А Классический психоанализ Фрейда



Фрейдовский подход – типичный пример материалистического монизма, в основе которого лежит представление о психике как о энергии, дополняющее представление о материи как о энергии, которое утвердилось в физике в начале 20 века. Таким образом, энергетическая природа объединяет материю и мысль[105].

Психоанализ создал общеизвестные ныне представление о бессознательном, которое играет в психике более важную роль, чем сознание. В более ранних версиях психоанализа отделов психического аппарата было всего два: нижний – бессознательное, верхний – сознательное. Нежелательное содержание (или травматическое, или запрещенное) вытеснялось из сознательного в бессознательное при помощи особой инстанции – цензуры, также бессознательной. В более поздних версиях Фрейд вводит три отдела психического аппарата: нижний – Оно, верхний – Сверх-Я и между ними промежуточный – Я. Только Я является сознательным, Оно и Сверх-Я бессознательны. Как Оно, так и Сверх-Я обладают энергетической природой, а Я энергетически бессильно, оно выполняет роль посредника между Оно и Сверх-Я.[106]

Чтобы трактовать мысль как энергию, Фрейд пользуется понятиями «свободная энергия» (под этим он понимает бессознательную энергию либидо или, шире, энергию влечения) и «связанная энергия» (энергия сознательных мыслей, связанная в слова). Связывание энергии переводит некое содержание из бессознательного состояния в сознательное. В поздних версиях психоанализа оно представляет собой психическое связывание мыслей между собой. Имеется некая связанная масса: это система «Я». Чем больше первичной, то есть свободной, энергии связалось с общей массой Я и стало, таким образом, связанным, тем спокойнее общее целое (подробнее об энергетической концепции Фрейда в моей статье[107]).

Психоанализ оказал огромное влияние на философские идеи 20 в. В психологии, насколько могу судить, его влияние было меньше, хотя на его идеологии основывались определенные подходы современной психологии, например, изучение мотиваций, в которых сам индивид не отдает себе отчет. Примерами могут служить теория когнитивного диссонанса[108] или работы группы Гозмана по психологии эмоциональных отношений[109], определенно инспирированные психоаналитическими идеями. Для философии наиболее важным оказалось представление о психике как о расщепленной на бессознательное и сознательное, то есть идея делимости индивида и его подчиненности внешним детерминациям, о которых он сам не знает.

 

Б Психоанализ английской школы

Психоанализ английской школы, который позже оказал значительное влияние на французскую школу, продолжил идею делимости Я. Мелани Кляйн в своих работах показала, что первоначальное Я младенца расщеплено и обращено на такие же расщепленные, или парциальные, объекты. Интеграция Я происходит постепенно и продолжается в течение жизни, иногда сменяясь возвратами к дезинтеграции. Для интеграции требуется особая работа Я, в то время как дезинтеграция – это облегчение, поэтому она служит защитным механизмом[110].  

Английская школа психоанализа, развивая идеи Фрейда, внесла вклад в учение о познании. Ее основатель Э. Джонс ввел понятие рационализация, что позволило дать обобщенное трактование понятия проекции, которое было введено Фрейдом и развито в учении Кляйн[111]. Проекция – это, в общем виде, сопоставление внешних причин внутренним следствиям (Фрейд употреблял это понятие также в другом значении: приписывание другим людям собственных намерений, это близкие вещи). Например, чувство недовольства может быть вызвано неизвестными внутренними причинами (причины находятся в области бессознательного), но проецируется на окружающих людей (причины ищутся в области сознательного). Рационализация – это приписывание собственным действиям, которые тоже могли иметь причины в области бессознательного, известных причин и мотивов. Идея проекции лежит в основе психоаналитического учения о симптоматике шизофрении, которое представляется достаточно убедительным. Например, больной испытывает страх (причиной может быть повышение уровня дофамина), вследствие проекции причины этого страха он ищет вовне и объясняет себе свой страх тем, что его преследуют соседи. Встречая соседа, он испытывает страх и связанную с ним враждебность и вследствие проекции полагает, что сосед также испытывает враждебные чувства, подтверждения чего ищутся избирательно. Так возникает бред.

Современная философия и даже вся современная культура легко акцептирует такие идеи, как идея рационализации, потому что они ложатся в идеологию «подозрения», как сейчас иногда называют эту психологизирующую и идеологизирующую установку. Иногда в беседах с математиками доводится слышать примерно такую аргументацию: «Он придерживается такой точки зрения, потому что ему тогда-то не дали такую-то премию». В ограниченных пределах это вполне продуктивный ход мысли, но его не следует абсолютизировать.

 

В Лакановский анализ

По мысли Лакана, бессознательное структурировано как язык и имеет природу языка. Лакан не отрицает наличия влечения, но это совершенно безобъектное влечение, которое в принципе не может быть удовлетворено. На «поверхности», то есть в сознательном, оно принимает любые формы, в зависимости, например, от наличествующего дискурса (совокупности речевых приемов), от ожиданий других людей. От таких же внешних условий зависит и самоидентификация человека, она также связана с ожиданиями других, с особенностями дискурса, а также с метафорической природой бессознательной речи, на которую впервые указал именно Лакан.

Лакан доводит до конца линию, которая намечена во фрейдовском анализе – деконструкцию субъекта и его сознания[112]. Сознание человека носит «обратный» характер – субъект бессознательно конституирует свое сознание в зависимости от условий. Его самоидентификация постоянно меняется. Заостряя момент языкового, речевого характера сознания, Лакан заставляет сомневаться, что кроме слова «я» существует какое-то другое неизменное «мыслящее Я», которое было очевидно для Декарта. А у слова «я» множество значений, более того, в каждой новой ситуации значение этого слова оказывается совершенно разным. Эта мысль оказалась тем зерном, которое чуть позже, в философии постмодерна, превратилось в детально разработанную теорию деконструкции. Теория субъекта, разработанная в картезианской парадигме, была объявлена культурной традицией эпохи, одним из аспектов европейского Нового времени, а вовсе не постоянной характеристикой человека[113].

Фактически, инвариантом субъекта стала только его способность быть каким угодно.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 295; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!