Тема II: Искусство древнего мира 3 страница



       В результате длительной эволюции храма сложилась архитектурная система, впоследствии названная ордером (что означает «порядок»). В узком смысле ордер – это система соотношений между колоннами (несущая часть) и антаблементом (несомая часть).

       Греческий архитектурный ордер состоял из следующих элементов: колонна, поставленная на базу или без базы, стоящая на стилобате (верхней плите каменного основания); колонну украшает капитель, на которую опирается несущая балка – архитрав, вместе с декоративным фризом и карнизом, образующий антаблемент. Двускатная крыша и карниз создавали треугольные фронтоны.

       В эпоху архаики ордер сложился в двух вариантах: дорическом и ионическом.

       Дорический периптер стоял на каменном основании – стереобате (обычно из трех ступеней). Колонна, украшенная вертикальными желобками – каннелюрами, не имела базы, ее завершала простая по форме круглая подушка – эхин, над ней квадратная плита – абака. Фриз представлял собой чередование квадратных плит (метопы) и вертикально вытянутых плит (триглифы), метопы и фронтоны украшались скульптурными рельефами.

       По мнению греков, дорический ордер – воплощение идеи мужественности, строгости, простоты. Колонны дорических храмов впоследствии нередко заменялись мужскими фигурами (атлантами).

       Ионический ордер был более легким, изящным, нарядным. Стройная колонна имела в основании базу и была украшена капителью в виде двух изящных завитков, которые называются волютами. Вдоль всего храма сплошной лентой шел фриз, украшенный непрерывным изображением рельефа, так называемого зоофора. Колонны ионического ордера нередко заменялись женскими фигурами (кариатидами).

       Позднее, в эпоху классики получил развитие третий ордер – коринфский, близкий по пропорциям ионическому, но еще более стройный и праздничный.

       Изящная колонна коринфского ордера увенчана пышной колоколообразной капителью из стилизованных листьев растения аканта (или аканфа).

       Греческий архитектурный ордер нашел применение не только в античном зодчестве, а также стал основным элементом архитектуры Возрождения, барокко, классицизма.

       Восхищаясь сегодня мраморной белизной величественных руин древнегреческих святынь, мы забываем, что античные мастера покрывали храмы многоцветными росписями. Шедевры греческого зодчества гордились своим полихромным (многоцветным) убранством, блистая на солнце множеством красок: синей, красной, зеленой, золотой. Время уничтожило многоцветный наряд древних храмов, но даже время не властно над совершенством форм античных сооружений.

       Скульптура. Эпоха архаики – время рождения греческой монументальной скульптуры. Статуи высекали из различных пород камня, дерева, делали из обожженной глины – терракоты. Наивысшее достижение архаической скульптуры – разработка образа человека в статуях богов и богинь, героев, воинов – куросов, девушек – кор.

       До середины VI в. до н. э. создавались статуи богов и богинь строго фронтальные, словно застывшие в торжественном покое, условностью абстрактно – геометрических форм напоминающие искусство Древнего Египта. Такова, например, «Артемида» с острова Делос (650 г. до н. э., Афины, Национальный археологический музей).

       Через все архаическое искусство проходит образ куроса («курос» - в переводе с греческого «юноша»). Высекая из мрамора обнаженную фигуру (по мнению древних греков, совершенство человека можно было раскрыть через целомудренное изображение здоровой наготы, прославляющей природное начало) скульптор стремился подчеркнуть характерные признаки атлетически развитого тела – широкие плечи, узкую талию, крепкие ноги с четко выраженными выступами коленных чашек, напоминающие могучие столбы. Статуя, которую мастер создавал по заказу жителей города – полиса, должна была выразить представление общества о красоте мужественного и энергичного человека, способного в трудный для города час защитить свою родину от врага, стихии, быть может от гнева богов.

       Самые ранние по времени статуи воинов – куросов отличаются резкой и грубоватой трактовкой форм, замкнутостью, статичностью и строгой фронтальностью изображения. К середине VI в. на устах куроса появляется улыбка, характерная для скульптурных изображений того времени, получившая название «архаической». Условная «архаическая улыбка», глаза, живущие как бы сами по себе, иногда придают куросам несколько манерный неестественный облик. Точность и изысканность в изображении частей фигуры у скульпторов архаики выше, чем у мастеров классического периода, однако статуи воспринимаются, расчленено, лишены целостности. 

       Со второй половины до н. э. заметен интерес к пропорциям тела человека, чувствуется стремление к передаче реального человеческого образа.

       Одним из достижений архаической скульптуры стали статуи девушек – кор в нарядных одеждах, найденные в афинском акрополе. Они изображали юных жриц (служительниц культа) Афины. Найдено несколько десятков таких изображений. Стройные фигуры кор пропорциональны, чуть удивительная улыбка играет на нежном лице. Тщательно высеченные пряди волос, и складки одежды ниспадают в плавном ритме. Такова, например, "Кора в пеплосе*" (около 530 г. до н. э. Афины, Музей Акрополя).

       Статуи кор как бы подводят итог, художественному развитию греческой архаики, являясь наиболее совершенными произведениями архаической скульптуры.

       Вазопись. Подлинные произведения древнегреческой живописи почти не сохранились. Об уровне живописного искусства можно судить по росписи на вазах, в большом количестве сохранившихся до наших дней. Период архаики – время расцвета художественных ремесел, особенно вазописи.

       По сравнению с геометрическим стилем гомеровского периода в вазописи орнамент уступает сюжетно – повествовательным изображениям. Росписи на вазах VII в. используют контурный рисунок белой и пурпурной красками. Построение композиции – фризовое. Фризы идущих друг за другом изображений животных, людей чередовались с орнаментом. Такое размещение изображений делало росписи похожими на восточные ковры. Вот почему этот стиль вазописи "ковровым" или "ориентализирующим" (то есть подражающим искусству Востока).

       В конце VII в. до н. э. ковровый стиль вытесняется чернофигурным, достигшим своего высочайшего расцвета в VI в. до н. э.

На оранжевато – красном фоне обожженной глины, свободном от орнамента, четко выделялись фигуры людей и животных, изображенные черным лаком. Детали прорисовывались процарапанными линиями или красками, белой и пурпурной.

       Наибольшей известностью пользовались афинские мастера. Подписи на вазах, свидетельствующие о высокой оценке искусства керамики современниками, знакомят нас с десятками талантливых мастеров.

       Крупнейшим мастером чернофигурной вазописи был Эксекий, живший во второй половине VI в. до н. э. Наиболее известной его работой стал чернофигурный килик, исполненный около 540 г. до н. э. На внешней стороне этого сосуда изображены сцены битвы и глаз, который призван ограждать пьющего от сглаза. Дно килика расписано на мифологический сюжет. Эксекий использует легенду о том, как незадачливые пираты похитили бога Диониса*, не зная, что похищенный – бог, и собирались продать его в рабство. Корабль вышел в открытое море и вдруг вино полилось по палубе, мачту обвила виноградная лоза, сочные кисти винограда склонились над парусом, появились дикие звери, сопровождавшие Диониса. Охваченные паникой пираты стали прыгать за борт и, не долетая до воды, превращались в дельфинов. Композиция виртуозно вписана в круг чаши.

       Любимые темы мастеров чернофигурной вазописи – мифологические сюжеты, сцены из гомеровского эпоса. Чернофигурная техника прекрасно справлялась с задачами украшения ваз, но условный плоскостной характер изображения ограничивал художников в передаче движений. Изысканная декоративность росписи, несколько мешающая реалистичной передаче образов – черта свойственная искусству архаики.

 

 

       КЛАССИЧЕСКАЯ ГРЕЦИЯ

      

 

       С первых десятилетий V в. до н. э. культура Древней Греции вступает в пору своего высшего расцвета, связанного с победой рабовладельческой демократии. Победа в греко–персидских войнах убедительно доказала преимущество общественного строя городов – полисов, способствовала росту гражданского самосознания, веры в силы человека – гражданина, принимающего активное участие в жизни своего государства. Рабовладельческая демократия привлекает к участию в общественной жизни своего государства. Рабовладельческая демократия привлекает к участию в общественной жизни всех свободных граждан.

       V-IV века до н. э. – время расцвета греческого театра, для которого творили Эсхил, Софокл и Еврипид. Театр участвовал в воспитании граждан Древней Эллады, показывая путь к гармоничному развитию личности. Искусство воплотило в прекрасных художественных образах возможный результат этого развития – обобщенный образ человека – героя, соответствующий представлению древних греков об эстетическом и нравственном идеале.

       Созданные в V-IV в. до н. э. творения архитекторов, скульпторов, живописцев стали образцами, которым подражали многие поколения мастеров в последующие века; их считали классическими, то есть образцовыми.

 

 

       РАННЯЯ КЛАССИКА (500 – 490-е гг. до н. э.)

      

       Архитектура. Наибольшее распространение в архитектуре периода ранней классики получают дорические храмы, соответствующие духу гражданственности, героики суровой эпохи. Строгая пропорциональность, упругость, весомость могучих форм отличает храм Геры в Пестуме (начало V в. до н. э.) Храм Зевса в Олимпии, появившийся несколько позже, превосходит храм Геры своим праздничным декоративным убранством: его фронтоны украшают рельефные изображения. Храм Зевса с особой художественной силой выражает героические устремления народа. Он создавался после выдающихся побед над персами и является лучшим образом античной архитектуры раннего классицизма. К сожалению, храм Зевса не сохранился до наших дней, уцелели сильно поврежденные скульптурные изображения фронтонов.

       Скульптура. Особенно ярко героический характер искусства классического периода сказывается в монументальной скульптуре – статуях богов, героев, победителей олимпийских игр. Эти статуи, будучи олицетворением эстетического идеала всего народа, являлись собственностью всего общества города – полиса, украшали храмы, площади, места общественных собраний. Монументальная пластика оказывала сильное эмоциональное и воспитательное воздействие на жителей городов – государств.

       Сюжеты для своих изображений скульпторы черпали из жизни и из мифологии, тем более что к тому времени в Древней Греции уже сложилась богатая мифологическая традиция. Переосмысливая старинные предания, художники классической Греции старались находить темы, волновавшие современников.

       Одна из сложнейших проблем искусства, во все времена стоящая перед зодчими и скульпторами – задача синтеза архитектуры и скульптуры, объединение постройки и ее декоративного убранства в единое целое – была блестяще решена мастерами классической Греции. Фронтоны храмов были использованы для размещения многофигурных композиций. Скульптура естественно заполняла плоскость фронтона, ограниченную двускатной крышей и карнизом. Объединенные одной художественной идеей, гармонично дополняя друг друга, архитектура и скульптура выступают как равноценные искусства, взаимодополняя и обогащая друг друга. Это одно из существенных отличий между искусством Древней Греции и Древнего Востока, где зодчество определяло развитие скульптуры, подчиняя ее требованиям архитектуры.

       Замечательным примером такого синтеза архитектуры и скульптуры являлся храм Зевса в Олимпии. Найденные в XIX в. статуи, украшавшие фронтоны греческой святыни, были выполнены из поросского мрамора в 470 – 456 гг. до н. э. неизвестными мастерами. Темой скульптурной композиции западного фронта является миф о том, как предводитель племени лапифов Пейрифой пригласил на свой свадебный пир богов и соседнее племя кентавров. Опьяневшие кентавры попытались похитить невесту Пейрифоя – Дейдамию.

       Длина фронтона, внутри которого помещена композиция – 26 м, высота – 3 м. Скульптуры виртуозно "вписаны" в треугольник. Как бы центральной осью композиции служит изображение бога Апполона, высокий и стройный он олицетворяет героизм и мужество человека. Скульптуры героев и кентавров объединены в группы по 2 – 3 фигуры. Ни одна из групп не повторяет другую, в их размещении нет строгой симметрии, но каждой группе из левой части фронтона соответствует группа из такого же числа действующих лиц в правой части, что создает ощущение гармонического равновесия.

       В скульптуре Древней Греции V в. до н. э. наблюдается тенденция к разрушению замкнутой условности архаического искусства.

       Одним из лучших образцов скульптуры начала V в. до н. э. является статуя возничего, созданная неизвестным мастером в 470 г. до н. э. (г. Дельфы, Археологический музей). Скульптура выполнена в бронзе. Автор очень убедительно раскрывает образ идеального героя, в котором "воедино слились, добродетель души с соразмерной красотой тела" (Лукиан). Фигура возничего была частью композиции, изображавшей победителя состязаний и возницу, который исполненный сурового спокойствия стоял на колеснице, запряженной квадригой (четверкой) лошадей. Стройная фигура юноши своей величавой красотой напоминает дорическую колонну, это сходство усиливается четким ритмом ниспадающих складок хитона, напоминающих каннелюры. Несмотря на напряженность, чувствуется естественность позы возничего, выгодно отличая эту скульптуру от неподвижно застывших изображений куросов периода греческой архаики.

       Высокими художественными достоинствами отличается и классический рельеф "Рождение Афродиты из пены морских волн у острова Кипр".

       Фигуры богини и нимф, поддерживающих ее, пропорциональны, им присущи ясная гармония форм и естественность движений.

       В середине V в. до н. э. в Афинах работает скульптор Мирон, творчество которого характеризуется поиском типически – обобщенных образов, новых приемов в передаче естественных движений фигуры человека. Мирон одним из первых мастеров греческого искусства сумел передать в скульптуре ощущение движения. Наиболее известна его статуя "Дискобол" (460 – 450 гг. до н. э., Рим, Национальный музей), она прославляет победителя Олимпийских игр, выполнена в честь конкретного лица, хотя и не носит портретного характера. Статуя изображает юношу в момент, когда он все свои силы вкладывает в бросок. Согнувшись, метатель занес назад правую руку с диском, готовый выпрямиться, передавая всю энергию своего упругого сильного тела метательному снаряду. В облике дискобола отчетливо проступают черты уже знакомого нам идеального образа человека – гражданина, которому присущи спокойное самообладание, сдержанность в проявлении чувств, способность подчинить себя разумной воле. Именно такими должны быть эллины. Необходимость в воспитании человека здорового душой и телом, прекрасного физически и нравственно объясняет греческий писатель Лукиан: "Более всего мы стараемся, чтобы граждане были прекрасны душою и сильны телом: ибо именно такие люди хорошо живут вместе в мирное время и во время войны спасают государство и охраняют его свободу и счастье".

       Вазопись и живопись. Высокого развития достигает вазопись, подписи на вазах позволяют говорить о творчестве крупнейших мастеров того времени, среди которых Евфроний и Евфимид, работавшие в технике краснофигурной росписи.

       По мере нарастания реалистических тенденций в греческом искусстве в вазописи наблюдается стремление к преодолению условности, плоскостности изображения, свойственных чернофигурному стилю, широко распространенному в период архаики. Появившаяся еще в эпоху архаики, около 530 г. до н. э., новая техника краснофигурной росписи больше соответствовала реалистической направленности эпохи классики. Изображения, сохранявшие цвет обожженной глины, более приближенный к естественному тону смуглой кожи эллинов, проступает на фоне, залитом черным лаком. Черные прориси по светлой глине выявляют детали изображения. Композиция размещается более свободно по всей поверхности вазы. По–прежнему используется мифологические сюжеты, возрастает интерес к сценам из повседневной жизни. Талантливые мастера краснофигурной вазописи достигли высокого совершенства в своем творчестве.

       Около 510 – 500 г. до н. э. выдающийся вазописец Евфимид расписал амфору, изобразив на одной из ее сторон праздничное шествие в честь бога Диониса. Немногими точно подмеченными штрихами художник передает естественные движения действующих лиц этой сцены: танцоров, участников праздничного шествия.

       На другой стороне амфоры – сцена прощания война со своими родителями. Имена, написанные около фигур, говорят нам о том, что это герои Гомеровского эпоса – мужественный защитник Трои – Гектор, его мать Гекуба и его отец царь Приам. Сцена из старинного предания изображена так убедительно и непосредственно, словно она происходила на глазах у художника. Растительный орнамент, обрамляющий роспись, придает ей вид законченного произведения. Любопытная надпись проходит по обеим сторонам вазы: "Расписал Евфимид, сын Полия, как Евфроний никогда бы не мог".

       Эта надпись свидетельствует о конкуренции в среде художников, возможно, это дружеская шутка, которую позволяет себе один великий мастер в адрес другого. Рисунки на вазах Евфрония, современника Евфимида, также жившего на рубеже архаического и классического периодов, знакомят нас со сценами из повседневной жизни афинян. Так, на большом кратере мы видим изображение гимнастической школы. Гибкие плавные линии, очерчивающие фигуры юных атлетов, создают ощущение здорового и крепкого тела. Позы гимнастов несколько условны, но изящны и благородны. Великолепный растительный орнамент двумя обручами обрамляет кратер сверху и снизу.

       Юмористическая жанровая сценка, размещена мастером Бригом на дне килика (около 490 г. до н. э.): девушка поддерживает голову юноши, принявшего изрядную дозу спиртного. Осушив, такой килик каждый должен был задуматься стоит ли наполнять его еще раз.

 

 

       ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА

       (конец V – начало IV в. до н. э.)

 

 

       Кризис рабовладельческой демократии, падение полисов, трагические конфликты периода поздней классики привели к утрате в искусстве идеала свободного гражданина. Несколько упрощенный взгляд на явления жизни, свойственный Греции предыдущих эпох, сменили более сложные, более глубокие представления о реальной действительности, что приводит к значительным изменениям в искусстве. Художники разрабатывают проблему передачи противоречивых переживаний героя. Были достигнуты первые успехи в раскрытии внутреннего мира человека.

       Архитектура. Продолжается развитие ордерной системы. Наряду с храмами большое распространение получает строительство театров.

       Скульптура. В пластике классики прослеживаются реалистичные традиции. Один из выдающихся скульпторов этого времени – Пракситель – создает новый идеал женской красоты, воплотив его в образе Афродиты Книдской (до 360 г. до н. э.). В искусстве Праксителя еще чувствуется связь с классическими идеалами, но созданные им образы приобретают более утонченный, философски – созерцательный характер. В художественной культуре к IV в. до н. э. связи с высокой классикой ослабевают. Скульпторы отвергают идеализированный обобщенный образ героя – гражданина, обращаясь в своем творчестве к более конкретному отображению действительности. Их творчеству свойственно пробуждение интереса к миру человеческих чувств, мыслей, переживаний.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 363; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!