Формирование позиции Пушкина в жизни и её проявление в поэзии 3 страница



6. В чём причина «душевного недуга» Онегина? Есть ли в романе указания на возможные способы борьбы с этим недугом? Избавился ли Онегин от «хандры»? Отвечая на вопросы, опирайтесь на текст произведения.

7. С какой целью Пушкин посвящает первую главу изображению детства и юности Онегина? Согласны ли вы с утверждением исследователей, что тон этой главы ироничен? Обоснуйте свою точку зрения.

8. Чем похожи и чем различаются Онегин и Ленский? В чём смысл сопоставления и противопоставления героев?

9. Под влиянием каких противоположных культурных традиций формировался характер Татьяны? В чём своеобразие её характера? Отвечая на вопросы, опирайтесь на текст произведения.

10. Чем похожи и чем различаются Татьяна и Онегин? Почему драматически завершилась история их любви?

11. Чем похожа Татьяна на известных вам героинь Пушкина (Маша Миронова, Мария Троекурова) и чем отличается от них?

12. Согласны ли вы с утверждением В.Г.Белинского, что Пушкин «вывел из моды и чудовищ порока, и героев добродетели, рисуя вместо них простых людей»? Обоснуйте свою точку зрения.

13. В чём особенность композиции романа? В чём своеобразие его начала и финала? Какова роль «зеркальных» эпизодов и сцен?

 

Удалось ли вам выполнить задания самостоятельно? Если вы обращались за помощью к источникам, обоснуйте их выбор.   

—–

Пушкин начинает роман с ироничной характеристики героя: он поначалу представлен как «молодой повеса», ждущий смерти дяди и его наследства – такова первая строфа. Со второй строфы повествование открывается с рождения Онегина, и с этого момента в тексте происходит постепенное становление романного героя и начинается серьёзный разговор Пушкина с читателем об истории жизни и любви своего современника.

I

«Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог.

Его пример другим наука;

Но, боже мой, какая скука

С больным сидеть и день и ночь,

Не отходя ни шагу прочь!

Какое низкое коварство

Полуживого забавлять,

Ему подушки поправлять,

Печально подносить лекарство,

Вздыхать и думать про себя:

Когда же чёрт возьмет тебя!»

II

Так думал молодой повеса,

Летя в пыли на почтовых,

Всевышней волею Зевеса

Наследник всех своих родных.

Друзья Людмилы и Руслана!

С героем моего романа

Без предисловий, сей же час

Позвольте познакомить вас:

Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы,

Где, может быть, родились вы

Или блистали, мой читатель;

Там некогда гулял и я:

Но вреден север для меня.

Заканчивается роман прощанием автора с читателем, со своим трудом, с воображением и вдохновением, сопровождавшими творческий процесс. Сравните резко противоположный тон начала романа, лёгкий и игривый в первой строфе, и интонации последних строф, исполненные поэтической грусти и уважения к герою. Всё содержание романа представляет собой длительный переход от поверхностного, небрежного взгляда на человека к ответственному и серьёзному к нему отношению.

XLIX

Кто б ни был ты, о мой читатель,

Друг, недруг, я хочу с тобой

Расстаться нынче как приятель.

Прости. Чего бы ты за мной

Здесь ни искал в строфах небрежных,

Воспоминаний ли мятежных,

Отдохновенья ль от трудов,

Живых картин, иль острых слов,

Иль грамматических ошибок,

Дай бог, чтоб в этой книжке ты

Для развлеченья, для мечты,

Для сердца, для журнальных сшибок

Хотя крупицу мог найти.

За сим расстанемся, прости!

 

L

Прости ж и ты, мой спутник странный,

И ты, мой верный идеал,

И ты, живой и постоянный,

Хоть малый труд. Я с вами знал

Всё, что завидно для поэта:

Забвенье жизни в бурях света,

Беседу сладкую друзей.

Промчалось много, много дней

С тех пор, как юная Татьяна

И с ней Онегин в смутном сне

Явилися впервые мне —

И даль свободного романа

Я сквозь магический кристалл

Ещё не ясно различал.

 

LI

Но те, которым в дружной встрече

Я строфы первые читал...

Иных уж нет, а те далече,

Как Сади некогда сказал.

Без них Онегин дорисован.

А та, с которой образован

Татьяны милый идеал...

О много, много рок отъял!

Блажен, кто праздник жизни рано

Оставил, не допив до дна

Бокала полного вина,

Кто не дочёл её романа

И вдруг умел расстаться с ним,

Как я с Онегиным моим.

 

Своеобразие жанра романа «Евгений Онегин»

Роман «Евгений Онегин» представляет собой жанр, не имеющий равноценных аналогов в мировой литературе, - роман в стихах. Жанровое определение своему произведению дал Пушкин в письме Вяземскому 1823 г.: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница! Вроде Дон-Жуана». Роман в стихах является редкой литературной формой, в которой сочетаются романный сюжет, что составляет особенность эпического рода литературы, и его изложение стихотворной речью. Такая жанрово-стилевая организация литературного произведения близка большой поэме, не случайно свою рукопись Пушкин сравнивает с поэмой Байрона «Дон-Жуан» (1818-1823). На замысел «Евгения Онегина повлияла и другая поэма Байрона – «Паломничество Чайльд-Гарольда» (1812-1818). Пушкина привлекли в поэмах Байрона типы героев, а также проблематика и крупная форма. Тем не менее, в отличие от произведений Байрона и других европейских поэм, «Евгений Онегин» является романом.

Поэма – это произведение с повествовательным сюжетом, излагаемым на фоне лирических переживаний, в тексте представляемых пространными лирическими отступлениями, песнями, стихотворениями и другими вставными элементами. Поэма, как правило, имеет стихотворную форму. Жанр поэмы менялся на протяжении развития  литературы: выделяют эпические античные поэмы, средневековые поэмы, поэмы эпохи Возрождения. Расцвета жанр поэмы достиг в начале XIX  в. в эпоху романтизма, в поэмах того периода преобладала социально-философская и нравственно-философская проблематика. В «Евгении Онегине» присутствуют очевидные черты поэмы, отчего современники поэта часто называли произведение поэмой. Во-первых, произведение изобилует авторскими отступлениями, которые в некоторых случаях носят лирический характер. Во-вторых, в роман включены фрагменты других жанров, таких как эпистолярный, элегический и фольклорный. В тексте романа приведены два письма, в 3-ей главе Татьяна Ларина пишет письмо Онегину, открывая ему своё чувство.

Письмо

Татьяны к Онегину

Я к вам пишу — чего же боле?

Что я могу ещё сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня,

Вы не оставите меня.

Сначала я молчать хотела;

Поверьте: моего стыда

Вы не узнали б никогда,

Когда б надежду я имела

Хоть редко, хоть в неделю раз

В деревне нашей видеть вас,

Чтоб только слышать ваши речи,

Вам слово молвить, и потом

Всё думать, думать об одном

И день и ночь до новой встречи.

Но, говорят, вы нелюдим;

В глуши, в деревне всё вам скучно,

А мы... ничем мы не блестим,

Хоть вам и рады простодушно.

 

Зачем вы посетили нас?

В глуши забытого селенья

Я никогда не знала б вас,

Не знала б горького мученья.

Души неопытной волненья

Смирив со временем (как знать?),

По сердцу я нашла бы друга,

Была бы верная супруга

И добродетельная мать.

 

Другой!.. Нет, никому на свете

Не отдала бы сердца я!

То в вышнем суждено совете...

То воля неба: я твоя;

Вся жизнь моя была залогом

Свиданья верного с тобой;

Я знаю, ты мне послан богом,

До гроба ты хранитель мой...

Ты в сновиденьях мне являлся

Незримый, ты мне был уж мил,

Твой чудный взгляд меня томил,

В душе твой голос раздавался

Давно... нет, это был не сон!

Ты чуть вошёл, я вмиг узнала,

Вся обомлела, запылала

И в мыслях молвила: вот он!

Не правда ль? я тебя слыхала:

Ты говорил со мной в тиши,

Когда я бедным помогала

Или молитвой услаждала

Тоску волнуемой души?

И в это самое мгновенье

Не ты ли, милое виденье,

В прозрачной темноте мелькнул,

Приникнул тихо к изголовью?

Не ты ль, с отрадой и любовью,

Слова надежды мне шепнул?

Кто ты, мой ангел ли хранитель,

Или коварный искуситель:

Мои сомненья разреши.

Быть может, это всё пустое,

Обман неопытной души!

И суждено совсем иное...

Но так и быть! Судьбу мою

Отныне я тебе вручаю,

Перед тобою слезы лью,

Твоей защиты умоляю...

Вообрази: я здесь одна,

Никто меня не понимает,

Рассудок мой изнемогает,

И молча гибнуть я должна.

Я жду тебя: единым взором

Надежды сердца оживи

Иль сон тяжёлый перерви,

Увы, заслуженным укором!

 

Кончаю! Страшно перечесть...

Стыдом и страхом замираю...

Но мне порукой ваша честь,

И смело ей себя вверяю...

В 8-ой главе сюжетная ситуация повторяется, но теперь уже Онегин, терзаемый любовью, признается в нёй Татьяне, величавой светской женщине, княгине, но для Онегина – прежней уездной барышне, некогда полюбившей его.

Письмо

Онегина к Татьяне

Предвижу всё: вас оскорбит

Печальной тайны объясненье.

Какое горькое презренье

Ваш гордый взгляд изобразит!

Чего хочу? с какою целью

Открою душу вам свою?

Какому злобному веселью,

Быть может, повод подаю!

 

Случайно вас когда-то встретя,

В вас искру нежности заметя,

Я ей поверить не посмел:

Привычке милой не дал ходу;

Свою постылую свободу

Я потерять не захотел.

Ещё одно нас разлучило...

Несчастной жертвой Ленский пал...

Ото всего, что сердцу мило,

Тогда я сердце оторвал;

Чужой для всех, ничем не связан,

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан.

 

Нет, поминутно видеть вас,

Повсюду следовать за вами,

Улыбку уст, движенье глаз

Ловить влюблёнными глазами,

Внимать вам долго, понимать

Душой всё ваше совершенство,

Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!

 

И я лишён того: для вас

Тащусь повсюду наудачу;

Мне дорог день, мне дорог час:

А я в напрасной скуке трачу

Судьбой отсчитанные дни.

И так уж тягостны они.

Я знаю: век уж мой измерен;

Но чтоб продлилась жизнь моя,

Я утром должен быть уверен,

Что с вами днём увижусь я...

 

Боюсь: в мольбе моей смиренной

Увидит ваш суровый взор

Затеи хитрости презренной —

И слышу гневный ваш укор.

Когда б вы знали, как ужасно

Томиться жаждою любви,

Пылать — и разумом всечасно

Смирять волнение в крови;

Желать обнять у вас колени

И, зарыдав, у ваших ног

Излить мольбы, признанья, пени,

Всё, всё, что выразить бы мог,

А между тем притворным хладом

Вооружать и речь и взор,

Вести спокойный разговор,

Глядеть на вас весёлым взглядом!..

 

Но так и быть: я сам себе

Противиться не в силах боле;

Всё решено: я в вашей воле

И предаюсь моей судьбе.

Перед дуэлью Онегина и Ленского Пушкин помещает в текст романа элегию Ленского, в которой передаются чувства молодого поэта в последнюю ночь его жизни и которая призвана выразить высшую степень мечтательного романтизма, сходящего с литературной сцены.

«Куда, куда вы удалились,

Весны моей златые дни?

Что день грядущий мне готовит?

Его мой взор напрасно ловит,

В глубокой мгле таится он.

Нет нужды; прав судьбы закон.

Паду ли я, стрелой пронзённый,

Иль мимо пролетит она,

Всё благо: бдения и сна

Приходит час определённый;

Благословен и день забот,

Благословен и тьмы приход!

 

XXII

Блеснёт заутра луч денницы

И заиграет яркий день;

А я, быть может, я гробницы

Сойду в таинственную сень,

И память юного поэта

Поглотит медленная Лета,

Забудет мир меня; но ты

Придёшь ли, дева красоты,

Слезу пролить над ранней урной

И думать: он меня любил,

Он мне единой посвятил

Рассвет печальный жизни бурной!..

Сердечный друг, желанный друг,

Приди, приди: я твой супруг!..»

И, наконец, в 3-ей главе смятённые переживания юной Татьяны, убегающей от встречи с Онегиным, перебиваются задорной песней девушек-крестьянок, собирающих в саду ягоды.

Песня девушек

Девицы, красавицы,

Душеньки, подруженьки,

Разыграйтесь девицы,

Разгуляйтесь, милые!

Затяните песенку,

Песенку заветную,

Заманите молодца

К хороводу нашему,

Как заманим молодца,

Как завидим издали,

Разбежимтесь, милые,

Закидаем вишеньем,

Вишеньем, малиною,

Красною смородиной.

Не ходи подслушивать

Песенки заветные,

Не ходи подсматривать

Игры наши девичьи.

Однако эти жанровые отступления тесно связаны с сюжетом, они составляют, как и остальные элементы сюжета, его часть, и не могут рассматриваться как вставные произведения, как это происходит в поэме. Что касается авторских отступлений, они также не оторваны от сюжета, нет ни одного текстового эпизода, в котором автор пишет о чём-нибудь совершенно отвлечённом, не связанном с основным повествованием, будь то характеристика героя, времени, литературы, истории и даже состояние дорог. Сюжет и отступления образуют единое повествовательное пространство, в  котором изображена картина России того времени.

Неизбежно возникает вопрос: почему Пушкин предпочёл стихотворную форму романа? Объяснения, что Пушкин был, прежде всего, поэт, недостаточно. Пушкин собрал малые и средние формы в русской поэзии и объединил их для широкого изображения российской действительности. С другой стороны, язык литературный прозы ещё находился в стадии формирования, и его дальнейшему развитию в 1830 гг. способствовали Пушкин, Гоголь, Лермонтов.

Б

1. Укажите жанровые признаки романа в стихах.

2. Чем похож роман в стихах на поэму и чем отличается от неё?

 

Сюжет и композиция романа «Евгений Онегин»

Сюжетной основой произведения является изображение российской жизни и природы. Изображение жизни российского общества сосредоточено на дворянском быте, нравах и культуре Петербурга, Москвы и провинции. Описание петербургской жизни занимает 1-ую и 8-ую главы, Москва показана во второй части 7-ой главы, основная, срединная часть романа отдана русской  деревне. Именно во 2-ой - 7-ой главах читатель погружается в поместную, помещичью жизнь, видит эпизоды крестьянского труда и быта, ощущает себя окружённым миром русской природы – в романе каждое событие сопровождается природными описаниями. В примечаниях к роману Пушкин написал, что в романе «время расчислено по календарю», указав этим замечанием на слитность в нём литературного и реального, исторического и природного, времени, что является ведущим принципом строительства сюжета романа: всё происходящее в нём не просто связано друг с другом, но и происходит так, как в самой действительности.

В романе две основные сюжетные линии: линия отношений «Онегин-Ленский» (тема дружбы) и линия отношений «Онегин-Татьяна» (тема любви). Дополнительными к линии любви являются отношения Ленского и Ольги, но их не следует считать самостоятельной сюжетной линией, поскольку они служат для более глубокого изображения темы любви в романе – её тайны и сущности. Обе основные сюжетные линии распределены в романе неравномерно. Завязка линии «Онегин-Ленский» происходит во второй главе, и она сразу же изображается как конфликтная:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой.

Конфликт сюжетно намечается после визита друзей к Лариным:

IV

Они дорогой самой краткой

Домой летят во весь опор.

Теперь подслушаем украдкой

Героев наших разговор:

— Ну что ж, Онегин? ты зеваешь. —

- «Привычка, Ленский». — Но скучаешь

Ты как-то больше. — «Нет, равно.

Однако в поле уж темно;

Скорей! пошел, пошёл, Андрюшка!

Какие глупые места!

А кстати: Ларина проста,

Но очень милая старушка;

Боюсь: брусничная вода

Мне не наделала б вреда.

 

V

Скажи: которая Татьяна?»

— Да та, которая, грустна

И молчалива, как Светлана,

Вошла и села у окна. —

«Неужто ты влюблён в меньшую?»

— А что? — «Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт.

В чертах у Ольги жизни нет.

Точь-в-точь в Вандиковой Мадонне:

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне».

Владимир сухо отвечал

И после во весь путь молчал.

Кульминация конфликта приходится на конец 5-ой главы, когда происходит ссора героев:

XLIII. XLIV

Буянов, братец мой задорный,

К герою нашему подвёл

Татьяну с Ольгою; проворно

Онегин с Ольгою пошёл;

Ведёт её, скользя небрежно,

И, наклонясь, ей шепчет нежно

Какой-то пошлый мадригал,

И руку жмёт — и запылал

В её лице самолюбивом

Румянец ярче. Ленский мой

Всё видел: вспыхнул, сам не свой;

В негодовании ревнивом

Поэт конца мазурки ждёт

И в котильон её зовёт.

 

XLV

Но ей нельзя. Нельзя? Но что же?

Да Ольга слово уж дала

Онегину. О боже, боже!

Что слышит он? Она могла...

Возможно ль? Чуть лишь из пелёнок,

Кокетка, ветреный ребёнок!

Уж хитрость ведает она,

Уж изменять научена!

Не в силах Ленский снесть удара;

Проказы женские кляня,

Выходит, требует коня

И скачет. Пистолетов пара,

Две пули — больше ничего —

Вдруг разрешат судьбу его.

Дуэль Онегина и Ленского и гибель последнего означают развязку конфликта:

XXIX

Вот пистолеты уж блеснули,

Гремит о шомпол молоток.

В гранёный ствол уходят пули,

И щёлкнул в первый раз курок.

Вот порох струйкой сероватой

На полку сыплется. Зубчатый,

Надёжно ввинченный кремень

Взведён ещё. За ближний пень

Становится Гильо смущенный.

Плащи бросают два врага.

Зарецкий тридцать два шага

Отмерил с точностью отменной,

Друзей развёл по крайний след,

И каждый взял свой пистолет.

 

XXX

«Теперь сходитесь».

Хладнокровно,

Ещё не целя, два врага

Походкой твёрдой, тихо, ровно

Четыре перешли шага,

Четыре смертные ступени.

Свой пистолет тогда Евгений,

Не преставая наступать,

Стал первый тихо подымать.

Вот пять шагов ещё ступили,


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 437; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!