Структура бюджета времени советского учителя (по данным НИИ труда)



 

Вид занятий

Затраты времени в часах, минутах

        Мужчины Женщины
1 Домашний труд, 14,36 28,30
  в том числе покупка продуктов, приготовление пищи, мытье посуды, 5,17 16,22
  уход за квартирой, одеждой, бельем, обувью 3,17 7,11
2 Уход за детьми 1,24 1,44
3 Удовлетворение естественных и физических потребностей (сон, питание, личная гигиена) 63,45 62,47
4 Свободное время 33,17 25,14

Общий бюджет времени в неделю составляет 168 часов. Из них мужчины проводили дома 117 часов, женщины — 118. Следует учесть, что в наши дни структура бюджета времени педагогов су­щественно изменилась. Наряду с сокращением времени на стояние в очередях возросло время, затрачиваемое на просмотр телевизи­онных передач (есть что смотреть!). В ряде случаев увеличилась продолжительность рабочего времени из-за вынужденных совме­стительств, а в сельской местности учителя тратят больше времени на труд в приусадебном хозяйстве.

Подобный анализ собственного бюджета времени полезен как рядовому учителю, так и школьному администратору.

Элементы НОТ нужно внедрять повсюду. Например, на доске всегда следует выделять рабочее место учителя (задание) и рабочее место ученика (решение). Записи условия задач должны быть ла­коничными, четкими и однозначными по смыслу. До минимума

 

 

следует сократить затраты времени на записи на доске, широко внедряя кодоскоп и проектор во все виды учебной деятельности. Например, в одной из школ учитель математики даже учащихся приучила к тому, что творческие работы выполняются дома на по­лиэтиленовой пленке, а проверка их в классе осуществляется «кон­вейером» через кодоскоп.

Научная организация труда должна быть и в оформлении ин­терьера классной комнаты, и в технологии проведения урока, и в организации рабочего места как учащихся, так и учителя.

Эстетика в деятельности учителя

Важную цель всей системы воспитания я видел в том, что­бы школа научила человека жить в мире прекрасного, чтобы он не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нем самом.

В. А. Сухомлинский

«Эстетикос» по-гречески означает «имеющий отношение к чув­ственному восприятию». Таким образом, традиционное для совет­ской философии формализованное определение эстетики как на­уки о прекрасном не совсем раскрывает смысл этого понятия. Применительно к педагогической деятельности это уточнение весь­ма существенно, ибо учитель должен думать не только о внешней красоте урока, но и о том эмоциональном настрое, который урок может вызвать в душе ребенка.

Термин «эстетика» введен в научный обиход немецким фило­софом-рационалистом Александром Баумгартеном в 1750 году, но сама наука зародилась в глубокой древности, в эпоху рабовладельческого общества в Египте, Вавилоне, Индии и Китае. С тех пор, как появилась эстетика, идут бесконечные споры: что же такое прекрасное, ведь его не почувствуешь материально.

Прекрасное — это то, что в наивысшей степени соответствует глубинным человеческим потребностям, представлениям, целям. То есть прекрасное — функция соответствия между природой и человеком, предметом и человеком и т. п. На древнейших рисун-

 

ках мы видим процесс труда: каждый рисовал то, чем занимался, — охотой, рыболовством, земледелием. И трудно не согласиться с афоризмом: «Прекрасное есть жизнь».

Однако понятие о красоте нередко субъективно. На определе­ние прекрасного существенное влияние оказывает целый ряд со­циально-психологических обстоятельств: эпоха, национальные и расовые факторы, религиозная и классовая принадлежность, мода, индивидуальные психологические особенности личности. Хотя есть общечеловеческие нормы прекрасного: картины природы, класси­ческая музыка и т. п.

Но чаще всего красота — понятие расплывчатое. Более конк­ретно понятие «совершенство». Если человек проявляет в своем деле совершенство, он достигает прекрасного.

Эстетические знания нужны любому школьнику. Хотя они не заменят уроков литературы, истории, музыки, живописи, где ре­бенок сталкивается с непосредственными проявлениями красоты, эстетические знания в сфере любой науки, эстетическая среда обу­чения, эстетическая организация рабочего места учителя, его эсте­тичная внешность и этика в общении с детьми комплексно форми­руют подлинную культуру человека, его духовный мир' и представления о прекрасном.

Эстетика в организационной деятельности учителя проявляется много планово.

Математические символы должны записываться аккуратно, при использовании нерусских букв впервые, особенно из греческого алфавита, нужно на доске русскими буквами писать транс­крипцию, чтобы у учащихся вырабатывалось правильное произношение.

 Необходимо следить за аккуратностью ведения записей в тет­ради не только учеником, но и самим учителем. Замечания и советы учителя в тетрадях и дневниках должны быть изложены ясно и кратко. Зачеркивание ошибочных записей учениками должно быть в в виде одной аккуратной черты.

 Обращайте внимание на компоновку текста. Записи в тетра­дях должны быть «рельефными» по смысловой нагрузке. Должны соблюдаться красная строка, красная страница, абзац и т. п.

 Если в кабинете имеется доска-складень, условия задач в це­лях экономии рабочего времени следует заранее написать на об­ратных полях доски. Лучше всего иметь доску длиной во всю ши­рину классной комнаты, т. е. 6 метров. Это позволяет сохранить

 

все записи в течение урока, неоднократно возвращаться к ним, выяснять и уточнять незамеченное ранее.

Пособия, используемые на уроках, должны быть аккуратными и чистыми. Нельзя использовать пожелтевшие, с оборванной кром­кой плакаты, поломанные модели, макеты. Этим мы воспитываем небрежность и неряшливость. Необходимо практиковать изготов­ление наглядных пособий силами учащихся под руководством учи­теля и родителей как в рамках предметного кружка, так и в домаш­них условиях. Это не только сближает детей со старшими, но и формирует в них трудолюбие, интерес к творчеству, бережливость. При самодельном изготовлении наглядных пособий воспитывай­те хороший вкус и избегайте пестроты в цветовом оформлении чер­тежей, моделей, макетов: они по возможности должны быть одно­цветными или выдержаных в пастельных тонах. Цветом выделяется

 

 

 

 

 

 

 

 

Средства эстетического воспитание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядно-        |

 

Вербально-

 

Структурно-

декоративный      |

 

акустический

 

логический    

   

 

   

 

 

— Эстетика интерьера

— Использование

 

— Красота формул,

учебного комбината,  

литературных

 

законов, теорий.

наглядных пособий,

 

примеров

 

— Эстетика меж-

записей на доске

 

на уроках.

 

предметных связей.

и в тетрадях.

 

— Темпоритмичес-

 

— Логичность дока-  

— Красота демонстраци-

 

кая и интонаци-

 

зательств, вывода

онного эксперимента.

 

онная вырази-

  формул , плана ре-

— Эстетика техники

 

тельность речи

 

шения задач и пр.

на экскурсиях.

 

учителя.

 

— Составление обоб-

— Эстетика динамических

 

— Использование

 

щающих таблиц.

пособий, плакаты  

звукозаписи

 

— Эстетика «безум-

с подвижными элемен-

 

высказываний

 

ных идей» — пара-

тами, электрифициро-

 

ученых и музы-

 

доксы науки.

ванные стенды, кино-

 

кального фона

 

— Использование

проекция , видеозапись,  

на уроке.

 

аналогий и ассо-

телевидение.

 

— Эстетика языка

 

циаций.

— Изобразительное

 

науки — образ-

 

— Красота мыслен-

искусство на уроке

  ность,

метафорич-

 

ного эксперимента

      ность          

Рис. 2. Средства эстетического воспитания на уроке (по В. Я. Лыкову)

 

только то, что является главным в демонстрационном материале (рис. 2).

Все пособия в учебном кабинете должны быть строго система­тизированы, храниться аккуратно и удобно, чтобы воспитывать у детей культуру труда. На рабочем месте учителя и ученика не дол­жно быть ничего, не имеющего отношения к теме урока.

Для мела и тряпки у доски должен быть отдельный ящичек. Вместо неряшливой отвратительной тряпки лучше использовать губку. Если в классе нет раковины и водопроводного крана, для смачивания губки можно иметь небольшое капроновое ведро с во­дой. Рекомендуем вставлять меловой брусок в футляр из-под клея­щего карандаша, что обеспечивает гигиену труда детей и учителя у доски.

О воспитании графической культуры необходимо заботиться по­стоянно. Уже на первых уроках необходимо предупредить учащих­ся, насколько важно аккуратное написание букв на рисунке. Учи­тель должен демонстрировать весь процесс построения графиков. Наблюдая за тем, с чего учитель начинает выполнять чертеж, в ка­кой последовательности и как проводит линии, когда и как исполь­зует чертежные инструменты, учащиеся получают важнейшие све­дения об искусстве чертежа.

Чтобы выработать необходимые умения, дети сами должны ри­совать в тетрадях. Первый рисунок может быть неудачным, и, что­бы не портить его, первые эскизы целесообразно выполнять на чер­новиках.

Нескольким школьникам можно предложить выполнить ри­сунки на кодопленке, а потом продемонстрировать их всему клас­су. Глядя на эти изображения, учащиеся обсуждают и выбирают наилучшие варианты как по композиции, так и по качеству линий, исправляют ошибки, предлагают свои решения.

Необходимо выдерживать определенное соотношение между толщиной линий, чтобы выделить главное. Например, если какая-нибудь зависимость построена в системе координат, то основная кривая должна иметь толщину «В», оси — В/2, а вспомогательные линии построений — В/4. Только такой график будет выразитель­ным.

При выполнении рисунков и чертежей на доске необходимо пользоваться цветными мелками, а в тетрадях — цветными каранда­шами или фломастерами. При этом ярко нужно выделить только ту часть, которую необходимо было построить по заданию. Например,

кривую плавления и кристаллизации (в физике). Все остальные ли­нии следует изображать простым остро заточенным карандашом. Творчество юныхпозволяет развиваться эстетическому чувству и способностям. В труде и изобразительной деятельности ученик приобретает умения и навыки творить изящно, т. е. по законам

красоты.

Занятия в предметном кружке как нельзя лучше соответству­ют принципу дифференцированного подхода к детям. Очень важ­но на кружковых занятиях формировать у учащихся умение анали­зировать решение той или иной задачи различными способами с точки зрения рациональности и эстетики.

Надо, чтобы «дело по душе» соответствовало умению и навы­кам ученика, тогда его эстетический уровень можно поднять еще выше. Здесь важна правильная управленческая роль учителя, чтобы ученик думал, что он сам себя совершенствует. Не последнюю роль играет и личный пример учителя. Как говорят, необходимо «самое тесное взаимодействие рук и мыслей ученика и учителя». Ярким образцом творческого сотрудничества педагога и воспитанников может быть всемирно известный музей космических фантазий, созданный трудом и талантом детей и педагогов в одной из сред­них школ. В музее, занимающем шестую часть громадного трехэ­тажного школьного здания, сосредоточены действующие модели космических кораблей, межпланетных станций и роботов. Он слу­жит базой проведения учебных занятий не только по физике и ас­трономии, но и по литературе, истории, географии.

Всякого рода приборы, чертежи, модели, выполненные в про­цессе кружковой работы, должны быть не только законченны, но и иметь совершенные формы, гармоничное сочетание цветов. В необходимых случаях консультацию по дизайну можно получить у школьного учителя изобразительного искусства.

Полезны выставки работ учащихся с последующим обсужде­нием. На занятиях любого предметного кружка мы рекомендуем и оформление различных стендов, отражающих связь изучаемого учебного предмета с другими науками и практикой, «откровения ученых», связь науки с различными видами искусства и природой. Эти стенды с разрешения администрации школы можно выставить неподалеку от учебного кабинета в школьном коридоре или рек­реации.

Эстетическое воспитание учащихся через предметдолжно осу­ществляться системно и методично. Почти в каждой теме любого учебного предмета можно найти нишу, которую следует заполнить

 

информацией о прекрасном из области музыки, живописи, литера­туры. Например, в математике есть тема «Симметрия». На первом уроке объяснение нового материала лучше начать с показа его прак­тической значимости, т. е. продемонстрировать изображения раз­личных орнаментов, ваз, балясин балконных решеток, фасадов зда­ний. В чем же секрет их красоты? Оказывается, изображения этих предметов и сооружений состоят из геометрических фигур, сим­метричных относительно некоторой прямой. Говоря языком эсте­тики, они выполнены с учетом математического закона красоты —

закона осевой симметрии.

Затем приводятся примеры геометрических фигур, симметрич­ных относительно некоторой прямой, прямоугольников, треуголь­ников, круга, отрезков. Вводятся понятия «фигуры, симметричные относительно прямой», «ось симметрии».

Следующий этап — показать, как с помощью циркуля и ли­нейки строится фигура, симметричная относительно данной пря­мой. Среди фигур надо выделить те, которые имеют одну ось сим­метрии (например, равнобедренный треугольник), и те, что имеют множество осей (например, окружность, круг, равносторонний тре­угольник, квадрат и пр.).

На дом детям можно дать творческое задание: изобразить на формате фигуры, имеющие ось симметрии, выполнить эту работу по-разному, начертить, нарисовать, наклеить. Здесь равнодушных не бывает. Каждый выдумывает свое. Полезно каждую работу оце­нить вместе с учащимися, задавая вопрос: сколько осей симмет­рии имеет фигура? Самые красивые работы следует переплести в альбом. В будущем он станет наглядным пособием по теме «Сим­метрия».

Предложите учащимся выполнить симметричные фигуры из спичек, окрашенных в разные цвета, пшена; подвижные модели (бабочка, звездочка, кленовый лист).

В параллельном классе можно дать другое творческое задание: построить орнаменты, имеющие ось симметрии. Эта увлекатель­ная работа дает детям многое: вырабатываются навыки в отыска­нии признака симметрии, в построении симметричных фигур; уча­щиеся начинают видеть практическую значимость симметрии в декоративно-прикладном искусстве. Кроме учебных достигаются и другие важные цели: развиваются элементы творчества, дети при­общаются к красоте.

Домашнее задание по теме «Симметрия» может быть и еще од­ного рода: найти и зафиксировать фрагменты природной среды,

 

имеющие ось симметрии, цветы, листья, снежинки и т. п. Выпол­ненные в натуральном материале, рисунках или фотографиях, эти материалы могут составить гордость любого школьного музея при­роды.

В кружковой теоретической работе тоже немало тем, обостря­ющих эстетическое чувство ребенка. Например, в биологии:

— Архитектурная бионика.

— Цвет как защитное средство у животных.

— Ландшафтная архитектура.

— Природа в литературной бионике.

— Растения и музыка.

— Биология и скульптура.

Учитель математики может в кружковой работе предложить де­тям следующие темы эстетического плана:

— Симметрия и асимметрия в садово-парковом искусстве.

— Использование элементов математики при проектировании
«садов камней» в Японии.

— Основные принципы икебаны — японского искусства составления букетов.

— Природные основы гармонии.

— Пропорции в художественном облике центральной башни
Адмиралтейства в Петербурге.

; — Принцип равного изменения в природе.

— Изофоты.

По методике эстетического воспитания учащихся средствами предмета опубликован пакет брошюр, вынесенных в общий биб­лиографический список.

Эстетическое воспитание словом и личностью учителя.Личность учителя тоже помогает воспитывать эстетический вкус, но мы это­го часто недооцениваем. Посмотрите, находясь в школе, вокруг себя: девочки нередко напоминают своим обликом новогоднюю елку и пестротой одежды, и обилием дешевой бижутерии; у ребят же рубашки не заправлены в брюки, прически далеки от опрятно­сти, ногти не стрижены и «в состоянии глубокого траура», и т. п. А ведь во многом это идет от учителя, не учитывающего в своем внеш­нем виде особенностей рабочей среды.

Скромный строгий костюм или платье, отсутствие бижутерии, совершенно неуместной в классе, незаметный макияж, спокойная и уверенная речь учителя формируют у детей и хороший вкус, и норму поведения в обществе.

 

 

«Вкус не может развиваться на посредственных вещах, а толь­ко на самых лучших», — писал И. Гете. И учитель должен обладать хорошим вкусом и деловыми качествами, чтобы стать объектом подражания для учащихся. Но надо помнить слова В. Г. Белинско­го: «Ученик никогда не превзойдет своего учителя, если он видит в нем только образец, а не соперника». Поэтому в практике препо­давания нужно брать за основу доброжелательность, сближение с учеником в труде, веру в его силы. Это так созвучно современным представлениям о демократической школе.

Слово определяет мышление. Без слова нет мышления. Учи­тель должен быть неизменно требователен к грамотности, точнос­ти и выразительности речи как к своей, так и учащихся. Грамотная речь является не только показателем общей культуры человека, но и своеобразным элементом эстетического воспитания учащихся.

Например, вместо того, чтобы давать развернутое словесное определение периода функции, старшеклассники охотно заменя­ют его формулой:

f(х)=f(х+T),T≠0.

При обучении любому предмету необходимо развивать логику мышления ребенка, ведь с конца 50-х годов логика как предмет в советской школе была заменена начальной военной подготовкой. При общении с учащимся должны прослеживаться явные эс­тетические моменты, связанные с высокой степенью организован­ности самого учителя, научного исследования, его экономностью и лаконизмом рассуждений, стройностью аргументации, подчас неожиданной простотой доказательств с преображением «на гла­зах» прежде разрозненного материала в строго упорядоченный.

Все это возбуждает у учащихся положительные эмоции — чув­ство радости, удовлетворения. Содержание урока перестает быть скучным, отвлеченным, нудным, обращенным к утомительной процедуре запоминания, ибо эстетические чувства учителя и уче­ника отзываются реакцией на возникшую связь предмета изуче­ния и изучающей личностью. Переживание фиксирует здесь лич­ную заинтересованность человека в самом процессе добывания истины, который становится приятным, радостным, раскрываю­щим личности ее собственную интеллектуальную силу, проница­тельность и остроумие. В то же время у ученика, радостно приоб­щающегося к науке, пробуждается, укрепляется и развивается эстетическое отношение к сфере бытия, которая раскрывается пе­ред ним. Учитель, влюбленный в свой предмет, при наличии изве-

 

 

стного уровня мастерства способен передать это свое отношение детям.

Необходимо обеспечить ситуацию успеха. Насколько бы вы ни выполнили план, постарайтесь в конце урока подбодрить класс сло­вами: «Сегодня, ребята, мы неплохо поработали». Не скупитесь на похвалу, и это обеспечит доброе отношение и к предмету, и к учи­телю. Ошибки детей исправляйте не в форме насмешек, окриков, а в форме добрых дружеских советов.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 584; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!