Тема II: Искусство древнего мира 5 страница



       Храм посвящен святой Софии – христианской мученице, по преданию, казненной во II веке в Риме вместе с дочерьми, имена которых в переводе с греческого означают "Вера", "Надежда", "Любовь".

       План Софии Константинопольской представляет собой слегка вытянутый прямоугольник, в центре которого выделен квадрат с мощными уступами, перекрытый грандиозным куполом (диаметр 31,5 м), нагрузка распора которого передается на массивные устои через паруса (вогнутые сферические треугольники), представляющие переход от формы купола к квадрату нефа.

       Внешний облик храма с преобладающим над ним куполом аскетически суров, в то время как внутреннее убранство собора поражает разнообразием формы и цвета.

       Стены покрыты полированным серо – зеленым и розовым мрамором. Своды и купола украшают мозаики. Ныне храм святой Софии является главной мечетью Стамбула "Айа - Суфия".

       Живопись. Возрастает роль интерьеров храмов, формируются новые принципы синтеза искусств, складывается иконография Священного писания, впоследствии ограниченная строгими канонами* официальной церкви. Устанавливаются жесткие правила изображения фигур, ликов, атрибутов, одежды. Система размещения изображений также была строго определена.

       Наиболее распространенной техникой монументальной живописи стала мозаика. Редкий образец светской живописи – мозаика церкви Святого Виталия в Равенне (середина VI века).

 

 

       ВИЗАНТИЯ (IX – XIII вв.)

       Архитектура. Наибольшее распространение получает строительство монастырских ансамблей. Центром архитектурной композиции монастыря был главный храм (так называемый каталикон, или кафаликон). Господствующим типом храма стал крестово – купольным, прямоугольные помещения которого, перекрытые обычно цилиндрическими сводами, составляли в плане равноконечный крест; в средокрестии размещался купол на световом барабане. Примером такой постройки может служить каталикон монастыря Хосиос Лукас в Фокиде (около 1020 г.).

       Рациональность и несложность конструктивного решения, прочность и устойчивость, завершенность композиции способствовали распространению крестово – купольных храмов за пределами Византии.

       Живопись. Конфликт между иконоборцами, отвергавшими возможность изображения Бога в облике человека и иконопочитателями, длившееся с 726 по 843 гг., привел к некоторому спаду в развитии живописи.    

       С победой официальной церкви, выступавшей на стороне иконопочитателей, возрождается сюжетная изобразительная живопись.

       В IX – X вв. росписи уже заполняют все поверхности интерьера храма: в куполе изображался Христос - Вседержитель (Пантократор), в четырех парусах – евангелисты, в апсиде – Богоматерь и так далее.

       Мастерство художников совершенствуется, усложняется воспроизводимый образ.

       Во второй половине XI – XII вв. утверждается классический торжественный византийский стиль, для которого свойственны изображения фронтально сидящих фигур со строгими аскетичными лицами на золотом фоне. Материальность созданного облика отступает на второй план, в центре внимания художника – разработка духовной глубины образа.

       К лучшим произведениям классической византийской живописи относится – мозаики храма Успения монастыря Дафни (близ Афин), конец XI в.

       Основной формой станковой живописи в Византии была икона. Один из шедевров византийской иконописи - "Владимирская богоматерь" (XI – начало XII вв.) в середине XII в. попала на Русь, где долгое время находилась в Успенском Соборе города Владимира (откуда и получила свое название), и была наиболее почитаемой иконой на Руси.

 

 

       ВИЗАНТИЯ (конец XIII – XV вв.)

 

 

       В XII – XIV вв. при Палеологах, византийское искусство переживает свой последний расцвет.

       Архитектура. В развитии архитектуры не происходит существенных изменений. Воплощенное в зодчестве предыдущих веков средневековое представление о мироздании не меняется.

       Живопись. Линейный стиль в росписи уступает место живописному, колористически богатому. Условность, оторванность изображения от пространственной среды исчезают. Фигуры, рассматриваемые с нескольких точек, изображены в движении, во взаимодействии со средой и обстановкой. Выразительные жесты, человеческие чувства, запечатленные на лицах, придают изображениям жизненность. Таковы, например, мозаики и фрески монастыря Хора (Константинополь, 1312 – 20 гг.).

       В истории мировой культуры византийское искусство сыграло значительную роль. Его влияние ощущается в средневековом искусстве Европы, южных славян, Древней Руси, Закавказья.

 

ЛЕКЦИЯ 9

                                       РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО
        

 

       Термин "Романский стиль", возникший в XIX в. применяется к западноевропейскому искусству X – XII вв. (в ряде стран – XIII в.).

       Архитектура. Зодчество – ведущий вид искусства того времени. Романский стиль в архитектуре сочетает классические элементы и элементы местного, "варварского" зодчества. Наибольшее распространение получают храмы, монастырские комплексы, замки. Внешний облик романских построек отличается простыми массивными формами, ясно читаемыми объемами, торжественной суровостью, монолитной целостностью. Узкие щелевидные окна – бойницы усиливали впечатление тяжеловесности, внушительности постройки.

       Средоточением жизни в период раннего средневековья были замки могущественных светских и церковных феодалов. Рыцарский замок, построенный обычно на возвышенности, в труднодоступном месте, окружали мощные крепостные стены, увенчанные зубцами и башнями, вдоль стен, не защищенных рельефом, проходил глубокий ров, обычно наполненный водой. Входом в крепость служил укрепленный портал с откидным мостом.

       Убежищем феодалов была мощная башня Донжон, служившая композиционным центром замка, вокруг нее располагались жилые и служебные помещения.

       Монастыри того времени по своему облику очень напоминали замки. Центром монастырского комплекса был храм – самое значительное создание романского зодчества. Наибольшее распространение получают храмы базиликального типа, унаследовавшие от римлян форму базилики. Романский храм в плане представлял собой латинский крест, образованный пересечением продольных помещений (нефов), которых было обычно три или пять, с поперечными – трансептами. Центральный, более высокий, чем боковой, неф завершался на западе алтарной апсидой. Вход в церковь обычно был выполнен в виде перспективного портала, выложенного последовательно уменьшающимися к проему, врезанными в толщу стены полуциркульными арками. Пространство стены над входом, ограниченное полукружием арки (тимпан) обычно украшалось рельефными изображениями.

       Внешний вид романского собора суров, прост, лаконичен. Центром композиции обычно служила башня, увенчанная шпилем, установленная в средокрестии. Пример такого храма – собор Нотр – Дам Ла Гранд в Пуатье (XI – XIII в., Франция)

       Скульптура. Широкое распространение в романском искусстве получила монументальная скульптура (особенно рельеф), которая часто расписывались красками. Романская пластика подчиняется архитектуре, используется в основном во внешнем оформлении соборов. Рельефные изображения на сюжеты "Священного писания" размещались на западном фасаде, в тимпанах, на столбах и колоннах, они подчинялись форме элементов постройки: на колоннах пропорции изображения вытянутые, уединенные, в фризах приобретали приземистые формы.

       Центральный образ романской скульптуры – Христос. Разрабатываются темы добра и зла, воплощенные в образах рая и ада; возвышенному противопоставляется низменное, трагическому – комически – гротескное. Например, в тимпане собора Святого Лазаря в Отене (1130 – 1140 гг.) в сцене «Страшного суда» грозному и величественному образу Иисуса Христа противопоставлен почти комедийный сюжет: ангел и дьявол, изображенный одновременно страшным и смешным, взвешивают добрые и злые дела умерших.

       Постепенно в храмовую скульптуру проникают образы крестьян, простых горожан, комедиантов с их повседневными делами и заботами, появляются герои фольклора, порожденные народной фантазией: химеры, демоны в получеловеческом полузверином обличье. Романские скульпторы, разрабатывая проблему безобразного, тяготели к фантастическим, чудовищным образам.

       Живопись. Живопись, как и скульптура, подчинена архитектуре. Средоточением всех видов искусств является храм. Наиболее распространенный вид техники – фреска, начинает развиваться витраж (вид живописи из цветных кусочков стекла, соединенных каркасом). Витражи заполняли оконные проемы апсид (более широкое распространение этот вид живописи получает в готическом искусстве). Многоцветные фрески на сюжеты "Священного писания" покрывали поверхности стен. Плоскостной характер росписей придавал мощным стенам еще большую массивность. Примером таких росписей могут служить фрески храма Сен – Савен сюр Гартан в Пуату (конец XI – XII в.). Одна из лучших композиций – фреска "Постройка Вавилонской башни".

ЛЕКЦИЯ 10

                                      ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

 


       Готика – следующая ступень в развитии средневекового искусства. Современники называли новый стиль, появившийся в XII в. во Франции "французской манерой". В эпоху Возрождения появилось название «готика».

       Готическое искусство поражает разнообразием форм, единством и целостностью во всех своих проявлениях. Как и вся средневековая художественная культура искусство готики глубоко религиозно, но оно тяготеет к жизни, природе, человеку. Мастеров нового стиля интересует конкретный человек с его чувствами, красота природы.

       Высокая одухотворенность образов готики, свойственная им удивительная гармония подготовили приход искусства Возрождения.

       Архитектура. Архитектурный облик вольных городов Западной Европы, добившихся в упорной борьбе относительной независимости от крупных феодалов, преображается. На деньги ремесленных общин, ставших заказчиками наряду с монастырями, церковью и богатыми землевладельцами, строятся больницы, биржи, крытые рынки, жилые дома.

       Наивысших достижений готическое искусство достигло в храмовом зодчестве. Величественные готические соборы резко отличаются от романских. Более высокие, нарядные, легкие они поражали изяществом, динамичностью и живописностью. Динамическая устремленность ввысь всех форм готического храма олицетворяла стремление человека к возвышенному, души – к богу.

       Мастера готики продолжают развивать базиликальный тип храма. Одно из главных достижений готической архитектуры – выделение устойчивой каркасной системы, в которой конструктивную роль выполняют крестовые нервюрные своды (нервюры – ребра жесткости, поддерживающие свод), внутренние устои (колонны) и внешние опоры – (вынесенные за пределы собора контрфорсы, сдерживающие распор стены, передающийся на контрфорс через аркбутан). Такая конструкция позволяла перекрывать большие пролеты и поднять своды на головокружительную высоту.

       Одна из характерных особенностей готической постройки – стрельчатая арка, которая многократно повторяясь в очерках сводов, окон, порталов, ниш, своей формой подчеркивает легкость и динамичную устремленность ввысь всей архитектурной постройки. Внутреннее помещение готического собора, стены которого в отличие от романского прорезывают большие окна, становится светлее, поражает своим великолепием. Сам воздух, наполненный разноцветными струями света, просеянного через окна – витражи, производит сильное впечатление.

       Величайшее сооружение ранней готики – собор Парижской Богоматери (Нотр – Дам де Пари, середина XII – середина XIII вв.). В плане собора – пятинефная базилика со слабо выраженным трансептом. Входом в собор является перспективный портал стрельчатой формы. Центральный неф отмечен окном – розой.

       Замечательными памятниками готической архитектуры являются Реймский собор (заложен в 1211 г.), собор в Амьене (около 1236 г.).

       В эпоху готики возросло значение светской архитектуры, которой особенно богата Италия.

       Яркий образец итальянской готики – Дворец Дожей (правителей республики XIV – XV вв.) в Венеции. Дворец поражает праздничным великолепием декоративной резьбы по мрамору, каменным кружевом украшающей фасады. Непрерывная череда стрельчатых арок в первом и втором этажах, делают постройку чрезвычайно легкой.

       Скульптура. Развитие готической пластики неотделимо от архитектуры. Скульптуре принадлежит первенство в готическом изобразительном искусстве. Она занимает ведущее место в декоративном убранстве собора. Скульптурными композициями были украшены порталы храмов, где посетителя встречали изображения пророков, апостолов, святых, внушительные размеры которых напоминали верующим об их месте в огромном мире, созданном богом. Тимпаны, арки порталов, ниши башенок, вимперги* украшались декоративными рельефами и круглой скульптурой. Орнаментальные мотивы, в которые были вплетены изображения животных и растений, украшали капители колонн, карнизы, аркбутаны, оживляя внешний облик храма.

       Скульптурные изображения с вытянутыми, искаженными пропорциями вторят ритму архитектурных форм, образуя гармоническое единение двух видов искусства.

       В синтезе скульптуры и архитектуры этого времени наблюдается усиление роли скульптуры, поднимается ее самостоятельное значение. Продолжается начатое романскими мастерами выделение образа человека в общем, декоративном убранстве. Статуи, обычно имевшие теснейшую связь со стеной, опорой часто помещаются в нишах на отдельных постаментах. Более динамичный характер фигурам придают легкие повороты торсов, живые позы и жесты.

       Расцвет готической скульптуры приходится на XII – XIII вв. Высшие достижения скульптуры готики связаны с соборами в Шартре, Амьене, Реймсе (во Франции).                                               

 

ТЕМА IV

 

                     ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

       Эпоха Возрождения – одна из самых впечатляющих страниц в истории мирового искусства. Она охватывает около трех столетий (XIV – XVI вв.). В сравнении с эпохами Древнего мира (около 5000 тысяч лет), средневековья (около 1000 лет), Возрождение представляется очень кратким периодом времени. Однако по количеству гениальных произведений искусства, новизне и смелости поисков мастеров той эпохи художественное наследие Возрождения не уступает предшествовавшим этапам развития мирового искусства.

       Родиной Возрождения стала Италия. Уже в XIV веке в сочинениях великого итальянского поэта – гуманиста Франческо Петрарки (1304 – 1374) появилось понятие Ринашименто – Возрождение (по-французски "Ренессанс").

       В это время были заложены основы современной науки, высокого уровня достигает литература, получившая с изобретением книгопечатания немцем Иоганом Гутенбергом прежде невиданные возможности распространения. В это время делают свои открытия Христофор Колумб, Коперник, пишут свои бессмертные произведения великие итальянцы Данте, Петрарка, французы Франсуа Рабле, автор романа "Гаргантюа и Пантагрюэль", Мишель Монтень, создатель знаменитых "Опытов". Трагедии Шекспира, "Дон Кихот" Сервантеса поражающие глубиной проникновения в психологию человека, знанием его страстей и устремлений, были написаны в эпоху Возрождения.

       Мировоззренческой основой ренессансной культуры становится философское направление гуманизма (от латинского "гуманус" – человек). Человек вновь становится "мерой всех вещей". Девизом искусства эпохи Возрождения можно было бы взять слова, вложенные итальянским гуманистом XV в. графом Пико делла Мирандола в его панегирике, в уста Бога – творца, обращавшегося к человеку: "Я ставлю тебя в центр мира…"

       В отличие от романской и готической культуры средневековая культура Возрождения носила светский характер, хотя основной круг сюжетов оставался, связан с мифологической и библейской тематикой. Эпоха Ренессанса противопоставила церковным догматам мировосприятие гуманистов, утверждавших ценность человеческой личности.

       Одной из основ искусства Возрождения становится по-новому понятое наследие античности.

       Развитие наук, разработка линейной и воздушной перспективы, изучение анатомии человека – все это способствовало развитию в изобразительном искусстве реалистических тенденций, освобождению от условности готического искусства. В живописи на первый план выступает портрет, зарождаются пейзаж, исторический и бытовой жанры. Развивается станковая живопись. Круглая скульптура – монументальная и станковая – приобретает самостоятельное значения.

       Идеалы гуманизма нашли свое отражение и в архитектуре: сооружения приобретают ясный гармонический облик, их пропорции и масштабы соотносятся с человеком.

 

ЛЕКЦИИ 11, 12, 13

                                                   ИТАЛИЯ

 


       ПРОТОРЕНЕССАНС (XIII – начале XV в.)

 

Основы живописи итальянского Возрождения закладываются в конце ХIІІ – начале ХV в. Этот период получил название Проторенессанс, что означает предвозрождение. Живопись итальянского Ренессанса тесно связана с традициями византийской иконописи, поздней готики, античного и местного романского искусства.

       Первый подъем новой культуры в Италии относится к концу XII – XIII вв.; он связан с изменениями в политической жизни крупных городов Италии (Флоренция, Милан, Сиена). Политическая власть в них сосредоточилась в руках купцов и ремесленников, которые активно противостояли власти местных феодалов и успешно способствовали отражению натиска иноземных завоевателей. Эти изменения вызвали коренные сдвиги в мировоззрении и культуре, повышения интереса к человеку, приобщение большого числа людей самых разных сословий к искусству. Заказчиками и покровителями художников и архитекторов становятся аристократы, купцы, духовенство, монахи, ремесленники.

       Родоначальником реалистического искусства Возрождения называют флорентинца Джотто Бондони (1266/67 – 1337). Одним из первых в итальянской живописи Джотто создает типический образ человека.

       Наиболее значительное творение художника – фрески на темы жизни Марии и Христа в Капелле дель Арена в Падуе, построенной в XI – XIV вв. на месте арены древнеримского цирка. Религиозная легенда передается художником как реальное событие. Пейзаж, жанровые мотивы усиливают реальность изображенных сцен из Евангелия. Искренне, жизнеутверждающее искусство Джотто Бондони с его верой в человека положило начало живописи Возрождения.

 

 

       РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

 

 

       В это время происходит решительный поворот к новому в итальянском искусстве, преодоление средневековой традиции. Складываются различные местные школы (флорентийская, миланская и др.).

       Архитектура. Основные типы построек того времени – храмы (разрабатывается тип центрально – купольной постройки) и дворцы аристократии. Новое направление в архитектуре связано с переработкой античных традиций и ордерной системы.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 538; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!