Произведения искусства и режим имущества супругов



Как уже было сказано, закон от 11 марта 1957 г. устанавливает по отношению к авторским правам особый режим, являющийся исключением из общих норм права, но не касается никоим образом самих произведений искусства. Вследствие этого ст. 25 закона применяется исключительно к авторским правам и ни в коем случае — к произведениям искусства. В этом случае первой попыткой определения судьбы произведений искусства с точки зрения режима имущества супругов могла бы стать ссылка на предыдущую судебную практику, а именно на дело Пикабия. Закон от 13 июля 1965 г., внеся изменения в режим имущества супругов, модифицировал исходные параметры определения судьбы произведений искусства при наличии режима общности имущества супругов. Вместе с тем предлагаемые в теории решения также не лишены недостатков.

231


Прежде всего необходимо сослаться на ст. 1401 Гражданского кодекса, согласно которой «общая собственность супругов состоит из приобретений, которые супруга сделали совместно или раздельно в период брака, как за счет поступлений от их профессиональной деятельности, так и за счет сбережений, сделанных на основе доходов от собственного имущества». Согласно этой норме, можно предположить, что произведения искусства подпадают под действие режима общности имущества супругов с учетом сохранения элементов морального права за автором (см. Marty et Raynaud, op. cit., n° 184, p. 153).

Но также можно совершенно обоснованно сослаться на ст. 1404 того же самого кодекса, согласно которой «в целом все имущество личного характера образует по своей природе собственное имущество супруга, хотя бы оно и было приобретено в период брака». Этим положением можно обосновать тезис о том, что произведение искусства остается собственностью автора и вследствие этого не подпадает под действие режима общности имущества (см. С. Colombet, op. cit., n° 248; H. Desbois, op. cit., n° 226). Некоторые авторы, однако, высказывают сомнения относительно справедливости данной точки зрения.

Наконец, есть и такие, которые ратуют за четкое разграничение между завершенными и незавершенными произведениями (между набросками или эскизами и завершенными произведениями). По смыслу ст. 1404, лишь последние могут являться собственным имуществом автора (см. Patarin et Morin, La réforme des régimes matrimoniaux, t I, éd. 1977, p. 146).

Однако помимо трудностей определения границы между произведениями завершенными и незаконченными этот принцип входит в столкновение с положением ст. 7 закона от 11 марта 1957 г., который рассматривает наброски как законченные произведения. Действительно, как следует из этой нормы, произведение считается завершенным вне зависимости от его выпуска в свет, в силу самого факта воплощения даже незавершенного замысла автора.

В итоге можно утверждать, что за отсутствием новой судебной практики по данному вопросу судьба произведений искусства при наличии режима общности имущества супругов остается неопределенной. Однако

232


принцип, согласно которому они считались бы собственным имуществом автора, нам кажется более справедливым и соответствующим реальности.

НАСЛЕДОВАНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ

Переход авторских прав по наследству осуществляется по-разному в зависимости от того, идет ли речь о моральном праве автора или об имущественных правах. Заметим по поводу последних, что в них входит исключительно право на использование и право на воспроизведение; переход права следования подчиняется своим собственным правилам.

Оригинальность системы перехода прав в порядке наследования, установленной законом от 11 марта 1957 г., заключается в коренном различии между переходом морального права и имущественных прав в порядке наследования, начиная с определения их пользователей, которые далеко не всегда одни и те же.

Что касается морального права, то его осуществление может даже подчиняться судебному контролю. Обоснованием этому служит тот факт, что речь идет о праве особого рода, праве, связанном с самой личностью автора и которое после его смерти, некоторым образом изменив свое содержание, превращается в обязательство со стороны того, кто его получает. Лицо, наделенное моральным правом, будет обязано соблюдать неприкосновенность произведения, сообразуясь, в частности, с явной и подразумеваемой волей автора в отношении предназначения произведения.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 265; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!