В. Обязательства театрального антрепренера



Театральным антрепренером в смысле ст. 43 считается лицо, которое в состоянии обеспечить непосредственное публичное сообщение произведения.

Однако следует уточнить, что, если закон налагает некоторые обязательства на театрального антрепренера, которому профессиональная авторская организация предоставляет право публично представлять произведения, входящие в ее репертуар, это отнюдь не означает, что третьи лица, которым это право не было предоставлено и которые фактически берут на себя выполнение вышеуказанных обязательств, приобретают таким образом статус театрального антрепренера (Civ. I, 11 oct. 1983, Chef entreprise, 8 déc. 1983, n° 12039, р. 382).

Статья 46 закона обязывает театрального антрепренера, с одной стороны, сообщить автору или его представителям точную программу представлений или публичных исполнений, а с другой стороны, предста-

* Торговый фонд включает в себя все имущество предприятия, кроме движимости и прав требования (прим. ред.).

178


вить полный отчет о полученных доходах; наконец, уплатить автору или его представителям в предусмотренный срок вознаграждение в обусловленном размере.

Невыполнение этих обязательств наказуемо как в уголовном, так и гражданском порядке. Например, если театральный антрепренер не объявляет заранее точную программу постановок или публичных исполнений, он совершает правонарушение в виде контрафакции и может быть подвергнут наказанию, предусмотренному ст. 426 Уголовного кодекса.

Если речь идет об исполнении музыкальных произведений, дирижер обязан подписать программу, определенную антрепренером, и в случае неточностей подвергается наказанию согласно ст. 160 Уголовного кодекса за подачу ложных сведений.

Что касается обязательств по соблюдению права автора, то ст. 47 закона 1957 года обязывает театрального антрепренера обеспечить представление и публичное исполнение произведений в соответствующих технических условиях, чтобы гарантировать уважение интеллектуальных и моральных прав автора.

Здесь речь идет в основном о праве автора на неприкосновенность его произведения: представление или исполнение не должны искажать дух произведения;

кроме того, театральный антрепренер не должен также производить купюры в представляемом произведении или вносить в него какие бы то ни было изменения без согласия автора.

С. Договор на уступку прав в области рекламы (закон от 3 июля 1985 г.)

По инициативе парламента была поднята проблема о договоре об использовании произведения в области рекламы.

Статья, принятая в дополнение к правительственному проекту, основывается на принципе презумпции уступки права использования в пользу производителя;

при этом в договоре специально оговаривается отдельное вознаграждение, причитающееся за каждый способ использования в зависимости от географической зоны, продолжительности использования заказанного произведения, тиража и материального носителя.

Организации, представляющие авторов, а также

179


организации производителей в области рекламы имеют право заключать соглашения относительно выплаты вознаграждения. Если по истечении 9 месяцев со дня обнародования закона стороны не заключат соглашения, то назначается комиссия. Для этих целей был опубликован декрет от 14 марта 1986 г. Он определяет правила ее работы.

ПРАВО СЛЕДОВАНИЯ

Определение. Статья 42 закона от 11 марта 1957 г. дает различным лицам, которые в ней перечислены, а именно автору, его супругу и его наследникам по закону, неотчуждаемое право на участие в доходах от любой перепродажи третьими лицами произведений этого автора.

Это положение формально исключает возможность пользоваться этим правом для всех наследников по завещанию и правопреемников.

История вопроса. Право следования было включено в наше законодательство законом от 20 мая 1920 г. В него неоднократно вносились дополнения; в последний раз это был декрет от 15 сентября 1956 г., предоставивший на основе взаимности пользование правом следования иностранным авторам.

Совокупность этого законодательства и подзаконных актов была отменена в целом законом от 11 марта 1957 г. (ст. 43). Новое законодательство в этой области должно было быть дополнено соответствующими подзаконными актами. Но они не были опубликованы, и по этой причине право следования существенно ограничено, так как оно действует исключительно в случае публичных торгов. Действительно, ст. 42 закона от 11 марта 1957 г. специально расширила применение права следования на случаи продажи при посредничестве коммерсанта, но регламент государственного учреждения, который должен был определить порядок получения автором причитающейся доли, не был принят; таким образом, это право касается лишь публичных торгов, как это было во время действия закона от 20 мая 1920 г., что заметно снижает значение этого положения.

Природа права следования. В доктрине считается, что право следования надо считать возможным правом;

180


это — понятие, а не правовая категория. По мнению профессора Вердье, возможное право определяется как будущее право, применение которого юридически упорядочено.

Однако если согласиться с существованием такого понятия, то все равно не существует юридического механизма в области возможного права, созданного законодателем. Что касается точки зрения А. Дебуа (H. Desbais, Rev. trim. dr. corn., 1968, 1041), то для него это достаточная причина, чтобы не применять ни понятие, ни категорию, которая, несомненно, не предусмотрена законодателем.

Тот же самый автор считает, что право следования образуется путем специальной оговорки о наследовании. Но его неудобство заключается в том, что оно и дополняет закон, и противоречит ему. Так как право следования имеет алиментную основу, то по этой причине нет основания предоставлять его наследникам, не имеющим права требования по алиментным обязательствам либо не имеющим права на обязательную долю*.

Можно установить только, что одни и те же лица обладают обоими свойствами: родственники по восходящей и нисходящей линии, супруг; последнего касается особая форма права на требование по алиментным обязательствам, отличная от наследования, предусмотренного ст. 767 Гражданского кодекса.

Р. Плэзан считает (R. Plaisant, D., 1969, 628), что закон от 11 марта 1957 г. (ст. 42) запрещает распоряжаться этим правом по завещанию; он не лишает права наследования наследников, имеющих право на обязательную долю в силу применения общих норм права, а также супруга, согласно абз. 2 ст. 42. В соответствии с обычно действующими правилами универсальный легат**, с одной стороны, устанавливает его, а с другой — исключает и лишает наследства. По мнению Р. Плэзана, это решение одновременно соответствовало бы, с одной стороны, духу и букве закона, а также алиментному характеру права следования, а с другой стороны, общим нормам наследования, от которых в соответствии с судебной практикой, связанной с правом

* Во французском праве именуется «резерв».

** Легат, распространяющийся на всю совокупность наследственного имущества (прим. ред.).

181


следования, необходимо как можно меньше отступать, за исключением случаев, когда это прямо предписано законом.

В судебной практике право следования, независимо от ее своеобразия и способа применения, тем не менее определяется в основном как имущественное право, предоставляемое художнику с того момента, когда он расстается со своим произведением, с тем чтобы он мог «следовать» за ним при передаче в те или иные руки и получать прибыль, если произведение станет предметом сделки (Gv. I, 10 juin 1968, D., 1968, 633; Rev. trim. dr. сот., 1969, 78; 9 févr. 1972, D., 1972, 289; Rev. trim. dr. сот., 1973, 258; Orléans, aud. sol., 13 juin 1974, JCP, 1974, II, 17879).

Несомненно, это право осуществляется лишь при перепродаже произведения в течение жизни художника и законного срока (50 лет) после его смерти, но само по себе право тем не менее существует с момента отчуждения произведения его автором и до момента заключения любой сделки. Отсюда — право следования обязательно включается в состав наследства его обладателя, к наследникам которого по закону оно должно перейти.

Впрочем, только эту концепцию можно примирить с понятием неотчуждаемости произведения, которая ударяет по праву следования и, будучи по своей природе далекой от этого права, была навязана художнику лишь для того, чтобы удержать его от соблазна уступить это право за низкую цену. Это доказывает, что право следования существует еще до начала его действительного применения. В конечном итоге можно сказать, что право следования появляется не по случаю продажи картины художника, а с самого начала составляет часть его имущественных прав. Оно образуется одновременно с правами, связанными с произведением. Начало осуществления этого права подчинено продаже произведения.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 256; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!