Тема II: Искусство древнего мира 1 страница



Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Кургана

«Детская художественная школа № 1»

 

Аросланова И.А.

 

 

История изобразительного искусства

Краткий курс лекций 

(Зарубежное искусство)

для обучающихся

ДХШ и ДШИ

 

 

Курган

2005

 

 

Краткий курс лекций по истории искусства составлен на основе книги:

 

Ильиной Т.В. «История искусств. Западноевропейское искусство»: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Высш. шк., 1983.

 

Беловой О.Ю. «История искусств. Зарубежное искусство»: Краткий курс лекций. – М.: Аквариум, 1997.

 

Составитель и редактор: Аросланова И.А.

                                          преподаватель высшей квалификационной категории

                                          МОУ ДОД г. Кургана «ДХШ № 1»

 

                                          выпускница искусствоведческого отделения

                                          Уральского государственного университета

                                          им. Горького (г. Екатеринбург)

 

                                                  ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 

«Краткий курс лекций» по истории искусства – учебное пособие для обучающихся детских художественных школ и художественных отделений школ искусств по предмету история искусств.

  Цель учебного пособия – совершенствование процесса преподавания и обучения юных художников предмету история искусства, пробуждение интереса к одной из прекраснейших страниц жизни человека, воспитание эстетического чувства, развития эмоционального восприятия и художественного вкуса.

   Книга, является сборником статей по истории зарубежного изобразительного искусства и архитектуры, сокращенных и адаптированных для обучающихся детской художественной школы и художественных отделений школ искусств.

   Пособие посвящено истории изобразительного искусства Западной Европы и Древнего Египта от первобытного общества до начала ХХ века, представляет собой первую часть задуманного издания, вторая часть которого явиться изложением истории отечественного искусства.

   Свою главную задачу автор видел в создании не только базы необходимых знаний по истории искусства, но и представлений об стилистических особенностях каждого исторического этапа, о характерных тенденциях в творчестве наиболее выдающихся мастеров у юных художников.

   Сжатые рамки учебника, посвященного в основном изобразительному искусству, обусловили возможность дать лишь самую общую характеристику архитектуры в разделах эпох, по этой же причине не рассматривается история декоративно-прикладного искусства.

   Лекции, объединенные в темы, составлены с учетом программы по предмету история искусств.

   Книга снабжена: приложением содержащем тесты и вопросы по темам, словарем терминов, а также списком литературы, использованной при составлении лекций.

  Список литературы позволит обучающимся более подробно познакомится с излагаемым в учебнике материалом.

 

ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ

                                    ИСКУССТВО И ОБЩЕСТВО
                                 

 

Помощь в познании мира через эмоциональное восприятие его, расширение кругозора, пробуждение творческих сил, формирование духовного облика человека – все это функции искусства. Момент обращения человека к художественному творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории по тем возможностям, которые в нем заложены. Искусство не существует вне времени и общества, по своему содержанию оно социально и неразрывно связано с национальной традицией и эпохой.

Советский психолог Л. С. Выгодский писал: «Искусство есть социальное в нас… - есть общественная техника чувства, орудие общества, с помощью которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа».

Художник, переосмыслив увиденное, по – своему разгадав тайны бытия, с помощью системы художественных образов старается передать свое мироощущение, вовлекая нас в сложный процесс самопознания, заставляя работать не только наши глаза, мозг, но и воображение, мобилизующее к действию наши духовные силы.

Все грани жизни от уродливого до прекрасного отражает искусство в своем беспристрастном зеркале, оказывая сильное эмоциональное воздействие на человека.

История искусства представляет собой сложную картину развития различных национальных школ, течений, стилей, взаимопроникновение форм и традиций, не знающих временных и географических границ, благодаря чему в ступенчатых формах православных храмов, богатством декора не уступающих образцам французского барокко, прослеживаются геометрически аскетичные линии Египетских пирамид, а русские иконы смотрят на нас глазами ликов, написанных кистью византийского художника.

 

 

  ВИДЫ ИСКУССТВА

 

 

  Историческое развитие искусства привело к формированию различных его видов, среди которых: архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно – прикладное искусство и др. Все они отражают жизнь, но разными художественными средствами, используя различные материалы и техники.

  Архитектура – это строительное искусство. Слово «архитектура» происходит от греческого «architecton», что означает «мастер, строитель». В архитектурных формах отражается уровень развития общества, его эстетические идеалы. Как ни один другой вид искусства зодчество воздействует на сознание человека своими монументальными формами. Раскрыть образ, созданный архитектором помогают скульптура, живопись, декоративно – прикладное искусство, объединенные с архитектурным сооружением единой художественной идеей. И архитектура и изобразительное искусство обогащают друг друга в этом синтезе.

Скульптура – или ваяние, как и зодчество, является объемно – пространственным видом искусства, но по своей природе изобразительна, как живопись и графика. Скульптор воспроизводит реальный мир в материально ощутимых объемных формах, взаимодействующих с окружающим пространством и освещением.

  Скульптор выбирает материал, соответствующий его замыслу: мрамор, дерево, стекло, металл и др. Кроме круглой скульптуры, рассчитанной на осмотр со всех сторон, существует рельеф: высокий (горельеф), низкий (барельеф) и врезанный. Рельеф обладает трехмерностью скульптуры и в то же время стелется по плоскости, как рисунок, что позволяет раскрывать темы, связанные с изображением множества людей и их действий.

     По назначению скульптора бывает монументальной, станковой и декоративной. Монументальная скульптура (памятники) украшает площади, улицы городов, воздействуя на расстоянии. Станковая скульптура рассчитана на осмотр с близкого расстояния и предназначена для интерьеров (внутренних помещений). Декоративная скульптура используется для украшения быта.

     Живопись – плоскостное изобразительное искусство, воспроизводящее явления жизни средствами цвета, светотени и линий, отображающее реальное пространство на плоскости.

    В своем творчестве живописец использует краски (например: масло, темпера) и холст (дерево, другие материалы).

   Живопись по назначению делится на монументальную и станковую.

   Монументальная живопись – наиболее древняя по происхождению. Она неразрывно связана с архитектурой. Для нее характерны техники мозаики* и фрески**.

  Станковая живопись получила свое название от слова станок, так как создается на станке (мольберте). Произведения станковой живописи мы обычно называем картинами, они имеют самостоятельное значение, не зависят от архитектурных ансамблей.

   Графика. Слово графика происходит от греческого «графо» (рисую, пишу). Основное в графике – рисунок. Наиболее характерные изобразительные элементы: линия, штрих, пятно. Как и живопись, графика – плоскостное искусство. Художник – график создает свое произведение на плоскости, в первую очередь на бумаге карандашом, цветными мелками (пастель), сангиной***, существует и некоторые другие графические техники.

В процессе исторического развития изобразительного искусства сложились следующие жанры: портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, бытовой жанр.

 

 

ЖАНРЫ

Портрет дает представление о внешнем облике изображенного человека, вместе с этим раскрывая его внутренний мир, свойства характера.

Пейзаж воспроизводит окружающую человека природу в многообразии ее форм и состояний, он может быть городским, создающим образ города, села. Портрет и пейзаж могут сосуществовать рядом на одном полотне не противореча друг друга, напротив, помогая автору наиболее полно раскрыть художественный замысел.

Натюрморт (фр. «мертвая природа») – изображение предметов быта, орудий труда, цветов, фруктов и овощей, помогающее через проникновение в мир вещей охарактеризовать их владельца, заглянуть в его духовный мир, понять мировоззрение и особенности общественного уклада той или иной эпохи, того или иного народа.

Исторический жанр повествует о важных моментах жизни общества, достоверно типы людей прошлых эпох, позволяет приоткрывать завесу времени над их чувствами и устремлениями.

Бытовой жанр отражает повседневную жизнь людей, их нравы и быт, социальный и национальный уклад.

                                                           ТЕМА I

ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО

 

ЛЕКЦИЯ 1

                                      ИСТОКИ ИСКУССТВА

 


   Истоки искусства уходят в глубокую древность. Проблема происхождения искусства на протяжении многих столетий волнует лучшие философские умы, но о художественной деятельности человечества на ранних стадиях развития известно не слишком много. Многочисленные произведения изобразительного искусства (наскальные росписи, скульптурные изображения из камня и кости) появилась значительно раньше, чем сформировалось сознательное представление человека о художественном творчестве. Зарождение искусства восходит к первобытной эпохе, когда человек впервые попытался отразить свои представления об окружающем мире в искусстве, что способствовало закреплению и передаче знаний и навыков, возникновению еще одной формы общения между людьми. Согласно данным археологов уже в эпоху палеолита (древнекаменного века) около 35 – 10 тыс. до н. э. Появились основные виды изобразительного искусства (скульптура, живопись, графика).

   Надо отметить, что в первобытном обществе художественная деятельность человека была неразрывно связана со всеми существовавшими формами духовной и материальной культуры: мифологией, религией, бытовым укладом.

   Художественная, духовная культура существует в тесном единстве с материальной, образуя первобытный единый, культурный комплекс, который лишь спустя столетия распадется на самостоятельные сферы культуры: религию, искусство (во всем разнообразии его форм), спорт, науку.

   Изображения, воспроизведенные рукой первобытного человека, являются звеном единой цепи художественно – религиозно – театрального магического действа, отражающего синтез материальной и духовной культуры человека той далекой эпохи. Ранние рисунки примитивны; это контурное изображение голов животных, оттиски человеческой руки, волнистые линии, выдавленные в сырой глине пальцами руки (так называемые «макароны»).

   Более поздние изображения эпохи палеолита – это рисунки животных того времени (оленей, лошадей, бизонов, мамонтов), выполненные на стенах и потолках пещер. Древнейшие статуэтки животных отличаются точным изображением, жизнь заставляла человека – охотника подробно изучать характер животного, его повадки.

   Эти знания представляли собой практическую ценность. Себя же человек еще не познал, поэтому скульптурные изображения человека очень схематичны, условны. Таковы первобытные «Венеры» (Венера из Виллендорфа), простейшие женские фигуры с непропорциональными конечностями, гипертрофированным материнскими чертами и отсутствием черт человеческого лица.

   Правильно воспринимая отдельные предметы, человек еще не охватил общую картину мира и не осознал в ней свое место.

Живописные изображения мезолитической поры (среднекаменная эпоха) 10 – 6 тыс. до н. э. Стали более красочными. Появились многофигурные композиции, отражающие динамические сцены охоты, сражений между племенами, бытовой деятельности. Человек делает первые попытки раскрыть взаимосвязи мироздания, освоить общие закономерности жизни.

  Неолит (новокаменный век), 6 – 2 тыс. до н. э., обогатил изобразительное искусство созданием произведений монументальной антропоморфной (человекообразной) скульптуры (например, так называемые «каменные бабы» Северного Причерноморья).

  Характерная черта культуры неолита – распространение мелкой пластики, художественных ремесел, которые положили начало декоративному искусству.

В эпоху бронзы около 2 тыс. до н. э. преобладающие значение получает архитектура названная мегалитической, т. е. архитектура больших камней (от греческих корней «мег» - большой и «лит» - камень). К мегалитическим сооружениям относятся: менгиры, дольмены, кромлехи. Возникновение их связано с развитием религиозных представлений. Каменные столбы – менгиры – высотой до 20 метров (находящиеся в Британии, Франции; Закавказье, Армении) несут в себе черты архитектуры и скульптуры.

  Архитектурное начало сильнее выражено в дольменах. Это погребальные или культовые сооружения из двух – четырех вертикально стоящих плит, перекрытых горизонтальной плитой (имеются опоры и перекрытия – основные составляющие архитектурной постройки). Дольмены широко распространены в Западной Европе, в Северной Африке, Крыму. 

Кромлех – более сложная мегалитическая постройка. Самый грандиозный из них находится в Стоунхендже       близ Солсбери, (Англия, 2 тыс. до н. э.).

В плане – это круглая площадка, диаметром в 30 метров, замкнутая кольцами вертикально стоящих камней, перекрытых плитами. Архитектурный замысел кромлеха прост, но исполнен символического смысла. Возможно, это была культовая постройка, посвященная солнцу.

С возникновением классового общества, наивное художественное творчество, некогда принадлежавшее всему обществу, приобретает более сложные формы, постепенно распадаясь на различные виды искусства.

 

 

ТЕМА II

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

 

 

Корни древнего искусства – в искусстве первобытного общества.

Искусство древних цивилизаций наследует черты первобытной культуры, открывая и новые формы художественного творчества. На смену родовым отношениям приходит классовое общество, более прогрессивная форма социального устройства. Эксплуатация рабов порождает разделение труда физического и умственного, создает почву для развития различных форм творчества. Из среды ремесленников выделяются зодчие, скульпторы, живописцы.

  Усложнение общественной жизни способствовало расширению образного диапазона искусства.

  Художественное творчество древнейших цивилизаций тесно связано с религией, большая часть памятников культуры носит культовый характер. Идейное содержание искусства древних деспотий, возникших в 5-4 тыс. до н. э. (Египет, государства Двуречья), определяется, главным образом, требованием прославления власти богов, героев, царей. Разрабатываются также темы труда, охоты, военных баталий.

  Важнейшее завоевание художественной культуры древнего мира – синтез искусств.

 

ЛЕКЦИЯ 2

                                 ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

 


   Египет – одно из древнейших государств мира, а его искусство один из самых ранних вкладов в историю культуры человечества.

   Историю Древнего Египта делят на следующие периоды:

1. Додинастический (4 тыс. до н. э.)

2. Древнее царство (30 – 23 вв. до н. э.)

3. Среднее царство (22 – 18 вв. до н. э.)

4. Новое царство (16 – 11 вв. до н. э.)

5. Позднее время (11в. – 332г. до н. э.)

   Примерно так разделил историю Древнего Египта жрец Манефон, живший в

конце IV-III в. до н. э. в Александрии.

 

 

   ДОДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

 

 

   На протяжении додинастического периода Египет состоял из отдельных государств – номов во главе с номархами, враждовавшими между собой.

   Для искусства додинастического периода характерно высокое мастерство обработки камня. Обнаруженные в погребениях шиферные таблички для растирания красок, украшенные рельефным изображением; расписанные глиняные сосуды, позволяют судить о тематике, разрабатываемой египетскими мастерами это: заупокойные обряды, исторические события, военные походы. Важное место завоевывает образ человека. Складываются основные каноны изображения человеческой фигуры: широкие и сильные плечи разворачиваются в фас, ноги и голова – в профиль, что позволяет мастеру поставить акцент на наиболее выразительных и ясно читаемых аспектах человеческого облика. Значительность властелина подчеркивается размерами его изображения, намного превосходящими изображение других персонажей, как, например, в рельефе шиферной плиты фараона Нармера (около 3 тыс. лет до н. э., Каир, Египетский музей).

 

 

  ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО

 

 

  После объединения Египта в единое государство в конце IV – начале II тыс. до н. э. начинается расцвет египетского искусства.

  Архитектура. В эпоху Древнего Царства в Египте появляется новый тип гробниц – ступенчатая пирамида. Первая такая пирамида построена для фараона Джосера зодчим Имхотепом (история сохранила имя мастера, что является скорее исключением, чем правилом для той эпохи) в XXVIII в. до н. э. К этому же столетию относится и возведение известных пирамид фараонов Хеопса (или Хуфу), Хефрена (или Хафра) и Микерина (Менкаура) в Гизе.

   Самая грандиозная из них – пирамида Хеопса – построена под руководством архитектора Химеуна. Ее высота около 150 м, и сложена она из 2 млн. 300 тыс. блоков.

   Каждая из пирамид представляет в плане квадрат, а ее стороны – равнобедренные треугольники.

   Скульптура. Непременными атрибутами египетских храмов и усыпальниц были статуи фараонов, знати, придворных писцов, выполненные в соответствии со строгими канонами (правилами), чего требовало культовое назначение статуй. Люди изображались в спокойных, как бы застывших в веках позах (это либо стоящая, либо фронтально сидящая фигура). Примерами могут служить статуя писца Каи (середина 3 тыс. до н. э., Париж, Лувр), выполненная из известняка; парный скульптурный портрет принца Рахотепа и его супруги Нофрет (начало 3 тыс. до н. э., Каир, Египетский музей).

      Помимо скульптурных изваяний, украшением усыпальниц были рельефы и росписи на сюжеты, связанные с заупокойным культом, выполненные на стенах.

    Подобное объединение различных видов искусства (архитектуры, скульптуры и живописи) называют синтезом искусств.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 508; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!