Знаки и символы как единицы схемы



    Знак – материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве «заместителя» другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Различают знаки языковые (входящие в некоторую лингвистическую подсистему) и неязыковые. Среди неязыковых знаков различаются знаки-копии, знаки-признаки и знаки-символы. Знаки-копии – это воспроизведения, репродукции, сходные с обозначаемым предметом и обладающие ассоциативными свойствами. Знаки-признаки – это знаки, связанные с обозначаемыми предметами как действия со своими причинами (симптомы, приметы). Знаки-символы – это знаки, которые в силу заключенного в них наглядного образа используются для выражения определенного, часто абстрактно-теоретического, содержания. Языковые знаки не функционируют независимо друг от друга, а образуют систему, правила которой определяют закономерности их построения (правила грамматики), осмысления (правила смысла или значения) и употребления. Основную роль в общении играют языковые знаки, неязыковые играют в коммуникации вспомогательную роль. Выделяются знаки естественные и искусственные. Естественные знаки – отдельные слова, выражения, предложения, построенные по правилам грамматики. Искусственные знаки применяются в науке. К ним относятся знаки кодовых систем для компьютерных программ, для моделирования непрерывных процессов и др.

Знак «кодифицирует» данный предмет, выражает его смысловое значение. Развитие науки привело к введению в естественные языки специфических графических знаков, используемых для сокращенного выражения понятий и суждений, а также упрощенных способов оперирования с рассматриваемыми объектами. Знак служит «именем» предмета, называет и обозначает единичный предмет или классы (множества, совокупности) предметов. Нахождение денотата (предметного значения) для какого-либо конкретного объекта дает существенную информацию о нем, но не исчерпывает всей семантической проблематики: денотат определяет объем обозначаемого понятия, но не объясняет его содержания. Например: денотат понятия «лес» дает представление о группе деревьев. Знак может дать более полную характеристику: лес сосновый, березовый, густой и т.д. Знак не только фиксирует информацию, но и обеспечивает ее передачу по каналам связи и обработку.

Из классификации знаков и осмысления их роли в представлении значений и смыслов объективированных ими предметов (сигнификатов) можно сделать ряд выводов.

1. Для определенной области знаний, имеющей взаимозависимые понятия, есть возможность разработать специфическую знаковую систему (алфавит), выполненную в графической форме и отображающую имена отражаемых предметов по их признакам, определить состояние и свойства этой системы.

2. Наиболее общие понятия – денотаты, не требующие дополнительной расшифровки (декодирования), можно представлять знаками-символами.

3. Схема, набранная из знаков и впоследствии при сжатии информации замененная одним знаком, по отношению к обобщенной схеме считается схемой-знаком (единичной схемой).

Языковые естественные знаки в статусе единичных схем могут представлять:

· копии (схемы физических объектов, схемы-карты, схемы-планы);

· признаки (проявления кодируемых знаком предметов: явления, поведение, деятельность, симптомы, приметы);

· символы, отражающие значения объектов (например, схема атома – символ физики, бензольное кольцо – символ органической химии, знак «пси» – символ психологии);

· унифицированные (знаки).

Теория знака предъявляет к нему ряд требований.

1. Знак должен быть материальным, т.е. доступным чувственному восприятию, как и любая другая вещь.

2. Знак не имеет значения, но направлен на него, т.к. для этого он и существует, поэтому знак – элемент второй сигнальной системы.

3. Содержание знака не совпадает с его материальной характеристикой.

4. Знак и его содержание определяется местом и ролью знака в системе.

Согласно принятой нами концепции ассоциативных знаков, требования пунктов 2 – 4 выполнимы только частично и не касаются полностью единичных схем понятий и действий. С точки зрения теории поэтапного формирования умственных действий, схема должна содержать полную ориентировочную основу действия, выражаемого схемой. Полная ориентировочная основа предполагает описание последовательных операций, из которых состоит действие; полный набор ориентиров для правильного выполнения каждой из операций; систему указаний на то, как, в каком порядке, каким способом выполнять каждую элементарную операцию; каковы компоненты объекта отображения и каковы связи, отношения, зафиксированное название каждого компонента системы. Предполагается, что каждый элемент ориентировочной основы действия должен отображаться отдельным знаком. Совокупность содержания знаков составляет содержание схемы действия. Чтобы знак включал необходимую информацию и в то же время отражал содержание в лаконичной форме, он должен соответствовать ряду требований.

1. Знак должен иметь основной классификационный признак объекта. Каждый объект специфичен, поэтому возможно найти такой элемент знака, который бы отображал особенность объекта. Сложность выбора характерного признака в том, что один и тот же объект разные люди представляют неодинаково. Да одно и то же понятие представляется разными образами. Для плотника дерево – это брус, для художника – растение, для химика – сырье для целлюлозы. Выход из трудного положения мы видим в том, чтобы слегка подтолкнуть к выбору предложенного автором схемы знака всех, кто будет пользоваться схемой. При этом профессионализм автора заключается в отборе вариантов знака для последующего выбора большой группой экспертов.

2. При компоновке знака предпочтение отдается внутренним деталям. Внешняя сторона знака задействуется для указания связей знака с другими в составе схемы; для надписей; для обозначения направлений движения, пространственных и временных ограничений и других пояснений.

3. При разработке знаков для обучающих алгоритмов знаки должны соответствовать уровню обученности школьников. В начале обучения знак может нести информацию о гностических и приспособительных действиях, о положении отображаемого объекта в рабочей зоне. По мере формирования навыка при переходе к упрощенным схемам, ставшая лишней информация со знаков снимается. Такие знаки, по сути, являются временными. Они могут быть максимально загруженными информацией, максимально ассоциативными, связанными с конкретными предметами, которые знаками отображаются. Постоянные знаки менее ассоциативны. При конструировании временных знаков основным является семантическое направление (выражение смысла), при конструировании постоянных знаков – синтаксическое (правила образования). В обоих случаях необходимо соблюдать требования прагматики (отношения между знаками и теми, кто их использует).

Человек отражает окружающую действительность и свой внутренний мир в системе нескольких алфавитов. Взаимодействие алфавитов, доминирование в какой-либо момент одного из них обусловлено имеющимися у человека системами семантик. Наличие множества алфавитов в отражении особо четко проявляется при анализе решения различных перцептивных задач. В первом приближении можно выделить три типа реализации этой многоалфавитности.

1. Оперативное формирование нескольких «сокращенных алфавитов», но в пределах одной категории: формируются алфавиты из разных признаков для решения одной и той же задачи. Например, при восприятии предмета используются шкалы форм, цвета, размеров.

2. Одновременно используется алфавит различных перцептивных категорий, например, оценка внешнего вида человека, его имиджа, умственных способностей.

3. Используемые параметры относятся к разным семиотическим категориям. Например, к синтактике (сочетанию знаков и правил их образования безотносительно к их значениям), к семантике (выражению смысла знаковых систем), к прагматике (отношениям между знаковыми системами и теми, кто их воспринимает).

    А.А.Обознов утверждает, что основу многоалфавитности составляют три системы семантик, которыми располагает человек и которые находятся при постоянном воздействии и взаимопроникновении. Каждая из этих семантик обусловливает избирательный характер отражения мира, т.е. анализ его в определенных алфавитах[71].

Первая система семантик – это ситуативная семантика. Имеется в виду факт, что значение отдельных элементов ситуации обусловлено целью, требованием деятельности. Например, если человеку необходимо выполнить печатную работу, то он использует компьютер только как пишущую машинку. Значимыми станут лишь те операции, которые обеспечивают печать.

Вторая система семантик – это условно связанная с общепринятыми нормами система. Она отражает общественные нормы поведения, общепринятые значения различных объектов, требования разных видов профессиональной деятельности, которые обусловливают определенное семантическое отражение человеком ситуации внешнего мира. Например, систему составляют все программы современного компьютера.

Третья система семантик – это индивидуальные семантики. В них проявляются три группы факторов.

1. Избирательность отражения, обусловленная личностной значимостью некоторых фактов, явлений. Это – внешний вид значимости. Частным случаем ее может быть профессиональная значимость самого трудового процесса для человека, увлеченного своей работой. При обучении таким видом значимости повышается интерес к изучаемой дисциплине или склонность к графическому предъявлению информации.

2. Индивидуальная избирательность к ситуациям внешнего мира также может быть связана с личностными особенностями – способностями, профессиональным опытом, определяющими доминирование определенных алфавитов. Сюда относятся, например, специфические формы смысловой и иной организации материала для запоминания.

3. В сферу семантики входит индивидуальный опыт в решении задач. Алфавит могут составлять совокупность методов, стилей, приемов, средств, которые использует данный субъект. В процессе формирования перцептивного опыта структура признаков претерпевает качественные изменения – начинают преобладать целостные и смысловые признаки, некоторые признаки как бы выпадают. Оказалось, что невозможность опознания объекта на уровне типа приводит к сползанию на менее конкретные уровни подкласса, даже класса, с использованием иных признаков.

В приложении к восприятию мнемосхем при организации познавательной деятельности эти выводы имеют несколько следствий.

Во-первых, по отношению к схеме значения схема смысла приобретает обобщающий характер, в данном случае относится к менее конкретному уровню.

Во-вторых, при работе в сложных условиях всегда есть возможность вернуться от схемы смысла к схеме значений. Смысл информации составляют то реальное состояние объекта, которое отражается, те его признаки, которые необходимо указать, те действия, которые с объектом осуществляются.

Процесс отражения характеристик объекта называется кодированием. Коды представляют только значение, смысл подразумевается. Изучение перцептивной классификации простых объектов показало, что испытуемые осуществляют обычно две классификации: типологическую (по форме) и функциональную (по назначению). В экспериментах М.Г.Чопоровой по перцептивному изучению и опознанию знаков были выявлены два типа признаков, с опорой на которые осуществляется классификация объектов: первый тип – геометрические, второй – логические. При перцептивном изучении на геометрические признаки приходится 68% фиксаций глаз, на логические –  32%. При опознании разделение происходит в пропорции 55% на 45%[72]. В качестве механизма опознания в исследовании была рассмотрена операционная схема, в основу которой закладывались две формы отражения: геометрическая (не обязательно осознанная) и логическая (обязательно осознанная). При тщательном отборе знаков в алфавит мнемосхем геометрическая форма не могла не осознаваться, а логическая формапредставлялась как смысловая. Н.Н.Грачев[73] при конструировании графической иллюстрации использовал пять основных элементов: точку, линию, плоскую форму, цвет и текстуру. Утверждалось, что элементы не только являются деталями сложных форм (скажем, знаков), но и сами могут выполнять информационную роль, давать изображение. Точка, будучи безразмерной, может не только задавать положение в пространстве (фактически положение задают координаты точки), но и нести дополнительную нагрузку (рис.1). Точка – это пересечение линий, начало отсчета на линии, центр окружности, Линия – одномерное образование, указывающее направление, пересечение плоскостей. С помочью линии можно кодировать информацию ее длиной, толщиной, структурой, формой. Фигура (плоская форма) – двухмерное образование, ограниченная замкнутой линией плоскость, а также совокупность определенным образом расположенных точек и линий (рис.2).

Рис.1.Изображение точкой и линией

 

Точки и линии, размещенные на схеме случайным образом, полезную информацию не содержат. Объемная фигура полнее представляет объект за счет введения третьей координаты, однако возникают трудности согласования объемных знаков с плоскими. Цвет задает видность/видимостьи яркость предметов. Из-за большого разнообразия тонов, полутонов он обеспечивает большую длину алфавита, но по причине большой вероятности ошибочных реакций или пропуска сигналов (в 2 раза большей, чем кодирование формой) длина алфавита снижается с нескольких тысяч знаков, до десяти. Яркость предмета зависит от коэффициента отражения и меняется от 0,9 (белый цвет) до 0,07 (черный цвет).

Рис.2.Изображение фигурой

 

    Разные цвета и воспринимаются по-разному. Например, синий цвет должен быть в 17 раз ярче, чтобы его можно было видеть наравне с желтым цветом. Текстура – покрытие поверхности объекта, различаемое глазом. Образуется распределением мелких частичек закономерным или случайным порядком. Текстуры бывают абстрактные, символические и описательные.

Выбор алфавита зависит от необходимой его длины, особенностей объекта, опыта субъекта. При этом соблюдаются принципы кодирования:

1. При опознании объекта скорость и точность различения тем выше, чем больше символ похож на реальный объект.

2. При выборе кода учитываются привычные ассоциации человека, его жизненный и профессиональный опыт (например, красный цвет означает опасность, зеленый – разрешение).

3. Выбор категории зависит от различимости знаков. Длиной алфавита называется возможное количество знаков внутри категории кодирования, которые можно различать в пределах заданной безошибочности.

Рассматривая изображение знака в рамках алфавита, можно дополнить требования:

1. Знаки в алфавите не должны повторяться.

2. Знаки выполняются в едином стиле.

На основании проведенного обзора исследований можно сделать важные для понимания существа схем выводы:

Схемы не инвариантны. Структура схем зависит и от внешней среды, и от вида деятельности, и от индивидуальных особенностей индивида.

Для того чтобы передать информацию о предмете наблюдателю, надо дать ему какие-то пояснения. Ярким доказательством такой необходимости есть явление полисемии – наличие у слова более одного общепринятого значения. В приложении к схемам это значит, что изображение, во избежание его многозначности, необходимо сопровождать дополнительной информацией, если смысл изображения не ясен из контекста.

Конкретное и абстрактное всегда взаимосвязаны. От конкретного к абстрактному – это путь учения, от абстрактного к конкретному – путь практики.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 232; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!