Бихевиоризм и логический бихевиоризм



Бихевиоризм мыслил себя как оппозицию «картезианской» ошибке дуализма души и тела (а также как методологическую оппозицию модному тогда в психологии направлению интроспекционизма). Логический бихевиоризм - это теория, согласно которой ментальные состояния сводятся к поведению или могут быть описаны в терминах, описывающих поведение. Этого направления мысли придерживались философы Г. Райл, К. Гемпель, отчасти Л. Витгенштейн. Термин введен американским философом психологии К. Спенсом. Подробный обзор этого направления см. в книге Приста[89]. Логический бихевиоризм как философское направление развивался в связи с бихевиоризмом в психологии и служил философским обоснованием его метода и результатов.

Имеются две версии логического бихевиоризма. Согласно слабой версии, всякий осмысленный психологический язык оказывается языком описания поведения. В этой версии обосновывается возможность для психологии быть точной наукой, предоставляющей проверяемой знание, и указывается, что для этого из терминологического словаря психологии должны быть исключены «ментальные предикаты» («больно», «радостно»), доступные только интроспективному отчету. В этой форме логический бихевиоризм позволяет привести аргументы против так называемой скептической посылки, согласно которой никакое знание о ментальном состоянии других людей невозможно. Скептическая посылка ставит под сомнение правомерность психологического исследования, и идеология логического бихевиоризма состоит в том, что правомерность эта обосновывается предписанием изучать наблюдаемое, объективно регистрируемое поведение.

Сильная версия логического бихевиоризма состоит в утверждении, что ментальными терминами не следует пользоваться, так как у них в принципе нет референтов - ментальных состояний, т.е. ментальные состояния («больно», «радостно») являются иллюзией. Сильной версии придерживались основоположники психологического бихевиоризма Э. Торндайк и Дж. Уотсон, представитель необихевиоризма Б. Скиннер, у которых она служила идеологической базой экспериментального метода; философскую разработку этой версии осуществили Гемпель и Райл. По мнению Райла, употребление ментальных терминов в естественном языке является так называемой категориальной ошибкой: гипостазированием, наделением некой сущностью слова, которое обозначает на самом деле способ поведения или предрасположенность к поведению. Отрицается существование внутреннего мира: например, воображение не есть продуцирование образов, но вид притворного поведения; убеждение - это не существующая в сознании мысль либо сила, но предрасположенность вести себя определенным образом и т.п. Картезианский дуализм Райл называет «догмой о призраке в машине»[90].

Логический бихевиоризм был широко распространен в англо-американской аналитической философии в середине XX в. Сильная форма его ныне утрачивает влияние, сливаясь с концепциями элиминативного материализма. Слабая форма и ныне является общераспространенной методологической концепцией в тех областях психологии, которые исследуют поведение.

Логический бихевиоризм – далеко не безупречное учение, прежде всего с точки зрения здравого смысла, а затем с точки зрения научной целесообразности[91]. Отвергая возможность изучения внутренних переживаний, он приходит к отрицанию самого наличия этих переживаний, в то время как они очевидны и, более того, в определенной степени поддаются изучению. Так, например, психофизиологическое изучение нейронных коррелятов боли и биохимической основы переживания боли невозможно без гипостазирования понятия «боль». Трудно отделаться от чувства, что логический бихевиоризм в версии Райла - это нарочито парадоксальная философия, наподобие зеноновских апорий или солипсизма, потому что нельзя утверждать что-либо подобное всерьез. Более того, логический бихевиоризм небезупречен даже с точки зрения логики! Что есть само понятие «категориальная ошибка», как не результат гипостазирования определенного поведения, а именно ошибочного поведения по гипостазированию? Понятие категориальной ошибки, как категориально ошибочное, самопротиворечиво. Тот, кто желает идти в бихевиоризме до конца, не может привлекать для обоснования логику, ибо она рождается и плодотворно функционирует совсем в другой парадигме. «Логический бихевиоризм» - это оксюморон по природе своей.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 465; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!