Экзистенциализм. Экзистенциальная психология



Это явным образом дуалистическое учение, иногда даже близкое идеализму (сознание определяет бытие, ссылки на материальную причинность – это уход от сознательной ответственности за свое бытие). Нужно специально отметить, что, несмотря на антиматериалистическую направленность экзистенциализма, в нем преобладают атеистические, а не религиозные мотивы[120].

В философии экзистенциализм начала-середины 20 века был реакцией на господство слишком рационалистических, сциентистских и оптимистических учений, прежде всего гегельянства и позитивизма. Все основоположники экзистенциализма (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр) испытали сильное влияние феноменологии Гуссерля. Феноменология, будучи наследницей трансцендентализма, сосредоточена на способностях и условиях познания, на «чистом» опыте. Согласно Гуссерлю, смысл воспринимаемого предмета конституируется в горизонте опыта. Однако феноменология ничего не говорит про такие человеческие темы, которые остаются за рамками нейтрального опыта. Каков смысл жизни перед лицом смерти? Бесцельна ли жизнь? Почему собственное наше бытие в будущем, настоящем и прошлом кажется нам совершенно различным? Эти темы могут показаться несерьезными тому, кто привык, что доказательно рассуждать можно только о чем-то «научном» и материальном. Поэтому достаточно долго экзистенциализм получал ярлык «иррационалистического» учения. Основной идеей экзистенциального понимания человеческого сознания является идея его свободы. Сартр формулирует ее так: «Существование предшествует сущности»[121]. Это означает, что у человека нет заранее заданной сущности, он сам создает собственную сущность в течение своего существования, он выбирает себя. Поэтому он обречен на тревогу и ответственность за свой выбор. И у Хайдеггера, и у Сартра много говорится о том, что человеку свойственно уклоняться от выбора себя, бежать от свободы. Тем не менее он остается свободен, он свободно выбирает состояние несвободы. Хайдеггер называет это неподлинность, отпадение, «быть как все» (das Man)[122], Сартр – самообман (mauvaise foi)[123].

Уже при своем появлении в трудах Ясперса, психиатра по образованию, экзистенциализм оказался связан с психиатрией и психологией. В дальнейшем из сочетания феноменологии, экзистенциализма и психоанализа сложилось такое направление, как экзистенциальный анализ. В развитии экзистенциального анализа важнейшую роль сыграла работа Ясперса «Общая психопатология» (1913)[124], в которой он развивает феноменологический метод описания психических болезней, основанный на непредвзятом фиксировании психопатологических феноменов и понимании их связей, причем понимание трактуется в противовес объяснению, согласно теории В. Дильтея. Иным, по сравнению с традиционной психиатрией, является подход к установлению понятий нормы и болезни: болезнью является то, что не может быть понято, при условии максимальной эмпатии. Сартр сформировал общую парадигму экзистенциального анализа: исследование «бессознательного», понимая под этим не фрейдовское либидо, а хайдеггерианские экзистенциалы выбора, проекта. Создал экзистенциальный анализ в строгом смысле Л. Бинсвангер[125]. Основываясь на философии Хайдеггера, он трактует психические отклонения как нарушения подлинности человеческого бытия, обмирщение, сужение круга возможностей, отказ от проектирования, предпочтение фантазий реальности. Человеческое существование в экзистенциальном анализе понимается как проектирование себя, открытое к сфере возможного. Проектирование исходно бессознательно, поэтому оно требует постоянной работы по его осознанию. Болезнь есть неподлинность существования, которая может проявляться в отказе от признания важности «бытия-с-другими», в неспособности принять собственную смертность (вдумчивый анализ философии Бинсвангера см. в книге Руткевича[126]) В дальнейшем это направление разрабатывалось М. Боссом, И. Яломом, Дж. Бьюдженталем. Практическая работа с больными основана на психоаналитических техниках; современные его представители используют также методы психотерапии (психодрама, игровая терапия).

Определений и теорий субъекта в философскй литературе очень много, поэтому, естественно, в данных рамках многие остались вне рассмотрения.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 347; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!