Предпосылки продуктивного общения
Учитель — это стекло, через которое ребенок смотрит но жизнь.
Щ. А. Амонашвили
Этой проблеме Московская заочная школа практической психологии отводит несколько занятий, что вполне объяснимо: культура общения — это не только речь и ее содержание, это и костюм, и макияж, и движения, и мимика, и тембр речи, и жесты.
Самому красноречивому оратору будет очень трудно убедить и зажечь вас, если он будет говорить с туго связанными руками и ногами. Слова, не подтвержденные жестами, лишаются главного — своей страстности и искренности. Значит, им нелегко будет найти отклик в вашей душе. Напротив, нередко жест воздействует на человека сильнее всяких слов — заставляет действовать или, наобо-
рот, успокаивает. Жест сообщает то, что находится между строк и делает общение более полным и ярким.
Разные типы людей используют разные группы жестов. Человек может иметь свой индивидуальный стиль жестикулирования. Например, считается, что люди мысли больше жестикулируют головой, люди сердца — плечами, а люди дела — руками.
Существуют также национальные различия в использовании жестов. Но тем не менее, не зная языка другой страны, мы можем объясниться там именно с помощью жестов. Значит, существуют какие-то общие правила их применения и расшифровки.
Каждому, например, понятно, что поднятая рука означает призыв к вниманию, хлопанье в ладоши — одобрение, кивок головой — I согласие, угрожающее потрясание кулаком — гнев, пожимание плечами — отсутствие интереса, пассивность, зевок — скуку, манить рукой — просьбу подойти и т. д.
|
|
Жесты вашего собеседника могут сообщить вам немало интересного о нем, подсказать, как себя вести с ним. Нужно только уметь замечать посылаемые вам сигналы. Жесты еще труднее подделать, чем мимику. Когда человек пытается с их помощью показать несвойственные ему состояния или качества, он выглядит неестественным и напряженным. Настоящий его стиль, который он старается подавить, прорывается при малейшем ослаблении контроля. Первый уровень информации, сообщаемой посредством позы и жестов, — это сведения о характере собеседника. Частое применение какой-то группы жестов делает эту группу привычной для поведения человека и отражает особенности его нрава. Самодовольный гордец, например, держится чересчур прямо, имеет важную, «на негнущихся ногах» походку и выпрямленную шею. Люди робкие как-то неопределенно озираются вокруг, у них такой вид, будто они все время прислушиваются к чему-то. Раздвинутые плечи и выпяченная грудь — поза человека, довольного жизнью, преуспевающего, с сильной волей. Если же, наоборот, плечи съежены, грудь втянута, а корпус наклонен вперед — можно говорить о подавленности воли, смирении, покорности судьбе. У такого человека могут быть мелкие движения, походка «головой вперед», шаркающий шаг. Тот, кто ходит быстро, энергично размахивая руками, — деловит, решителен, упрям и работоспособен. Манера держать руки в карманах даже в теплую погоду говорит о скрытности и критичности. Привычка очень часто поправлять прическу, прихорашиваться сигнализирует о самовлюбленности, убежденности, что окружающие уделяют этой персоне недостаточно внимания. Агрессивный че-
|
|
ловек чаще сжимает кулаки, кокетка долго и уютно усаживается на стуле, в кресле, картинно скрещивает ноги.
Второй уровень информации, которую можно извлечь из жестов и позы — это эмоциональное состояние человека. Каждая эмоция по-особому влияет на движение частей тела, замедляя или ускоряя их. Например, радость, приподнятое настроениеделают движения быстрыми, экспансивными, ритмичными, выразительными, спонтанными. При депрессии,наоборот, движения медленные, нерешительные, невыразительные, спина сутулая, неподвижная. Тревогахарактеризуется быстрыми сокращениями и расслаблениями различных групп мышц. Поэтому движения меняются через короткие промежутки времени: сцепление — расцепление рук, сжатие — расжатие кулаков, постукивание ногой, почесывание лица, подергивание волос, бровей, стремление спрятать лицо, бесцельная суета. Приступ гневаначинается с задержки дыхания и закрытия рта. Это первый признак приготовления к борьбе. Еще один признак — отклонение головы или всего туловища назад (стремление как бы отдалиться от ненавистного предмета, прежде чем броситься в атаку). Таким же способом могут выражаться недовольство, досада или отвращение. Этот жест часто можно увидеть, наблюдая за разговором двух людей. Если один из них вдруг откинул голову назад, значит, он услышал что-то неприятное. Человек нередко сдерживает себя, делает усилия, чтобы не выпустить эмоции наружу. Отчаянное сопротивление истинным чувствамможно заметить по общему беспокойству, стереотипным или ненужным движениям. Если лицо несет информацию о специфических эмоциях, то жесты и поза показывают степень этих чувств. Интенсивность эмоции легче всего определить по положению рук. Психологи установили — чем сильнее эмоция, тем выше поднимаются руки. Например, кулак можно показать на уровне пояса, на уровне груди, на уровне головы — степень угрозы будет разная. Или, скажем, обхватывание руками лица выражает волнение, тревогу, а обхватывание головы — тоску, отчаяние. При испуге человек как бы отгораживается от опасности руками. Если испуг сильный, вы стараетесь обезопасить (прикрыть) лицо и голову. При сильной радости вы будете размахивать руками тоже выше головы.
|
|
|
|
Третий уровень информации, получаемой от позы и жестов, — это отношение к собеседнику. По ним вы можете узнать, готов ли человек подчиниться вам или, напротив, собирается подчинить вас себе, дружелюбен ли он по отношению к вам или замкнут, хочет он
продолжить диалог с вами или желает поскорее от вас отделаться. Рассмотрим движения тела с этих позиций.
Устремленность корпуса к собеседнику — признак заинтересованности и расположения. Откинутость назад, наоборот, недовольство или равнодушие. По степени удаленности и приближения можно узнать, в какую сторону меняется ваш контакт. Приближение к человеку означает желание углубить его — близость позволяет лучше видеть лицо собеседника, взгляд, изменение выражения глаз. Однако чрезмерный наклон выражает уже не просто вежливость, а повышенное внимание, подобострастие, услужливость, чрезмерное же приближение — интимность.
Отодвинутость от собеседника немного в сторону — признак боязни или смущения. Иногда это используют женщины для кокетства. Несобранность в движениях, расслабленность корпуса, асимметричная позиция рук и ног говорит об определенном безразличии к партнеру. Такой стиль характерен в общении с человеком, который ниже статусом (чаще это человек другого пола). Подобная поза при разговоре между двумя мужчинами — показатель того, что что-то не нравится.
Прямой корпус — обычно нейтральное отношение. Но слишком натянутая прямая осанка — скрытая тревога. Сгорбленная спина, обвисшие плечи — беспомощность, просьба о помощи.
Плечи — существенный источник информации. Их называют термометром чувств. Плечи всегда выдают волнение и переживания человека. Опущенные вниз — человек страдает («его гнетет кручина»). Наступает облегчение — плечи приподнимаются и расправляются («гора с плеч свалилась»). Если плечи развернуты вперед — это выражает просьбу, если при этом они еще и приподняты — мольбу. Отведенные назад и опущенные вниз плечи и выпяченная грудь — самоуверенность, гордость, надменность.
Как определить, кто из двоих разговаривающих доминант, а кто подчиненный? Это несложно сделать по манере сидеть. Доминанты сидят обычно в расслабленных позах, высоко поднимают голову и отклоняют ее назад. Они стараются занять места, расположенные выше, а также более удобные и престижные — во главе стола, в первом ряду. Садятся так, чтобы захватить как можно больше территории— расставляют локти, вытягивают ноги. Подчиненная поза менее уверенная и прямая, голова склонена, ноги подобраны.
Если ваш партнер садится на кончик стула, значит, он либо робеет, либо охвачен нетерпением. Если при этом он склоняется всем
телом набок — к робости примешивается еще крайнее смущение, неловкость. На всем сидении, откинувшись на спинку, сидят люди, уверенные в себе, готовые на решительные действия. Но это также может быть поза отдыха, допустимая в дружеской обстановке. Нейтральная вежливая поза — средняя глубина сидения, корпус немного наклонен к собеседнику, руки легко лежат на коленях.
Рукам следует уделить особое внимание. С ними связано наибольшее количество жестов. Один из самых распространенных — это скрещивание рук. Значение его — самозащита, замкнутость, нежелание контактировать, особенно если пальцы скрещенных на груди рук еще и сжаты в кулаки. Если в группе из нескольких человек кто-то принял такую позу, это сигнал того, что человек «выпал» из разговора. Ему следует уделить внимание и снова включить в разговор. Если же этого не случится, то через некоторое время все, подчиняясь инстинкту подражания, последуют его примеру, и открытость общения нарушится.
Мы не случайно буквально цитируем здесь материалы 3-го урока заочной психологической школы, потому что материалы по психологии общения в фондах наших библиотек являются сверхдефицитными.
Противоположный жест, стимулирующий открытость и взаимное согласие, — разведенные руки и расстегнутый пиджак. Если вы будете сидеть в такой «открытой» позе, вы вызовете больше доверия со стороны партнера, а ваши взаимные цели будут достигнуты быстрее. В этом плане педагоги, придерживающиеся консервативной манеры одеваться, должны позволить себе некоторую раскрепощенность, хотя бы не туго завязанный галстук.
Различное значение может иметь жест опоры головы на руку. Когда подбородок опирается на кулак — это интерес с некоторой долей недоверия. Когда рука в таком же положении, но подпирает висок (или указательный палец подпирает висок) — задумчивость, стремление вникнуть в суть дела. Если при опоре на руку указательный палец вытянут вдоль щеки, а остальные расположены ниже рта — это критическая оценка, недоверие. Когда же щека лежит на ладони — это сигнал того, что вы собеседнику наскучили и он мечтает поскорее закончить разговор.
Тесно сцепленные кисти рук также свидетельствуют о подозрительности и недоверии. Тот, кто пытается, сцепив руки, уверить окружающих в своей искренности, обычно не имеет большого успеха. Другой жест с таким же значением — поворот в профиль к партнеру, потирание носа, взгляд сбоку или исподлобья. Сопри-
косновение рук только кончиками пальцев свидетельствует о желании вызвать доверие собеседника, демонстрирует уверенность в своей непогрешимости и в истинности своих слов. Интересны жесты прикрытия рта руками. Они передают широкий спектр само-.ощущений человека — от неуверенности в себе и замешательства до чувства вины и от удивления до стремления скрыть негодование. Любопытен такой вариант этого жеста: локти стоят на столе, образуя пирамиду, вершина которой — кисти рук, положенные одна на другую. Они расположены прямо перед ртом и таким образом прикрывают его. Человек, сохраняющий такую позу как во время слушания, так и во время говорения, хитрит и манипулирует вами. Как только он добьется от вас того, что хотел, он тут же опустит руки на стол.
Среди жестов самоконтроля наиболее используемы следующие: руки за спиной и одна из них сжимает другую или держит ее за запястье; скрещенные лодыжки и руки, вцепившиеся в подлокотники; палец, засунутый за пояс.
Если руки положены на колени ладонями вниз — это проявление послушания, готовности. Они могут также передаваться позой «руки на бедрах».
Локоть на спинке стула — поза легкого разговора. Напряженные, сжатые в локтях руки передают душевное волнение, эмоциональность, а безвольно повисшие выражают равнодушие и подавленность. Чем ближе локти прижаты к телу, тем больше смирения в позе. Чем дальше они отставлены, тем сильнее проявляются склонность к доминированию, упрямство, гордость. Разворот ладони при жестикуляции тоже может выражать отношение к предмету разговора и к самому собеседнику. Если ладонь направлена к собеседнику — отчужденность, отстранение. Ладонь вверх — просьба понять и поддержать. Ладонь вниз — покровительство, обещание защиты, благословение. Ладонь на себя — искренность, откровенность. Попробуйте произнести фразу «Я все это видел», меняя разворот ладони, и вы почувствуете изменение смысла высказывания.
Многие жесты связаны с движениями пальцев. Например, поглаживать лицо — задумчивость, тереть виски и лоб — желание вспомнить, щелкнуть пальцами, вскинуть палец — найденное решение. Через пальцы идет также сигнал об эмоциях — барабанить по столу, ломать пальцы и т. п.
Ноги тоже являются выразителями определенных настроений. Подергивание коленом выдает тревогу и нервозность. Поза «нога
на ногу» и покачивание ногой — обычная для дружеской беседы, а в официальной обстановке выражает неуважение к собеседнику. Широко расставленные ноги демонстрируют пренебрежение, вызов, дерзость. Позы и жесты — это часть образа «Я», созданного для себя человеком. Это один из способов «преподнести себя», но есть еще каналы, через которые человек посылает информацию о себе. Один из таких каналов — взгляд. Люди смотрят друг на друга прежде всего для того, чтобы собрать сведения о партнере, а не раскрыться самому. И тем не менее то, КАК они делают это, дает возможность судить об их собственном типе личности.
Взгляд играет важную роль в установлении отношений между людьми. Бесцеремонный — вынуждает защищаться, приветливый — придает уверенности в себе, беспокойный — настораживает, теплый — снимает напряжение.
Давая оценку взгляду, следует обращать внимание на его направление и продолжительность. Во время разговора люди обычно смотрят:
— друг на друга;
— на не относящийся к делу предмет;
— в пространство (например, в окно).
Установлено, что человек больше смотрит на того, кто ему нравится. Особенно явно это проявляется у мужчин — они меньше стремятся скрыть антипатию и даже во время слушания стараются отвести глаза от партнера, внушающего им неприязнь. Американские психологи проводили наблюдения за направлением взгляда у членов супружеских пар. Оказалось, что в паре, где любовь более сильная, муж и жена смотрят друг на друга чаще.
Опущенные глаза, взгляд снизу вверх говорят о робости, скромности, покорности. Наоборот, взгляд сверху вниз обычно принадлежит волевым, активным, способным доминировать людям. По направлению взгляда можно узнать, какие у партнеров отношения. Если они смотрят в глаза друг другу — дружеские. Если слушающий смотрит мимо собеседника — на ухо или на галстук — официальные. Лидера группы тоже можно определить по направлению взгляда: он мало смотрит на своих «подчиненных», в то время как сам является объектом общего внимания.
Эксперименты показали, что когда один человек обманывает другого, он обычно меньше смотрит ему в лицо. То же самое, если человек пытается скрыть тревогу или волнение — при этом почти невозможно смело встретить чужой взгляд.
Продолжительность взгляда также зависит от симпатий и неприязни. Глаза задерживаются дольше на том, кто больше нравится. Есть еще один показатель явных симпатий — это размер зрачка. Факт, что расширенный зрачок делает лицо более привлекательным, известен давно. Недаром раньше женщины, чтобы придать глазам больше очарования, закапывали белладонну. Но речь здесь не об этом. Зрачок расширяется, когда мы видим что-то красивое, приятное, привлекательное. Арабские торговцы, например, всегда следили за зрачками своих покупателей, чтобы узнать, какие товары их больше всего заинтересовали. Для того, чтобы определить, действительно ли восхищен ваш собеседник или его возгласы — всего лишь слова, — посмотрите на его зрачки.
Вернемся к взгляду. Более долгий взгляд, когда он используется для проявления расположения, обычно сопровождается улыбкой. Он нравится людям, так как выражает поддержку, удовлетворение действиями партнера, побуждение продолжить контакт. Но (!) существует грань, за которой такой взгляд начинает вызывать обратные эмоции: раздражение, досаду. Объясняется это следующим образом. Продолжительный взгляд несет больше интимности, а это не всегда удобно для собеседника. Наиболее оптимальный вариант продолжительности взгляда — 3—3,5 секунды, а во время встречи глазами — 1,5—2 секунды.
Продолжительный взгляд выполняет и другую функцию — функцию угрозы. Никакой улыбки на лице при этом, конечно, нет. Такой взгляд называют холодным, беспощадным, властным. Его используют для того, чтобы установить доминирующее положение в отношениях. Как только цель достигнута, а это сразу видно по удлинившимся перерывам взгляда партнера, длительность взгляда доминанта и его направление на собеседника уменьшаются.
Расположение взглядов во время диалога тоже подает собеседнику определенные сигналы. Например, взгляд в конце высказывания партнера означает ободрение к продолжению разговора на эту тему. Взгляды во время собственного высказывания — желание сделать акцент на конкретной мысли или слове. Пристальный взгляд — более 40% от времени говорения — желание быть более убедительным. Если собеседник смотрит на вас в то время, когда задает вопрос о вас же, — значит, вы слишком много говорите о себе.
По взгляду можно определить, как будет развиваться ваш контакт. Если партнер больше смотрит на вас в те моменты, когда он с вами согласен, — это сигнал к укреплению отношений и сотруд-
ничеству. Если же в моменты противоречий, значит, силен дух соперничества и добиться единства будет нелегко.
И еще один штрих — частота морганий. Она увеличивается во время тревоги или напряжения, но уменьшается во время концентрации внимания или раздумья.
Несколько лет назад в Лондоне состоялся вполне серьезный международный симпозиум. Назывался он коротко и ясно: «Улыбка».
Один из докладчиков, психолог по специальности, уподобил улыбку всеобщей валюте, она принимается к «оплате» в любой стране мира. Однако, как и банкнота, улыбка может быть фальшивой. Пол Экман из Калифорнийского университета советует отличать «подлинную» улыбку от фальшивой следующим образом.
Искреннее чувство приводит в движение два набора лицевых мускулов — большой скуловый, который поднимает углы рта, и мускулы, вращающие глазное яблоко. Большинство людей произвольно двигать глазными мускулами не умеет, и поэтому при деланной улыбке углы рта приподнимаются, а глаза остаются холодными. Кроме того, поддельная улыбка откровенно асимметрична. Сила улыбки столь велика, что даже если сообщить человеку об увольнении с работы, улыбаясь, то он зачастую ответит на неприятную новость невольной улыбкой. Известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери в очерке «Письмо к заложнику» описывает случай из собственной жизни, когда во время Гражданской войны в Испании, где он находился в качестве военного корреспондента, улыбка спасла ему жизнь. Завершается это литературное произведение следующим образом:
«Забота о больном, убежище, предоставляемое изгнаннику, даже прощение виновного приобретают цену только благодаря улыбке, озаряющей это празднество. Мы объединяемся в улыбке, поднявшись над различиями языков, каст, партий...» Какие чудесные слова, как актуальны они в наши дни!
Совсем недавно П. Экман поставил эксперимент, показавший, что наши эмоциональные реакции хотя и не знают национальных границ, все же проявляются не везде одинаково. Один и тот же «вызывающий отвращение» кинофильм он порознь продемонстрировал двум молодым людям — японцу и американцу. Они не знали, что выражение их лиц в ходе сеанса фиксировалось скрытой видеокамерой. Реакция неудовольствия была у них одинаковой. Затем повторили эксперимент, подсадив предварительно в каждую просмотровую кабину соотечественника-студента. Американец по-
прежнему проявлял отвращение, а японец, в соответствии с принятым у него на родине этикетом, старался улыбаться.
И хотя науки под названием «улыбковедение» пока еще не создано, все-таки хотя бы на интуитивном уровне учитель должен помнить, что одна из педагогических заповедей — «Почаще улыбайтесь!» — вполне обоснована с научной точки зрения и в значительной степени обеспечивает успех педагогической деятельности.
Другой информационный канал — голос. Каждый может подтвердить, что слова не всегда применяются в прямом их значении. В некоторых случаях похвала может прозвучать как оскорбление, а слово «да» превратиться в «нет». Поэтому, слушая собеседника, мы обращаем внимание не только на сам текст его речи, но и на ее голосовое оформление. Перечень сигналов, подаваемых голосом, всем известен — смех, плач, всхлипывания, свист, хмыканье, различные звуки, типа э... о..., а..., выполняющие в зависимости от контекста определенную роль.
Одна из характеристик голоса — его тембр. По тембру можно сделать некоторые выводы о характере собеседника. Например, альт у женщин и бас у мужчин указывают на холерический или холерико-флегматический темперамент. Люди с высоким голосом обычно более уравновешенны, они чаще сангвиники или флегматики. Меланхолики имеют, как правило, приглушенный, без резких модуляций голос, поют и говорят медленнее.
Для определения состояния партнера следует оценивать следующие аспекты голоса и речи: тон, темп, громкость, интонация, согласованность, напряжение, дыхание, произношение.
Тон голоса сообщает об эмоциях и об отношении к собеседнику. Обычно для человека не составляет большого труда придать голосу дружеский, враждебный, надменный, официальный или другой оттенок. В свою очередь, каждый из нас чувствует, когда тон партнера идет вразрез с его словами. Но, как ни странно, это расхождение нередко игнорируется. Вообще, тон голоса действует меньше, чем выражение лица, но больше, чем содержание речи.
Темп речи также меняется в зависимости от эмоций. При сильной тревоге люди говорят быстрее. То же самое при удовольствии, радости, удивлении, когда человек полон сил и желания активно взяться задело. Медленнее говорят при депрессии, печали, скуке, отвращении. Есть люди, у которых речь замедляется при легком волнении. При депрессии речь не только замедляется, но и становится тихой, приглушенной. Иногда она превращается в полушепот.
Наоборот, громкая речь свидетельствует об энергии, решительности или агрессивности. Люди говорят громче, когда хотят убедить партнера в чем-то или подавить его. Интонация более выразительна при положительных эмоциях — радости, признательности, уверенности. Более однообразна она при скуке, печали, страхе,
злобе.
Интонация может сильно повлиять на смысл высказывания, одновременно она подсказывает, каким должен быть ответ.
Плавность (согласованность) речи говорит о стремлении человека быть убедительным, о его уверенности в себе. Наоборот, сбивчивая речь, частые паузы выдают скрытую тревогу, растерянность или нетерпение. Психологи установили, что люди, которые стройно и последовательно излагают свои мысли, выглядят более компетентными, хотя для большего доверия к ним нужны и другие сред-ства.
В целом же манера говорить уже создает у человека определенное представление о типе личности собеседника. Например, если человек говорит с придыханием, он воспринимается окружающими как любознательная, артистичная натура.
Еще одна важная сторона речи — произношение. Интересный эксперимент провела М. Сиссонс в Оксфорде. Она исследовала особенности произношения у различных слоев населения и утверждает, что произношение — один из лучших способов определить социальную группу и уровень культуры собеседника. «Многие люди пытаются подделать свою речь под «высший класс», но это очень трудно сделать, — утверждает М. Сиссонс, — определить истину можно в 65 случаях из 100».
Произношение человека зависит от его культурного уровня. Культурные люди имеют более четкую артикуляцию, отчетливо произносят звуки, шире используют интонацию, меньше «съедают» слова и меньше в них запинаются.
Исследования проводились, естественно, на базе английского языка, однако не подлежит сомнению, что это явление хорошо проявляется и в русскоязычной среде.
Человек обычно общается с разными социальными группами и невольно к ним адаптируется. Школьник, например, по-разному говорит дома и в классе, дома и на улице с друзьями. Но когда рядом находится человек, говорящий правильно, все окружающие начинают следить за своей речью и произносить звуки так, как это делает он. Кроме того, люди стараются говорить четче, когда чита-
ют вслух. Все это педагогу необходимо знать и учитывать в своей деятельности.
Среди каналов, по которым человек посылает информацию о себе, немалое значение имеют его внешний вид и одежда. Если спросить кого-либо, почему он выбирает именно такой фасон одежды и цветовую гамму, то наверняка последует ответ: «Это модно, удобно, практично». Но человек чаще всего не осознает главную причину своего выбора — создание определенного образа. Человеку очень важно, чтобы окружающие его воспринимали так, как требует задуманный им образ. Например, к человеку в строгом костюме редко кто обратится: «Эй, ты...».
Тот же человек в джинсах и джемпере выглядит более раскованным и открытым. Если вместо джемпера яркая или черная майка с крупными надписями, это уже претензия на непонятость, некоторый вызов и агрессивность. Еще большая агрессивность — черные кожаные куртки с заклепками, униформа «металлистов» и «рокеров». Замечено, что к людям в такой одежде редко обращаются на улице, предпочтение отдается одежде легких, светлых тонов.
Яркие насыщенные цвета предпочитают общительные, направленные «вне себя» люди. У людей сдержанных, замкнутых, направленных «внутрь себя» и одежда более сдержанная.
Одежда — очень важное средство выражения себя для обоих полов. Но для женщин она имеет несравнимо большее значение: это способ подчеркнуть свое женское начало. Для женщины очень важно быть сексуально привлекательной как в глазах окружающих, так и в собственных глазах (хотя не каждая отважится в этом признаться даже себе). Противоречие между сексуальностью и скромностью всегда присутствует в одежде женщины. Соотношение между ними можно определить, например, по обилию и подбору украшений, особенно в области груди. Длина одежды и декольтированность также являются общеизвестными сигналами сексуальности.
Предназначение одежды — не только защитить человека от холода и дождя, но и вызвать к себе интерес. И здесь женщина, предпочитающая модную одежду, прическу, обувь, действительно повышает свой престиж. Она заботится о производимом ею впечатлении и выигрывает. Напротив, женщина, особенно молодая, которая невнимательна к своему внешнему виду, неряшлива и неаккуратна, во многом теряет свою привлекательность. Возможно, в душе она очень страдает от невнимания окружающих, но ее одежда сигнализирует: «Мне плевать, какого вы мнения обо мне».
Ухоженность лица — это тоже часть того, как человек преподносит себя, т. е. часть общения. Темная, грубая, жирная кожа создает впечатление враждебности. Окружающие считают человека с таким лицом грубым, вспыльчивым, хитрым. Чрезмерное обилие косметики расценивается как легкомыслие, искушенность, распутность и доступность. Но умело сделанный неброский макияж делает женщину, по мнению сильного пола, привлекательнее, теплее, утонченнее и даже умнее.
Одежда влияет и на того, кто ее носит, и на партнера по диалогу. Вы, наверное, замечали, что красиво одетые люди чаще улыбаются, выглядят более уверенными в себе и более беспечными. Они не делают резких движений, реже смотрят искоса, у них менее напряженный голос. Им меньше грубят, с ними более обходительны и учтивы.
Вообще, внешне привлекательные люди располагают, как кажется окружающим, целым рядом лучших личностных характеристик — они более чуткие, чувствительные, добрые, интересные, сильные, уравновешенные, честные, общительные, открытые. Красивое нравится всем, поэтому редко бывает, чтобы мы заподозрили в коварстве обладателя приятной внешности. Психологи утверждают, что красивые дети в школе получают более высокую оценку, чем дети с посредственной внешностью, за одинаковый ответ. За внешне привлекательным человеком охотнее пойдут на красный свет светофора. Среди преступников красивая женщина получает менее суровое наказание, если судья мужчина.
Говоря о влиянии одежды на человека, стоит упомянуть об униформе и спецодежде. Всякого рода форма заставляет человека менее ощущать себя как личность и создает такой же эффект деиндивидуализации со стороны партнера. В этом случае мы обращаемся к профессии (милиционер, продавец) или к представителю группировки (панк, металлист) и не ждем от него проявления каких-то личных качеств или эмоций. Например, придя на прием к врачу, мы рассчитываем на определенный ряд действий с его стороны, направленных на укрепление нашего здоровья. И будем очень удивлены, если он вдруг решит спеть нам под гитару. Сигнал, посылаемый его одеждой, — «врач», и воспринимается он нами однозначно.
Значки и другая символика выполняют похожую функцию, хотя в несколько меньшей мере. В заключение несколько слов о таком немаловажном факторе, внешности, как прическа. Волосы редко растут «дико». Они подстригаются и причесываются. При-
чесок огромное множество, и они меняются в зависимости от моды и культуры.
Длина волос имеет большое значение для мужчин, особенно для молодежи. Во многих странах длинные волосы являются широко распространенным символом, означающим «быть вне общества», «вне социального контроля». Их могут носить и интеллектуалы, и бунтари, и отшельники, и просто опустившиеся элементы. В любом случае это означает нежелание подчиниться определенному дисциплинарному режиму.
Есть еще причина пристрастия молодых людей к длинным волосам. Дело в том, что мужчина с длинными волосами выглядит более сексуально и имеет больше шансов на успех у слабого пола. Успех имеет также и борода. Многие женщины считают, что мужчина с бородой сильнее и мужественнее, чем его безбородый собрат, и с ним чувствуешь себя более женственной.
Кстати, борода создает впечатление силы не только у женщин. Установлено, что бородатый мужчина в разговоре с таким же бородатым мужчиной ощущает большую тревогу и напряжение.
С другой стороны, очень короткая стрижка или бритье наголо, если оно не имеет каких-то особых причин, тоже означает протест против общества. Неприбранная голова, в свою очередь, выражает отсутствие контроля над собой.
Стиль общения
Важное достоинство собственного мнения — возможность держать его при себе.
Народная шутка
Школа — средоточие удивительного множества систем общения. Сколько их — 25? 50? 100? В каждом случае это число будет индивидуальным (рис. 4).
В каждой системе общения будет свой стиль. К тому же в различных ситуациях в одной и той же системе общения стиль может и должен быть разным. Американский психотерапевт Э. Берн считает, что в каждом из нас присутствуют «Ребенок», «Взрослый» и «Родитель». И в зависимости от ситуации один из них берет верх и
Спортивные Различные
Учреждения общественные
организации
Органы
социальной
зашиты
Органы правопорядка |
Окружающий
социум (улица
Рис. 4. Системы общения в школе
контролирует наши действия. Меняются наш голос, поза, жесты, разговорный словарь, даже точка зрения.
«Родитель» всегда стремится подчинить партнера, утвердить свой авторитет. «Ребенок», наоборот, — зависимое, безответное существо. «Взрослый» — золотая середина, он способен регулировать свое поведение, понимать интересы собеседника, считаться с
обстоятельствами.
Развитие ситуации зависит от того, каким образом распределены эти роли между вами и партнером. Далеко не всегда если один «Родитель», то другой «Ребенок». Часто в ответ на агрессивность и стремление подавить вы встречаете еще большую агрессивность. Или, наоборот, вы слабы и беззащитны, а ваш партнер еще слабее вас. Такие сочетания встречаются и в учительской, и в общении с родителями учащихся, даже в общении с самими учащимися, особенно в старших классах.
Существует множество классификаций стилей общения.
А. В. Добрович различает два типа:
— формальный (бездушный, как в кафе миллионного города); — естественный (дружеский).
Стандартизованное, формальное общение (контакт «масок») — не обязательная примета злых и холодных людей. Можно выделить следующие разновидности формального общения:
— контакт «масок»;
— любое ограничение в позициях контакта, смена позиции
не адекватна ситуации: контакт может быть содержательным и эмоциональным, но ученик все равно чувствует при
вкус формальности;
— лицемерно-благостный контакт в случае скрытого конфликта, когда с обоюдного согласия собеседников накладывается запрет на «уколы»;
— контакт с «уколами»;
— контакт с запретом на скрытые «уколы»;
— контакт с манипулированием одного собеседника другим;
— запрет на манипуляции вообще;
— ограничение репертуара индивидуальных ролей;
— закрепление заданных межличностных ролей на фоне изменившихся взаимоотношений (вы давно перестали быть
почитателем таланта Н. Н., но при встрече вынуждены играть прежнюю роль);
— закрепление внутригрупповой роли, например опостылевшая вам роль весельчака в компании;
— ограничение, налагаемое вами на исполнение любых психологических ролей, кроме формальной (в ателье вы клиент, в доме отдыха — отдыхающий);
— ограничение в тематике контакта;
— ограничение, налагаемое на один из уровней контакта (на
определенном этапе общения влюбленные, боясь разочаровать друг друга, тщательно избегают примитивного уровня общения, то же мы наблюдаем и при выходе на работу
нового начальника).
И в педагогическом коллективе, и в обычной жизни мы «кочуем» от одного партнера к другому в поисках свободы от ограничений контакта. Но сняв одни ограничения, сталкиваемся с другими. Например, с новым собеседником интересно обсуждать философские проблемы, но за это придется «заплатить» ограничением в позициях контакта: он «пристраивается» только «сверху».
Известный специалист по психологии общения В. А. Кан-Калик выделял 6 моделей общения:
— общение на основе совместной деятельности;
— общение на основе дружелюбного расположения;
— общение-диалог;
— общение-устрашение;
— общение-дистанция;
— общение-заигрывание.
При знакомстве с классом можно применить следующую игру: каждый ученик должен сказать о своем товарище одно слово, выразив субъективное отношение к нему и подчеркивая его оригинальность. Эта игра определяет эмпатию, способности, чувства человека. Учителю же эта игра позволяет многое узнать о коллективе, о его лидерах, дает информацию для раздумий и воспитательной работы с коллективом.
Л. М. Фридман и И. Ю. Кулагина по содержанию выделяют следующие виды общения:
— общественные (безличностные), когда взаимоотношения
между людьми определяются лишь теми ролями, которые
они занимают, без учета особенностей их исполнения;
— межличностные (обнаруживающие личностные черты в
стиле исполнения социальной роли); важнейшая черта
межличностного общения — эмоциональная основа; чувства могут быть сближающими (конъюнктивными) и разделяющими (дизъюнктивными);
Внимание к человеку
Внимание к работе
Рис. 6. Стили руководства в зависимости от поставленных задач (по Е. В. Ксенчук и М. К. Кияновой)
— интимно-личностные, возникающие при условии общности ценностных ориентиров партнеров, что обеспечивается пониманием мыслей и чувств друг друга, эмпатией; высшая форма интимно-личностного общения — дружба и любовь.
В большинстве же литературных источников по общению авторы различают три стиля общения: авторитарный, демократический и либеральный. Авторитарный стиль общения — это навязывание мнения сверху, т. е. навязывание своей точки зрения, своего мировоззрения ученику. Учитель считает, что только он знает, как поступать правильно, и категорически пресекает любое индивидуальное развитие личности. Порядок, достигнутый с помощью приказов и кнута, не может способствовать многостороннему развитию личности, ее творческой индивидуальности. По традиции этот стиль характерен для школ Древнего Востока, где учитель транслировал свою личность на воспитанника.
Либеральный стиль, на первый взгляд, может показаться вполне уместным в педагогической практике. Но здесь в подтексте отношений учитель—ученик всегда присутствует некоторое заискивание перед учеником. То есть учитель идет на поводу у воспитанника, что свойственно либо слабохарактерным, либо неквалифицированным педагогам. Авторитарный и либеральный стили общения не должны постоянно присутствовать в школе.
Демократический стиль общения позволяет учащемуся чувствовать себя личностью. При этом стиле учитель признает ученика не только как объект, но и как субъект обучения и воспитания, или идет процесс взаимного совершенствования и учителя, и ученика.
Е. В. Ксенчук и М. К. Киянова попытались определить границы применимости каждого стиля общения в зависимости от уровня зрелости группы и поставленных педагогом задач (рис. 5, 6).
Практика показывает, что все названные стили общения в той или иной степени должны присутствовать в школе вообще и у каждого педагога — в частности. В начальных классах, где дети любят учителя-лидера, должен преобладать авторитарный стиль, но не жестокий и даже не жесткий, а мягкий. В старших классах большее место должно отводиться либерально-демократическому стилю.
В условиях экспериментальной средней школы мы попытались
проследить результативность того или иного стиля, практикуемого
опытными педагогами. Оказалось, что у учителя, отдающего пред-
почтение авторитарному стилю в 1—3 классах, из трех последних
выпусков ни один ребенок не совершил никаких правонарушений
и не замечен в серьезных проказах, настолько в них развито чувство
ответственности. У педагога, имеющего большой опыт работы в русских школах за рубежом (при консульствах), высокую общую культуру и придерживающегося в начальных классах демократического стиля общения, заметный процент выпускников в дальнейшем компрометируют себя в различных ситуациях.
Ряд авторов в последние годы выделили своеобразные стили общения, обусловленные новейшими техническими и научными
достижениями:
— опосредованный стиль (при работе детей с компьютером,
( |
при анкетировании учащихся и их родителей); — интуитивный, основанный на хорошем знании азов биоэнергетики. Многие педагоги считают правомочным выделить стиль воодушевляющий,что весьма важно для развития личности ребенка. Наряду с перечисленными, у каждого педагога должен быть свой собственный стиль общения.Нетрудно убедиться, что один и тот же стиль или метод воздействия на учащихся в руках разных педагогов дает совершенно различные результаты. Мы признаем эффективной следующую систему формирования индивидуального стиля общения:
— изучение своих личностных особенностей;
— выявление недостатков в личностном общении, работа по
преодолению стеснительности, скованности, негативных
наслоений в стиле общения;
— овладение элементами педагогического общения на основе собственных индивидуальных особенностей;
— овладение технологией педагогического общения в соответствии со сложившимся стилем общения;
—реальная педагогическая деятельность, общение с детьми —
закрепление индивидуального стиля общения.
Формируя индивидуальный стиль общения, педагог должен прежде всего выявить особенности своего психофизического аппарата как компонента творческой индивидуальности, через который осуществляется «трансляция» его личности, знаний и убеждений детям. Затем следует обратить внимание на соответствие или несоответствие своих коммуникативных свойств индивидуально-типологическим особенностям детей. Процесс педагогического общения должен обеспечиваться учителем как личностью, его нравственными установками, желанием и стремлением работать с детьми. Педагогический феномен общения — это прежде всего профессионально-этический компонент, ибо каждый элемент общения должен быть обогащен нравственным опытом воспитателя.
Коммуникативные способности любого человека развиваются в процессе деятельности, в преднамеренном создании системы ситуаций, которые формируют опыт преодоления нежелательных проявлений в общении. При выработке своего собственного стиля общения полезно знать некоторые педагогические истины:
— общение — не только слова, общаться можно и молча;
— общение должно быть адекватно ситуации;
— публичное общение требует профессионализации обыденного общения;
— общение должно быть целостным, а не затрагивать какую-
то одну функцию;
— нужно быть экономным в трате своих сил и времени.
Общение можно назвать двигателем человеческой жизни, ведь
без него человек просто не может жить. Люди даже придумали нормы человеческого общения, обязывающие к контактам: иногда приходится общаться вопреки своему желанию.
В заключение — еще раз об интуитивном стиле общения. Его можно рассматривать на биоэнергетическом уровне как взаимодействие двух или более энергетических систем между собой. Уров-
ни взаимодействия могут быть разные, но цель, в принципе, одна — чувствовать себя комфортно. Это особенно хорошо видно, когда человек расстроен, нервничает, т. е. по каким-то причинам его энергетическая система расстроена. Автоматически, подсознательно он пытается ее восстановить. При общении с друзьями или вообще окружающими он не может удержаться, чтобы не обидеть, не нагрубить, иными словами, восстановление энергетики идет как бы за счет другого человека.
Или другой пример. Кто-то навязывает вам в учительской неинтересный разговор. Вам скучно, и вы надеваете маску безразличия или во время беседы думаете не о ее содержании, а о совершенно другом.
Особое удовлетворение люди получают в процессе обоюдного обмена энергией, когда они как бы сливаются друг с другом в духовных устремлениях. В таком случае мы говорим, что нашли друг
друга.
Любой из видов общения — это постоянное движение энергии. И человек может регулировать это движение, если он осознает, контролирует себя. Это качество весьма важно для педагога. Учитель должен дарить энергию детям, и они чувствуют это, как и чувствуют, если энергия не отдается. О таких педагогах говорят, что они бездушны. В крайнем случае педагог может «натянуть маску», улыбаться, что лучше, чем крик. Но такой урок будет проведен впустую.
4.5.| Общение с родителями учащихся
Сила народа — в его интеллигенции.
А. П. Чехов
Считаем уместным поговорить и на эту тему, так как повсеместно наблюдаем вопиющую бестактность и бескультурье в диалоге Педагогов и родителей учащихся. Прежде всего учитель должен хорошо усвоить, что в школу родители учащихся не вызываются, а приглашаются(до сих пор по традиции, выработанной в советское Время, людей вызывают у нас в милицию, органы государственной безопасности, прокуратуры, судопроизводства, налоговую инспекцию и кожно-венерологические диспансеры, причем в штампе по-
вестки обычно содержится угроза в случае неявки доставить адресат «приводом»). Школа — центр знаний и культуры. Поэтому стиль общения должен быть подобающим.
Необходимо заранее запомнить имя и отчество тех лиц, которых вы приглашаете, что нетрудно сделать, заглянув в классный журнал. Итак, в школу пришел приглашенный родитель. Вы никогда не найдете в нем своего помощника, если начнете с обличения его ребенка, а тем более — с упреков или угроз передать дело на ученика в другую инстанцию (например, директору школы или, тем более, в детскую комнату милиции). Разговор с родителями учащихся следует начать:
— с приветствия, обращаясь по имени-отчеству;
— с ни к чему не обязывающих фраз о погоде, здоровье или
их настроении;
— с извинения за беспокойство по поводу приглашения;
— с похвалы детей, рассказа об их позитивных качествах, об
уникальности ребенка, о том, что он «самый-самый...»;
— с того, что иногда и их ребенку свойственны «слабости».
И только после этого можно постепенно перейти к запланированной сути разговора. Ищите в родителе помощника, советчика, говорите им, что вы озабочены, а не возмущены.
Общеизвестно, что ничто так не разлучает людей, как экран телевизора, и ничто так не сближает, как совместное чаепитие. Большинство педагогов имеют при учебных кабинетах лаборантские комнаты или своеобразные уголки быта, где всегда есть возможность вскипятить чай. Начинайте разговор с приглашенным только с чаепития. Пусть человек немного отдохнет с дороги, придет в себя, снимет стресс от ожидания неприятного разговора. Он проникнется к вам симпатией и доверием, если вы начнете прием с неофициальных нот, да еще со стакана чая.
В процессе общения старайтесь придерживаться рекомендаций, изложенных в разделе 2.3. Будьте открытым к собеседнику и принимайте его таким, каков он есть. При общении займите позицию на дистанции 1,2—1,5 метра. Большая дистанция как бы отдаляет вас от посетителя, меньшая может вызвать у него дискомфорт из-за взаимного наложения биоэнергетических полей. Ваше внимание к собеседнику должно быть и физическим. Располагайтесь лицом к нему, смотрите ему в глаза. Ведите общение так, чтобы ваши позы, жесты и мимика подкрепляли ваши слова. Создавайте такую обстановку, чтобы собеседник чувствовал себя свободно и раскованно.
Демонстрируйте ваш интерес и доверие к приглашенному человеку. Дайте и ему возможность полностью изложить свою точку Зрения. Не перебивайте собеседника. При беседе сидите свободно, слегка наклонив голову, что подчеркивает особое внимание к партнеру.
Общение с родителями учащихся, как и урок, имеет ярко выраженные три структурные части: приветствие, диалог, заключение. При прощании с приглашенным на беседу родителем:
— пригласите его вновь на будущее;
— выразите надежду на дальнейшее педагогическое сотрудничество;
— извинитесь за то, что были вынуждены оторвать его от
повседневных забот;
— проводите до ближайшей лестницы или до выхода из здания школы.
Если вы соблюли этот незамысловатый этикет, не сомневайтесь — успех в педагогическом сотрудничестве с родителями обеспечен. Сегодняшний день настоятельно требует усилить помощь семье и одновременно поднять ее ответственность за воспитание подрастающего поколения. Учитель должен знать родителей своих учеников не только по анкетным данным. Он должен знать об особенностях домашней жизни учеников, о характере взаимоотношений в семье, об отношении родителей к успехам или неудачам детей в школе, кружке, секции, знать притязания родителей и их ориентацию относительно будущего ребенка.
Надо помнить, что любовь к детям делает взгляды родителей на поступки и требования учителей субъективными. Многие требования вызывают у них недовольство учителем, а если в чем-то была допущена бестактность, то и к школе.
Учителю надо так построить свои взаимоотношения с родителями, чтобы снять все негативное в их оценке учителя и школы, направить их любовь, нежность, заботу о своих детях на реализацию требований школы.
По мере взросления детей активность родителей падает, они Почти не посещают собрания, на которые их приглашают. Как правило, учитель делит таких родителей на две категории:
— безразличные к судьбе детей;
— сверхзанятые на работе.
Доля правды в таких рассуждениях есть, но... проанализируйте, как проходят собрания, что вы говорите. Получают ли родители от вас необходимую, желательную для них информацию о
школьных делах своих детей? Родительские собрания, как правило, протекают по одному и тому же сценарию: констатация фактов о Пете, Оле, Ване. А ведь многим родителям необходимо педагогическое общение: им нужны советы, у них накопилось много вопросов, есть сомнения, раздумья о поведении своих детей. Они не всегда умеют высказаться, поделиться наблюдениями. Им надо помочь, а учитель часто не знает, как это лучше сделать.
Иногда педагог робеет перед возрастом и должностным положением родителей, не умеет вести беседу светского характера. А контакт возникает как раз в отвлеченной беседе, и эта беседа может дать учителю гораздо большую информацию, чем беседа строго на «школьную» тему. Эффективно общение учителя с родителями в домашней обстановке, если, конечно, визит оговорен заранее и не вызывает отрицательных эмоций: «Что еще натворил?».
Не стремитесь в разговоре сразу же выложить все претензии. Это вызовет у родителей раздражение не только ребенком, но и вами. Проявите максимум осторожности. Выясните взгляды родителей на проблемы воспитания, их оценки, требования, пожелания. Старайтесь как можно больше получить информации о ребенке от родителей: его окружение, режим дня, привычки, особенности характера и взаимоотношений со старшими. Беседа, в которой преобладают вопрос, просьба, совет, психологически прекрасно воспринимается родителями. Они поймут, что вы заинтересованы в результатах работы именно с их ребенком. У них появится желание вам помочь, они будут работать на вас и настраивать на адекватное отношение к вам своего ребенка. Если появилась необходимость дать совет, рекомендацию, никогда не делайте этого в категорической, безапелляционной форме. Дайте совет в виде примера, используйте имеющийся положительный опыт, но при этом оставьте родителям поле для раздумий и сомнений. Если родители с вами не согласны, спорят, не раздражайтесь, не выражайте нетерпения, проявите осмотрительность, осторожность в своих высказываниях, иначе вы надолго (если не навсегда) потеряете и этих родителей, и вашего ученика.
Бывают ситуации, когда родители устраняются от воспитания детей, оказывают разлагающее, вредное воздействие на их физическое и нравственное здоровье. Там, где меры убеждений бессильны, их нужно подкреплять конкретными действиями, призывая на помощь силу закона.
В случае, когда учителя и родители довольны друг другом, ребенок хорошо учится и хорошо себя ведет. Такие семьи тоже нельзя
оставлять без внимания, так как у прилежных детей очень часты перегрузки внешкольными занятиями, имеют место недооценка физического воспитания, освобождение от домашних дел, что приводит к определенной ущербности воспитания. Задача учителя — деликатно помочь выправить положение.
Многие родители склонны хвалить педагога. Похвала может быть заслуженной и всегда приятной. Но и здесь надо проявить осторожность. Если принимать все комплименты всерьез, может притупиться бдительность к собственным недостаткам и недостаткам тех, кто хвалит.
Деловые взаимоотношения учителей с родителями учащихся не складываются автоматически, сами собой. Они всегда — результат сознательной, целенаправленной, творческой работы самого учителя, его желания включиться в круг общения с родителями не только по профессиональному долгу, но и как с интересными, эрудированными собеседниками. Разнообразные формы контакта с родителями — показатель педагогической культуры учителя. Как правило, в общении с родителями у педагога нет выбора: хочу — общаюсь, хочу — нет. Во имя благополучия ученика, его психологической комфортности, этот выбор предстает для учителя однозначным, и здесь без искусства человеческого общения не обойтись.
4.6.
Мы поможем в написании ваших работ! |