Тема II: Искусство древнего мира 2 страница



 

 

  СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО

      

 

  Архитектура. Многочисленные войны Древнего царства привели к ослаблению государственной и экономической мощи страны.

  Прекращается строительство дорогостоящих пирамид. Ведется поиск новых типов храмов и усыпальниц.

  Первым памятником нового типа стал храм – усыпальница Ментухотепа I в Дейр – эль – Бахари (XXI в. до н. э.) положившего начало крупным храмовым ансамблям более позднего времени.

  Скульптура. Повышается внимание к индивидуальным чертам портретируемого, что проявилось в портретах фараонов Сенусерта III (XIX в. до н. э., Метрополитен – музей), Аменемхета III (XIX в. до н. э., Москва, ГМИИ).

   Живопись. Росписи гробниц и храмов приобретают большую самостоятельность. В гробнице Хнумхотепа в Бени – Хасане были созданы одни из самых замечательных росписей в искусстве Среднего царства, изображающие сцены охоты.

 

 

   НОВОЕ ЦАРСТВО

 

 

   Архитектура. Наибольшее распространение в период Нового царства получил тип храма прямоугольный в плане, имевший трехчастное деление: открытый двор (перистиль), колонный зал (гипостиль), святилище.

   Таковы храмовые комплексы, посвященные богу Амону, в Карнаке и Луксоре.

   Во второй половине Нового царства разворачивается широкое строительство. Создается целый ряд заупокойных храмов, вырубленных в скалах. Среди них Большой храм Рамсеса II в Абу – Симбеле, вход в который выделен двадцатиметровыми статуями фараона, наделенными чертами Рамсеса II (XIII в. до н. э.).

     Изобразительное искусство. Наивысшей точкой в своем развитии реалистическое изобразительное искусство Древнего Египта достигает в период Амарны (к. XIV в. до н. э.). Фараон Аменхотеп IV (Эхнатон) провел социальную и религиозную реформы, перенос столицу из Фив в Амарну. Были разрушены старые традиции. Перемены в жизни страны определили значительные преобразования в искусстве.

     Произведения амарнского периода отличаются человечностью, лиричны и проникновенны.

     Лучшее, что было создано в этот период – скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити.

 

     ПОЗДНЕЕ ВРЕМЯ

 

 

     На дальнейшем развитии египетской культуры сказались многочисленные войны, приведшие к распаду государства.

     Прекращается возведение пышных усыпальниц, среди памятников этой эпохи наиболее интересны скульптурные портреты.

       Завоевания Александра Македонского в 332 г. до н. э. положили начало новому периоду в искусстве Древнего Египта, в художественной культуре которого переплелись традиции прошлого и античности.

 

ЛЕКЦИЯ 3   

                                       ЭГЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
 

 

 

       ОСТРОВ КРИТ

 

       По мнению археологов еще в IV тыс. до н. э. Балканский полуостров, острова Эгейского моря, западное побережье Малой Азии населяли так называемые эгейцы. Расцвет древней эгейской культуры приходится на 2 тыс. до н. э.

       Одним из древнейших центров Эгейской культуры в III-II тыс. до н. э. стал остров Крит – с главным городом Кноссом. Греческая мифологическая традиция считала город Кносс резиденцией Миноса, могущественного владыки островов Эгейского моря. В греческих легендах Крит – место, где родился верховный Олимпийский бог Зевс – громовержец. Там Зевс поселил похищенную им финикийскую царевну Европу, которая родила ему сына Миноса, ставшего правителем островов. Жена Миноса царица Пасифая родила Минотавра, человекобыка, для которого Дедал построил в Кноссе Лабиринт. На Крите совершил один из своих 12-ти подвигов Геракл, укротив бешеного быка.                      Расцвет Критской культуры начинается после объединения племен, населявших Крит, во второй половине XVIII в. до н. э.                                                                                         Архитектура. Самым значительным памятником критского зодчества стал Кносский дворец, раскопанный английским археологом Артуром Эвансом в начале XX в. Площадь дворца около 16 тыс. кв. м. В критской культуре преобладали обширные дворцовые комплексы, не имевшие четко продуманного плана, в отличие от строго симметричных архитектурных форм Древнего Египта. Дворцовый комплекс в Кноссе представлял собой на первый взгляд хаотичную череду сотен небольших помещений (комнаты, парадные залы, царские апартаменты, святилища, площадки для культовых и театральных действий, бассейны). Эти помещения были расположены на разных уровнях, благодаря чему свет, проникавший через световые колодцы, распределялся неравномерно, придавая живописный характер всему сооружению. Дворец в Кноссе несет на себе признаки восточной пышности. В центре постройки находится большой прямоугольный двор (50 x 28 м), имевший очевидно обрядовое значение, он вытянут с Севера на Юг, и был выложен плитами. Во многих залах Кносского дворца перекрытия поддерживали деревянные колонны. Они имели необычную форму: ствол колонны расширялся снизу вверх. Тронный зал Кносского дворца был украшен эмблемой в виде обоюдоострой секиры – лабриса, священного символа для жителей о. Крит. По назначению этой секиры, дворец называется Лабиринтом (впоследствии лабиринтом стали называть постройки со сложной, запутанной планировкой). С большим мастерством в Кносском дворце была решена система канализации.                                                                                                        

Живопись. Художественное убранство критских дворцов говорит о безупречном вкусе живописцев. Стены покрыты яркими празднично – красочными декоративными росписями. Уже в середине 2 тыс. до н. э. критские мастера использовали различные краски: черную, белую, красную, желтую, синею и зеленую. Стены Кносского дворца были украшены изображениями его обитателей и животных, живущих рядом (кошек, обезьян, косуль). В росписях воссоздавался мир религиозных и мифологических образов, торжественные процессии, ритуальные танцы. Пестрый, сказочный мир природы оживал под рукой художника: стены дворца украшают прекрасные белые лилии, крокусы, вьющийся плющ, стебли папируса, пальмы, подводный пейзаж.                                                    В помещениях царицы встречаются изображения женщин с высокими прическами в нарядных декольтированных платьях. За гордую осанку и задорную улыбку одно из этих изображений получило название «Парижанка» (около 1500 г. до н. э.).                                

       Одним из лучших образцов критской живописи считаются фрески Кносского дворца, изображающие акробатов, прыгающих через быка (около 1500 г. до н. э.).

Стремительные движения переданы свободно и естественно. Художник запечатлел стройные фигуры юноши и девушек: одна из них хватает быка за рога, в то время как юноша прыгает через него. Эта опасная игра, видимо, была связана с религиозными обрядами. Могучая фигура быка, занимающая центральное пространство фрески, выполненная в охряно – желтой цветочной гамме на серо – голубом фоне, кажется устрашающе огромной рядом с изящными фигурками людей.                                              

      Выразительность рисунка и цветовое богатство росписи свидетельствует о высоком мастерстве художника. Фреска по времени относится к периоду расцвету критской живописи, но и в более поздний период появляются талантливые произведения.                     

      Живописи критских мастеров свойственны яркие, мажорные краски, декоративность в сочетании со свежестью восприятия мира. Общий характер критской живописи не выходит за рамки древневосточной торжественности и зрелищности; сохраняется свойственная Древнему Востоку плоскостность, декоративность, некоторая условность изображения.

       Скульптура. Памятников монументальной скульптуры на острове не обнаружено. Мелкая пластика, так же как и живопись носит декоративный характер (фигурки животных, изящных женщин из слоновой кости и цветного фаянса со змеями в руках, в высоких головных уборах (тиарах), вероятно, олицетворяющих местных богинь – покровительниц).

           

 

 

       МАТЕРИКОВОЕ ИСКУССТВО

 

 

       Выдающиеся памятники эгейской культуры найдены и на территории материковой Греции (города Тиринф, Микены).

       С угасанием критской культуры в XIV в. до н. э. средоточением эгейской культуры становятся крепости материковой Греции, построенные греками – ахейцами – Тиринф, Микены.

       Архитектура. Если на Крите не найдены фортификационные (оборонительные) сооружения, то в Микенах и Тиринфе до наших дней сохранились величественные крепости, сооруженные в XIV-XIII в. до н. э.                                       

       Ахейцы создали свои поселения на возвышенностях и окружали их мощным кольцом крепостных стен. Такой укрепленный город называли «акрополем» (что означает «верхний город»).

       Неприступный акрополь Микен доминирует над окружающей его местностью. Мощные крепостные стены толщиной от 6 до 10 м охватывают город кольцом, длина которого 900 м. Центральный вход в микенскую крепость – так называемые «львиные ворота» - единственный образец монументальной скульптуры в эгейском искусстве. Над воротами находится рельефное изображение, вписанное в треугольник, в центре которого высится колонна, - священный символ правителей Микен, а по сторонам застыли львы; передними лапами опираясь на базу колонны, они образуют симметричную, так называемую геральдическую композицию. От ворот к вершине холма вела дорога, приводившая к царскому дворцу. В отличие от Кносского дворца резиденция правителя Микен имеет строго продуманный план, отличающийся простотой и упорядоченностью архитектурного замысла. В центре дворца расположен большой прямоугольный зал

(12 x 13 м) – так называемый мегарон – служивший для праздничных пиршеств, собраний. В середине мегарона находился очаг, окруженный 4-мя колоннами, которые удерживали крышу с отверстием для дыма.

       Аналогичные микенским архитектурные сооружения найдены и в Тиринфе. Грандиозное впечатление производит крепость, стены которой достигают 17,5 м. в высоту.

       Богатый Тиринфский дворец является еще одним достойным образцом эгейской архитектуры.

       Живопись. Изобразительное искусство Микен развивается в общем, русле эгейской культуры. Стены дворцов были расписаны фресками, схожими с критскими образцами, но в них чувствуется другой стиль, меняется тематика: микенские мастера отдают предпочтение сценам охоты, воинских сражений, отражая характерные черты жизни воинственных ахейцев, предпочитавших в отличие от миролюбивых обитателей Крита, звон мечей звону пиршественных чаш. Росписям микенских мастеров не свойственны свобода и непринужденность критских художников. Фрески приобретают статичный характер, отличаются несколько резкой, сухой манерой письма; колорит становится более пестрым.

       Открытие эгейской культуры археологами Г. Шлиманом и А. Эвансоном – являются одним из важнейших завоеваний археологии конца XIX- начала XX в.в.

       Наследие эгейской цивилизации сыграло существенную роль в развитии художественной культуры Древней Греции и Древнего Рима, являясь своеобразным связующим звеном между искусством Древнего Востока и античной культурой.

 

ЛЕКЦИИ 4, 5, 6

                                            ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

 


       Греческие племена населяли Балканский полуостров, острова Эгейского моря, западное побережье Малой Азии. Начало формирования великой греческой культуры, занявшей особое место в истории культуры человечества, относится к первой половине

I тыс. до н. э.

       Перейдя от первобытнообщинного строя к классовому обществу в середине I тыс. до н. э. греки образовали ряд небольших городов – государств, так называемых «полисов». Удивительно то, что не могущественные деспотии Древнего Востока, существовавшие тысячелетия, а сравнительно бедные и небольшие города – полисы Древней Греции оставили нам наследие, в последствии названное «классическим», то есть «образцовым».

       «Много в природе есть дивных сил, но сильней человека нет», - утверждал Софокл в своей трагедии «Антигона». Гимном человеку, его нравственной и физической красоте стало искусство древних греков. Человек – мера всех вещей для граждан Эллады. Произведения греческого искусства поражают своим реализмом, гармоническим совершенством, утверждением высокого нравственного начала, красоты, силы, достоинства человека. Эстетические* идеалы Древней Греции и по сей день понятны нам. Одно из центральных понятий эстетики античного** искусства Древней Греции – калокагатия – (от kalos – прекрасный и agathoc – хороший, добрый) – понятия, означавшие внутреннее и внешнее совершенство. Слияние этического*** и эстетического идеалов есть характерная особенность представлений греческого народа о красоте.

Смотром духовной и физической доблести были общегреческие Олимпийские игры.

       Человек – занимает центральное место в древнегреческом изобразительном искусстве. Образы юных дев, наделенных неземной красотой, подобных богиням, стройных, мускулистых атлетов, борцов, при всей своей идеальности жизненны и естественны. Никто не мог достигнуть такого совершенства в изображении человека, как греки.

       Искусство Древней Греции тесно связано с религией и мифологией. Богов – покровителей и богинь греческие мастера изображали в человеческом облике, отображая в своем произведении самые прекрасные и возвышенные черты, какие только могли представить себе.

       Философские взгляды, литература и искусство Древней Греции оказали огромное влияние на всю последующую историю культуры человечества.

       История греческого искусства делится на следующие периоды:

 

1. Гомеровский (11 – 8 вв. до н. э.)

2. Архаика (7 – 6 вв. до н. э.)

3. Классика (5 – 4 вв. до н. э.)

4. Эллинизм (4 – 1 вв. до н. э.)

 

 

ГОМЕРОВСКАЯ ГРЕЦИЯ

 

 

XI-IX вв. до н. э. в истории Греции ученые нередко называют темными веками. Основные источники информации о жизни греков – дорийцев, сменивших на Балканском полуострове греков – ахейцев – это материалы археологических раскопок и эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера, жившего по всей вероятности, уже в VIII в. до н. э. и поэтому многие события той эпохи, быт, реалии жизни, отраженные в поэмах могут быть искажены, пропущены через призму мироощущения человека более позднего времени. По имени поэта Гомера, ставшего единственным летописцем этого времени и жившего в конце древнейшего периода в истории Греции и называется первый этап исторического развития Эллады (так древние греки называли свою страну).

       Именно в этот период складываются основы греческой мифологии и народной эпической поэзии. Поэтическая фантазия древнего народа населила мир сказочными существами: в реках жили речные нимфы, в лесах путник мог встретить дриад, в горах – ореад, морские пучины наводняли – нереиды и океаниды. Козлоногие сатиры и кентавры (полулюди – полукони) в представлении древних греков были их соседями на этой земле. А миром, в котором то, соперничая и враждуя, то, мирно сосуществуя, жили люди и сказочные герои, правили мудрые бессмертные боги, жившие тоже по – соседству – на вершине горы Олимп. Человек был подобен богу, а боги представлялись прекраснейшими и мудрейшими из людей. Такое очеловечивание богов делало их близкими и доступными человеку, помогало верить в свои собственные силы.

       Архитектура и изобразительное искусство.

       Архитектура и изобразительное искусство в XI-VIII вв. до н. э. не достигли художественного совершенства эпической поэзии.

       Монументальное зодчество того времени, сохранившееся в руинах, представляет собой переработку микенских архитектурных образцов, значительно уступающую оригиналам.

       Более высокого уровня достигает гончарное мастерство. Ему принадлежит ведущее место в развитии искусства Гомеровского периода.

       В IX- VIII вв. до н. э. в результате длительного развития греческой вазописи складывается так называемый геометрический стиль. Изделия из керамики, отличавшиеся большим разнообразием форм (амфоры, килики, гидрии, кратеры, пиксиды), украшались геометрическим орнаментом, нередко чередовавшимся с фигурками животных и человека. Изображение животных схематично, условно, вплетено в незатейливый орнамент, подчиняется его ритму. Такой же характер носит изображение человека. Фигура лишена объема, рассматривается с двух точек подобно изображениям древнеегипетских художников: голова и ноги показаны – в профиль, плечи – в фас. Торс, выполненный в виде треугольника, завершает непропорционально маленькая голова, тонкие руки – палочки неестественно закинуты за голову. Лучшие образцы геометрического стиля – это афинские вазы VIII в. до н. э.

 

 

       АРХАИКА

                       

 

       В период архаики появились все важнейшие тенденции, характерные для зрелого искусства Древней Греции. В это время складывается рабовладельческое общество, в недрах которого появляются первые ростки демократии.

       Развиваются наука, литература, философское мышление, театр. Наступает время первого расцвета греческого искусства. Складывается греческий архитектурный ордер (система пропорционального соотношения между несомыми и несущими частями постройки) ставший одним из важнейших элементов архитектурных сооружений последующих столетий.

       Архитектура. Греческое зодчество периода архаики разрабатывает уже известную форму мегарона. Элементы микенской архитектуры прослеживаются не в дворцовых постройках, а в храмовом зодчестве. На смену примитивным идолам ахейцев пришли Олимпийские боги, мудрые и совершенные, таким же совершенным должен быть и храм – жилище богов. Светская архитектура отходит на второй план. Жилые постройки даже богатых горожан, сохранив прямоугольную форму мегарона, были непрочными и аскетически – скромными, напоминали хижины из тростника, обмазанного глиной. Все достижения архитектуры того времени как конструктивные, так и декоративные связаны со строительством храмов.

       Храм, посвященный богу – покровителю города, строился на деньги города – полиса, и таким образом, принадлежал всему обществу. Номинально оставаясь жилищем бога, он служил земным, общественным целям: был хранилищем городской казны, художественных ценностей, считавшихся достоянием всего города – полиса. Храм возводился на самом высоком месте, обычно на акрополе, доминируя над городскими постройками, в центре городской площади, служившей местом общественных собраний, празднеств, религиозных шествий.

       В процессе развития греческого храмового зодчества сложилось несколько типов храмов.

       Наиболее древнейший и простейших из них – каменный (из известняка или мрамора) «храм в антах», состоявший из небольшого прямоугольного помещения – наоса. Храм имел один вход (с востока), обозначенный двумя колоннами, которые были помещены между выступами боковых стен – антами. Крыша храма была двускатной, покрытой черепицей.

       Более совершенный тип храма – простиль с четырьмя колоннами на фасаде. Амфипростиль имел уже два входа (в наос и в святилище), а колонны украшали два фасада: восточный и западный.

       Классическим, наиболее распространенным типом греческого храма стал периптер, что означает «оперенный» – прямоугольный храм, со всех сторон окруженный колоннами.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 441; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!