СЛИШКОМ РАНО, СЛИШКОМ ПОЗДНО, СЛИШКОМ ХОРОШО, ЧТОБЫ БЫТЬ ПРАВДОЙ 10 страница



дочерей или собрать денег им на приданое, чтобы выдать замуж. Будучи уже пожилым человеком, святой Николас под

покровом ночи прокрался к соседскому дому и бросил в окно пригоршню золотых монет — этого было достаточно для

того, чтобы собрать приданое для старшей из дочерей. То же самое он повторил и в две последующие ночи, обеспечив

приданым двух других девушек.

Эта история оказалась семенем, которое со временем выросло в легенду о Санта-Клаусе.

Похоже, каждое поколение

постаралось что-то добавить в нее для красоты, так что теперь она стала ярче и нарядней рождественской ели.

Пригоршни монет превратились в мешки с деньгами. Подарок в дом бросают уже не через окно, а через дымоход, и

вместо того, чтобы упасть на пол, мешки падают прямехонько в чулки                  девиц, повешенные сушиться у печки. (Вот откуда

взялась традиция вывешивать нарядные красные носки на Рождество!)

Столетия оказали столь же благотворное влияние на образ Николаса, как и на рассказы о его делах. Не только его

поступки приобрели грандиозный размах, но и одежда, и даже черты лица изменились до неузнаваемости.

Будучи епископом Мирры, он одевался в обычное священническое облачение, а на голове носил митру. О нем

известно, что он был худощав, чернобород и, в целом, достаточно серьезен.

К 1300 году борода Николаса стала совсем седой. К XIX веку его уже рисовали с солидным брюшком и корзинкой с

угощениями, повешенной на руку. Вскоре к этому добавились черные ботинки, красная накидка и веселенькой расцветки

чулок, надетый на голову. Во второй половине XIX столетия корзинка с гостинцами превратилась в мешок с игрушками. В

1866 году он выглядел похожим на маленького гномика, но к 1930 году стал крепышом чуть выше среднего роста с

румяными щеками и неизменной бутылкой кока-колы.

В Санта-Клаусе нашли свое воплощение мечты всех людей мира. На протяжении столетий он превращался в

идеальное сочетание всего, что мы хотели бы иметь:

Заботливый друг, который не поленится отправиться в долгий путь, преодолевая любые препятствия, — для того

чтобы доставить добрым людям славные подарки.


Всеведущий мудрец, от внимания которого не укроется ни одно из дел человека и который знает, как вознаградить

добрые поступки и сгладить плохие.

Друг детей, который никогда не заболеет и не состарится.

Дедушка, к которому можно забраться на колени и рассказать обо всех своих мечтах. Санта-Клаус... Величайший из наших героев. Воплощение того, в чем мы так нуждаемся.

Идеал, к которому изо всех

сил стремимся. Предел мечтаний. И... крах наших тайных надежд.

«Что-что?» — спросите вы. Позвольте мне объяснить.

Видите ли, Сайта не может дать нам того, в чем мы по-настоящему нуждаемся. Во- первых, он навещает нас только раз

в году. Когда нас пронизывают январские ветры, его уже нет. Когда декабрьские затраты превращаются в февральские

платежи по кредитам, Санты не найти ни в одном из супермаркетов. Когда в апреле наступает время платить налоги или

май грозит выпускными экзаменами, до следующего прихода Санта-Клауса остаются еще долгие месяцы. И если в июле мы

заболеем или в октябре почувствуем себя одинокими, мы не сможем найти у него утешения. Он приходит только раз в

году.

А когда Сайта приходит, то, несмотря на обилие приносимых им подарков, он почти ничего не уносит с собой. Он не

уносит ни страх смерти, ни бремя ошибок прошлого, ни наши тревоги и недовольство. Он — добрый, проворный и милый, но вы не найдете у него избавления от страданий и боли.

Поймите меня правильно, я не пытаюсь нацепить маску бездушного Скруджа из диккенсовского рождественского

рассказа. Я не собираюсь обижать веселого старика. Я просто говорю о тех вопросах, которых мы, люди, побаиваемся

касаться, сочиняя легенды.

«Но, возможно, это еще не все, — скажете вы. — Возможно, веков через шесть появится и такой герой, который

сможет освободить нас от всех этих страхов!»

Нет, такого героя нам не выдумать. Мы уже создали себе множество героев — от короля Артура до президента

Кеннеди; от Линкольна до Линдберга; от Сократа до Санта-Клауса, мы даже придумали Супермена. Мы наделили своего

героя всем, о чем только осмелились мечтать, всей сверхъестественной силой, которую только могли себе вообразить. И

вот на одно блистательное мгновение у нас есть герой, который нам нужен, король, освободивший Камелот. Но затем

 


 

истина постепенно начинает просачиваться наружу, факты выходят на поверхность, и

вот уже в доспехах виднеются

изъяны. Тогда мы осознаем, что герои — какими бы доблестными они ни были, какие бы чудеса храбрости они ни

проявляли — продолжают оставаться одними из нас, членами                        разлагающегося человеческого общества.

Кроме одного. Был Тот, Кто говорил о Себе, что пришел из другого мира. Был Тот, Кто, несмотря на человеческую

природу, заявлял о Своем божественном происхождении. Был Тот, Кто, имея облик обычного еврея, являлся образом

Самого Творца.

Те, кто видел Его — видел своими глазами, — знали, что в Нем было что-то особенное.

Его прикосновение делало

слепых зрячими. Слова, произнесенного Им, было достаточно, чтобы хромые начали ходить. Соприкоснувшись с Ним, люди, чье существование было пустым и бесцельным, обретали смысл жизни.

Он накормил тысячи одной корзинкой еды. Он усмирил шторм, просто повелев ему успокоиться. Он воскрешал

мертвых, всего лишь обратившись к ним. Он изменял жизни людей, стоило им только попросить Его об этом. Одной Своей

жизнью, прожитой в одной стране, Он, рожденный в каком-то хлеву и умерший на обычной горе, навсегда изменил ход

истории.

В последнюю неделю Его жизни все вопросы о том, Кто Он такой, были сведены к одному. Говоря о Себе, Он спросил

учеников: «Что вы думаете о Христе? чей Он Сын?»1.

Глубокий вопрос. Точная формулировка. На «что» отвечает «кто». То, чтовы думаете о Христе, неразрывно связано с

тем, чьимСыном Он является. Обратите внимание, Он не спрашивает: «Что вы думаете о Христе и Его учении?» или: «Что вы

думаете о Христе и Его отношении к социальным проблемам?» или: «Что вы думаете о Христе и Его лидерских

способностях?».

После трех  лет служения, сотен километров  дорог, тысяч совершенных  чудес       и бесконечного числа проповедей Иисус

спрашивает учеников: «Кто?» Христос призывает людей задуматься не над тем, что Он совершил, но над тем, кто Он такой.

Вот он, главный вопрос о Христе: «Чей Он сын?»

Кто Он — Сын Божий или просто собирательный образ из наших лучших мечтаний?

Творец Вселенной или продукт нашего воображения?


Задав тот же вопрос о Санта-Клаусе, мы можем ответить, что он — воплощение наших желаний, образ, созданный

нами в мечтах.

Совсем иначе дело обстоит с Иисусом. Никто и никогда не смог бы выдумать столь необыкновенную личность. Сама

мысль о том, что Бог изберет девственницу, чтобы быть выношенным и рожденным ею...

Упоминание о том, что Он

облечется в человеческую плоть—волосы, пальцы, два глаза... Предположение, что Царь вселенной будет чихать, у Него

будет отрыжка и Его будут кусать комары... Слишком непостижимо.               Слишком вызывающе. Мы сами никогда не создали бы

себе такого Спасителя. Мы не настолько дерзновенны.

Когда мы создаем себе избавителя, то помещаем его на безопасном расстоянии от себя, в далеком замке. Мы лишь

изредка позволяем ему приблизиться к нам. Он может лишь быстро, как вихрь, промчаться в своих санях — чтобы мы не

успели подойти к нему слишком близко. Мы ни за что не предложим ему поселиться среди скверных, дурных людей. В

самых смелых мечтах мы не могли бы породить царя, который стал бы одним из нас.

А Бог сделал это. Он сделал то, о чем мы не осмеливались даже мечтать. Он сделал то, чего мы не могли себе даже

вообразить. Он стал человеком, чтобы мы могли довериться Ему. Он принес Себя в жертву, чтобы мы смогли узнать Его. И

Он победил смерть, чтобы мы могли следовать за Ним.

Это противоречит здравому смыслу. Это — божественное безумие,              святая невероятность. Лишь Бог, находящийся вне

созданных нами ограничений и здравого смысла, мог создать столь абсурдный план.

Однако именно невозможность всего

этого делает этот план возможным. Невероятность всей этой истории — самое сильное свидетельство в пользу ее

истинности.

Потому что только Бог мог создать столь безумный план. Только Творец, находящийся за границами нашей логики, мог предложить нам такой дар любви.

То, чего не может человек, делает Бог.

И если вам нужны подарки, конфеты, румяные щеки и сани, запряженные северными оленями, — поезжайте на

Северный полюс.

Но если речь заходит о вечности, прощении, цели в жизни и истине — ступайте в овечий хлев близ Вифлеема.

Склонитесь там вместе с пастухами. Преклонитесь перед Богом, Который сделал то, о чем человек не осмеливался даже

мечтать.

 

Глава 14

КУРСОР ИЛИ КРЕСТ?


...Как убежите вы отосуждения в геенну? Мф. 23:33

Мне не нравится одно качество, присущее компьютерам: они исполняют то, что я им велю, а не то, чего хочу на самом

деле.

Вот вам пример: стоило мне по ошибке вместо какой-то клавиши нажать клавишу включения верхнего регистра, как

ЭКРАН ВНЕЗАПНО СТАЛ ЗАПОЛНЯТЬСЯ ГИГАНТСКИМИ БУКВАМИ, я ВЗГЛЯНУЛ НА ЭТО БЕЗОБРАЗИЕ И СКАЗАЛ: «нО ЭТО ЖЕ

НЕ ТО, ЧЕГО ЯХОТЕЛ!» зАТЕМ я исправил свою ошибку.

Или еще: я хотел стереть одну букву, но случайно уничтожил целое слово. «Я же не это хотел сделать», — проворчал

я, обращаясь к одноглазому монстру, и вновь мне пришлось исправлять свою ошибку.

Конечно же, я не должен быть слишком суров к этой бездУШНОЙ                    МАШИНЕ (КАЖЕТСЯ, Я ОПЯТЬ НАЖАЛ НЕ НА ТУ

КЛАВИШУ). В конце концов, это всего лишь инструмент, который я использую в своей работе. Компьютер не может

угадывать мои мысли (хотя, учитывая его стоимость, он мог бы по крайней мере уберегать меня от того, чтобы постоянно

повторять одну и ту же ошибку). Компьютер исполняет команды. Он не думает. Он не задает вопросов. Он никогда не

улыбнется, не покачает своим монитором и не скажет мне: «Макс, Макс, я знаю, что ты хочешь сделать. Ты ведь не

собирался сейчас нажатием клавиши стереть этот отрывок. Если бы ты сейчас взглянул на экран, ты бы заметил свою

ошибку. Но поскольку сам ты этого не заметил и поскольку мы с тобой добрые друзья (ты включаешь меня в розетку и

смахиваешь пыль с экрана), я сделаю для тебя то, что было надо, а не то, что ты приказал мне, нажав не на ту клавишу».

Компьютер так не поступает. Компьютер действует исключительно по правилам, он — бесчувственный прагматик.

Нажмите на кнопку — и он выполнит ваш приказ. Изучите программу — и он выдаст вам распечатку. Но если вы собьете в

нем какие-нибудь настройки, потом придется мучиться всю ночь, чтобы вернуть его к жизни.

У компьютера нет сердца. Не ждите сочувствия от своего ноутбука. И люди вряд ли стали бы называть жесткий диск

жестким, не имей они для этого достаточных оснований.

Некоторые люди, говоря о Боге, используют компьютерные образы. Бог — это огромный компьютер. Библия —

инструкция по эксплуатации, Святой Дух — дискета, а Христос — круглосуточная бесплатная служба технической

поддержки.

Такое учение можно было бы назвать «компьютеризированным»        христианством.

Нажмите на клавиши в нужной


последовательности, введите код, загрузите необходимую информацию — и вот принтер уже печатает сертификат о

вашем спасении!

Это своего рода религиозный профессионализм. Вы выполняете свою часть работы, а Божественный Компьютер —

свою. Нет нужды молиться (в конце концов, клавиатура-то в ваших руках!). Не нужно чувств и переживаний (что толку

обниматься с нагромождением плат, контактов и проводов?). А что                          касается поклонения, то оно в каком-то смысле

превращается в лабораторный эксперимент: вводятся ритуалы и обряды и ведется наблюдение — что там получится на

выходе.

«Компьютеризированная» религия. Никто не преклоняет колен. Нет                                                   слез.     Нет благодарности. Нет чувств. И все идет

просто великолепно — но лишь до тех пор, пока вы не совершите ошибку. Пока вы не собьетесь, не введете неверную

информацию или не забудете сохранить изменения в документе. Пока не разразится гроза, и ваш дом не окажется

лишенным электричества. И тогда... сожалею, но помочь вам будет некому.

Так возникает «компьютеризированная» религия. Это происходит, когда вы подменяете: живого Бога безжизненной системой;

неизмеримую любовь формальными статьями бюджета; великую жертву Христа жалкими достижениями человека.

Если вы начинаете смотреть на Бога как на компьютер, а на христианина — как на погрязшего в цифрах, водящего

курсором по экрану компьютерного червя — это и есть «компьютеризированная» религия. Бог ненавидит такую религию.

Она губит Его народ. Она оскверняет вождей Его народа. Она растлевает Его детей. Откуда мне об этом известно? Из Его Собственных слов. Христос осуждает  религию,

строящуюся на наборе правил.

Сверкая глазами, исполненный гнева, Он заставляет лопнуть один за другим все мыльные пузыри фарисеев. Проповедью, которую Иисус произносит во вторник, Он просто расстреливает их на месте, не оставляя путей к бегству. Бог заявляет о

Своем неприятии «спасения через систему».

Надеюсь, что один несложный вопрос поможет мне понятней выразить свою мысль.

Попробуйте вставить

пропущенное слово в следующее предложение:

Человек оправдывается перед Богом благодаря                   .

Казалось бы, ничего особенно сложного в этой фразе нет. Но пусть вас не введет в заблуждение ее краткость и

кажущаяся простота. То, чем вы заполните пробел, жизненно важно, потому что это отразит сущность вашей веры.

Человек оправдывается перед Богом благодаря...

...Хорошему поведению. Человек может примириться с Богом, если будет хорошо себя вести. Платите налоги.


Раздавайте бутерброды неимущим. Не превышайте скорость, не пейте много или вообще не пейте. Ведите себя

по-христиански — вот и весь секрет.

...Страданиям. Вот ответ! Вот как можно примириться с Богом — страдать. Спите на земляном полу. Отправляйтесь

жить в джунгли. Подхватите малярию. Влачите нищенское существование. Пытайте себя холодом. Не давайте себе спать

по ночам. Истязайте себя. Бритая голова, босые ноги... Чем больше боли, тем более великим святым вы станете.

Нет, нет, нет! Как вы можете примириться с Богом? Благодаря истинному  учению.

Верное понимание истины. Четкие

богословские понятия и определения, которые не оставляют места                             тайне. Вот упрощенное учение о Тысячелетнем царстве

Христа. А вот — ясное изложение понятия богодухновенности. Роль женщины в церкви и в жизни определена раз и

навсегда. Бог должен спасти нас — мы знаем больше Него Самого.

 

Как же мы можем примириться с Богом? Все перечисленное выше                 уже было опробовано. На всех этих утверждениях

строили целые учения, которые, в свою очередь, воплощали в жизнь. Но ни одно из этих решений не исходило от Бога.

В этом-то и заключается проблема. Ничто из вышеперечисленного не исходит от Бога, все это придумано людьми.

Задумайтесь об этом. Кто является главной движущей силой во всех приведенных выше примерах: человек или Бог? Кто

спасает вас: вы сами или Он?

Если мы можем быть спасены благодаря нашим добрым  делам, нам не нужен Бог.

Достаточно каждую неделю

перечитывать список того, что нам следует и чего не следует делать, — и мы окажемся на небесах. Если мы спасаемся

посредством страданий, Бог нам тоже не нужен. Все, что нам нужно в таком случае — это кнут, вериги и постоянное

чувство вины. Если же мы можем быть спасены благодаря учению, то, ради всего святого, давайте будем учиться! Нам не

нужен Бог, нам нужен хороший словарь и учебная литература. Вникайте, изучайте, докапывайтесь до истины.

Но и здесь таится опасность. Ибо, если вы обретаете спасение благодаря истинности учения, то каждая ошибка может

оказаться смертельной. Это же относится и к тем, кто намерен примириться с Богом благодаря добрым делам. Я надеюсь, что у вас всегда хватит сил преодолевать искушения.

Потому что, если это не так, каждый проступок может оказаться

роковым. Столь же осторожными следует быть и тем, кто думает, что может быть спасен благодаря страданиям: откуда вы

знаете, сколько именно страданий вам потребуется перенести?

Вообще, если вы намереваетесь спасти себя сами, вы ни в чем не можете  быть уверены.


Вы не можете с

определенностью сказать, что выстрадали или выплакали свое спасение или что знаете достаточно много. Вот плоды

«компьютеризированной» религии: страх, неуверенность, нетвердость и,                                                    самое удивительное, надменность.

Да, именно надменность. Тот, кто неуверен в чем-либо, обычно хвастается больше всех.

Те, кто пытаются спастись

сами, выставляют себя напоказ. Те, кто хотят спастись благодаря делам, выставляют напоказ свои дела. Те, кто надеются

спастись страданиями, выставляют напоказ синяки и шрамы. Те, кто видят залог спасения в эмоциональности, не упускают

возможности продемонстрировать бурные проявления своих чувств. А те, кто считают, что будут спасены благодаря

истинности учения, которого придерживаются — вы, наверное, уже догадались, — конечно же, больше всего говорят об

этом учении.

У фарисеев оно было буквально написано на лбу: «...расширяют хранилища свои»1 или на одежде: «...увеличивают

воскрилия одежд своих»2.

Кроме того, они требовали, чтобы им предоставлялись лучшие места: «...также любят предвозлежания на пиршествах, и председания в синагогах»3.

А еще они очень гордились своими титулами: «...любят... и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их:

„Учитель! Учитель!’ »4.

Фарисеи были надменны. Они были надменны, потому что были праведны в своих глазах. Они были праведны в своих

глазах потому, что пытались достичь праведности без Бога. Они сделали из храма подобие компьютера. Синагоги

превратились в курсы программистов, обряды и ритуалы стали клавиатурой, на которой программисты-фарисеи писали

свои программы. Они были наделены властью, они были правы и знали это.

«.. .Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди...»5.

Это приводило Христа в ярость — настолько, что Его последняя проповедь, обращенная к фарисеям, была не о любви, сострадании или распространении Евангелия. Эта проповедь была о поддельной вере и пустых сердцах. Это было


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 283; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!