Тема II: Искусство древнего мира 4 страница



 

 

       ЭЛЛИНИЗМ

       К концу IV в. до н. э. огромная империя Александра Македонского распалась на отдельные эллинистические государства. Греция утрачивает свое былое могущество.

       В искусстве эллинистической Греции основные достижения связаны с разработкой образа человека в монументальной скульптуре. Обобщенный образ идеала был вытеснен более конкретными образами, в которых подчеркивалось преувеличенное героическое начало, чувствовалось утрата внутреннего равновесия.

       В сознании людей эпохи эллинизма складывается сложное отношение к действительности, которая зачастую выступает как сила, враждебная человеку, порой не способному противостоять ударам судьбы. Образы эпохи эллинизма несут в себе огромное эмоциональное напряжение и страстную патетику. Такими чертами наделен один из самых замечательных памятников эллинистической поры - "Ника Самофракийская" (около 190 г. до н. э., Париж, Лувр). Статуя богини из паросского мрамора была воздвигнута на острове Самофрака (Самофракия) в память о победе над флотом сирийского царя. Весь ее облик, стройная крепкая фигура, уверенный шаг, сильный гордый взмах орлиных крыльев, создают ощущение ликующего торжества победы.

       Наиболее близка к традициям греческой классики статуя Венеры Милосской (около 120 г. до н. э., Париж, Лувр). Ее авторство приписывается скульптору Агесандру. Она рождает чувство гармонии, это идеал нравственной чистоты и физической красоты того времени. Поражает мастерство обработки мрамора, которого достигают скульпторы эллинизма.

       Многое из художественного наследия Древней Греции было утрачено, но впоследствии художники всего мира обращались в своем творчестве к памятникам греческого искусства, подражая им, находя в них вдохновение, черпая сюжеты.

ЛЕКЦИЯ 7

                                                ДРЕВНИЙ РИМ


  

 

 

       С угасанием эллинистических государств с конца I в. до н. э. ведущее значение в античной культуре приобретает римское искусство. История Древнего Рима охватывает период с VIII в. до н. э. по V в. до н. э. Богатейшее культурное наследие, оставленное римлянами человечеству, сыграло значительную роль в развитии культуры последующих поколений.

       В основе художественной культуры Древнего Рима лежит точность, реалистичный подход, отсутствие стремления идеализировать действительность, свойственного искусству Древних Греков.

       Искусство Древнего Рима питалось от нескольких источников, этим объясняется разнообразие его форм. Несомненно, влияние художественных традиций завоеванных народов, местных италийских племен и в первую очередь, этрусков.

       До сих пор еще не разгадано точное происхождение этрусков. Считается, что они пришли в Италию в XI – VIII в. до н. э. из Малой Азии. Во главе городов – государств Этрурии стояли цари. Большое влияние на культуру этрусков оказала греческая цивилизация. Высокого уровня развития достигают архитектура, мелкая пластика (скульптура), техника бронзового литья. К памятникам искусства Этрурии относится знаменитая статуя Капитолийской волчицы, которая по легенде вскормила двух братьев – близнецов, основавших Рим в 754 г. до н. э.

       Постепенно художники Этрурии все более заимствуют эстетические идеалы Древней Греции, однако, не растворяясь под воздействием греческой культуры. Этрусские культурные традиции сыграли значительную роль в формировании искусства рабовладельческого Рима.

           

 

       РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА

       (конец VI – конец I в. до н. э.)

 

 

       К концу VI в. до н. э. Рим становится аристократической рабовладельческой республикой.

       Архитектура. В республиканский период сложились основные типы римской архитектуры. Конструктивное решение монументальных инженерных сооружений соответствовало суровой прозе жизни в условиях постоянных войн. В Риме еще в VIII в. до н. э. возводятся грандиозные крепостные системы. Создаются сложные инженерные сооружения: акведуки (система подачи воды на расстояние), мосты, гавани.

       С распространением римского владычества в Греции ощущается воздействие утонченного искусства Эллады на культуру Древнего Рима. В архитектуре увлечение греческим искусством чувствуется в обращении к ордерной системе. Однако отношение к ордеру пересматривается: если в греческом зодчестве он имеет конструктивное значение, (колонна является несущим элементом, опорой), то в римской архитектуре ордеру отводится декоративная роль (опорой служит стена).

       Главное завоевание римлян в архитектуре – создание огромных внутренних пространств, свободных от опор; развитие мощных сводчатых и купольных конструкций. На рубеже III-II вв. до н. э. был изобретен прочный римский бетон, применение которого позволило осуществлять грандиозные замыслы, связанные с возведением огромных купольных перекрытий.

       В жилищном строительстве создаются новые типы жилых построек: многоэтажные дома для бедноты (инсулы), городские дома богатых римлян (домусы) и виллы - загородные дома римского патрициата.

       Скульптура. В области монументальной скульптуры римляне не достигли столь высокого совершенства, как греки. В республиканский период произведения мелкой пластики еще часто изготавливались этрусскими мастерами из традиционных для этрусской скульптуры терракоты и бронзы.

       Лучшим в художественном наследии римской пластики был портрет. В портретном жанре наилучшим образом проявляются свойственная римскому художнику острая наблюдательность, умение виртуозно подчеркнуть индивидуальные черты портретируемого, что резко отличает работы римских скульпторов от греческих портретов, в которых образ конкретного человека проступает через обобщенные черты идеала.

       Римским портретам республиканского периода при скрупулезной точности воспроизведения индивидуальных черт человека, свойственны некоторая упрощенность форм, угловатость линий.

       К числу немногих памятников раннеримского портрета относится так называемый "Брут" (конец III – начало II в. до н. э., Рим, дворец Консерваторе). Предполагают, что это работа этрусского мастера, изображающая прославленного римлянина Юлия Брута, человека большого мужества, являвшегося образцом доблестного гражданина в сознании римлян. Портрет выполнен из бронзы.

       Росписи. Римляне применяли росписи для украшения фасадов и внутренних помещений зданий. На основе греческой традиции они разрабатывают систему высокохудожественных стенных росписей на мифологические темы. Таковы, например, росписи на "Вилле Мистерий" близ Помпей, которые сыграли важную роль в дальнейшем развитии декоративного искусства Западной Европы.

 

 

       РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ

       (конец I в. до н. э. – V в. до н. э.)

 

 

       В конце I в. до н. э. римская аристократическая республика прекратила свое существование, на смену ей пришло время империи. Перед искусством Рима встала задача прославления императора и его власти.

       Скульптура. Некоторое отступление от реалистических традиций свойственно скульптуре того времени: изображая императора, художник, старался сохранить портретное сходство, при этом сознательно идеализируя образ. Образцами для подражания выступали греческие статуи периода классицизма. Особенно ощутимо воздействие греческого классического искусства на римский портрет сказывается в I в. до н. э. - I в. н. э.

       Мраморная статуя Октавиана Августа (начало I в. н. э., Рим, Ватикан), прославляющая императора и полководца – один из ярких примеров такого идеализированного портрета. К III в. н. э. римский портрет освобождается от традиционных идеалов, ощутимо стремление к обнажению самых интимных сторон личности портретируемого. Создаются образы людей той эпохи, энергичных, целеустремленных, жестоких и беспощадных в борьбе за власть. Таков, например, портрет императора Каракаллы (около 211 – 219 гг., Неаполь, Национальный музей). Каракалла выступает как типичное воплощение мрачного тирана, властолюбивого и жестокого человека, наделенного чрезвычайной энергией, полного грубой силы. Образ соответствует периоду жестокой борьбы за власть, захлестнувшей римское общество.

       Архитектура. Идея величия Рима, его избранности, нашла свое отражение, прежде всего в грандиозных памятниках архитектуры. Императоры соперничали друг с другом, возводя общественные постройки, театры, административные здания.

       Историк Светоний утверждал, что Август, получив Рим кирпичным, "оставляет его мраморным".

       Период правления Флавиев и Трояна (конец I – начало II в.) – время появления грандиозных по пространственному размаху и архитектурному решению сооружений, архитектурных ансамблей. Самое величественное зрелищное сооружение Древнего Рима – амфитеатр Флавиев Колизей – был построен в 75 – 90 гг. Колизей рассчитан на 50 тысяч зрителей, которые размещались во время проведения гладиаторских боев внутри огромной чаши амфитеатра, имевшего форму эллипса (156 × 198 м). В центре амфитеатра размещались площадка, покрытая песком, где проходили гладиаторские бои и травля зверей – арена ("арена" в переводе означает "песок"). Размеры арены позволяли выпускать одновременно до 3 тысяч пар гладиаторов. Основу сооружения составляют 80 радиально расходящихся стен из туфа и бетона. Основные конструктивные элементы – свод и арка.

       Арки использовались и при строительстве акведуков, которые доставляли в города Империи чистую воду из далеких горных источников. Аркада использовалась для поддержания водопроводного канала. Лучше всех акведуков сохранился Гардский мост в Южной Франции, построенный в I веке – символ инженерного искусства римлян. Общая длина акведука – 50 км.

       Столь излюбленная римлянами арка используется и для создания триумфальных памятников (то есть монументальных сооружений, возведенных в честь побед, триумфов императоров и полководцев). У входа на римский Форум в 81 году в память победы над восставшей Иудеей установлена арка Тита.

       В 118 – 125 гг. в Риме было воздвигнуто одно из самых значительных сооружений Римской империи – храм Пантеон императора Адриана. Выстроенный Аполлодором Дамасским храм представляет собой образец центрально – купольной постройки. В Пантеоне в полной мере проявились высокие инженерные достижения и художественная гармония римской архитектуры. Композиция храма поражает своей простотой и ясностью. Глубокий восьмиколонный портик коринфского ордера украшает главный фасад. Высота здания 43,7 м, диаметр грандиозного купола почти равен высоте 43,2 м. Купол изнутри выполнен в виде точной полусферы. Простоте четких геометрических форм внутреннего пространства соответствует строгость убранства. Пантеон – самая грандиозная купольная постройка античности.

       Аполлодор Дамасский, архитектор Пантеона, был также автором непревзойденного по композиции и богатству отделки архитектурного ансамбля Древнего Рима – Форума Траяна. В композицию вошли общественные постройки (здания рынка, библиотеки), храм Траяна.

       В I в. появляется новый тип общественных зданий – термы – общественные бани, рассчитанные на 2-7 тысяч человек. Они представляли собой огромный комплекс с множеством помещений (бассейны, вестибюли, парадные залы, библиотеки и др.) До наших дней сохранились грандиозные руины терм императора Каракаллы (211 – 216 гг.), площадь которых около 11 га.

       Еще один тип общественных построек активно разрабатывался в Риме эпохи Империи – базилика. Прямоугольная в плане постройка базилики, внутреннее помещение которой делилось колоннами или аркой на несколько продольных помещений (нефов) использовалась для судопроизводства и заключения торговых сделок. После признания христианства государственной религией в 313 г. началось строительство христианских храмов, перенявших форму базилики.

       Фаюмские портреты. Римский портрет получает распространение и в живописи. Однако живописных портретов сохранилось очень немного. Об их характере можно судить по так называемым фаюмским портретам I – III вв., найденных в некрополе оазиса Эль – Фаюм (восточная римская провинция Египта). Выполненный на деревянной дощечке или холсте посмертный портрет вставлялся в забинтованную мумию. В фаюмских портретах заметно влияние эллинистического искусства, в нем уже нет скованности фронтальной композиции египетского портрета, чувствуется пристальное внимание к индивидуальным чертам человека.

       Римское искусство завершает большой период античной художественной культуры. В 4 – 7 в. Рим опустел, разгромленный варварами, римская цивилизация прекратила свое существование, но художественные образы, архитектурные формы, созданные римскими мастерами, еще долгие века вдохновляли художников, скульпторов и зодчих последующих поколений. Великий инженерный опыт римлян – был тем опытом, который усвоило человечество, чтобы двигаться дальше по пути прогресса.

 

 

                                                         ТЕМА III

ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ

 

 

       Тысячелетний период мировой истории с V по XV века принято называть "средними веками". Временные рамки, ограничивающие эту эпоху условны. Некоторые ученые, историки и философы, искусствоведы и филологи, считают, что часовой механизм средневековья начал свою неторопливую работу в год падения Западной Римской империи (476), а остановился год открытия Америки Христофором Колумбом (1492 г.) Другие начинают отсчет эпохи средневековья в 395 году, когда Рим раскололся на Западную и Восточную империи. Многие искусствоведы ограничивают верхнюю рамку "средневекового искусства" XIII веком. В любом случае, нельзя сказать: "Средневековье началось в 12.00 пополудни 5 января 395 года". Важно знать, что это длительный период истории человечества, длинною в целое тысячелетие. Европейское средневековое искусство пришло на смену искусству античному. Наследие античного мира: искусство, философские взгляды, основы права, политические взгляды, политические идеи, - стали одним из фундаментов, на которых выросла европейская культура средневековья, существовавшая на почве феодального строя, более прогрессивной общественной формации, чем рабовладение.

       Средневековая культура объединяет исторический, художественный, общественный опыт древних цивилизаций с энергией и традициями молодых народов, которые в то время создавали свои национальные образования, ставшие предшественниками государств, разместившихся на современной карте Европы. В средние века были заложены основы национальных культур, возникло множество самобытных школ, традиции которых до сих пор прослеживаются в искусстве современных европейских народов.

       Предпосылки для перехода к новому средневековому мироощущению, к новой системе художественных воззрений возникают еще в эпоху поздней античности. В сложные десятилетия, предшествовавшие падению Римской империи, мир утрачивает в представлении людей былую гармонию. Всеобщая депрессия, невозможность найти выход из бедственного положения, в котором оказался Рим, стали причиной роста религиозных настроений, поиска религии, способной дать ответы на важные жизненные вопросы. В такой обстановке зародилось христианство, - религия, давшая надежду многим, желавшим найти покой и равновесие в жизни, религия, которая по словам Энгельса "… подчинила себе Римскую империю …". Религиозные догматы христианства накладывают печать на философию, литературу, искусство, этические и эстетические идеалы средневекового общества. Церковь – стремясь быть "всеобщей", обращалась ко всему народу, ко всему обществу обращались и произведения средневекового искусства, основным заказчиком которых была церковь.

       Средневековое мироощущение предполагает иной взгляд на человека, который существенно отличается от античных представлений. Человек в сознание людей перестает быть центром мироздания, мерой всех вещей. Он становится лишь мельчайшей частицей вселенной, подвластной ее космической энергии, ее могучим неведомым силам.

       Образ человека в искусстве утрачивает разумную ясность, одноплановость, внутреннее равновесие античных идеальных героев, становится более многообразным, глубоким, противоречивым.

       Расширяется сфера явлений, отображаемых в искусстве. Получают широкое развитие темы страданий во имя веры, стоического мужества, разрабатывается идеал материнства.

       Обнаружив в мире зло и уродство, средневековые художники развивают в своем искусстве проблему характерного, безобразного.

       Наибольшее развитие в средневековую эпоху получает монументальная архитектура. Византийские храмы, рыцарские замки, романские и готические соборы Европы принадлежат к классическим сокровищам мирового искусства.

 

                                                    ВИЗАНТИЯ
ЛЕКЦИЯ 8 

 

 

       Византия – государство, образовавшееся в 395 г. на основе Восточной Римской империи и просуществовавшее до 1453 г. – была одним из важнейших центров средневекового искусства. Географически и исторически, будучи частью великой, римской цивилизации Византия не могла в своем развитии не опираться на многовековый опыт античного мира. Переход к средневековому искусству осуществлялся на основе преемственной связи с античной культурной традицией.

       В центре внимания художника, как и в античности, находится человек, воплощенный в образах христианского бога и персонажей Священного писания. Эстетическим идеалом Византии становится Бог – источник красоты, душевного равновесия, превосходящий все прекрасное.

       Оставаясь в центре внимания художников Византии, образ человека приобретает новое содержание. На смену искусству, обоготворявшему человека, побуждавшему преклоняться перед физической и нравственной красотой идеала, пришло искусство, стремящееся возвысить, прежде всего, чувства, нравственные качества и духовную силу человека, что обусловило появление некоторой условности, сосредоточенной неподвижности изображения.

 

 

       ВИЗАНТИЯ (V – VII вв.)

 

 

       Византийское искусство достигает своего первого расцвета при императоре Юстиниане I (527 – 565 гг.). Главным художественным центром Византийской империи становится ее столица – Константинополь. Сюда стекаются лучшие научные и художественные силы, здесь разрабатываются новые формы искусства.

       Архитектура. Ведущая роль в византийском зодчестве этого времени принадлежит архитектуре храмов и монастырских ансамблей. Главным образом, разрабатывается два типа храмов: продольно – базиликальный и центрально – купольный.

       Архитекторы Византии работают над проблемой увеличения внутреннего пространства храма, с целью вмещения большого числа верующих. Создается новый тип культовых построек, объединивший конструктивные особенности базилики и центрально – купольного храма – купольная базилика. Свое гениальное воплощение новый тип храма получил в грандиозной церкви святой Софии в Константинополе (532 – 537 гг.). По замыслу императора Юстиниана архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета должны были создать главный храм христианского мира, выразить в архитектуре "непостижимость и неизреченность" христианского восприятия вселенной, воплотить идею могущества империи и блестящего правления императора.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 373; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!