Формирование позиции Пушкина в жизни и её проявление в поэзии 7 страница



Я пробираюсь торопливо,

То старцы детям говорят

С улыбкою самолюбивой:

 

«Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами:

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!

 

Смотрите ж, дети, на него:

Как он угрюм, и худ, и бледен!

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его!»

1841 год

Б

1.  Как вы понимаете эпитет «осмеянный пророк».

2. Какова философская проблематика стихотворения?

3. Охарактеризуйте лирического героя стихотворения «Пророк».

4. Пронаблюдайте, как меняется от начала к концу форма (время, наклонение) глаголов, использованных в стихотворении. К каким выводам приводит вас это наблюдение?

5. В чём особенность использования старославянизмов Лермонтовым? Объясните, как в этом проявляется авторская ирония.

6. С какой целью в текст стихотворения включен пейзаж?

7. Почему стихотворение завершается прямой речью, передающей слова «старцев» с «улыбкою самолюбивой»? Пессимистичен ли финал стихотворения? Поясните свою точку зрения.

8. Объясните, почему характер рифмовки последней строфы отличается от рифмовки всего стихотворения?

9. -Охарактеризуйте ритм стихотворения и объясните, как он связан с проблематикой и пафосом произведения.

 

Проанализируйте результаты выполнения заданий 1 -- 9:

- Какая общая цель объединяет эти вопросы и задания?

- Сколько заданий вам удалось выполнить правильно?

- Вы справились с заданиями самостоятельно? Обращались за помощью? К каким источникам? Чем был обусловлен их выбор?

- Какие вопросы вызвали затруднения? Почему?

- Какие вопросы показались слишком легкими? Почему?

- Какие вопросы с к прочитанному стихотворению могли бы задать вы?

 

——

Стихотворение Лермонтова, безусловно, развивает лирическую ситуацию пушкинского «Пророка»: поэт, наделённый пророческим знанием, выполняет волю «вечного судии», однако люди его не признают, клянут, гонят и побивают камнями. Этот мотив постепенно усиливался в лирике Лермонтова и был чётко обозначен в стихотворении «Поэт» (1838):

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?..

Мотив «осмеянного пророка», гонимого обществом, является ведущим в теме поэта и поэзии, он возник в самой ранней поэзии Лермонтова, он возникал позже, вызванный потрясением отвергнутой юношеской любви, неизменно обрываясь пророчествами своей безвременной гибели.

Однако в 1841 г. мотив «осмеянного пророка» изменяется и даже отходит на второй план. Обратим внимание на то, чем отличается лермонтовский  герой от героя стихотворения Пушкина. Во-первых чтение в людях «страниц злобы и порока» совершенно противоречит огненной любви к людям, обретённой поэтом у Пушкина, которому вместо «трепетного сердца» дан «угль, пылающий огнём». Во-вторых, заповедь «глаголом жечь сердца» не выполняется лирическим героем Лермонтова, «провозглашающего любви и правды чистые ученья». И, конечно, едва ли случайно в первой строфе рифмуются слова «судия» - «я» и «пророка» - «порока».

Не следует думать, что Лермонтов исказил высокое назначение поэта-пророка у Пушкина, недооценив мысль и пафос пушкинского воззвания русской литературе. Лермонтов – поэт другого времени и он видит, как изменяется общество и духовная атмосфера. На мотив «осмеянного пророка» в поэзии Лермонтова наслаивается современный мотив «ложного пророчества», вызванного самообольщением и гордыней человека. Поэтому перспектива развития мысли Лермонтова такова: поэт постигает своё истинное призвание и назначение, смиряясь («посыпал пеплом я главу»), освобождаясь от имущества («из городов бежал я нищий», живя в отшельничестве - «и вот в пустыне я живу»). Только в послушании, храня завет Бога, вернувшись к истокам жизни, поэт-пророк обретает мудрость. Важно понять это изменение в нём, поскольку в противном случае мы неточно будем воспринимать многие строки. Например, в стихотворении говорится:

Когда же через шумный град

Я пробираюсь торопливо… -

Можно подумать, что лирический герой боится горожан – нет, он достиг настоящего смирения, не считая себя достойным привлекать чье-либо внимание (вспомним гордое – «провозглашать я стал»). Философская ирония Лермонтова проявляется в том, что теперь люди возгордились и старцы «с улыбкою самолюбивой» презирают его бедность и ничтожество. Отличительная особенность стихотворения состоит в том, что оно полностью построено на образах и истинах, к которым Лермонтов, надо полагать, прибегает, чтобы остановить ускользающие в обществе нравственные ценности.

Б

Чем отличается лермонтовское понимание миссии поэта-пророка от пушкинского?

 

 

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Утёс»

Философский поэтический этюд «Утёс» тоже написан Лермонтовым в апреле 1841 г., в нём поэт обобщает мотивы судьбы во многих предшествующих стихотворений. Словесно-образная структура «Утёса» основана на символике, что подчёркивает тенденцию в лирике поэта к развитию образа-символа, проявившуюся ещё в стихотворении «Парус» (1832).

Всё стихотворение также построено на противопоставлении, противоречии, конфликте: в нём сталкиваются любовь и одиночество, летучесть и неподвижность, глубина и лёгкость, мрачность и весёлость, старость и юность – ряд противопоставлений можно продолжать, настолько ёмким оказывается символический потенциал образов тучки и утеса.

Б

1. Найдите в толковом словаре или интернете значение слова «этюд». Почему Стихотворение «Утес» названо философским этюдом?

2. Разъясните, какова тенденция развития образа-символа в поэзии Лермонтова?

——

Утёс

А

Читая стихотворение, проследите, меняется ли его ведущее настроение. Обоснуйте свою позицию.

Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

 

Но остался влажный след в морщине

Старого утёса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

1841 год

Б

1. Раскройте философскую проблематику стихотворения. Как воплощается в нем тема судьбы?

2. Есть ли в стихотворении лирический герой? Обоснуйте свою точку зрения.

3. Какими художественными средствами создается аллегорическое звучание стихотворения? 

4. Объясните, в чем особенность и какова роль звукописи в тексте стихотворения.

5. Раскройте принцип антитезы как ведущий композиционный прием стихотворения. Как он связан с проблематикой и идейным содержанием произведения?

6. Какое символическое звучание имеет образ пустыни в этом стихотворении и в творчестве Лермонтова в целом?

——

В стихотворении всего две строфы, однако глубина его смысла так велика, что оно кажется неисчерпаемым, как неисчерпаема сама жизнь. Лирическая ситуация представляет собой встречу двух разных сущностей, выраженных символическими образами природных явлений – тучки и утеса. Между тем эти образы получили черты облика и поведения людей, то есть основным художественным приёмом в стихотворении выступает олицетворение. Благодаря философско-символическому содержанию и метафорической образной системе ситуация случайной короткой встречи в стихотворении приобретает значение судьбоносного жизненного события.

Это событие не стало, казалось бы, столь существенным в судьбе юного существа: тучка нашла временное пристанище «на груди утёса-великана» и утром умчалась, увлекаемая прелестью новой жизни, радуясь и сливаясь с небесной лазурью. Не следует осуждать её непостоянство и легкость, ведь такова её природа и образ существования, и благодарность её утесу, пусть недолговечна, но зато весела, как и вся её жизнь. Эти соображение очень важны, потому что помогают понять изменение, происшедшее в утесе.

Проследим, как в стихотворении передается эмоциональное развитие истории. Первые две строки заключают мгновения счастья и единения. Лермонтов на протяжении всего стихотворения применяет приём ассонанса. Радость встречи звучит в повторении гласного звука «а», словно восторженные восклицания. В третьей строке, говорящей о расставании, появляется строенный звук «у», интонируя растерянность и жалобу лирического героя. Во второй строфе лирическому чувству вторит звук «о», выражающий состояние аффекта, сильнейшего потрясения. Получается, что лирическое настроение в стихотворении можно угадать, даже не понимая точно, о чём в нём говорится, настолько выразительны его интонации и мелодия.

В этом очень грустном, тонком по выражению чувства стихотворении мы чутко воспринимаем душевное страдание лирического героя, ощущаем его близость с судьбой автора. Чувствуются в стихотворении и прощальные нотки, да оно и создаётся на пути из России в последнюю ссылку. Между тем в финале есть мысль, заслуживающая отдельного внимания, - последняя фраза («И тихонько плачет он в пустыне») означает не только отчаяние. Краткое, как сон, пребывание тучки пробудило утёс от мрачной неподвижности и безнадежного молчания – его тихий плач – безутешное сожаление и тоска по жизни.

 

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» написано в мае-июне 1841 г. В нём получает разрешение лирическая история души, начатая десять лет назад в «Ангеле» (1831). В юношеской поэтической легенде Лермонтова рассказано, как «младая душа» попадает на Землю. В отличие от «Ангела», написанного чередованием трех– и четырехстопного амфибрахия, создающего впечатление размеренного движения крыльев, стихотворение «Выхожу один я на дорогу» написано пятистопным хореем, отмечающим медленный и твердый исход человека с Земли. Различие стихотворных размеров, избираемых автором для поэтической записи симметричных ситуаций, подтверждает мысль Лермонтова в поэме «Мцыри» о том, что мы не можем вернуться назад в жизни той дорогой, по которой попали в сегодняшний день. Интересно, что Лермонтов использует в философской лирике 1841 г. пятистопный хорей – этим размером месяцем раньше был написан «Утёс».

–—

Выхожу один я на дорогу

А

Читая стихотворение, выделите в нём поэтические образы, которые вы назвали бы символами. Раскройте их значение и роль в стихотворении.

1

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

2

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом...

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чём?

3

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

4

Но не тем холодным сном могилы...

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

5

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Темный дуб склонялся и шумел.

1841 год

Б

1. Как меняется состояние лирического героя на протяжении стихотворения? Отвечая на вопрос, опирайтесь на текст.

2. Назовите ведущие философские проблемы стихотворения. Какую из них вы назвали бы главной в творчестве Лермонтова? Почему?

3. Какова роль пейзажа в тексте стихотворения? С помощью какого художественного приема поэт наделяет окружающий мир человеческими чувствами и переживаниями? Отвечая на вопросы, опирайтесь на текст стихотворения.

4. С какой целью в тексте используются риторические вопросы?

5. Каково значение анафоры в стихотворении?

6. Укажите все случаи использования аллитерации в тексте стихотворения и объясните её роль.

7. Как вы думаете, почему Лермонтов подчеркивает деление этого стихотворения на строфы (не во всех стихотворениях Лермонтова встречается эта композиционная особенность). Раскройте свою точку зрения.

8. Можно ли по настроению и содержанию стихотворения догадаться, к какому периоду творчества Лермонтова оно относится? Обоснуйте свою точку зрения.

 

Проанализируйте результаты выполнения заданий 1 -- 8:

- Какая общая цель объединяет эти вопросы и задания?

- Сколько заданий вам удалось выполнить правильно?

- Вы справились с заданиями самостоятельно? Обращались за помощью? К каким источникам? Чем был обусловлен их выбор?

- Какие вопросы вызвали затруднения? Почему?

- Какие вопросы показались слишком легкими? Почему?

- Какие вопросы с к прочитанному стихотворению могли бы задать вы?

 

––

В стихотворении «Выхожу один я на дорогу» глубокий философский смысл. Прежде всего, нужно почувствовать его настроение, его мелодию через интонации, выражающие состояние души. Как понять лирическую ситуацию, организующую стихотворение? Что означает уход лирического героя: отчаяние, надежду, поражение или выбор в пользу истинной жизни? Рассмотрим первую строку стихотворения, в ней отражается и структура стихотворения, и перспектива его смысла: «Выхожу один я на дорогу».

Первую строку можно разделить на три фрагмента, представляющие три лирические темы: «выхожу один», «я» и «на дорогу», согласно которым выделяются композиционные части всего стихотворения. Тема «выхожу один» показывает, сквозь какой мир проходит лирический герой:

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

2

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом...

Описание этого мира допускают двоякое восприятие: земное и космическое, то есть герой не только идёт по земной дороге, в которой легко угадывается кавказская горная тропа, но и видит Землю словно из надземного пространства, вплоть до того, что «кремнистый путь» можно воспринять как Млечный Путь, путь сквозь пространство «говорящих друг с другом звёзд». И Землю герой видит как бы сверху, спящую в голубом тумане, словно в колыбели.

Тема «Я» развивается далее в признании лирического героя: «Что же мне так больно и так трудно…». Поэт (в этом стихотворении биографический поэт и лирический герой сливаются) испытывает тяжёлую внутреннюю дисгармонию, непреодолимый конфликт, вспомните вторые части строф в «Парусе», например: «Увы! Он счастия не ищет/И не от счастия бежит!» Герой жаждет сна-забытья, этот мотив встречается в высоких образцах мировой поэзии: Шекспира, Гёте, Байрона, Пушкина, - так в «Гамлете» Шекспира знаменитый монолог героя начинается словами «умереть, забыться, заснуть и видеть сны».

Описание самого сна завершает стихотворение и отвечает словам первой строки – «на дорогу», то есть сон надо понимать не как уход из жизни и смерть, а как перспективу и цель исхода, названного в начале стихотворения – «выхожу один». Этот сон символизирует покой и ожидание, в нём единство духа и жизни:

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь.

Заканчивается это стихотворением утверждением вечной жизни, три поэтические идеи формируют это утверждение: всегда («всю ночь, весь день»), научение любви («про любовь мне сладкий голос пел») и жизнь («вечно зеленея/Темный дуб склонялся и шумел»).

Образы заключительной строфы навеяны стихотворением Гейне «Der Tod, das ist die kühle Nacht...» («Смерть, это прохладная ночь»). В нём говорится: «Смерть — это прохладная ночь. Жизнь — это знойный день. Уже темнеет, меня клонит ко сну, день утомил меня. Над моим ложем поднимается дерево, на нём поёт молодой соловей; он всё поёт о любви, я даже во сне слышу эту песню». Это прекрасное стихотворение, передающее личное переживание, стало одним из источников философского лирического обобщения в «Выхожу один я на дорогу», одного из самых последних творений поэта.

 

Поэмы Лермонтова

Лермонтов начинает заниматься творчеством ещё в раннем юношеском возрасте. Поражает тот факт, что поэму «Демон» он пытается начертать, когда ему не было полных 15-ти лет, при этом тема, привлекшая юношу, считалась одной из самых сложных в поэзии: к ней обращались Мильтон, Гёте, Байрон, другие корифеи литературы. «Демон» создавался Лермонтовым на протяжении всей его жизни, существует восемь редакций поэмы, в последний раз Лермонтов, переработал «Демон», по свидетельству его троюродного брата Шан-Гирея, часто помогавшего Лермонтову в переписывании произведений, в 1841 г. Ученый-литературовед А.И.Журавлёва заметила, что «Демон» у Лермонтова не завершённый текст, а «процесс».

Наброски некоторых ранних поэм Лермонтова относятся к ещё более раннему времени, чем «Демон». Они представляли собой зарисовки на популярные в то время темы поэзии, подражания и почти буквального переписывания произведений старших поэтов, например «Кавказский пленник» Пушкина. Молодого поэта волнуют в основном три темы: русская история, Кавказ, тема любви и тема судьбы. Самые первые из поэм не могли получить ни должного развития, ни завершения. Наиболее полной и цельной является историческая романтическая поэма «Последний сын вольности» (1831) о Вадиме Новгородском.

Особое место среди ранних поэм занимают кавказские поэмы, центральной из которых по степени поэтического мастерства стала поэма «Измаил-Бей» (1832). Главным героем в ней выбран молодой офицер русской армии, по происхождению кавказец, в детстве вывезенный в Петербург, там воспитанный и получивший образование. После возвращения на родину Измаил-бей возглавляет войну горцев против российских войск. Помимо характерного для романтизма бунтарского духа, Лермонтова привлекает ещё и характер героя: он создаёт тип, которого пока не может обнаружить в русской поэзии – человека волевого, активного, непреклонно сражающегося за свой народ и свободу. Именно в характерах героев состоит основное своеобразие кавказских поэм Лермонтова.

В период с 1836 по 1839 гг. Лермонтов создаёт восемь зрелых поэм, они представляют собой произведения, в которых темы и мотивы раннего творчества получают полное развитие, а проблемы глубокое осмысление. Например, поэма «Последний сын вольности» послужил основой конфликта и характеров «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837), однако проблематика и образы «Песни…» глубже и сложнее, а стиль отличается мастерским соединением авторского и народного стиха, то есть поэма настолько совершеннее, что читатель с трудом узнает её черты в юношеском произведении. Размышления о судьбе, любви, времени нашли выражение в поэмах «Сашка» и «Сказка для детей» (1836-1839). «Демон» в последней, восьмой  редакции, которую большинство исследователей относят к 1841 г., является вершиной философской романтической поэзии. В поэме «Мцыри» находит отражение большинство тем ранней поэзии Лермонтова. Наравне с «Демоном» эта поэма считается шедевром позднего романтизма в мировой литературе.

Б

1. Назовите основные темы ранних поэм Лермонтова?

2. Охарактеризуйте героя ранних романтических поэм Лермонтова.

 

Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

Поэма «Мцыри» написана в 1839 г. во время пребывания Лермонтова в Петербурге. В последние четыре года жизни Лермонтова трижды отправляли на Кавказ. После окончания первой  ссылки (1837 г.) поэт служит в Петербурге в 1838-1839 гг., многое из написанного в зрелый период творчества приходится именно на эти годы. В марте 1840 г. Лермонтов сослан на Кавказ вторично, в наказание за дуэль с сыном французского посланника Барантом. В 1840 г. Лермонтову был предоставлен двухмесячный отпуск, во время которого он подал прошение об отставке, однако ему было отказано.  В апреле 1840 г. поручику Лермонтову было дано распоряжение срочно покинуть столицу. Поэт уезжает на Кавказ в третий раз, откуда вернуться ему не было суждено.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 692; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!