СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА



Педагогическое образование

В.С. Кукушин

ВВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Учебное пособие

Издание второе, дополненное и переработанное

                                        Предназначено

для студентов педагогических специальностей вузов

и соответствует Государственному образовательному

стандарту

Издательский центр «МарТ»

                                      Москва - Ростов-на-Дону

                                               2005

ББК 74.200Я73 К 89

Серия «Педагогическое образование»

Рецензенты:

М. В. Буланова-Топоркова — профессор, член-корреспондент Академии

педагогических и социальных наук, зав. кафедрой педагогики высшей

школы Южно-Российского государственного технического университета;

А. В. Федоров — доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой

социокультурного развития личности Таганрогского государственного

педагогического института

Кукушин В. С.

К 89 Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие. Изд-е 2-е, исправ. и доп. — Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — 256 с. (Серия «Педаго­гическое образование»).

В пособии, адресованном будущим педагогам, изложены основы педаго­гической деятельности и общения, освещены критерии уровня педагогичес­кой культуры, сформированы основные принципы педагогической этики.

 

ISBN 5-241-00113-1                ББК 74.200Я73

 

                                                                                

© Кукушин В.С., 2005 © Оформление: Издательский центр

«МарТ», 2005 © Оформление: ИКЦ «МарТ», 2005

                                        

                                     

ПРЕДИСЛОВИЕ

Педагогическая деятельность является одной из древнейших профессий на Земле. Еще не родился Иисус Христос и не сформи­ровалась христианская мораль, а в Древней Греции и Риме суще­ствовали гимназии и другие учебные заведения, в которых одним из главных действующих лиц был учитель. И хотя с тех пор ради­кально изменились как организация, так и содержание образова­ния, в памяти многих взрослых и в наши дни образ первого учите­ля всегда ассоциируется с добротой, вниманием, теплом и заботой. Последнее десятилетие в жизни нашей страны многое изме­нило. Изменились наши главные цели в жизни, ценностные ори­ентиры, отношение к различным профессиям. И хотя профессия современного российского учителя — одна из самых низкоопла­чиваемых, отношение к ней по-прежнему серьезное. Социологи­ческое исследование, проведенное в 1999 году, показало, что про­фессия учителя входит в первый десяток самых популярных среди юношества и молодежи.

Следует помнить, что капиталовложения в образование вооб­ще, и педагогическое — в частности, являются самыми высокоэф­фективными. Они имеют лишь один недостаток — большой срок .окупаемости (свыше 10 лет). К достоинствам педагогического об­разования следует отнести и большую востребованность: в любом обществе, находящемся в условиях экономического кризиса, мо­гут остановиться фабрики и заводы, но никогда не «остановятся» школы. То есть учитель всегда и везде востребован.

О масштабах востребованности в России педагогических кад­ров свидетельствует следующая статистика.

На 1 января 2000 года система непрерывного педагогического образования обеспечивала педагогическими кадрами более 60 ты­сяч дошкольных образовательных учреждений (4,7 млн. детей) и 66,7 тысячи общеобразовательных учреждений различных видов и ти­пов (21,1 млн. обучающихся), включая учреждения специального

 

 

образования; 4 тысячи учреждений начального образования (1,67 млн. обучающихся); 2,65 тысячи учреждений среднего профессио­нального образования (2,1 млн. обучающихся); 8,7 тысячи учреж­дений дошкольного образования (4,4 млн. обучающихся); 587 выс­ших учебных заведений (3,3 млн. обучающихся).

В целом система непрерывного педагогического образования готовит сейчас педагогические кадры более чем для 140 тысяч об­разовательных учреждений всех видов и типов, в которых обуча­ются 37,27 млн. человек.

Востребованность выпускников системы непрерывного педа­гогического образования не ограничивается лишь образовательны­ми учреждениями. Педагоги профессионального обучения запра­шиваются учебно-курсовой сетью предприятий и организаций различных министерств и ведомств, в рамках которой ежегодно подготавливается около 1,7 млн. человек. Выпускники педагогичес­ких вузов приглашаются на работу центрами по подготовке, пере­подготовке и повышению квалификации незанятого населения.

Происходит дальнейшая дифференциация педагогической профессии. Только за 2000/2001 учебный год в классификаторе про­фессий появились три новые педагогические специальности: коррекционная педагогика в начальном образовании;

— адаптивная физическая культура;

— специальная педагогика в коррекционных образовательных
учреждениях.

Педагогическая профессия — одна из самых мирных на нашей планете. Организация Объединенных Наций объявила первое де­сятилетие XXI века десятилетием культуры мира и ненасилия. Роль* учителя в этих условиях неизмеримо возрастает, потому что мир на Земле может установиться только через образование и культуру. Культура не имеет границ — она всегда интернациональна. Подлинная культура всегда отличается высокой терпимостью ко всем-религиям, расам, национальностям, семейным традициям. Под­линная культура не мыслится без широкого образования. Подлинная культура переживает все политические перевороты, импера­торские династии, войны и конфликты. Подлинная культура — это' мудрость в общении, высокая духовность, ощущение свободы, нравственность в мыслях и поступках, гуманность в самом высо­ком смысле этого слова, должная практичность.

Формирование человека культуры — главная задача школы. И в этом — благородство педагогической профессии.

 

Глава 1

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ УЧИТЕЛЯ

Все для других, ничего для себя.  И.Г.Песталоцци

Во Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защи­ты и развития детей говорится: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и ро­ста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудниче­стве...» Эта мысль воспринимается особенно значительной в усло­виях российской социальной действительности.

Один из самых высокочтимых психологов XX века Б. Ф. Скиннер убедительно доказал, что наше поведение определяется окру­жающей средой. По его мнению, чтобы объяснить поведение (и таким образом понять личность ребенка), нужно только проана­лизировать функциональные отношения между видимым действи­ем и видимыми последствиями. Скиннер утверждал, что поведе­ние предсказуемо, обусловлено и контролируемо. Отсюда вытекает важность характера диалога между ребенком и педагогом, который иногда является первым и единственным человеком, сказавшим

ребенку теплое, доброе слово.

Я умышленно употребляю емкий термин «ребенок» вместо без­ликого канцелярского «учащийся», потому что все мы остаемся в той или иной степени детьми до конца своей жизни. Если вам хоть иногда хочется съесть что-либо вкусненькое — вы еще ребенок. Если вам приятны подарки к праздникам — вы еще ребенок. Если вы ищите сочувствия и поддержки у друзей в трудную минуту — вы еще ребенок. Если вам приятно прикосновение чьей-то руки — вы еще ребенок. Взрослый ребенок.

 

 

Ребенок школьного возраста хрупок и беззащитен. Если вы не знаете, сыты ли ученики, сидящие на уроке, — вы плохой учитель. Если вы не знаете, какие взаимоотношения сложились у школь­ника с отцом и матерью, — вы плохой учитель. Если вы не знаете статус каждого ребенка в классе (лидер, отверженный), — вы пло­хой учитель. И если вы, набравшись мужества, пришли работать в сферу, где почти самая малая зарплата в стране, где самые большие нервные затраты и максимальная потребность в самоотдаче, само­пожертвовании, вы обязаны знать о каждом ребенке все.

Каждый человек на Земле нуждается во взаимопонимании, уте­шении, которое мы называем моральной поддержкой. Верующие люди ищут ее под лоном церкви. Учащиеся светской школы в любой цивилизованной стране пользуются услугами телефонов доверия и психоаналитиков. В нашей стране, оказавшейся в состоянии безвре­менья и перепутья, искать помощи практически не у кого: названные службы имеются только в крупнейших городах. А как же быть жите­лям средних и малых городов и провинции? Функции своеобразного исповедника и наставника, как правило, берет на себя учитель. Но не каждый учитель. Это может сделать лишь тот, кто, не считаясь со вре­менем и личным благополучием, живет только для детей.

Если вы любите детей, то не важно, что и сколько вы им отдали. Вы не должны об этом задумываться. Вы не должны испытывать со­жалений. Вам просто нужно забыть о том, что вы им отдали. Поже­лайте отдать еще больше. Неужели мать, кормящая грудью детей, думает: «Я выкармливаю их, чтобы вернуть многократно свое за их счет в будущем»? Матери переживают, если не могут дать больше.

Чтобы стать учителем для десяти человек, научитесь служить десяти человекам. Иначе у вас ничего не получится. Вы никогда не за­владеете сердцами детей и не сможете управлять ими. Прежде чем наказать ребенка, совершившего проступок, задумайтесь, много ли вы ему дали как педагог и что для него сделали? Долг учителя — защи­щать ребенка. Ведь без вашей мудрости, без ваших советов многие малыши, подростки и юноши на своем жизненном пути будут споты­каться и падать. Они никогда не смогут стать теми, кем могли бы стать, потому что вы не пришли к ним на помощь, не спасли уроками жиз­ни, которые получили сами. Неужели будущее наших детей должно больше зависеть от наших надежд, чем от наших наставлений?

Когда вы открываете любой учебник, знаете ли вы, готовясь к уроку, как повысить мотивацию обучения? Знаете ли вы секреты того, как правильно учить? (Имеется в виду то, что выходит за рам­ки конспекта, что делает людей не только осведомленными, но и свободными).

 

Прежде чем начать учить, каждый педагог должен четко пред­ставлять, кого он учит. Педагог должен уметь убедить ученика в не­обходимости учиться, а не «проходить» учебный материал. Педа­гог не имеет права самоотстраняться от проблемы обязательности обучения. Он должен заставлять ученика возжелать учиться, думая о нем, о его будущем, любя его.

Все выдающиеся учителя считают, что их главная функция — заставить ученика учиться. Как-то У. Черчилль сказал, что он все­гда готов учиться, но ему не всегда нравится, что его учат. Вспом­ните, что наказывая вас, родители всегда говорили, что они выу­чат вас, а не собираются учить. Если вас не слушают ученики, чувствуете ли вы, что это ваш профессиональный провал?

Учителя несут ответственность за детей, поэтому они должны

контролировать:

— предмет изучения,

—стиль общения с учащимися,

— образовательную среду (обстановку в классе),

— самих себя.

Если вы можете спровоцировать класс хором сказать нелепицу, это значит, что вы контролируете обстановку. Секрет профес­сионального мастерства учителя — в умении контролировать в клас­се все.

Настоящий педагог должен оценивать свои успехи успехами

своих учеников. Если мы говорим, что художник хорош, то это де­лаем не потому, что он окончил художественное училище или ака­демию. Почему же мы иногда считаем, что учитель хорош только потому, что написал десяток методических разработок или на го­родской (районной) аттестационной комиссии защитил творчес­кую работу? Если у учителя 75% учащихся учатся на 2 и 3, то это плохой учитель. Это несостоятельный учитель. Важно не то, что делает учитель, а то, как поняли его ученики!

Учителя больше воздействуют на детей своим отношением к работе и своим характером на процесс обучения, чем тем, что они говорят. С возрастом мы забываем, о чем нам говорили даже самые лучшие учителя, но их образ продолжает дисциплинировать нас; мы по-прежнему будем помнить то, что они из себя представляли. Почему-то считают, что настоящих учителей можно выучить. Однако они не выводятся в инкубаторе и не выпускаются на тех­нологических линиях, даже в университетах. Блестящий учитель — это тот, кто постоянно самосовершенствуется.

В педагогике, как и во всем, существуют универсальные зако­ны, называемые некоторыми «законами скуки». Преподавать мо-

нотонно может любой. Но есть и другие законы, кроме законов скуки. Это законы, обязывающие учителя контролировать обста­новку, работать творчески, обязывающие учителя взять на себя от­ветственность за то, чтобы ученики захотели хорошо учиться.


Предмет

(о чем?) 5% успеха


Дружба

(в какой обстановке?)

15% успеха


Рис. 1. Важность стиля общения в педагогике (по исследованиям американских ученых)


То, как вы говорите (неважно — на лекции, на обычном школь­ном уроке или лабораторной работе в вузе), называется стилем. От­ношение учителя к ученику может идти через предмет (учитель — «профессор»), через дружбу (учитель — «друг») или через стиль (учитель — «артист»). От того, каким путем мы пойдем к ученику, зависит степень усвоения материала. В первом случае коэффици­ент усвоения близок к 5%, во втором — к 15%, в третьем — к 80% (рис. 1). Все пути имеют право на существование, но лучше всех, несомненно, когда перед нами — учитель-друг, придающий наи­большее значение взаимоотношениям с учениками. Такие педаго­ги иногда приносят на занятия конфеты, кофе или теннисные ра­кетки. Такого учителя дети не могут ненавидеть!

 


Средний балл оценки учителя в США, Англии, Австралии — 4,5 (по 10-балльной шкале). Причина такой низкой оценки рабо­ты учителя — скука на уроке.

Стиль — это владение своим голосом, телом, мимикой, это сте­пень увлеченности предметом. Много ли педагогов пытаются ре­гулировать свой голос, свою позу, жесты, мимику? Очень мало.

Отсюда и скука!

Если какой-нибудь ученик жалуется, что ему ничего не понят­но — сократите на этом занятии учебный материал наполовину. И измените стиль, который определяет 80% вашего педагогического успеха. Если же жалуются, что ничего нового не уносят из класса, решите вторую задачу — проблему предмета (15% успеха). А на ха­рактер взаимоотношений с учениками остается 5% успеха деятель­ности учителя.

Любите своих учеников постоянно и безоговорочно. Многие учителя, к сожалению, любят то, что они говорят и преподают, но

не своих учеников!

Выражайте свой учебный предмет в терминах интересов и нужд

учащихся.

Приспосабливайте свой стиль к ситуации и темпом, и темб­ром голоса, и содержанием. Вы в каждой ситуации играете какую-то роль, а роль учителя — многообразна... Однако учите только тому, что составляет вашу нравственную суть. Говорите не заученными

чужими, а своими словами.

Постоянно следите за вниманием и действиями своих учени­ков. Существует вербальный и невербальный язык общения. Суще­ствует свыше 120 языков тела, которыми можно передать свою мысль.

Преуспевайте, используя свои силы, чтобы компенсировать свои слабости. Например, выучите имена учеников задолго до пер­вой встречи с ними, и вы поразите их; и дети будут думать: «Он

любит нас». А разве не так?

Если ученики не успевают, то неуспевающим является и учи­тель. Если учитель не может найти с детьми общего языка, он дол­жен настойчиво искать это взаимопонимание. И вы обязательно достигнете успеха благодаря своей настойчивости, ибо если уче­ник во время урока смотрит в окно, ему неинтересно учиться, а вы безразличны к обучению.

Выдающаяся гуманистка XX века Мать Тереза была убеждена: «Мы не можем делать Великие дела. Мы можем делать только ма­ленькие дела, но с Великой Любовью». Не эта ли мысль должна стать путеводной звездой каждого учителя?

 

Глава 2

СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА

Учить можно до тех пор, пока сам учишься.

К. Д. Ушинский

Из более чем тридцати тысяч профессий, существующих на Зем­ле, педагогика относится к числу наиболее древних. Педагог оправ­дывает социальные ожидания только тогда, когда его личность, об­щая и профессиональная культура являются опережающими по сравнению с другими членами общества. Вот почему в Древнем Ва­вилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древ­ней Греции — наиболее умные, талантливые вольнонаемные граж­дане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чи­новники. Они должны были хорошо знать науки, но главное — много путешествовать, много видеть, изучать языки, культуру и обычаи разных народов. В древнекитайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX веке до н. э. в стране существовало министерство, ведающее делами просвещения народа и назначав­шее на должность учителей мудрейших представителей общества.

В средние века педагогами обычно были священники, мона­хи, хотя в городских школах и университетах ими все чаще стано­вились люди, получившие специальное образование.

Интересна этимология русского слова «воспитатель». Оно про­исходит от корня «питать», «питатель». Слова «воспитывать» и «вскармливать» и сейчас можно рассматривать как синонимы. В современных словарях «воспитатель» определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя

 

 

ответственность за условия жизни и развития личности другого человека. Слово «учитель», видимо, появилось позже, когда чело­вечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направлен­ная на приобретение знаний и умений.

В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. По дошедшим до нас преданиям, киевский князь Рюрик подавал пример сам и учил своих детей быть скромными, цело­мудренными, добродетельными, сильными и кроткими, как легендар­ный Давид — юноша-пастух, победивший великого Голиафа.

Уже из этого краткого обзора видно, какой многогранной, об­разованной личностью должен быть учитель, и эти требования век от века росли. Анализируя деятельность педагога в современных социальных условиях, можно выделить ее позитивы и негативы. Позитивные стороны:

— возможность профессионального роста;

— богатство социальных связей — с коллегами, учениками,

родителями;

— разнообразие форм труда;

— возможность удовлетворить высшие человеческие по­требности — творческие;

 

— творческая самостоятельность;

— гуманистический («человекообразующий») характер профессии;

— летний срок отпуска;

— длительный отпуск (48 рабочих дней).

Негативные стороны:

— низкая заработная плата, в 2—3 раза ниже инженерской (и
не только в России, но и в США и других странах);

— ущемление гражданских прав по мотивам политической
благонадежности и лояльности по отношению к политике

правящих кругов;

— строгая регламентация поведения и деятельности учителя,
повышенные требования к его нравственному облику;

— большие нервные затраты (не случайно ведь продолжительность трудового отпуска учителя в России на две недели
больше, чем у врача психиатрической клиники!);

— повышенное чувство долга и ответственности перед обществом.

В любом обществе учитель выполняет две функции:

— удовлетворяет образовательные потребности его членов; — выполняет культурно-просветительские функции.

Таким образом, учитель должен иметь двойную подготовку: че-ловековедческую и специальную. С. Г. Вершловский считает, что за педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции — адаптивная и гуманистическая. Адаптивная функция свя­зана с приспособлением ученика, воспитанника к конкретным тре­бованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистичес­кая — с развитием его личности и творческой индивидуальности.

С одной стороны, педагог готовит своих воспитанников к нуж­дам адаптации в определеной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. С другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Имея в качестве цели развитие личности как синтеза всех богатств человеческой культуры, учитель работает на будущее.

По мнению И. Б. Котовой и Е. Н. Шиянова, реализация таких сложных функций требует от современного педагога следующих личностных параметров:

— потребности и способности к активной и разносторонней
профессиональной и широкой социально-культурной де­ятельности;

— чувства эмпатии (сопереживания), такта, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности
принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;

— понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности;

— умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение, предотвращать конфликты в детском и взрослом
сообществах;

— знания особенностей психологии развития, особенно детей с проблемами, и стремления вместе с ними целенаправленно создавать новые условия их саморазвития;

— способности к непрерывному собственному саморазвитию
и самовоспитанию.

В наши дни общество как никогда нуждается в педагогах-гума­нистах, которых отличает направленность не на учебные предме­ты, а на личность воспитанника. Гуманистическая педагогика рас­сматривает знания как средство и условие осознания человеком своего места в мире, его возвышения, воспитания в нем чувства собственного достоинства, независимости. Такая педагогика идет к своей цели, опираясь на возможности человека, его творческий потенциал, а не на авторитет власти и принуждение. Ее главная задача — выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.

Глава 3


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1540; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!