Тема II: Искусство древнего мира 10 страница



Классицистические постройки Франции XVIII века не изобилуют декоративными элементами. Их композиционное решение просто; архитектурному ордеру возвращается конструктивное значение. На смену регулярному парку, ухоженному и искусственно приукрашенному, приходит ландшафтный парк, разбитый по естественной пейзажной системе с рощами, прудами, аллеями, беседками.

Живопись. С конца XVII века распространяется декоративная нарядная живопись, связанная с интерьерами гостиных, парадных залов, в которых уже в 20-х гг. XVIII века явственно определились черты стиля рококо. Для искусства рококо характерен уход от проблематики жизни в мир грез и фантазий, мифологических сюжетов, экзотических (восточных) образов.

В росписях, размещенных на стенах, в плафонах, десюдепортах, гобеленах, преобладали пейзажи, пасторальный жанр (пастушеские сцены), изображения на галантные темы из светской жизни дам и кавалеров, идеализированный портрет, изображавший модель в образе мифологического героя. В декоративных композициях, которым придается прихотливый, грациозный облик, фигуры человека подчиняется ритму изящного орнамента, превращается в деталь изысканного убранства помещения, теряя свою самостоятельность.

В целом для живописи стиля рококо характерны светлые приглушенные тона, цветовая гамма серебристо – голубоватых и золотисто – розовых оттенков, умелое построение композиции с помощью слитных декоративных пятен. Благодаря этому достигалось ощущение легкости, зыбкости изображения.

Одновременно с развитием живописи рококо усиливается роль реалистического направления. Высокого уровня достигает портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр. Короткая, противоречивая эпоха легкомысленных маскарадов и нарастающей напряженности в обществе выдвигает на сцену создателя галантного жанра, интимной живописи настроения, бытописателя аристократии Жана Антуана Ватто (1684 – 1721), который за свою короткую жизнь сумел снискать славу одного из лучших художников Франции.

Прежде всего, Ватто известен как автор "галантных празднеств" ("Праздник любви", "Общество в парке" Дрезден, Картинная галерея; "Затруднительное положение", С. – Петербург, Эрмитаж). Это лирические сцены из жизни влюбленных дам и кавалеров, которые прогуливаются в парке, музицируют, танцуют, ведут интимные беседы. Сцены почти бессюжетны, но полны эмоционального подтекста. Галантные манеры, светская сдержанность, грациозность и непринужденность свойственны персонажам Ватто. Нередко они жестом или взглядом обращаются к зрителю, нарушая невидимую преграду между миром картины и действительностью, дают едва уловимую подсказку к разгадке тайны их бытия, их внутренних переживаний. Сам художник становится как бы сторонним наблюдателям, которому открывается то, чего не видят его персонажи: суетность и тщеславие светской жизни.

Слегка ироничное, недоверчивое отношение к реальности свойственно живописцу. Ощущение неуравновешенности, зыбкости, придают картинам Ватто мерцающие, струящиеся, как бы перетекающие друг в друга краски. Он использует светлые полупрозрачные тона, блекло – розового, золотистого, голубого, зеленоватого цветов, изредка усиливая глубину тонов всплесками черных и темно – синих пятен.

Вершиной творчества Ватто в стиле рококо стала картина "Паломничество на остров Киферу" (1717, Париж, Лувр).

Своего расцвета стиль рококо достигает в 40-х гг. XVIII века. Одно из первых мест среди представителей рококо в живописи, безусловно, должно быть отведено Франсуа Буше (1703 – 1770 гг.). Талантливый декоратор, одаренный тонким чувством колорита, достигший виртуозной техники рисунка, Буше обладал редкой композиционной изобретательностью. "Первый художник" короля Людовика XV, любимец аристократии, директор Академии, он легко подчинял заказчику и моде свои художественные устремления, следуя стереотипу уже выбранному официальными кругами. В своем творчестве Буше обращается к мифологическим сюжетам, аллегориям, празднично – сентиментальным пасторалям. Его полотна, панно, шпалеры, населены кокетливыми нимфами, шаловливыми амурами, влюбленными пастушками и пастушками. Их нежно – розовые тела купаются в прозрачной серо – голубой дымке, томные, грациозные движения придают картине замедленный ритм. Произведения Буше уже не подчиняются законам станковой живописи, они становятся, прежде всего, декорацией в которой разворачивается действие повседневной жизни хозяев модных гостиных. Никто из современников Буше не воплотил в своем творчестве черты декоративно – салонного стиля рококо столь явственно как он.

Чаще всего влияние рококо проявлялось в компромиссном соединении со старыми традициями и новыми веяниями. Именно на подобном компромиссе строится деятельность портретистов. Портрет изображает французских аристократок в облике античных богинь, муз или нимф (Например, Ж. – М. Наттье, "Портрет герцогини де Шольн в виде Гебы", 1744, Париж, Лувр).

Подлинное обновление портретного жанра связано с именем большого художника Мориса - Кантена Латура (1704 – 1788). Латур, человек гордый, яркая личность, осознающая свою самоценность, значительность своего таланта, не чувствует себя слугой знатных заказчиков. Он отказывается слепо следовать принципам стиля рококо, который в 50-х гг. XVIII в. вступил в период кризиса, вызванного общей деградацией аристократической культуры Франции. Отвергая аллегорический и мифологический "костюмированный" портрет с его поверхностной характеристикой, Латур, проявляет особый интерес к точной трактовке образа, правдивому ощущению жизни. Однако, будучи сыном своего легкомысленного века, живописец не дает углубленной психологической характеристики своих персонажей. Тонкая завеса светской любезности скрывает их потайные мысли и чувства. Приветливо приглашая зрителей к разговору, они никогда не заведут разговор "по душам".

Таковы властная светская красавица маркиза Помпадур (1755, Париж, Лувр), насмешливый "энциклопедист" аббат Юбер (1742, Женева, Музей искусства и истории), умный и проницательный художник Жозеф Верне (Дижон, Музей изящных искусств).

Дань веку рококо художник отдает выбором цветовой гаммы: нежные, бархатистые розовато – желтые и серо – голубые тона создаю ощущение легкости изображения.

Влияние художественной системы рококо сказалась и на других жанрах живописи: пейзаже, натюрморте. Натюрморт, как декоративный элемент занимает особое место в оформлении рокайльных интерьеров.

Однако декоративному натюрморту, явившемуся составной частью декора, не имевшему самостоятельного значения, противостоял натюрморт станковый, ставший одним из самых интересных и самобытных жанров французской живописи XVIII столетия.

Здесь первенство принадлежит, бесспорно, Жану – Батисту Симеону Шардену (1699 – 1779). Один из самых ярких художников XVIII в. Шарден, начинал свой творческий путь, именно как мастер натюрморта.

Если Дидро утверждал, что камень чувствует, то Шарден заставляет нас поверить, что его овощи, кухонные ножи, скатерти и кастрюли – одушевленные предметы, живущие своей особой неторопливой жизнью ("Кухонный стол", Париж, Лувр).

Виртуозно владея техникой живописи, Шарден удивительно точно передает фактуру предметов, их форму, взаимодействие со светом. Сочные, крупные мазки художника вблизи кажутся беспорядочной мозаикой, но издалека создают богатую колористическую гамму, точно угаданную и воспроизведенную.

Постепенно предметы вовлекают в свою жизнь человека, натюрморты Шардена "обрастают" сюжетом. Он становится изобретателем нового жанра – сцен из будничной жизни людей труда, скромных мещанских семей ("Молитва перед обедом", 1744 г., С. – Петербург, Эрмитаж; "Утренний туалет", 1740 г., Стокгольм, Национальный музей).

Главная черта искусства Шардена – достоверность. Простые люди на полотнах его современников выглядели переодетыми аристократами, собравшимися на маскарад. Шарден же никогда не изменяет правде жизни, обогащая ее всем, чем располагает искусство XVIII века: проникновенным лиризмом, непринужденностью и изяществом. Первым во французском искусстве он утверждает эстетическую ценность жизни во всех ее проявлениях, даже в самых обыденных.

Скульптура. Французская пластика XVIII века в значительной степени зависела от художественных принципов рококо, была частью роскошных интерьеров, утратив монументальность, приобретая более камерный, декоративный характер.

Однако, в середине XVIII столетия стремление к изящной декоративности сменилось тяготением к простоте и строгости в передаче образов.

Значительные достижения во французской скульптуре принадлежит, прежде всего, Этьену Морису Фальконе (1716 – 1791), ставшему известным и в России, благодаря знаменитой монументальной статуе Петра I в Петербурге, названной "Медным всадником" (1766 – 1782). В этом произведении Фальконе создал образ идеального правителя, законодателя великой державы, о котором мечтали просветители XVIII в.

Создателем пластического гражданского портрета во Франции был Антуан Гудон (1741 – 1828). Он является автором скульптурных портретов выдающихся личностей своего времени: философов, ученых, политических деятелей, лидеров буржуазной революции ("Руссо", 1778 г. Орлеан, Городской музей; "Дидро", 1771, Париж, Лувр; "Композитор    Глюк", 1775, Веймар, Библиотека).

Шедевром скульптурного портрета стала мраморная статуя 84–летнего Вольтера (1781, С. – Петербург, Эрмитаж), сидящего в кресле.

Изображению усталого, изможденного старца придан героизированный облик непобедимого человека. Время лишило сил хрупкое тело мыслителя, но ироническая улыбка и взгляд, полный полемического задора, говорят о том, что время не властно над силой разума философа – мудреца.

 

 

ЛЕКЦИЯ 24

                                                     АНГЛИЯ


    

 

 

       Временем блистательного развития культуры для Англии стал XVIII век. Во второй половине столетия Англия наряду с Францией становится законодательницей мод в художественной культуре Европы. Значительным было влияние культуры английского быта, графики, живописи и особенно карикатуры.

Англия обогнала другие страны Европы на пути исторического развития, совершив переход к капитализму еще в середине XVII века. В начале XVIII столетия страна сталкивается с негативными процессами развития индустриального общества.

Специфические особенности английского искусства связаны, прежде всего, с тем, что в буржуазной Англии XVIII в. не существовало резкого антагонизма между буржуазией и аристократией, что привело к переплетению различных направлений культуры и искусства. Однако исходные позиции Англии того времени были определены идеями Просвещения, проявившимися в достаточной степени в философии и литературе (в произведениях Свифта и Дефо) в конце XVII в. Раньше других видов искусства новые веяния впитала архитектура.

Архитектура. Крупнейшим английским архитектором конца XVII – начала XVIII вв. был Кристофер Рен (1632 – 1723). Исповедуя принципы классицизма, он создавал постройки (церкви, дворцы, университетские здания, библиотеки, госпитали), соизмеряя их с человеком и его средой. Ясное чувство масштаба, совершенство пропорций, спокойный ритм, уравновешенность форм, не утяжеленных украшениями, свойственны работам знаменитого архитектора. Однако, верный классической традиции, Рен использует в своем творчестве и элементы других стилей – готики, барокко. Например, в соборе св. Павла, где доминируют элементы классической архитектуры, башни западного фасада напоминают о стиле барокко, а купол и барабан храма опираются на систему контрфорсов и аркбутанов, знакомых нам по готической архитектуре. Возврат к элементам средневековой архитектуры в европейском зодчестве произойдет лишь в XIX в., когда появятся всевозможные стилизации. Очень раннее обращение к традициям средневековья является самобытной чертой английской архитектуры рубежа эпохи Просвещения.

Рационалистические умонастроения, широко распространенные в Англии конца XVII – начала XVIII столетий создали почву для развития классицизма в искусстве, в то время как стиль барокко, широко распространенный в художественной культуре континентальной Европы, не получил благоприятных для развития условий. Отдельные элементы барокко можно заметить в английском искусстве, но в целом протестантская Англия предпочитала сдержанные, "разумные" формы классицизма. Идеал красоты здесь сочетался с требованием рациональности композиции.

Особого своеобразия английские зодчие достигли в области жилой архитектуры: сельские виллы, дворцы, окруженные романтическими ландшафтными парками, в большом количестве появляются в живописных местах равнинной Англии и среди величественных холмов Шотландии.

Живопись и графика. Явственнее, чем в архитектуре, стиль барокко проявляется в английской живописи, где в начале XVIII в. большую роль играли иностранные мастера, работавшие в Англии. Барочные тенденции просматриваются в монументальных росписях, украшавших дворцы и храмы (например, росписи купола собора св. Павла, работа Джеймса Тронхилла (1675 – 1734)).

Классическая направленность английской живописи специфична: в ней нет преклонения перед героикой античности, свойственной французскому пониманию традиций классицизма. Англичане, главным образом, концентрируют свое внимание на практической деятельности человека, его быте, нравах.

Наивысших достижений английская живопись достигает в портрете, большие успехи делает пейзаж и сатирический жанр.

Первым крупным национальным художником Англии был Уильям Хогарт (1697 –1764). Его творчество проникнуто прогрессивными демократическими тенденциями, оно рассчитано на широкую публику. Хогарт не признает искусства для избранных, он пытается осмыслить действительность с типичными для нее, часто мало привлекательными, явлениями: стяжательством, лицемерием, социальными контрастами, ужасами пьянства (гравюры "Улица Пива", "Переулок Джина", 1751). Беспощадная сатира Хогарта направлена против продажности политиков ("Суд", 1757; серия картин "Выборы в Парламент", 1754, Лондон, музей Соун), ограниченности духовенства ("Спящий приход", 1736), распущенности нравов.

В своих работах художник вступает в спор с классической эстетикой аристократии, противопоставляя ей, эстетические ценности жизни, соизмеряя их с тем негативным, уродливым, что существует вокруг. С его картинами злободневная жизнь самых разных слоев английского общества ворвалась в живопись.

На протяжении всей жизни Хогарт писал портреты, воплощая в них свои положительные идеалы. Именно в портретной живописи он добился наивысших достижений. Живописец противопоставляет шаблону светского портрета реалистическое воплощение образа, утверждая ценность любого человека вне зависимости от классов и сословий, откровенно отдавая предпочтение человеку незнатного происхождения ("Портрет миссис Солтер", 1741 – 44; "Портреты слуг", Лондон, галерея Тейт; "Продавщица креветок", 1760-е гг., Лондон, Национальная галерея).

Появление нового заказчика – средней буржуазии – способствовало развитию группового портрета, изображавшего членов семьи во время беседы на фоне парка, в своем доме, в окружении слуг, любимых животных, привычных вещей. Такой тип портрета в Англии стали называть "разговорным".  

На картинах художников Хеймина, Дейвиса, Хаймора, работавших в жанре "разговорного портрета", изображены солидные буржуа, их семьи, с мягким юмором воплощены типичные английские персонажи того времени.

В портрете второй половины столетия наиболее ярко отображены черты просветительского гуманизма. Особое место в искусстве того времени принадлежит Джошуа Рейнольдсу (1723 – 1792). Придерживайтесь классической эстетики, первый президент Королевской академии Рейнольдс стремится утвердить в искусстве идеал, связанный с английской национальной действительностью, сочетая черты светской парадности с тонкой психологической характеристикой. Он создал галерею портретов своих современников, представителей высших кругов. В своих произведениях Ренольдс исходит из представителей об идеальной красоте, сложившихся в Италии эпохи Возрождения, преломляя натуру в зеркале классической традиции. Особенно это чувствуется в его женских портретах ("Портрет Нелли о'Брайен", 1762, Лондон, собрание Уоллес). Другие портреты, особенно мужские, очень убедительны в своей жизненности. Следуя классической традиции, Рейнольдс возвеличивает, героизирует облик, но для него характерно возвеличивание не сословных качеств, а богатства духовного мира человека, активной человеческой позиции.

Младшим современником Рейнольдса был выдающийся мастер лирического портрета и один из создателей английского пейзажа Томас Гейнсборо (1727-1788).

Особое чувство природы, мягкий лиризм, музыкальность и тонкое чувство ритма свойственны работам Гейнсборо. Пристальное внимание к эмоциональной жизни людей привело художника к созданию парного портрета, в котором акцентируется духовная близость созданных образов ("Портрет дочерей художников", около 1739 г., Лондон, Национальная галерея; "Портрет Р. Эндрюса с женой", около 1749 г., Лондон, Национальная галерея). Часто живописец изображает портретируемых на фоне пейзажа, усиливая эмоциональное восприятие картины.

Лиричны образы женщин на портретах Гейнсборо. Удлиненные пропорции, тонкий очерк руки, легкий наклон головы, нежная, серебристо голубая гамма, придает образу хрупкость и изящество ("Портрет герцогини де Бофор " 1770-х гг. С. – Петербург, Эрмитаж).

К жанру портрета относятся высшие достижения английского искусства второй половины XVIII в. В борьбе с устаревшими схемами рождаются новые принципы реалистического портрета, над которыми работали Хогарт, Рейнольдс, Гейнсборо, великие живописцы Англии, завещавшие свои открытия художниками грядущего XIX в.

 

 

                                                          ТЕМА VII

                              ИСКУССТВО XIX ВЕКА

 

       На протяжении XIX века капитализм становится господствующей формацией в Европе. Все значительней противоречия капиталистической эпохи.

       Деятели культуры XIX столетия ставят в своем творчестве сложные вопросы современности, пытаются найти на них ответы. Развивается реалистическое искусство, утверждающее эстетические ценности действительности. Реалистические тенденции прослеживаются в литературе и изобразительном искусстве. Различные области культуры развиваются неравномерно. Высочайшего расцвета достигла литература: Гюго, Бальзак и Стендаль; музыка: Бетховен, Шопен, Вагнер, Григ и Штраус; станковая живопись (особенно пейзаж), графика, скульптура. Однако в архитектуре чувствуется спад. После подъема, обусловленного появлением стиля ампир, в зодчестве наблюдается тяготение к стилизации, эклектическим* формам. Архитекторы обращаются к архитектурным образцам предыдущих эпох, преломляя в своем творчестве элементы различных стилей и течений. Происходит распад стилевого единства, как целостной художественной системы, охватывающей все виды искусства.

 

ЛЕКЦИЯ 25

                                                     АНГЛИЯ

 


       Живопись. Первые десятилетия XIX в. стали завершающим этапом расцвета английского искусства, начавшегося в середине XVIII столетия. Ведущее место в живописи XIX в. занимает пейзаж.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 373; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!