Формирование позиции Пушкина в жизни и её проявление в поэзии 2 страница



В начале трагедии Сальери повествует в монологе о своей всепоглощающей любви к музыке, неимоверном труде, благодаря которому добился мастерства, и поразившей его жесточайшей зависти, когда появился Моцарт. Величайший дар Сальери был в его чувстве музыки, её понимании, ведь именно Сальери единственный мог так глубоко проникнуть в совершенство музыки Моцарта:

Родился я с любовию к искусству;

Ребенком будучи, когда высоко

Звучал орган в старинной церкви нашей,

Я слушал и заслушивался – слезы

Невольные и сладкие текли.

Страстное желание самому стать творцом музыки привело Сальери к первому отступлению от своего призвания быть её непревзойденным ценителем:

Я сделался ремесленник: перстам

Придал послушную, сухую беглость

И верность уху. Звуки умертвив,

Музыку я разъял как труп. Поверил

Я алгеброй гармонию…

Сальери многого добился и был спокоен, пока не явился настоящий творец музыки, вот как он восхищается только лишь услышав новое произведение Моцарта:

Какая глубина!

Какая смелость и какая стройность!

Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь

Я знаю, я.

Пушкин показывает, что в зависти человек словно хочет занять место того, кому завидует, так Сальери завидует не человеку Моцарту, а его таланту. Однако талант Моцарта – создавать музыку, которая составляет саму жизнь Сальери и её смысл. Поэтому убивая Моцарта, Сальери уничтожает музыку, иначе говоря – самого себя. В этом и есть злодейство Сальери: он совершил преступление, отравив человека, и злодейство – отступив от своего призвания.

Написав осенью 1830 г. трагедию «Моцарт и Сальери», Пушкин определил свою позицию художника и человека, осознавшего необходимость быть верным своему призванию, писать только правду и не поддаваться слабости и ложным благам.

Б

1. Как слова «и всюду страсти роковые» соотносятся с содержанием «Маленьких трагедий» Пушкина?

2. Чем различается отношение Моцарта и Сальери к творчеству и таланту?

3. В чём главное «злодейство», совершенное Сальери?

 

Тема судьбы в творчестве Пушкина

В 1817 г. перед окончанием Лицея Пушкин, думая о своей будущей карьере, писал в стихотворении «Товарищам»:

Лишь, я судьбе во всем послушный,

Счастливой лени верный сын,

Душой беспечный, равнодушный,

Я тихо задремал один…

Эти слова означали, что, вступая во взрослую жизнь, он не выбирает, по примеру многих, военную или административную службу, чувствует в себе зов другой судьбы, поэтому остаётся вольнодумцем и поэтом, впадая в поэтическую дремоту. Таковым было раннее ощущение Пушкиным своего призвания, призвания, которое он называет «судьбой». И в дальнейшем у Пушкина было два ориентира: сознательный выбор жизненного пути, позиции в обществе и верность поэзии. Об этом свидетельствует его восклицание в стихотворении «Деревня» (1819): «О, если бы голос мой умел сердца тревожить!»

В 1820 г. Пушкин стойко принимает жизненное испытание – ссылку, - а поскольку для него жизнь и поэзия значили одно, то оно влекло за собой и поэтический поиск. Слагая на корабле элегию «Погасло дневное светило» (1820), он готов с твёрдостью плыть далее по «океану жизни»:

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан…

Смена места ссылки, переезд в Михайловское – результат не только распоряжения императора Александра I, ведь Пушкин мог ослушаться и бежать из России. В стихотворении «К морю» (1824) в прощании с морем, над его неумолкающим гулом, слышен твёрдый голос поэта, сделавшего сознательный выбор:

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн.

Поэма «Цыганы» (1824), написанная в период жизненного и творческого выбора, также подводит к выводу: человек не должен бежать от жизни, как Алеко, надеясь на чудесную перемену в ней, а преодолевать и её невзгоды, и свои слабости. А в стихотворении «Пророк» (1826) речь уже не идёт о жизненных обстоятельствах или судьбе, равно как и о поэтическом поиске. Человек и поэт внимает воззванию Бога, и главное, что он должен осознать, это слова: «Исполнись волею моей». Это воззвание выше судьбы, оно означает постижение человеком своего назначения и следование ему. Высшего поэтического выражения мысль о призвании художника достигла в трагедии «Моцарт и Сальери» в тезисе: «Гений и злодейство две вещи несовместные».

Таким образом, в подходе Пушкина к вопросу судьбы наблюдаются две особенности: во-первых, он понимал судьбу в своей жизни как призвание поэта творить и быть ему верным; во-вторых, всегда проявлял активное и твёрдое отношение к жизни, несмотря на сомнения, кризисы и невзгоды. Поэтому сложный жизненный опыт и глубокие размышления позволили Пушкину прийти к философским выводам о человеке и его отношении к жизни и судьбе вообще и высказать их в произведении, созданном именно на эту тему, - повести «Пиковая дама» (1833).

Б

1. Каковы два основных жизненных принципа Пушкина?

2. В каких произведениях Пушкина воплощен мотив безусловного принятия человеком жизни?

 

Повесть А.С.Пушкина «Пиковая дама»

Относительно времени написания повести нет полной ясности: учёные сходятся во мнении, что оно написано, вероятно, в октябре 1833 г. в Болдине, но всё же не могут назвать точно дату, поскольку рукопись её не обнаружена. Видимо, содержание «Пиковой дамы» настолько серьёзно и важно для Пушкина, что он долго вынашивает замысел и держит его в стороне от других, чтобы лучше обдумать повесть, не отвлекаясь на слишком поспешные суждения.

Интрига повести, положенная в основу сюжета, взята Пушкиным из устного рассказа князя С.Г.Голицына, приятеля поэта, о своей бабушке Наталье Петрове Голицыной и секрете трёх выигрывающих карт, которым она якобы владела. Рассказ Голицына послужил поводом для мистической истории о молодом офицере, одержимом желанием выиграть в карты состояние, преступающем моральные и нравственные нормы ради его достижения, и трёх таинственных картах, знание которых должно обеспечить выигрыш. Для того чтобы выведать секрет трёх карт, Германн – герой повести – обманывает доверие Лизы, воспитанницы старой графини, хозяйки тайну, и становится невольной причиной внезапной смерти самой графини. Призрак графини, явившись ночью Германну, сообщает ему три карты и, казалось бы, владея секретом, Германн выиграет себе состояние.

–—

Прочитайте повесть А.С.Пушкина «Пиковая дама» и выполните задания:

1. Согласны ли вы с утверждением П. Анненкова, что «Пиковая дама» – это «легкий фантастический рассказ»? Обоснуйте свою точку зрения.

2. Известно, что в основу сюжета повести положена история, рассказанная Пушкину князем С.Г.Голицыным: тот однажды проигрался в карты, пошел просить помощи у бабушки Натальи Петровны Голицыной; она отказала внуку в деньгах, но рассказала секрет трёх карт, переданный ей знаменитым графом Сен-Жерменом; внук поставил на эти карты и выиграл. Что и почему изменил Пушкин в этой истории?

3. Как вы думаете, в чём смысл сопоставления Германна с Наполеоном?

4. Объясните, печать каких «трёх злодейств» лежит на Германне.  

5. Можно ли Германна считать романтическим героем? Обоснуйте свою точку зрения.

6. Что для Германна означает игра? Только ли карточная игра имеет значение в его жизни? Пясните свою позицию.

7. Какова роль образа Лизы в повести? Чем похожа героиня на свою предшественницу из повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» и чем отличается от неё?

8. Зачем автор приводит подробное описание комнаты старой графини? Отвечая на вопрос, приводите примеры из текста повести.

9. Как воплощается в повести тема судьбы?

10. Объясните смысл названия повести.

 

 

Проанализируйте результаты выполнения заданий 1 -- 10:

- Какая общая цель объединяет эти вопросы и задания?

- Сколько заданий вам удалось выполнить правильно?

- Вы справились с заданиями самостоятельно? Обращались за помощью? К каким источникам? Чем был обусловлен их выбор?

- Какие вопросы вызвали затруднения? Почему?

- Какие вопросы показались слишком легкими? Почему?

- Какие вопросы с к прочитанному стихотворению могли бы задать вы?

 

 

—–

Что привлекает нас в этой повести? Занимательность и таинственный сюжет? Безусловно, однако за фасадом событий находится философская концепция, касающаяся самого основного вопроса жизни: что управляет ею – обстоятельства, суть которых скрыта, или сам человек способен и должен рассчитывать на себя, то есть принять на себя ответственность за свои решения. Обратите внимание на то, что Германн, с одной стороны, понимает условность карточной игры, где человек зависит от случая, он не играет, подобно своим приятелям, а только наблюдает за игрой, объясняя это разумно: «… я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее». Из слов Германна ясно, что молодой офицер полагается на себя и своё усердие в жизни, и искушение игры над ним не властно.

Искушение, тем не менее, подстерегло Германна в другом, оно поманило героя обещанием верного выигрыша и даже посулило ему гарантию: надо лишь добыть секрет трёх карт. И воля Германна переместилась с твёрдого намерения пробиваться в жизни своими усилиями на маниакальную решимость во что бы то ни стало получить эту гарантию. Как мы видим, ничего не изменилось и карточная игра по-прежнему искушает человека: только раньше он сам обманывался, а теперь, когда он не хочет рисковать, искушение выступает в более тонком обличии, предлагая точный выигрыш, без усилия, мысли, риска, потерь. Ю.М.Лотман писал, анализируя «Пиковую даму»: «игрок играет не с другим человеком, а со Случаем», - именно в этом состоит природа искушения игрой, ведь человек никогда не знает, что стоит за нею и какие факторы руководят её исходом.

Пушкин в образе Германна отчетливо показал современного человека в исторической обусловленности его характера. Времена слепой веры в удачу, бесшабашного поведения прошли, и на авансцену истории вышел расчётливый и сухой делец, без нравственных норм и идеалов. Однако проблема выбора осталась перед человеком по-прежнему актуальной, то есть он во все времена принуждён решать, какой путь избрать: отдаться на волю случая, передоверить свою жизнь неизвестности, вмешательству чужой воли или быть самим собой, неуклонно следуя своей судьбе, понимая её не как мистическую предопределённость, а как реальные условия жизни, которые следует принимать и преодолевать её трудности.

Трудно, не будучи Германном, почувствовать, какая бездна ужаса разверзлась перед ним, когда вместо туза, в спокойной уверенности ожидаемого героем, на карточный стол легла пиковая дама: «ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась». Что значила эта насмешка? Сошедший с ума Германн, в больнице пытается это выяснить, бесконечно и «необыкновенно скоро» повторяя названия карт: «Тройка, семёрка, туз!» - это то, в чём он был уверен, и «Тройка, семерка, дама!..» - то, что вышло в реальности.

Новаторство Пушкина проявилось в том, что он намеренно не разделяет отчетливой линией реальное и фантастическое: существует ли вообще тайна трёх карт или это легенда? Утаила ли старуха-графиня секрет, унеся его с собой, или она, в самом деле, умерла от страха? Привиделся ли призрак старухи ночью Германну? Кажется ли ему, что она насмешливо смотрит на него из гроба и с карты? Назначение этого художественного приёма в том, чтобы заставить читателя следить за развитием нравственной мысли произведения, а не воспринимать описанное только как мистическую историю или пародию на неё. Читатель должен увидеть не столько игру фантазии автора, сколько осознать закон, запрещающий смешивать здоровую, чистую жизнь и преступление. Этот закон высказан Пушкиным в начале VI части повести: «Две неподвижные идеи не могут вместе существовать в нравственной природе, так же, как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место».

В «Пиковой даме» Пушкин-прозаик достигает творческой зрелости, с большой достоверностью и убедительностью создавая характеры своего времени и портреты героев, отстоящих на  60 лет, персонажей из XVIII в. Многочисленны и при этом очень точны детали быта, поведения, нравов современников Пушкина, верны и тонки психологические замечания. Автор с иронией изображает вздорность старухи, с сочувствием – положение  Лизы, с светским бесстрастием – офицеров, с беспощадной разоблачительностью – Германна. Повествование погружено в культурную атмосферу XVIII и XIX вв. и изобилует символическими чертами, побуждающими к поиску дополнительных смыслов повести.

Б

1. Перечислите главные философские проблемы повести?

2. В чём состоит историческая обусловленность характера Германна?

3. В чём заключается суть нравственного выбора, который предстояло сделать Германну?

4. С какой целью Пушкин объединяет в повести реальное и фантастическое?

5. Охарактеризуйте роль иронии в повествовании?

 

Основные темы и образы творчества Пушкина 1820-х гг.

Основные темы поэзии Пушкина в 1820-е гг. – тема поэта и поэзии, тема героя времени – современного человека -  и тема любви. Поэтическая разработка этих тем осуществляется в рамках темы, пронизывающей всё творчество Пушкина – темы России. В ранний период творчества, до 1820 г., Пушкин искал свой индивидуальный стиль, учился у выдающихся русских поэтов – Г.Р.Державина, В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова, сочинял гражданскую, свободолюбивую лирику. Первое крупное произведение Пушкин создал в 1820 г. – волшебную поэму «Руслан и Людмила». Она стала значительной вехой, разделившей большие периоды творчества Пушкина: она была закончена 26 марта 1820 г., то есть до ссылки, которая началась в мае; эпилог к поэме Пушкин написал 26 июля, когда был уже далеко от Петербурга, а в августе поэма была издана.

В поэме «Руслан и Людмила» Пушкин выводит новый образ – образ автора, необходимый для организации повествования. Образ автора в поэмах был обязательным художественным средством, поскольку благодаря ему поэт мог передавать связный рассказ о событиях и выражать к ним своё отношение. Самым ярким мастером поэмы считался Байрон, чьи произведения служили примером и образцом для современных поэтов. У Пушкина, тем не менее, образ автора в «Руслане и Людмиле» отличался от байроновского: у Байрона этот образ часто сливался с главным героем и со всей художественной тканью поэмы, образ автор у Пушкина выполняет отдельную роль, связывая собой разные исторические времена – Киевскую Русь Владимира Красное солнышко и пушкинскую современность. У Пушкина образ автора вторгается в повествование, показывая этим широкий исторический диапазон поэмы. Иногда он это делает иронически:

Я каждый день, восстав от сна,

Благодарю сердечно Бога

За то, что в наши времена

Волшебников не так уже много. –

В других случаях благодаря образу автора Пушкин включает в повествование современность и оживляет внимание читателя:

Но что-то добрый витязь наш?

Вы помните ль нежданну встречу?

Бери свой быстрый карандаш

Рисуй, орловский, ночь и сечу!

В начале 1821 г. Пушкин создаёт свою первую поэму из современной жизни – «Кавказский пленник», к которой современники отнеслись одновременно с восторгом и критикой. Главные споры вызывал образ Пленника, удививший многих: ожидалось, что Пушкин, следуя романтической традиции и байроновским поэмам, создаст образ порывистого героя, исполненного страстей и неукротимых желаний. Однако Пленник разочаровывал своей неромантической апатией и равнодушием к собственной судьбе – так Пушкин понимал современного национального героя, тип которого нуждался в глубоком постижении и разработке.

В 1823 г. Пушкин-поэт переживает кризис, вызванный тяжёлыми сомнениями в  возможности для поэзии оказывать эффективное влияние на людей, в том, что люди нуждаются в любви, свободе, что жизнь заслуживает серьезного отношения. Поэтому предельно актуальной становится тема современного человека, героя времени, поскольку только её раскрытие позволило бы Пушкину ответить на свои сомнения. Это явилось главной причиной, обусловившей начало работы над романом «Евгений Онегин». Двумя основными образами, которые заложили фундамент проблематики современного человека, стали образ героя времени и образ автора. Вскоре после начала «Евгения Онегина» роман обогатился третьим центральным образом, выразившим тему любви, - образом Татьяны Лариной, в которой угадываются некоторые черты Людмилы из поэмы «Руслан и Людмила».

Б

1. Как проявляется новаторство Пушкина в создании образа автора в поэме «Руслан и Людмила»?

2. Чем Пленник не похож на традиционного романтического героя?

3. В чём выразился творческий кризис Пушкина в 1823 году? 

 

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (1823-1830)

История создания романа

Пушкин писал роман «Евгений Онегин» 7 лет, 4 месяца и 17 дней, начав его 9 мая 1823 г. в Кишиневе и закончив 25 сентября 1830 г. в Болдине. Однако после окончания романа вчерне Пушкин 5 октября 1831 г. включает в текст романа письмо Онегина Татьяне, тем самым придав ему окончательную форму. В завершённом виде роман состоит из 8 глав, хотя изначальный план включал 9 глав, и ещё осенью 1830 г. Пушкин намеревался сохранить его и даже начал писать ещё одну, 10-ю главу романа. Однако затем поэт исключил странствия героя из текста романа, а вместе с ними и 9-ю главу, начатую же 10-ю главу сжёг в ночь на 19 октября 1830 г.

Пушкин работал над главами романа в Кишиневе, Одессе, Михайловском, Болдине и по мере их готовности, издавал роман отдельно по главам, начиная с 1825 г. Благодаря этому сложилась уникальная ситуация, когда читающая Россия ожидала появления новых глав, критики обсуждали сюжет и героев, идеи романа и старались предугадать его продолжение. Особенно интригующим для читателей оказался конец 5-й главы, ссора Ленского с Онегиным и многозначительная фраза в конце:

Две пули – больше ничего –

Вдруг разрешат судьбу его.

Последняя 8 глава вышла в 1832 г., таким образом общество будто было свидетелем самого процесса его написания, что делало роман особо актуальным и, конечно, помогало автору, поскольку он постоянно ощущал интерес к своей работе. Полностью роман впервые был издан в марте 1833 г., Пушкин составил примечание к изданию, после чего больше как автор к тексту романа не возвращался.

–—

Прочитайте роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и выполните задания:

1. Охарактеризуйте систему образов романа. Какое место в этой системе занимает образ автора? Какие ипостаси имеет этот образ в романе?

2. Какова роль лирических отступлений в романе? Перечислите основные темы лирических отступлений. Как меняется их содержание и тональность на протяжении романа? Почему?

3. Какие изобразительные средства, композиционные и художественные приемы придают роману характер непринужденной болтовни автора с читателем («забалтываюсь донельзя», – писал Пушкин о работе над романом)? Как вы думаете, зачем Пушкин создаёт эту атмосферу непринуждённого разговора?

4. Пушкин ценил в литературе «разнообразные и многосторонние характеры». Распространяется ли этот принцип создания образов героев на роман «Евгений Онегин»? Обоснуйте свою точку зрения.

5. Как вы думаете, какого героя (героев) романа «Евгений Онегин» характеризует Ю.М.Лотман: «светский фат, щёголь, пустой человек, “разочарование” которого – дань поверхностной моде, плохо образованный, не способный к умственному труду, преданный светским удовольствиям»; «умный человек, который “жил и мыслил”, понял людей и их общество и горько в них разочаровался»? Обоснуйте свою точку зрения.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1179; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!