Способы конституирования Других в норме



Как указывает Левинас (Сокулер, 2008), Другой всегда конституируется как абсолютный Другой, возможно, даже обязательно как некая враждебная сущность. Это не так только в случае отношения младенца к матери, которое вообще не конституируется изначально, напротив, служит первичным материалом, из которого затем конституируется Я, не-Я, мир и все остальное. В философской литературе мы находим два подхода: а) активный субъект конституирует Других активным интенциональным актом смыслополагания «иного», и пассивный, где взгляд Другого вырывает субъекта на некий свет из некоей темноты одинокого бытия (Сартр). Если даже в первом случае мы имеем основания подозревать определенную изначальную враждебность субъекта к Другому, то уж у Сартра эта тема получает запредельное развитие, до всем известного «Ад – это Другие». Почему он упускает множество модусов бытия-с-Другими, про которые без преувеличения можно сказать «рай без Других - не рай», остается только гадать.

В то же время, как член и со-творец интерсубъективной сферы, которая существовала до него и без него и в которую его ввел социум, субъект не может не быть подчинен и зависим от социума, а в ряде случаев и от конкретных Других (таково отношение подростка к его родителям). Мы видим на этих примерах, что отношение субъекта и Других изначально конфликтно, конфликтно на уровне конституирования – они уже распознаются и узнаются и как враждебные, и как сущностно необходимые - так сказать, сконституировавшие его самого.

Поставим вопрос иным образом: какое отношение к Другим является адекватным, а какое нет? Определение адекватности в ходе обсуждения в третьей главе сформировалось и предстает теперь таким образом: любое адекватное отношение дает субъекту полноту бытия, способствует его развитию, увеличивает ресурсы (в объясненном выше смысле).

Адекватное отношение субъекта с социуму является одновременно и раскрытым, и отстраненным. Способность к раскрытию к Другому, выраженная у здоровых младенцев, сопровождает человека всю жизнь. Именно она дает возможность возникновения диадического отношения. Она основана на поршневской суггестии и является более глубокой, нежели способность отстранения, основанная на контр-суггестии, а еще более – на собственном рефлексивном и логическом мышлении человека.

Итак, перед человеком встает вопрос, каким образом быть одновременно открытым к социуму, но и отстраненным от него. Это ни в коем случае не некая золотая середина, поделенная, допустим, по часам суток или дням недели. Адекватность – не середина, а идеал. А это означает, что и открытость, и отстраненность должны быть подлинны и максимальны, они должны не отнимать ресурсы друг у друга, а добавлять каждый свои ресурсы. Конечно, эту задачу не просто воплотить на практике. Взрослый человек может быть способен открываться из уже достигнутого состояния отстраненности, но при этом не быть способен его сохранить. Или, достигнув отстраненности, он уже не может полностью, подлинно открыться к Другому. Как уже говорилось, большинство из нас находится в состоянии умеренной неадекватности.

 

Патологическое отношение к Другим: аутизм

В главе 4 был рассмотрен аутизм при шизофрении, для того, чтобы детальнее изучить некоторые аспекты отношения к Другим.  

Другие всегда конституируются как Другие. Но может два способа соотнесения к ним: а) когда я изначально конституирую их как тотально Других, и лишь достигаю приблизительного взаимонимания с ними посредством одновременного конституирования общих смыслов; б) когда я изначально конституирую их как понятных мне. Так это происходит, когда у субъекта нет ресурсов (сил) конституровать реального Другого.

Как мы видим, познавательные возможности субъекта опять завязаны на «ресурсы», на некое загадочное количество бытия, которого может быть больше или меньше. Надо снова и снова повторить, что это очень глубинные ресурсы субъекта (не просто энергичность, иногда сменяющаяся ленью). Это его фундаментальное отношение к бытию, то, что Лэйнг называл «онтологическая уверенность»; Это способность войти в бытие, открыться ему, или, наоборот, неспособность войти в бытие, первичная отстраненность от него.

В дисертации мы рассматривали первичный аутизм для того, чтобы нагляднее уяснить, как именно происходит формирование Другими субъектности на ранних стадиях. Мы видели, как велика роль взгляда глаза-в-глаза, затем прослеживания взгляда и совместного внимания, затем – указательного жеста и, наконец, речи. Вкратце говоря, все это создает в формирующемся субъекте горизонт потенциального, существующего вокруг, а потом и вовне точки здесь-и-сейчас. Отрыв от точки здесь-и-сейчас, возможность овладеть собственным потенциальным горизонтом – важнейшая ступень формирования субъектности. Она дает возможность развития продуктивной фантазии, с помощью которой затем формируются замыслы, планы и, наконец, проекты. Без горизонта потенциальности субъект существует в перцептивной вовлеченности, в которую его вовлекает раскрытие миру в точке здесь-и-сейчас. Спонтанные переключения внимания переводят его в вовлеченность в другую точку здесь-и-сейчас, что внешне выглядит как полевое поведение. Этот субъект полностью подчинен миру вокруг себя (и, соответственно, обслуживающим его Другим, которых он в тяжелых случаях даже не замечает).

 

Это подводит нас к одному из центральных вопросов теории субъекта – вопросу о свободе и о субъектной адекватности.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 224; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!