Тема II: Искусство древнего мира 9 страница



На особую высоту поднимает пейзажную живопись Якоб ван Рёйсдаль (1629 – 1682), природа на полотнах выдающегося голландского пейзажиста передана с большой убедительностью и в то же время одухотворена личными переживаниями автора. Диапазон его пейзажных мотивов весьма широк: виды деревень, равнины, лесные болота, реки, море в разную погоду и любое время года ("Речка в лесу", 1660-е, С. – Петербург, Эрмитаж; "Морской берег", 1670, С. – Петербург, Эрмитаж; "Вид Харлема" около 1670, Амстердам, Рейкс – Музеум). Жизнь природы Рёйсдаль видит в борьбе, противоречиях, в движении. Красочная гамма обычно выражена в коричнево – желтоватых и серебристо – серых тонах.

В своих пейзажах Рёйсдаль создал поэтический образ природы.

Важное место в живописи Голландии XVII в. занимает натюрморт. На картинах голландских художников уживаются самые разнообразные предметы. Стараясь показать предметы во взаимодействии, в связи с окружающим их пространством, выявляя контраст и единение их форм, фактуры, цвета, мастера голландского натюрморта XVII столетия уподобляют свои произведения своего рода сюжетной картине. У истоков голландского натюрморта стояли художники из Харлема Питер Клас (около 1597 – 1661 гг.) и Виллем Хеда (1594 – 1680(82)), писавшие так называемые "завтраки".

В "Завтраке" П. Класа (1646, Москва, ГМИИ) изображено небольшое количество предметов: большой стеклянный бокал, солонка, блюдо с селедкой, наполовину очищенный лимон на тарелке, гроздь винограда, перец, орехи, булочка, нож. Предметы расставлены на столе, небрежность их размещения выдает недавнее присутствие человека. Виртуозность техники живописца ощущается во всем: даже едва уловимое отражение окна в стекле бокала не ускользнул от внимательного взгляда автора, великолепно переданы специфика и фактура материала (стекла, ткани, металла).

Тот же лимон мы видим в натюрморте Виллема Хеды "Ветчина и серебряная посуда" (1649, Москва, ГМИИ), но "соседи" его – ветчина и богатая посуда из серебра – говорят о более изысканном вкусе владельца и его достатке. Натюрморты Питера Класа и Виллема Хеды рождают представление о налаженной и размеренной жизни голландского бюргера, являясь воплощением одной из центральных тем голландской живописи XVII столетия – темы частной жизни человека.

При всей популярности натюрморта все же самым популярным жанром голландской живописи ХVІI в. является бытовой жанр. В этом жанре работают Эммануэл де Витте (1617 – 1692), Карель Фабрициус (1622 – 1654), Адриан ван Остаде (1610 – 1685), Ян Вермер Дельфтский (1632 – 1675).

Излюбленными композициями Яна Вермеера были сцены, изображавшие одну или две фигуры (обычно женские) в интерьере голландского дома. Чаще это обобщенные, типические образы ("Девушка, читающая письмо" 1656-е г., Дрезден, Картинная галерея; "Кавалер и дама у спинета", около 1660, Лондон, Бэкингемский дворец; "Бокал вина", около 1660, Берлин – Далем, Картинная галерея). Персонажи Вермера выхвачены в самые обычные моменты их жизни, вместе с тем в эпизоде домашнего быта автор открывает возвышенный и прекрасный мир человеческих чувств и повседневных переживаний.

Вершиной голландской культуры XVII в. явилось творчество Рембрандта Хармеса ван Рейна (1606 – 1669), оно как бы подводит итог всем достижениям голландской художественной школы.

Начав свой творческий путь в 1620-х гг. в Лейдене, с 1632 г. до конца жизни Рембрандта работает в Амстердаме – главном художественном центре страны. Творчество великого мастера отличает гуманизм, подлинный демократизм, постоянный поиск выразительных художественных средств. Рембрандт изучает реальную действительность, проявляя особый интерес к внутреннему миру человека, многообразию человеческих характеров.

Гениальный художник писал картины на исторические, библейские, мифологические, бытовые сюжеты, портреты, пейзажи. Он был одним из величайших рисовальщиков.

В 1630-е г. Рембрандт пишет большие религиозные композиции ("Жертвоприношение Авраама", 1635, С. –Петербург, Эрмитаж). Его увлекает драматизм изображаемого, причудливые одеяния, эффектные позы, как контраст обыденному, устоявшемуся быту буржуа, бюргерской ограниченности, от которых живописец стремится уйти в своем творчестве. Однако обращение к религиозной тематике не означает отказа художника от жизненной правды изображения. Рембрандт пытается совместить реальное, земное и поэтически – возвышенное в своих образах. Необычайную жизненность приобретает мифологический сюжет в картине "Даная" (1636, С. – Петербург, Эрмитаж).

В 1630-е годы Рембрандт пишет свои знаменитые автопортреты (1634 г., Париж, Лувр; "Автопортрет с Саскией на коленях", Дрезден, Картинная галерея) и портрет жены ("Саския" около 1634 г., Кассель, Картинная галерея).

В 1642 г. по заказу роты стрелков художник выполняет огромное полотно (3,87х5,02м), получившее название "Ночной дозор". Соединение портретных изображений с безымянными фигурами придает картине большую убедительность. "Ночной дозор" – картина необычная по жанру, это групповой портрет и массовая сцена одновременно.

В зрелые годы художник часто пишет портреты родных и близких, сосредотачивая свое внимание на раскрытии внутреннего мира портретируемого. Хендрикье Стоффельдс, ставшая верной подругой художника после смерти любимой жены Саскии, изображена доброй и приветливой, полной достоинства и душевной теплоты. ("Хендрикье у окна", Берлин, Музей). Часто Рембрандт рисует и пишет болезненного одухотворенного юношу – сына Титуса. На портрете Яна Сикса, Фабриканта, впоследствии бургомистра Амстердама, мы видим мужчину средних лет, в задумчивости надевающего перчатку, он словно ищет слова, которые должен сказать, уходя.

"Портрет старушки" (1654, С. – Петербург, Эрмитаж) – это портрет – биография жены брата художника, неспешно повествует зрителю о трудной и долгой жизни женщины, полной забот, лишений, переживаний и тревог.

Поздние автопортреты Рембрандта (1652, Вена, Музей истории искусств и 1659, Вашингтон, Национальная галерея) поражают спектром характеристик, которыми наделяет свой образ художник. Живописец изобразил себя печально размышляющим, утомленным, но все еще полным творческих сил.

Незадолго до смерти Рембрандт пишет композицию "Блудный сын" (1668 – 1669, С. – Петербург, Эрмитаж), ставшую одним из самых прославленных творений гениального мастера. Трагический путь познания жизни олицетворяет упавший на колени перед отцом, раскаявшийся блудный сын. Бесконечная доброта старца, простившего сына, будто озаряет слившиеся фигуры главных персонажей картины. Другие персонажи отодвинуты на второй план, их фигуры едва проступают на темном фоне. Библейская притча решена удивительно просто, образы достоверны и трогательны.

Влияние искусства великого голландца было огромным, оно сказалось на творчестве художников Голландии, на развитии всего мирового реалистического искусства.

В последней трети XVII в. в искусстве Голландии наблюдается тенденция к сближению с официальной художественной традицией Франции, что приводит к отступлению от правды, и к идеализации образов в соответствии с эстетическими нормами французского дворянства. Голландская живопись утрачивает свой демократический характер, реалистическую основу, вступает в полосу длительного упадка, а Голландия утрачивает свое положение крупнейшего художественного центра Европы, которое по праву она занимала в XVII столетии.

 

ЛЕКЦИЯ 21

                                                     ФРАНЦИЯ

 


       В начале XVII в. завершилось формирование единого французского государства, французской нации. Классическая абсолютная монархия Франции в это время переживала период экономического подъема. Характерной чертой французской культуры XVII столетия стал рационализм, основанный на теории воли, разработанной философом Декартом, провозгласившим господство человеческого разума.

       Архитектура. В зодчестве Франции первой половины      XVII в. сильна связь с готической традицией, существовавшей в своеобразном синтезе с ренессансными архитектурными формами. Стиль французской архитектуры первой трети XVII в. формируется под воздействием итальянского барокко. Идея триумфа централизованного государства воспроизводится в монументальных архитектурных образах. На смену беспорядочной застройке средневекового поселения приходит идея регулярного централизованного города.

       Новые художественные особенности французской архитектуры проявились в применении ордерной системы, в тяготении к созданию дворцово-парковых ансамблей. Новый стиль, получивший название классицизма, проявил себя в архитектурном облике грандиозного ансамбля Версаля, загородной резиденции французского короля, (1668 – 1689), расположенного в 17 км на юго–запад от Парижа. План Версаля, созданный, вероятно, Луи Лево и Андре Ленотром, отличается ясностью и симметрией. Основную ось ансамбля составляет главная королевская аллея парка, которая заканчивается большим бассейном. Дворец расположен под прямым углом к главной оси.

       Наиболее ярким произведением классической архитектуры явился восточный фасад Лувра, выстроенный в 1667 – 1678 гг. Клодом Перро (1613 – 1688), как дополнение к основным частям здания, возведенным еще в XVI в. архитекторами Леско и Лемерсье. Массивный цокольный этаж служит основанием для колоннады большого ордера, объединяющей два этажа и растянувшейся на 173 м. Антаблемент "прочерчен" четкой линией. Колоннаду коринфского ордера оттеняют три выступа (ризалита) в виде трехпролетных портиков, размещенные в центре постройки и по углам фасада.

       Архитектор последовательно и уверенно воплощает основные принципы нового стиля: ордер как основа сооружения и как средство его ритмической организации, четкость линий, разумная ясность пропорций, рациональная простота и соразмерность композиции, гармоническое равновесие объемов, ритмичность горизонтальных и вертикальных членений постройки. Если в постройках стиля барокко порой за обилием декоративных элементов трудно читалось конструктивное решение зданий, то в архитектуре классицизма, в том числе восточного фасада Лувра, подчеркивается значительность отдельных конструктивных элементов архитектурных композиций, связанных воедино. Классическое здание, лишенное тяжеловесного излишества барочного декора, исполнено сурового величия, спокойствия, полно гармонического равновесия, оно олицетворяет идею рационализма французской культуры XVII в.

Произведение зрелого французского классицизма, Лувр, послужил образцом для подражания при строительстве многих резиденций правителей и общественных зданий Европы XVII – XVIII вв.

Скульптура. Неотъемлемой частью дворцово-паркового ансамбля была скульптура. Во второй половине XVII в. французская пластика достигла значительных успехов, но тесная связь с архитектурой не позволяет ей выйти за рамки декоративности. Черты холодного сдержанного классицизма сочетаются в парковой пластике с элементами барочного пафоса. Реалистические устремления во французской скульптуре XVII в. нашли свое отражение в творчестве Пьера Пюже (1620 – 1684) ("Милон Кротонский", 1682, Париж, Лувр; "Атланты", ратуша Тулона).

Живопись. У истоков классической живописи стоял Николя Пуссен (1594 – 1665). Этические и эстетические идеалы Пуссена очень близки идеалом античности и эпохи Возрождения. Его идеал – герой, сохраняющий мужество и спокойствие духа в любых жизненных ситуациях, полный достоинства и благородной сдержанности, привыкший полагаться только на себя.

Разрабатывая мифологические, библейские, исторические сюжеты Пуссен пытается поставить перед зрителем вопросы, волновавшие его, как человека, гражданина современной ему эпохи (1627, "Смерть Германика", Рим, палаццо Барберини, "Танкред и Эрминия", 1630-е, С. – Петербург, Эрмитаж).

Одна из характерных черт Пуссена – умение передать внутренний мир человека, точно подмеченный жестом, движением.

В 1650 – 60-х гг. художник чаще обращается к пейзажу, преклоняясь перед величием природы. Жизнь природы у позднего Пуссена полна драматизма, но он всегда находит гармоническое равновесие.

Часто природа на полотнах французского живописца – место действия легендарных героев ("Пейзаж с Геркулесом и Какусом", 1649, Москва, ГМИИ). В своем автопортрете (1650, Париж, Лувр) Пуссен противопоставляет патетике распространившихся в то время парадных портретов, идеал мыслящей личности, призывая к самопознанию, духовному самосовершенствованию. Мужественное лицо художника полно достоинства, решительный поворот головы говорит о спокойной уверенности в своих силах.

Последователи Пуссена не поняли глубины его творчества, проникнутого мечтой о совершенном человеке. Творческое переосмысливание античного опыта сменилось у них стремлением вписать несовершенную натуру в рамки классического античного искусства. Лишь в пейзаже традиции Пуссена нашли своих последователей.

В то время как художественная жизнь соседних государств (Фландрии, Испании, Голландии) вступает в полосу кризиса, французское искусство выходит на первостепенные позиции. Со второй половины XVII в. Франция становится ведущей художественной державой Европы. Ее влияние начинает сказываться на развитии культуры европейских государств XVIII, XIX, XX веков.

 

 

                                                ТЕМА VI

                          ИСКУССТВО XVIII ВЕКА

 

XVIII век в Западной Европе стал последним этапом длительного перехода от феодализма к капитализму. На протяжении этого века продолжалась грандиозная ломка всех существовавших ранее общественных и государственных устоев. В XVIII столетии появляется периодическая печать, создаются политические партии, ведется борьба за освобождение человека от оков феодально–религиозного мироощущения.

Искусство, сфера которого значительно расширилась, становится общенациональным, обращается не только к узкому кругу ценителей, но и к широкой демократической среде.

XVIII век – это эпоха Просвещения, век разума и иронии, век философов, поэтов, социологов и экономистов. Это время, когда жили и творили Бах и Моцарт, Гендель и Гайдн, Мольер и Свифт, Хогарт и Шарден. Острая наблюдательность, утонченная манера воспроизведения действительности отличают художественную культуру XVIII столетия.

Искусству XVIII в. по сравнению со смежными эпохами свойственно большее стилевое единство. Нет того разнообразия стилевых направлений, какое наблюдалось в предшествующее столетие, когда рядом с классицизмом Пуссена существовало творчество последователей Рубенса, а барочные картины итальянских художников уживались рядом с голландскими жанровыми произведениями. Несвойственна XVIII веку и быстрая смена стилей, характерная для XIX столетия, ставшего свидетелем эволюции стилей от классицизма до постимпрессионизма. В искусстве XVIII века амплитуда колебаний значительно уже, на смену зрелым формам стиля барокко приходит классицизм.

Главной причиной стилистического единства стала общность судеб европейских государств, переживших на рубеже XVII – XVIII вв. кризис абсолютистских систем.

Одновременно с классицизмом, и под его воздействием продолжает развиваться реалистическое направление в искусстве, наблюдается стремление уйти от "возвышенного", надуманного к "простому", естественному, соразмерному человеку. "Соизмеримость" характеризует мировоззрение всей эпохи Разума и Просвещения. Аллегорически – надуманной идеальности противопоставлена личность с ее правами и достоинствами, мыслями и чувствами, частная жизнь человека.

В искусстве наблюдается тяготение к элементам жанровой живописи, эта тенденция наиболее ярко отразилась в творчестве французского живописца Шардена.

Идет процесс вытеснения религиозных начал культуры светскими, - процесс "обмирщения" культуры. Светское зодчество впервые преобладает над культовым в масштабе всей Европы. Даже в тех странах, где церковь была все еще очень сильной (Италии, Испании, Австрии и Германии) очевидно "обмирщение" религиозной живописи, скульптуры и архитектуры.

Парадный барочный портрет, с его борьбой света и тени, движения и покоя, уступает место портрету интимному с его осторожным, но глубоким интересом к частной жизни человека.

Пейзажная живопись порождает "пейзаж настроения". Меняется отношение к цветовой гамме картины. Декоративно – салонный стиль рококо требует от живописных произведений не только заинтересовать зрителя, но и украсить помещение, не выбиваясь из его основной цветовой гаммы.

Характерный для живописи барокко свето–теневой конфликт, олицетворяющий противоречия между духовным и материальным, были не свойственны художникам XVIII в. Деликатные пастельные полутона, светлая холодная тональность сменили насыщенную палитру предшествующего столетия. Однако любое правило имеет исключение. Часто живописцы XVIII столетия используют яркие краски, стремясь иногда даже к пестроте.

На передний план в художественной культуре XVIII в. выступает Франция.

 

           

ЛЕКЦИИ 22, 23

                                                     ФРАНЦИЯ

 

 


       Уже в первые годы XVIII столетия было ясно, насколько неблагоприятно для развития искусства складывается историческая ситуация во Франции. Это время борьбы демократии с абсолютизмом, с расточительством, бездеятельностью двора и аристократии, с церковью, преследовавшей свободную мысль. Эта борьба подготовила буржуазную революцию конца XVIII в.

Развивавшаяся в сложных условиях культура Франции вступает в полосу расцвета.

       Архитектура. На смену величественным формам барокко приходит стиль рококо*, проявившийся в основном в оформлении внутренних помещений зданий. Своего расцвета этот изысканный декоративно – утилитарный стиль достигает в 30 – 40-х гг. Уходят в прошлое грандиозные ансамбли. Усадебный замок XVII в. заменяет городской дом – отель (небольшой особняк аристократии и богатых буржуа). В особняках XVIII в. уже не было гармонического соответствия внешнего облика здания его внутреннему пространству, свойственного классицистическим постройкам. Принцип анфилладности (последовательного расположения помещений) был нарушен. Внутреннее пространство делилось свободно, в соответствии с требованиями комфорта (чисто утилитарно). Небольшие комнаты и залы были различными по форме, их размещение нарушало внешнюю симметрию здания. Жилые помещения, поражавшие роскошью интерьера, располагались вдоль второго фасада, выходившего в сад. Впечатление легкости, изящества, жизнерадостности интерьерам придавали светлых приглушенных тонов шпалеры, декоративные панно, плафоны, ширмы, десюдепорты*, выполненные в соответствии с общей цветовой гаммой помещения.

Типичный образец стиля рококо – интерьер отеля Субиз, созданный архитектором Жерменом Бофраном (1667 – 1754).

В 1750-х гг. стиль рококо подвергается критике за манерность, излишнюю декоративность, вычурность. Этот стиль не соответствовал идеям радикализма, ставшего популярным во французском обществе середины XVIII в. Внимание архитекторов вновь привлекают спокойные и уравновешенные формы античной архитектуры.

Классицизм становится модным при дворе стилем. Первые шаги в этом направлении делает Жак–Анж Габриэль (1699 – 1782 гг.) – последователь просветительских идей. В своем творчестве зодчий переосмысливает традиции классицизма XVII в. Его постройки отличаются большим изяществом и утонченностью. Дворец Малый Трианон в Версальском парке – одна из первых классических построек XVIII в. (1762 – 1768 гг.). Это скорее небольшой особняк. Главный фасад дворца отмечен классическим портиком коринфского ордера, объединяющим два этажа. Четкие геометрические формы, симметрическая композиция, мерный ритм горизонтальных и вертикальных членений делают особняк простым и торжественно–парадным одновременно.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 356; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!