нелитературный (криминальный). можно сделать вывод о том, какой статус занимает личность и какие доминирующие роли она выполняет.Особое значение в данном случае имеет анализ сленга..Психодиагностика социальных чувстви эмоциональной сферы личности Эмоциональная сфера личности включает разнообразные элементы: 1) элементарные переживания, связанные с биологическими потребностями 2) аффекты и страсти 3) ситуационные чувства (ра-дость, восторг,4) различные психические состояния (настроение). В собственном смысле настроение измеряется посредством шкалы под названием «Оценка настроения». Для оценки эмоциональных состояний личности используется тест цветовых предпочтений Люшера, который заключается в ран-жировании по предпочтению набора лишенных текстуры цветовых поверхностей (8 квадратиков из цветной бумаги). За каждым цве-том закреплено символическое значение, поэтому психолог-прак-тик расшифровывает и прочитывает полученную от испытуемогоцветовую последовательность («раскладку») как некий текст о его эмоциональном состоянии.Для оценки эмоциональных состояний используется метод экспертного визуального определения. Данная методика разработанана основе опыта психологической квалиметрии, которая представляет собой оценку психологического качества, в данном случае количественную оценку эмоциональных состояний человека. Визуальная оценка эмоциональных состояний может быть более объективной при формализации комплекса основных внешнеэмо-циональных показателей, позволяющих судить о наличии у человека определенного эмоционального состояния.. Способность к сопереживанию - эмпатия - отчасти социально обусловленная, отчасти генетически предопределенная черта личности. Для ее измерения используется опросник А.Меграбяна,состоящий из 83 вопросов. Степень согласия с каждым вопросом-утверждением оценивается испытуемым в регистрационном блан-ке по 9-балльной шкале к возникновению адекватного чувства вины, восприимчивость к критике в свой адрес (СО). Известны шкалы для определения тревоги (Спилберг, Тейлор), депрессии, невропатизации личности и т. п. Насилие как социально-психологическое явление имеет разные формы выражения, в том числе и на личностном уровне. В частности, оно выражается в агрессии. Наиболее часто для диагностики агрессии используют опросник Басса-Дарки, состоящий из 76 утверждений. Его авторы выдели-ли следующие виды реакций: физическую агрессию - косвенную агрессию - раздражение - негативизм - обиду – и тп .Для диагностики агрессии используются проективные техники. Таким образом, можно сделать вывод, что для изучения каждой из социально-психологических характеристик личности существует адекватная диагностическая методика. Это важно и для организации обучения специалистов из числа социальных психологов, и для их профессиональной деятельности в повседневной практике

 

2. Формы и содержание социальной помощи в средневековой Европе.

.Эпоха средневековья берет свое начало с падения Западной Римской империи в V в. н.э. и заканчивается в середине ХVII в. победой Английской буржуазной революции. В рамках этого периода выделяются три этапа: 1)раннее средневековье (V–ХI вв.); 2) классическое средневековье (ХI−ХV вв.);3) позднее средневековье (ХVI–ХVII вв.) - период кризиса феодализма и ста-новления буржуазного общества в европейских странах. Сложившиеся в восточных странах в предыдущий период социальные отношения в эпоху средневековья не претерпели существенных изменений и сохранили свои основополагающие черты: принципы коллективизма, реализованные через общину для основной массы трудящихся классов, неограниченная власть правителя, вертикальные связи в обществе - все оставалось без изменений многие века.Эпоха западноевропейского средневековья неразрывно связана с таким выдающимся явлением в истории народов Европы, как распро странение христианства. Именно под влиянием христианства сформировались многие стороны социальных отношений, духовной, культурной жизни вЗападной Европе. Важным социальным институтом в эпоху средневековья становится христианская церковь как организация верующих. Наряду с политической, военной, культурно-просветительной, церковь выполняла хозяйственную и социальную функции, то есть защищала слабых и обездоленных,распределяла продовольствие и милостыню. Именно церковь в этот периодстановится носителем благотворительности и поддержки нуждающихся.Большую роль в церкви играли монашеские ордена. В обязанности монахов входили чтение и переписка книг, обучение детей. Это сыграло положительную роль в сохранении остатков образованности в период культурного упадка Европы в раннем средневековье. Именно материальные ресурсы монастырей и церковная десятина использовались для того чтобы на практике выполнять одну из главных христианских заповедей – заботиться о ближнем, нуждающемся. Поэтому стали рассматриваться устройство больниц, школ и приютов.Отношение к обездоленным, больным и убогим всредневековой Европе было довольно терпимым.В городских документах средневековых английских городов встречается термин «наши городские нищие». Они были даже объединены в некое подобие цеха; возглавлял этот цех избранный самими нищими старшина. С ним городские власти обсуждали все дела, касающиеся сбора милостыни

Однако эта терпимость к нищенству и бродяжничеству стала уменьшаться с конца ХV - начала ХVI вв. Усиливалась ответственность человека за свое благополучие, за свои поступки, стремиться выжить в одиночку, перенести все жизненные тяготы и не перекладывать их на других. Лень и безделье объявлялись социальным злом. Отсюда отношение к бедным, бродягам и попрошайкам носило сугубо отрицательный характер. Считалось, что их состояние являлось порождениемих собственной ленности и бездуховности. Напротив, преуспевание в делах рассматривалось как богоизбранность. Эти идеи кальвинизма были положены в основу создания работных домов как исправительных учреждений, в которых люди, чтобы получить кров и питание, должны были работать сообразно состоянию физического здоровья и возрасту. В Англии организация работных домов возлагалась на мировых судей. Неотъемлемой частью работного дома были мастерские или мануфактуры, где царили постоянный надзор и тюремная дисциплина. По од-ним источникам первый работный дом в Англии был открыт в Бридвеле в1557 г., по другим источникам - после принятия английским парламентом в1697 г. закона о работных домах в том же году был открыт первый работный дом в Бристоле.

Очень интенсивно шло развитие буржуазных отношений в рассматри-ваемое время и в Голландии, но, в отличие от Англии, в этой стране создание работных домов имело своеобразие: труд бедняков, помещенных в эти заведения, оплачивался. Свободное от работы время они должны были посвящать молитвам и чтению религиозных книг. Пребывание в таких работных домах ограничивалось 8–12 годами.

ХV−ХVI и последующие века были в западноевропейских странах временем массовых разорений крестьян и ремесленников. Это был период первоначального накопления капитала, т.е. формирования слоя неимущих граждан, лишенных средств к существованию и продававших свою рабочую силу, чтобы выжить. С другой стороны, формировался слой собственников,капиталистов, владевших мануфактурами. Поэтому толпы бродяг на дорогах стали вызывать все большее раздражение,особенно у предпринимателей: теперь в нищих видели не подобие Христа, а дешевую рабочую силу, которую можно было с выгодой использовать.Города стали закрывать ворота перед оборванцами и нищими. Нарушение законов о нищенстве строго каралось. Например, в Кельне (Германия),если бродяга трижды попадался на незаконном попрошайничестве (а незаконным оно могло быть, если он не входил в установленное число «наших городских нищих»), он заканчивал свою жизнь на виселице.

     Большое значение в развитии социальной защиты и мер помощи неимущим сыграл закон о бедных Елизаветы I, принятый в 1601 г. Этот закон лег в основу правового регулирования благотворительности и подвел черту под серией законов, изданных королем и парламентом Англии после Реформации и появления англиканской церкви.. В соответствии с этим законом был утвержден Статус для благотворительных организаций. Раньше богатые люди делали пожертвования церкви, а та в свою очередь действовала, следуя пожеланиям дарителей. По Статуту 1601 г. частные лица и их ассоциации получили право выделять средства любым благотворительным организациям, а не только церкви. Богатые люди могли учреждать богадельни, больницы, школы, делать пожертвования в виде земельных участков. Эта благотворительная деятельность совершалась помимо органов власти и совсем не обязательно через церковные приходы. Таким образом, закладывался фундамент гражданского общества. Кроме этого Статута, в 1601 г. был принят закон о бедных. Этот закон определил круг тех, кто мог рассчитывать на благотворительную помощь от церковных приходов. Закон предусматривал: помощь престарелым, немощным и бедным;

• содержание больных и увечных солдат и матросов;

• содержание бесплатных школ, а также студентов в университетах;

• обучение и дальнейшую заботу о сиротах;

• предоставление имущества и содержание исправительных домов;

• выдачу замуж бедных девушек;

• поддержку, помощь молодым ремесленникам, торговцам и разорив-

шимся лицам;

• помощь или освобождение заключенных или пленников.

Закон о бедных 1601 г. предусматривал также специальное налогообложение в пользу бедных, что позволяло концентрировать средства и распределять их в церковных приходах. Мировой судья и епископ получили право наказывать всех, кто уклонялся от налога.

Ввиду того, что процесс экспроприации мелких собственников в Гер-мании проходил позже, чем в Англии и Франции, аналогичное английскому и французскому законодательство против бродяг в германских государствахбыло принято позднее. Например, в ХVII в. в Германии нищенствующих здоровых физически мужчин насильно зачисляли на военную службу или принуждали к тяжелым работам. Широко использовалась система штрафов для просящих милостыню

 завтрашнего преступника

.

 

 

3. Технология социально-педагогической работы с отрицательными малыми неформальными группами.

Малая неформальная группа - это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, ощущают свою принадлежность к группе и воспринимаются другими как члены данной группы. Классификация группы: А.Н.Сухов выделяет различные спонтанные группы (компании) по характеру социальной направленности: -просоциальные (социально положительные) способствующие развитию у своих членов положительных социально-нравственных качеств, отличаются широтой диапазона совместной деятельности и обсуждаемых вопросов, высоким нравственным уровнем личных взаимоотношений.- асоциальные, стоящие в стороне от основных социальных проблем. Компании формируются главным образом на базе совместных развлечений. Межличностные конфликты в такой компании, будучи эмоционально значимы, ограничены по содержанию и потому остаются поверхностными. Таких компаний, к сожалению, много, причём , некоторые из них перерастают в антисоциальные (от случайной выпивки –к пьянству, от весёлого озорства- к хулиганству). -антисоциальные (социально отрицательные). Эти компании также связаны с развлечением и общением, но в основе их лежит деятельность, направленная во вред обществу: пьянство, хулиганство, правонарушения.Проблемы: Невозможность самореализации в кругу семьи, в школе, институте или разногласие, расхождение во взглядах с родителями и преподавателями.Актуальность: современная социально-политическая ситуация в России показывает: что неформальные молодёжные объединения- это очень актуальная проблема на сегодняшний день, так как огромное количество подростков становятся «неформалами» не из-за каких-то убеждений, целей, а только из-за того, что им нравится атрибутика «неформалов», относительная независимость и самостоятельность.Направление деятельности: Диагностика: Для изучения характеристик группы, в частности групповой стратификации, можно использовать фотодиагностику отношений. На групповой фотографии лидеры располагаются, как правило, в центре, а аутсайдеры - на периферии. Для определения индекса групповой сплоченности используется не только социометрия, но и методика Сешора, методика Г. В. Залюбовской исследует восприятия группы индивидом. С помощью референтометрической методика и Г. В. Щедринойвозможным выявить круг лиц, значимых для индивида, т. е. его референтную группу. можно использовать анализ симптоматики: одежды и пр. Цель: Выведение группы из « подполья», направление на реальные цели, организацию добрых дел. Задачи:-переориентация лидера, вожака группы и последующее воздействие через него на всех членов группы, в отдельных случаях не исключена изоляция «неподдающегося вожака» от группы, направление его в специализированное техническое училище или школу;-включение нескольких участников группы (под разными предлогами) в другие объединения подростков с положительной направленностью и организация их последующего влияния на остальных участников группы;-приобщение всей группы к увлекательным и вместе с тем полезным видам деятельности. Прежде всего, необходим индивидуальный подход к каждому участнику группы и дефференцированный подход к каждой группе. Основные направления работы:-снижение агрессии с помощью бесед, тренингов и т.д.-работа с родителями неформалов: изучение семей, создание родительских активов совместно с педагогами, проведение лекториев по вопросам воспитания детей в семье.-договорится с руководством досуговых центров о возможности посещения их членами группы (по итересам);-обеспечить контроль за посещаемостью;-организация совместной познавательной, общественно-полезной, досуговой деятельности учащихся, их родителей и педагогов. Таким образом, в зависимости от вида и характера объединения «неформалов» можно выделить три основных направления СПР: 1. - это агитация молодёжи, если движение просоциально 2.-с другой стороны- это разобщение неформальных групп, хотя этот способ коррекции малоэффективен, что доказано практическим опытом 3.-переориентация лидера , а затем-остальных подростков «неформалов» Практика показывает, что силовые, жесткие методы, малоэффективны, хотя и применяются. А вот если социальный педагог находит общий язык с подростками, если неформалы видят, что общество пытается их понять, помочь им, то подростки идут на контакт, рассказывают о своих проблемах, об успехах. А именно такая двусторонняя связь между неформалом и социальным педагогом, налаженная путём подбора ключика к душе подростка и становится основной в профилактической работе или в социально –педагогической коррекции подростка, его поведения и взглядов.

 

 

Билет 29


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1300; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!